Научная статья на тему:
«Использование технологии дифференцированного обучения на занятиях математики»
Подготовила: преподаватель математики I квалификационной категории
Кормилицына Елена Анатольевна
«К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой»
Джон Рёскин
Педагогическая технология дифференцированного обучения – это определенная система обучения, при которой каждый студент, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. В обучении математики дифференциация имеет особое значение, что объясняется спецификой самого учебного предмета. Ориентация же на личность студента требует, чтобы дифференциация обучения математике учитывала потребности всех студентов.
Известно, что все студенты разные - и по способностям, и по темпам продвижения, и по интересам и потребностям. В сложившихся условиях проведения практических занятий преподавателю приходится ориентироваться на «среднего» студента, не давая достаточную нагрузку «сильному» и не успевая достаточно объяснить и добиться усвоения материала «слабыми». И здесь большая роль отводится именно технологии дифференцированного обучения, которая предполагает учёт индивидуальных способностей и потребностей и проявляется в конкретизации целей, задач, содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса и требует разнообразия.
Различают два вида дифференциации.
Уровневая дифференциация выражается в том, что, обучаясь в одной группе, по одной программе и по одному учебнику, студенты могут усваивать учебный материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки.
Профильная дифференциация (или дифференциация по содержанию) предполагает обучение разных групп студентов по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объемом сведений и даже номенклатурой рассматриваемых вопросов.
Оба вида дифференциации сосуществуют и взаимно дополняют друг друга в общеобразовательном процессе математического образования.
В основе работы с использованием технологии дифференцированного обучения лежит изучение способности личности. В структуру математических способностей входят более десяти групп компонентов. Из них следует выделить две основные: быстроту освоения и активность мышления студента. Итак, в учебной группе можно сформировать три подгруппы студентов, по-разному относящихся к математике. Преподаватель сообщает студентам, в каких подгруппах они оказались, подгруппы соответствуют уровням А, В, С. Студенты знают, что состав каждой подгруппы не закреплён раз и навсегда. Со временем каждый их них может перейти из одной подгруппы в другую в соответствии с результатами обучения и собственным желанием.
Методика дифференцированной работы на практических занятиях.
1-й этап. Дифференцированная домашняя работа.
Первой подгруппе предлагается задание, соответствующее обязательным результатам обучения.
Второй подгруппе – такое же задание, к которому добавляется более сложная задача.
Третья подгруппа получает задание из учебника, дополненное задачами из различных пособий.
2-й этап. Учёт знаний студентов на практическом занятии.
На этом этапе в группе выделяются консультанты – студенты из третьей подгруппы. Сначала преподаватель проверяет их работу, затем они помогают проверять работу студентов из остальных подгрупп.
3-й этап. Организация базового повторения.
Преподаватель ликвидирует выявленные пробелы в знаниях теоретического материала, разъясняет недочёты и ошибки, допущенные студентами в самостоятельных и контрольных работах. Планируемый для повторения материал записывается на доске. Задания каждой подгруппе предлагаются разные.
4-й этап. Проверка усвоения пройденного материала.
Проверка включает самоконтроль и работу студентов-консультантов.
5-й этап. Изучение нового материала.
Дифференциация проявляется по отношению ко всем студентам уже со второго занятия по новой теме.
Участники первой подгруппы переходят от обязательных заданий к творческим, где необходимо размышлять.
Участники второй подгруппы сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы.
Участники третьей подгруппы снова и снова возвращаются к основным моментам.
6-й этап. Контроль знаний (проведение самостоятельных и контрольных работ).
Участники первой подгруппы выполняют задания по образцу.
Участники второй подгруппы выделяют главное в решении.
Участники третьей подгруппы работают с дополнительным материалом.
Хорошо продуманное и правильно проведённое внедрение дифференциации в учебный процесс позволяет осуществить следующие задачи:
1. Предотвратить появление пробелов в знаниях, умениях и навыках студентов, выровнить степень подготовки всей учебной группы.
2. Развить способности и интересы студентов.
3. Повысить качество знаний.
4. Более рационально использовать учебное время каждого студента.
5. Вовлечь всех студентов учебной группы в активную, напряженную умственную деятельность.
6. Устранить разрыв между фронтальными методами преподавания математики и индивидуальным характером знаний.
При дифференцированном обучении реализуется центральная идея базового образования – познание студентом себя, как человека, индивида, личности, субъекта отношений с миром.
При использовании технологии дифференцированного обучения внимание студентов на практических занятиях не падает, так как каждый занят выполнением посильного для него задания. Применение дифференциации при обучении математике в качестве одного из способов учёта индивидуальных особенностей студентов необходимо и возможно. Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, самостоятельного творческого мышления.
Разноуровневые задания облегчают организацию практических занятий в учебной группе, создают условия для продвижения студентов в учёбе в соответствии с их возможностями. У студентов, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед выполнением новых заданий. Всё это способствует активации мыслительной деятельности студентов, созданию положительной мотивации к обучению.
Литература:
1. Моргун, В.Ф. Интеграция и дифференциация образования: личностные и технологические аспекты / В.Ф. Моргун // Школьные технологии. – 2018. - № 3.
2. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология. Психология развития и возрастная психология/ И.В. Шаповаленко. – М: Гардарики, 2014 – 224 с.
3. Осмоловская, И.М. Дифференциация обучения: за и против / И.М. Осмоловская // Школьные технологии. – 2018. - № 6.
4. Осмоловская, И.М. Каждый школьник талантлив по-своему / И.М. Осмоловская // Директор школы. – 2015. - № 2.
5. Истомина, НБ. Контрольные работы / Н.Б. Истомина, Г.Г. Шмырёва. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2017.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.