Научная статья на тему: «Международные оценочные исследования как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников»
Оценка 5

Научная статья на тему: «Международные оценочные исследования как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников»

Оценка 5
docx
14.12.2023
Научная статья на тему: «Международные оценочные исследования как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников»
Формирование ФГ.docx

Международные оценочные исследования как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников

 

 

Требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования таковы, что наряду с традиционным определением «грамотность», появилось представление «функциональная грамотность». Функциональная грамотность -  это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений [1;35]. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение разным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

На первоначальном этапе преподавания самое главное – это совершенствовать умение каждого ребенка размышлять с помощью таких логических методов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, умозаключение, классификация, отвержение. Обдумывать информацию и понимать, зачем она потребуется в будущем, в рамках каждого из школьных предметов: русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира и так далее.

В современной школе основой функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре ключевые способности обучающегося: добывать новые знания; применять приобретенные знания на практике; оценивать свой уровень знаний; стремиться к саморазвитию. Основу функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные.

При образовании функциональной грамотности важно иметь в виду, что теория функциональной грамотности основывается на одном из известных международных оценочных исследований - «Международная программа оценки учебных достижений 15-летних учащихся (PISA)», которое проводится раз в три года и дает оценку способности школьников применять познания, мастерство и умения, приобретенные в школе для решения широкого спектра актуальных проблем в разных областях человеческой деятельности, кроме этого, в межличностном общении и социальных взаимоотношениях, а также TIMSS (оценка математической и естественнонаучной грамотности обучающихся 4, 8, 11 классов). Исследования проводятся раз в четыре года. Российские школьники принимали участие  во всех циклах исследования, проводимых в начальной и основной школе: в 8 классе (1995 г., 1999 г., 2003 г., 2007 г., 2011 г., 2015 г.), в 4 классе (2003 г., 2007 г., 2011 г., 2015 г.). В 11 классе TIMSS проводилось три раза (в 1995 г., 2008 г. и 2015 г.)[2].

В 2019 году в выборку международного исследования TIMSS попали две общеобразовательные организации Вахитовского и Приволжского районов. Исследования были проведены в мае 2019 года на базе МБОУ «Гимназия №52» Приволжского района и МБОУ «Лицей №5» Вахитовского района.

 «Изучение качества чтения и понимание текста» (PIRLS) -  мониторинговое исследование качества начального образования. Его цель - сравнить уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. В исследовании PIRLS оцениваются два вида чтения, которые чаще других применяются учащимися во время учебных занятий и вне школы:

·         чтение с целью приобретения читательского литературного опыта;

·         чтение с целью освоения и применения информации.

При чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:

·         нахождение информации, заданной в явном виде;

·         формулирование выводов;

·         интерпретация и обобщение информации;

·         анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. [3]

Сравнительное международное исследование PIRLS проводится, раз в пять лет. В данном исследовании принимают участие четвертые классы.

Результаты Российской Федерации в исследовании PIRLS

•PIRLS-2001 16 место среди 35 участников

•PIRLS-2006 1 место среди 45 участников

•PIRLS-2011 2 место среди 35 участников

•PIRLS-2016 1 место среди 50 участников

          Следует отметить, что российские школьники показывают очень хорошие результаты. Сравнительное международное исследование PIRLS-21 пройдет на базе Школы №14 Приволжского района.

     Подводя итоги, можно сказать, что для формирования функциональной грамотности нужно создать особую образовательную среду, не только на уроке, но и во внеурочное время.  Дети приходят в школу совершенно разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, быстро схватывающие и медлительные, аккуратные и неаккуратные. Но все они, без исключения, приходят в школу с огромным желанием хорошо учиться. Педагогам, следует научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни, поддержать их, развить, помочь ученикам жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой, цивилизацией, так как школа, в современном мире является очень важным источником формирования функциональной грамотности.

 

1.      А. А. Леонтьев «Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35

2.      www.fioco.ru

3.      https://ru.wikipedia.org/wiki/PIRLS

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Международные оценочные исследования как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников

Международные оценочные исследования как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников

Исследования были проведены в мае 2019 года на базе

Исследования были проведены в мае 2019 года на базе

Научная статья на тему: «Международные оценочные исследования как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников»

Научная статья на тему: «Международные оценочные исследования как основа формирования функциональной грамотности у младших школьников»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2023