Научная статья "Сущность и структура понятия "рефлексивные умения" педагогов"

  • docx
  • 06.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Статья Сущность и структура понятия «рефлексивные умения педагогов».docx

Сущность и структура понятия «рефлексивные умения педагогов»

 

Ситник Наталья Владимировна

Научная специальность:

5.8.1. Общая педагогика,

история педагогики и образования

Рефлексивные умения педагогов представляют собой неотъемлемую составляющую их профессиональной компетентности, определяющую качество образовательного процесса и взаимодействия с учащимися. Эти умения включают в себя способность анализировать и оценивать собственную деятельность, находить эффективные решения для возникающих проблем, а также адаптироваться к изменениям в образовательной среде.

Структура рефлексивных умений охватывает несколько ключевых компонентов: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный аспект подразумевает осознание и понимание процессов обучения и развития учащихся, а также критический анализ применяемых методов. Эмоциональный компонент связан с саморегуляцией и управлением своим состоянием, что позволяет педагогам сохранять мотивацию и позитивный настрой. Поведенческий аспект включает в себя активные действия, направленные на улучшение профессиональной практики и взаимодействие с обучаемыми.

Рефлексивные умения обеспечивают систему самосознания и саморазвития, способствуя повышению эффективности образовательного процесса и личностному росту. Способность анализировать, оценивать проделанную работу, сравнивать её, прогнозировать результаты влияния на ребёнка помогает педагогу на основе полученных выводов корректировать свою деятельность для достижения лучших результатов.

Рефлексирующий педагог – это думающий, осознающий, анализирующий, и исследующий свой опыт. Понятие «отрефлексировать» означает «пропустить через себя». Структура рефлексивной деятельности педагогов включает в себя следующие этапы:

1.     Транспозиционный. Педагог переходит из позиции субъекта, непосредственно осуществляющего профессиональную деятельность, в позицию субъекта, который анализирует её.

2.     Репродуктивный. Педагог восстанавливает всю последовательность выполненных действий и способов их осуществления.

3.     Аналитико-оценочный. Педагог осуществляет самоанализ и самооценку психофизиологических состояний, анализ и оценку эмоциональных реакций окружающих, а также анализ результатов педагогической деятельности.

4.     Результативный. Предполагает фиксирование результатов рефлексии эмоционального состояния, продуктов деятельности и способов деятельности.

5.     Прогностический. Рефлексия педагога направлена на прогнозирование будущей деятельности с учётом результатов рефлексии.

Некоторые рефлексивные умения педагогов:

·        умение ставить реальные цели как основу для оценки результативности своих действий;

·        умение прогнозировать свои действия, осуществлять контроль и самоконтроль;

·        умение изменять, адаптировать действия в зависимости от изменения условий для достижения оптимального результата;

·        умение осознавать выполненную работу и критичного отношения к своей деятельности;

·        умение обобщать опыт своей деятельности и применять опыт коллег;

·        анализировать свои мысли, действия, психологическое состояние и осмысливать представление о себе других людей;

·        проявлять высокую педагогическую готовность к выполнению своих должностных обязанностей;

·        осуществлять эмпатийное понимание, владеть коммуникативными и организационными способностями, поддерживать благоприятный психологический климат, создавать рабочее настроение в коллективе.

Своевременная диагностика рефлексии педагогов позволяет определить уровень рефлексивных способностей и развивать их в процессе работы. В современной психолого-педагогической науке разработаны плодотворные идеи, раскрывающие сущность и структуру рефлексии (М.Р. Бекова, В.Ю. Дударева, М.С. Мириманова, И.В. Семенов и др.), возможности ее изучения и развития (Т.М. Алиева, А.В. Карпов и др.). Особое внимание исследователи обращают на значение, особенности проявления и развития рефлексии педагогов (Н.В. Гончарова, Н.В. Емелина, О.Е. Кузовенко, В.В. Маркова, А.М. Медведев, Т.В. Савинова, В.В. Шутова и др.). Н.В. Емелина рассматривает рефлексию как результат самопознания, выраженный в форме определенных субъективных суждений. Объектом самопознания выступает сама личность в совокупности свойственных ей свойств, способностей, а также выполняемые действия и сама деятельность. М.С. Мириманова определяет рефлексию как способность смотреть на себя со стороны. При этом можно пытаться наблюдать за собой как за неким объектом или же приходить к пониманию себя посредством другого человека благодаря социальной рефлексии, моделируя в своем сознании представление о себе, имеющееся у окружающих. М.И. Каргин обращает внимание на то, что рефлексия позволяет понять себя с позиции другого человека, оценить собственные поступки, рассмотреть достоинства и недостатки собственного поведения, перестроить их. Рефлексия — важнейший механизм проникновения во внутреннее состояние человека. Она не свойственна людям с рождения, а развивается на всех этапах онтогенеза. М.Р. Бекова раскрывает сложную структуру рефлексии, представленную совокупностью мотивационно-эмоционального (стремление к самопознанию и самоанализу, стремление изменить себя для достижения наилучшего результата), когнитивного (знание, раскрывающее теоретические основы рефлексии, и способность, лежащая в основе практических действий рефлексивной деятельности) и оценочного (критериально-оценочная система, показатели оценки) компонентов. В исследованиях А.В. Карпова обосновывается идея о том, что рефлексия, как синтетическая психическая реальность, должна изучаться дифференцированно, в трех базовых аспектах, соответствующих трем основным модусам психического — как психический процесс, как психическое свойство и как психическое состояние. По мнению автора, рефлексивность как психическое свойство представляет собой одну из основных граней той интегративной психической реальности, которая соотносится с рефлексией в целом. В рамках данного исследования мы придерживаемся мнения о том, что рефлексия — это процесс познания себя, направленный на анализ своих эмоций, поведения, состояния. Рефлексия развивает умение видеть себя со стороны, позволяет замечать свои недостатки, тем самым работать над собой и самосовершенствоваться, эффективно взаимодействовать в обществе, профессиональной деятельности. Рефлексивность рассматривается как свойство личности. С одной стороны, она включает способность к самовосприятию содержания своей собственной психики и его анализу, с другой — способность к пониманию психики других людей. Исследование и развитие способности к рефлексии является важной задачей современного педагогического образования. Сущность данного процесса заключается в развитии у педагога понимания себя, своих внутренних качеств и характеристик, в способности к апробации новых форм поведения в стремительно меняющихся условиях современного образования, в построении позитивной Я-концепции путем самопознания и анализа себя как субъекта педагогической деятельности. Следовательно, образовательная организация рассматривается не только как учреждение для формирования личностных качеств обучающихся, но и как место для саморазвития и дальнейшего профессионального роста. Н.В. Емелина отмечает, что рефлексия применительно к педагогам выступает средством анализа, оценки и корректировки выполняемой деятельности. Она позволяет понять суть профессиональной деятельности, осознать свои недостатки, причины их появления, наметить пути саморазвития и саморегуляции собственного поведения, определить направления повышения эффективности выполняемой деятельности. Педагогическая рефлексия актуализируется в затрудненной педагогической ситуации, где имеется проблемное поле, которое нуждается в коррекции. Сложившаяся затруднительная ситуация требует от педагога отклонения от привычного хода деятельности, пересмотра профессиональных действий, анализа ситуации, самопознания себя в ней, поиска способов решения проблемы, самосовершенствования по изменению схем деятельности и мысли, коррекции деятельности. На важность развития профессиональной рефлексии указывает О.Е. Кузовенко. Автор подробно раскрывает способы активизации рефлексивной деятельности педагогов. Т.В. Савинова, Р.Р. Сюбаева акцентируют внимание на значении рефлексии в деятельности педагогов. Авторы указывают, что рефлексия занимает важное место в структуре педагогической работы, выражаясь в ее осмыслении, самоанализе и коррекции своих внутренних состояний, чувств, переживаний и формулировании соответствующих выводов. Сформированные навыки рефлексии способствуют глубокому осознанию себя, своих способностей, профессиональных предпочтений и профессиональных компетенций, становясь основой профессионального становления и саморазвития. Развитие рефлексии в работе педагогов предусматривает учет динамичности, стадийности и нелинейности данного процесса, а также совокупность условий и приемов по активизации рефлексивной деятельности в образовательном процессе. Рефлексия оказывает значительное влияние на развитие педагога как профессионала. Она помогает осознать себя в рамках выполняемой профессиональной деятельности, оценить собственные возможности и способности, определить внутренние резервы, необходимые для саморазвития. Рефлексия способствует накоплению новых представлений о себе как личности и профессионале, стимулирует личностную и профессиональную активность в результате сформированных в ходе рефлексивной деятельности умозаключений, способствует наращиванию профессионального опыта и процесса саморазвития посредством обозначения путей личного и профессионального самосовершенствования, в целом содействуя профессиональному развитию педагога. Однако уровень сформированности рефлексивных умений и навыков у педагогов может быть различен. Низкая способность к рефлексии затрудняет процесс самосовершенствования, самопонимания и самораскрытия. У таких учителей отмечается отсутствие стремления к самосовершенствованию, сложности осознания собственных способностей, профессиональных возможностей, мира педагогической и социокультурной реальности. У педагогов, относящихся к данной группе, рефлексия направлена на имеющийся собственный опыт, который зачастую формируется посредством влияния окружающих. Редко наблюдается субъективная рефлексия — себя, собственных действий, средств реализации профессиональной деятельности. Низкая рефлексивность учителей проявляется в низком уровне рефлексивной деятельности в целом, сложностях самоопределения, планирования собственной деятельности, оценке результатов, проведения оценочно-критической деятельности, отмечается недостаточная степень самооценки сформированности профессиональной компетентности. По перечисленным причинам нарушаются механизмы рефлексии, снижается процесс эффективного формирования профессиональных компетенций, что способствует ограничению успешности профессиональной деятельности. В связи с этим особое внимание необходимо уделять своевременной диагностике рефлексии учителей. Диагностика является инструментом, позволяющим наиболее полно понять степень развитости рефлексивных способностей педагогов. Учитывая сложность и многоплановость феномена рефлексии, в современной науке накоплено множество методов и разнопланового диагностического инструментария. Наиболее информативными и объективными методиками диагностики рефлексивных способностей педагогов являются методики, авторами которых являются О.С. Анисимов, Е.Е. Рукавишникова, А.В. Карпов и другие. Используя разнообразный диагностический инструментарий, можно понять наличие недостатков в развитии рефлексии педагогов, спроектировать развивающую работу и скорректировать выявленные проблемы.

работы