Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"
Оценка 5

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Оценка 5
Научные работы
docx
воспитательная работа
4 кл
06.06.2018
Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"
Эта научная работа дает подробное представление метода проектов, описывая историю метода, его характеристику, классификацию проектов и особенности реализации метода в начальной школе. Также приводятся в пример методические рекомендации к проекту "Хлеб - всему голова", его актуальность, цели и задачи, УУД , формируемые в ходе проекта и варианты реализации проекта на различных дисциплинах и во внеурочной деятельности.
научная работа.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Школа № 98 городского округа Самара  Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС                                                                                                                                                                                                                   Выполнила: С.М. Шеина, учитель                                                                                           начальных классов                                                                                           высшей категории Самара, 2018 Содержание МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ........................1 ШКОЛА № 98 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА..........................................................1  ВЫПОЛНИЛА: С.М. ШЕИНА, УЧИТЕЛЬ....................................................................1 ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3 ГЛАВА 1. МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ...................................................................................................................................5 1.1. Из истории метода проектов............................................................................5 1.2. Характеристика метода проектов...................................................................6  1.3. Классификация проектов................................................................................9 1.4. Особенности реализации метода проектов в начальной школе..................11 ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОТ ПРОЕКТНОГО  МЕТОДА НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»...................................12 2.1. Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся в ходе  проекта....................................................................................................................12 2.2. Актуальность проекта....................................................................................13 2.3. Общие цели тематического изучения хлеба.................................................15 2.4. Направления изучения хлеба на различных дисциплинах...........................16 2.5. Вариант исследовательского проекта...........................................................22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................24 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................................25 Введение     Совершенствование структуры и содержания общегo образования на этапе егo   модернизации   и   внедрения   ФГОС   второго   поколения   предполагaет переход   школы   от   навыково­знаниевой   к   личностно­развивающей   модели обучения. Изменение базовых целей обучения, ориентация, прежде всегo, на развитие личности ребенка, реализацию егo субъектной позиции в учебном процессе,   поддержку   индивидуальности   каждогo   учащегocя   определяет   и переориентацию   в   педагoгической   деятельности   учителя.   Иными   словами, учитель   должен   владеть   личностно­ориентированным,   развивающими   учитывающими   различный   уровень образовательными   технологиями, гoтовности к обучению в школе, не одинаковый социальный oпыт, отличия в психофизическом развитии детей.     Актуальными   становятся   задачи   воспитания   личности,   способной   адаптироваться в условиях постоянно меняющегося мира и находить решения в любых жизненных и профессиональных ситуациях. Современная   школа   диктует   необходимость   такой   организации образовательного   процесса,   где   ведущей   целью   становится   развитие способностей   и   познавательных   интересов   школьников,   научить   каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в самоопределении. С   целью   достижения   личностных,   метапредметных   и   предметных   результатов   образования   не   достаточно   изменить   содержание,   необходимо изменить   технологии   обучения.   Рассмотрим   технологию   проектного обучения.       Проектная   исследовательская   деятельность   учащихся   прописана   в   стандарте образования. Об этом же говорилось еще и на заседании Совета при Президенте   РФ   по   реализации   приоритетных   национальных   проектов   и демографической политике 13 сентября 2007 года по определению подходов к   формированию   современной   модели   образования,   отвечающей   задачам концепции   долгосрочного   социально­экономического   развития   Российской Федерации до 2020 года.       Таким   образом,  актуальность  технологии   проектного   обучения для современного   образования   определяется   его   многоцелевой   и   а   также   возможностью   её многофункциональной   направленностью, интегрирования   в   целостный   образовательный   процесс,   в   ходе   которого наряду   с   овладением   учащимися системными   базовыми   знаниями   и ключевыми   компетенциями   происходит   многостороннее   развитие   растущей личности. Цель работы: поэтапное ознакомление с  содержанием проектной технологии обучения   в   школе,   а   также   выработка   умений   использовать   проектную технологию в образовательной практике.  Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:  проанализировать опыт, изложенный в педагогической литературе;   выделить основные возможности, а также проблемы данного метода;   изучить содержание данной технологии;   раскрыть способы внедрения метода проектов в обучение школьников на современном этапе. Глава 1. Метод проектов как современная образовательная технология 1.1.  Из истории метода проектов        Этот метод возник  во 2­й половине XIX века в сельскохозяйственных школах   США   и   был   затем   перенесен   в   общеобразовательную   школу. Американский педагог У.X. Килпатрик (ученик Дж. Дьюи) считал, что основу школьных   программ   должна   составлять   опытная   деятельность   ребенка, связанная с окружающей его реальностью и основанная на его интересах. Ни государство, ни учитель не могут заранее вырабатывать учебную программу, она создается детьми совместно с учителями в процессе обучения и черпается из окружающей действительности.            «У.X.   Килпатрик   различал   4   вида   проектов:   созидательный (производительный),   потребительский,   проект   решения   проблемы,   проект­ упражнение.   Основная   задача   проектов   —   вооружение   ребенка инструментарием для решения проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях. В 20­х годах XX века метод проектов был признан близким целям построения социализма и начал применяться в отечественных школах. Однако универсализация   данного   метода,   отказ   от   систематического   изучения учебных   предметов   привели   к   снижению   уровня   общеобразовательной подготовки   детей,   и   данный   метод   был   исключен   из   школы   вместе   с   его преимуществами.   Сегодня   в   стране   происходит   возрождение   метода проектов» [5, С. 337].          «Возможно   ли   объединение   классно­урочной   и   проектной   формы занятий?», — такой вопрос выносит А.В. Хуторской — автор современного учебника по дидактике — как тему для обсуждения со студентами [10; С. 186]. И действительно для современных реформ в образовании этот вопрос является,   пожалуй,   центральным.   Ведь,   как   писал   выше   указанный   автор, использование   метода   проектов   в   практике   советской   школы   привело   «к снижению  уровня общеобразовательной   подготовки  детей,  и  данный  метод был   исключен   из   школы   вместе   с   его   преимуществами»   [10;   С.   95]. «Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор   до   недавнего   времени   в   России   больше   не   предпринималось   сколько­ нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике» [10; С. 103].  1.2.  Характеристика метода проектов       Проект   от   лат.   “projektus”   означает   буквально   “выброшенный   вперед”. Французское   слово   “projet”   переводится   как   “намерение,   которое   будет осуществлено в будущем”.       Образовательный   проект   —   это   форма   организации   занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по   получению   образовательной   продукции   за   определенный   промежуток времени — от одного урока до нескольких месяцев.     К организации проекта предъявляются следующие требования:  1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе — разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов. 2. Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся — одноклассников, родителей, знакомых.  3.   Работа   по   проекту   является   исследовательской,   моделирует   работу   в научной лаборатории или иной организации.  4.   Проект   педагогически   значим,   то   есть   учащиеся   приобретают   знания, строят   отношения,   овладевают   необходимыми   способами   мышления   и действия.  5. Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.  6.   Проект   ориентирован   на   решение   конкретной   проблемы,   его   результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.  7. Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы. В целом при работе над проектом учитель:  ­ помогает ученикам в поиске нужных источников;  ­ сам является источником информации;  ­ координирует весь процесс;   ­ поощряет учеников;   ­ поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы       учеников над проектом.  Проектное обучение стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:  ­ личностно ориентировано;  ­ использует множество дидактических подходов;  ­ само мотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в  работу по мере её выполнения;  ­ поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и  психомоторной областях на всех уровнях ­ позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;  ­ приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.  Последовательность работы над проектом по В.В. Гузееву [5, С. 196—197].    Стадия   работы над проектом  Содержание работы на этой стадии  Подготовка  Определение   темы и целей проекта      Деятельность учащихся  Обсуждают предмет учителем получают необходимости дополнительную информацию. Устанавливают цели    с и при Деятельность учителя  Знакомит со смыслом проектного   подхода и мотивирует учащихся.   Помогает в постановке целей    Планирование   Определение   Определение а) источников информации  б)   Определение способов   сбора   и анализа информации в) способа представления результатов (формы отчета)   Установление г) процедур и критериев   оценки результатов и процесса  д)   Распределение задач (обязанностей)   между команды  членами     Вырабатывают план   действий. Формулируют задачи    идеи, Предлагает высказывает предположения  Исследование Сбор   информации,Выполняют Наблюдает, советует, Основные решение промежуточных задач. инструменты, интервью,   опросы, наблюдения, эксперименты  Анализ информации. Формулирование выводов Возможные   формы представления результатов (отчёта):   устный отчет, устный отчет с   демонстрацией материалов, письменный отчёт Результаты и/или выводы Представление или отчёт Оценка результатов   и процесса   исследование, решая промежуточные задачи  косвенно   руководит деятельностью  Анализируют информацию Наблюдает, советует Отчитываются, обсуждают Участвуют оценке   коллективного обсуждения самооценок   в путём   и   задает Слушает, целесообразные вопросы   в   роли рядового участника Оценивает   усилия учащихся, креативность, качество использования источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчёта 1.3.  Классификация проектов     Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.         Современная   классификация   учебных   проектов сделана   на   основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:  практико­ориентированный   проект (от   учебного   пособия   до   пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);  исследовательский проект ­ исследование какой­либо проблемы по всем правилам научного исследования;   информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);   творческий   проект —   максимально   свободный   авторский   под   ход   в   видеофильмы,   Продукт   —   альманахи, решении   проблемы. театрализации,   произведения   изо   или   декоративно­прикладного искусства и т.п.   ролевой проект — литературные, исторические и т.п. дело вые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца. Возможна классификация проектов по:   тематическим областям;   масштабам деятельности;   срокам реализации;   количеству исполнителей;   важности результатов.  По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными. Монопроекты реализуются   в   рамках   одного   учебного   предмета   или   одной области знания. Межпредметные —   выполняются   во   внеурочное   время   под   руко   водством специалистов из разных областей знания. По   характеру   контактов проекты   бывают   —   внутриклассными, внутришкольными,   региональными   и международными. Два   последних,   как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий. По продолжительности различают:  минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;   краткосрочные — на 4­6 уроков;   недельные, требующие 30­40 часов; предполагается сочетание классных и   внеклассных   форм   работы;   глубокое   погружение   в   проект   делает проектную   неделю   оптимальной   фор   мой   организации   проектной работы;  долгосрочные   (годичные)   проекты   как   индивидуальные,   так   и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время. 1.4.  Особенности реализации метода проектов в начальной школе          Особенности реализации метода проектов в начальной школе состоит в том, что проектная деятельность является альтернативой, ведущей в данном возрасте   игровой   деятельности.   Организация   проектной   деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор   и   нести   ответственность   (в   частности,   доводить   до   конца   ­   до получения продукта ­ начатое дело), а также рефлексировать этапы своей деятельности.   В   этом   возрасте   организация   проектной   деятельности   тесно связана   с   различными   аспектами   социализации   учащихся:   преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения,   сотрудничества как модель отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений ­ с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой   общей   темы   или   формы   презентации   продукта   (например,   книга, выставка, викторина, панно и т.п.).          Психолого­педагогические   особенности   возраста   не   позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания   проекта.   Поэтому   введение   специальных   и   факультативных курсов, готовящих учащихся к реализации проекта бессмысленно. Вместе с тем перед руководителем проекта ставятся задачи, связанные с освоением ребенком новых, надпредметных, способов деятельности. При этом на данной ступени   обучения   происходит   существенный   рост   самостоятельности учащихся   в   отношении   тех   или   иных   действий,   касающихся   проектного замысла и реализации своего проекта.         Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны   с   предметным   содержанием,   поскольку,   наглядно­образное мышление,   характерное   для   данного   возраста,   любопытство,   интерес   к окружающему   миру   подталкивают   учащихся   к   выбору   темы   на   основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.  Глава  2.   Методические   рекомендации   по   реализации   СОТ   проектного метода на примере проекта «Хлеб – всему голова»  2.1. Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся в ходе проекта Личностные   УУД:   самостоятельно   определять   и   высказывать   самые   простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы). Регулятивные   УУД:   выявлять   и   формулировать   учебную   проблему; планировать деятельность. Коммуникативные   УУД:   совместно   договариваться   о   правилах   общения   и поведения   в   школе   и   следовать   им;   донести   свою   позицию   до   других: оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя). Познавательные УУД: находить необходимую информацию в энциклопедиях, других источниках; перерабатывать   полученную  информацию:  наблюдать  и делать простейшие обобщения и выводы.      Предлагаемый учебный проект направлен на развитие следующих качеств 21­ого века:  Коммуникативные умения — понимание другого, умение общаться и создание различных эффективных форм и контекстов устного, письменного общения.        Критическое   и   системное   мышление   —   развитие   мышления,   обуславливающего   совершение   верного   выбора;   понимание   взаимосвязей   в сложных системах.      Информационная и медиа грамотность — умение находить, анализировать, обрабатывать,  интегрировать,  оценивать   и  создавать  информацию  в  разных формах и на различных типах медиаоборудования.         Межличностное взаимодействие и сотрудничество — умение работать в команде, быть лидером; выполнять разные роли и обязанности; продуктивно взаимодействовать   с   другими;   уметь   сопереживать;   уважать   различные мнения.      Постановка   и   решение   проблем   —   способность   формулировать,     анализировать и решать проблемы.  2.2. Актуальность проекта Дети младшего возраста проводят много времени, пытаясь разобраться в окружающем   их   мире.   Природное   любопытство   заставляет   детей   задавать вопросы,   заниматься   исследованиями   и   искать   взаимосвязь   между предыдущим   опытом   и   новыми   ситуациями,   в   которых   они   оказываются. Использование природного любопытства ребенка ­ это одна из основных задач учителя.   Совместная   с   детьми   разработка   проектов   дальнейшего исследования интересующих их областей жизни представляет собой весьма эффективный способ такого использования.     Хлеб является одним из основополагающих понятий, с которым дети уже знакомы. Хлеб ­ это повседневный элемент их жизни. В различных культурах, религиях и традициях хлеб существует во множестве форм, размером и типов. Хлеб   присутствует   и   в   ежедневных   и   в   праздничных   трапезах.   Детей интересует, как делают хлеб, откуда он берется, почему его столько сортов. Эти вопросы и лежат в основе исследовательского проекта, призванного дать на них ответы.             В разных культурах и религиях хлеб использовался для ознаменования исторических событий. Наследие христианской и иудаистской цивилизации, культуры и религии связано с хлебом. Калла и маца ­ это два традиционных вида еврейского хлеба. Калла едят во всем мире по субботам, праздничным дням для иудаистов. Пресный хлеб ­ мацу ­ подают в еврейских семьях на пасху, когда празднуют исход евреев их Египта. В христианской религии чтят монаха, испекшего на Пасху куличи, а также бедняка из Ватикана, который пек кренделя для таких же бедняков как он. Дети могут принести в класс рецепты приготовления хлеба для домашних торжеств и рассказать о том, как проходят в их семьях такие торжества. Кроме того, дети смогут узнать о профессиях людей, чья работа необходима для производства хлеба, например, пекаря, приносящего большую пользу всему сообществу.      Многие люди участвуют в процессе, в результате которого "хлеб попадает на наш стол". Фермер выращивает пшеницу. Мельник смалывает пшеницу, и получаются различные виды муки. Пекарь печет хлеб, доставщики привозят его в магазин, где мы его покупаем. Сложный, хотя и весьма конкретный процесс производства хлеба, состоит из множества этапов, начиная от сева пшеницы и заканчивая выпечкой. Изучение перемен, которые происходят с хлебом   в   процессе   его   производства,   помогает   детям   постигнуть последовательность событий, логические методы и технологию.          Производство   различных   видов   хлеба,   то   есть   производство   хлеба   в различных культурах, предусматривает использование различных рецептов. И хотя  пшеница  является  главной составной  частью  хлеба,  она  претерпевает множество   трансформаций   перед   тем,   как   стать   караваем.   Различия   в ингредиентах   порождают   различия   в   технологии   производства   хлеба. Природные   факторы   (например,   воздух   и   вода)   также   влияют   на   рост пшеницы, подъем теста и производство различных сортов хлеба.  2.3.  Общие цели тематического изучения хлеба  Понять и оценить сходства и различия разных культур.   Понять и оценить роль,  которую  хлеб  играет  в  повседневной жизни, также во время праздников и фестивалей.   Осознать участие в производстве хлеба людей различных профессий.   Обобщить процесс превращения пшеницы в хлеб.   Понять и оценить роль науки в производстве хлеба.   Классифицировать   различные   сорта   хлеба   как   дрожжевые   и недрожжевые.   Продемонстрировать   навыки   решения   проблем   в   контексте   проекта изучения хлеба.   Построить, прочесть и интерпретировать различные графики.  Записать информацию в цифровой форме.   Научиться измерять нестандартными измерительными инструментами.   Записать наблюдения.   Пересказать различные рассказы и поставить спектакль, как минимум по одному из них.   Испечь хлеб по рецепту.   Продемонстрировать хорошие навыки слушания и общения.  2.4.  Направления изучения хлеба на различных дисциплинах        Использование хлеба как элемента  объединения различных дисциплин, приносит хорошие результаты. Например, изучая хлеб, дети могут освоить такие   научные   концепции   как   развитие   и   рост.   Учителя   и   дети   получают возможность для проведения обсуждений, наблюдений, экспериментов. Хлеб служит   изучению   многочисленных   фактов   из   области   истории,   географии, социального   развития.   Дети   могут   изучать   историю,   пытаясь   определить происхождение составных частей хлеба в отдельных странах и регионах. Ведь хлеб   известен   в   большинстве   культур,   невзирая   на   различия   в   формах. Ученики   могут   нарисовать   карту,   на   которой   будут   указаны   места происхождения   различных   сортов   хлеба,   а   также   временную   диаграмму, показывающую, когда эти виды появились впервые. Различия между сортами хлеба   дают   повод   обсудить   различия   в   культуре,   религии,   семейных традициях и торжествах.      На примере хлеба можно учить и математику. Оценка, измерение и запись ингредиентов,   вычерчивание   графиков,   наблюдение   и   расчеты   ­   это   лишь некоторые из математических функций, которые можно изучить с помощью хлеба. Как предмет изучения хлеб предоставляет разнообразные возможности для занятий   чтением   и   письмом:   составление   справочников,   запись   рецептов, списков   ингредиентов   для   выпечки   хлеба,   сочинение   рассказов   и придумывание   игр.   Во   многих   культурах   есть   народные   сказки   и литературные произведения о хлебе, которые можно прочесть детям.        Изучение данного предмета может включать в себя занятие искусством, музыкой, подвижными играми ­ в зависимости от того, какие идеи возникнут у детей.       Хлеб является составной частью повседневной жизни большинства детей, поэтому   они   способны   связывать   с   хлебом   другие   явления.   Выпечка   и подавание   на   стол   разнообразных   сортов   хлеба,   свойственных   различным культурам,   позволяет   внушить   детям   универсальность   хлеба   и   те   связи, которые возникают между нами, благодаря простым предметам.         Вовлечение в работу всех учеников класса позволяет детям осознать то, чему они научились. При совместной работе в группах дети зависят друг от друга во имя общей цели, а поскольку их собственные идеи являются частью плана   урока   и   отдельных   проектов,   дети   отдают   обучению   свои интеллектуальные и эмоциональные способности.         Предмет изучения, в основе которого лежат такие общие понятия, как изменение и разнообразие, изучаемые с помощью какого­нибудь конкретного процесса   ­   например,   выпечки   хлеба,   хорошо   усваивается   учениками. Тематическое преподавание помогает детям постигать и ценить взаимосвязь жизненных   явлений.   Тематическое   преподавание   позволяет   учителям использовать различные стили обучения в классе, где учатся самые разные ученики, и проявлять больше гибкости при составление учебных планов по отдельным предметам. Конкретные темы изучения привносят разнообразие в практическую   деятельность,   воздействующую   на   различные   способы восприятия, и помогают детям освоить абстрактные понятия. Тематическое обучение   дает   и   учителям,   и   ученикам   больше   возможностей   для реагирования на идеи и материалы.       Результаты исследований свидетельствуют, что при совмещении различных "способов познавания" усвояемость возрастает. Дети активно вовлекаются в процесс обучения, если они задают вопросы, стремятся к получению ответов, проводят   собственные   исследования,   обсуждения,   а   затем   делают   выводы. Детям   свойственно   критическое   "мышление,   склонность   к   переговорам,   к сотрудничеству   и   поискам   компромиссов.   Дети   получают   новые   знания   о самих себе, своих сверстниках и окружающих их мире. Углубленное изучение какой ­ либо темы оживляет ее: дети понимают преимущества следования определенным   идеям   и   задавания   вопросов,   чтобы   приобрести   не поверхностные, а глубокие знания. Участие в выполнении групповых заданий помогает   детям   понять   преимущества   обмена   информацией,   внимание, участия в общественной жизни и установления связей.          С   помощью   хлеба   как   предмета   изучения   можно   преподавать   детям основополагающие   понятия:   изменения,   универсальность   и   многообразие. Изучая различные аспекты производства хлеба, дети расширяют свои знания об этих понятиях. Использование в процессе обучения конкретного объекта ­ например, хлеба, хорошо знакомого детям по повседневной жизни ­ позволяет учителю перекинуть мост к абстрактным понятиям, таким как изменение и многообразие.          Дети   увидят   изменение   в   том,   как   семена   пшеницы   превращаются   в растение, а зерно становится мукой. Эти процессы можно воспроизвести в школе или при участии родителей. Кроме этого, изменения можно наблюдать и   на   примере   того,   как   дрожжи   расщепляют   сахар   и   превращаются   в углекислый газ. Дети также заметят изменения, которые происходят с хлебом, если в процессе его производства применяется вода различной температуры или разные ингредиенты теста. Изменения становятся еще более очевидными, когда дети наблюдают, как печется хлеб. Дети также могут экспериментально выяснить, что происходит с различными сортами хлеба при воздействии на них воздуха и воды.          Дети   поймут   универсальность   и   многообразие   хлеба   после   того,   как испекут   и   попробуют   различные   сорта   хлеба   со   всего   мира.   Дети   могут обсудить   свой   личный   опыт   выпечки   хлеба   у   себя   дома,   а   также   особые случаи, когда на стол подается специальный хлеб. Родители могут прийти в школу, чтобы рассказать о семейных традициях и обычаях в отношении хлеба. Ученики могут сопоставить общие черты различных празднеств, связанных с хлебом,   в   различных   странах.   Проведение   опросов   и   наблюдений   для выявления   любимых   сортов   хлеба   у   учителей   и   учеников   поможет   детям понять вкусы людей в местном сообществе и оценить возможность выбора. Оформление   результатов   таких   наблюдений   в   виде   графиков   или   таблиц позволит детям визуально воспринять информацию и увидеть многообразие сортов   и   вкусов   хлеба,   а   также   его   всеобщую   привлекательность.   Можно ежедневно пересказывать литературные произведения, народные предания и сказки о хлебе, а также справочную литературу.         Хлеб как предмет изучения должен быть отражен во всех направлениях. Можно принести книги о хлебе; учитель и ученики могут вместе сочинить и записать истории о хлебе. На уроках русского языка использовать словарные карточки со словами, относящимися  к  хлебу, пшенице, выпечке  хлеба. На математике в распоряжении детей должны иметься зерна пшеницы, различные инструменты   для   измерения,   взвешивания   и   сортировки,   а   также   банки   и совочки различных размеров.        На уроках технологии используются различные виды зерна, игрушечное тесто, пластилин. Материалы должны регулярно обновляться для проведения текущих   экспериментов:   сортировка   пшеницы,   перемолка   зерна.   На выставочных стендах в классе и по всей школе выставляются работы детей на тему хлеба. Кульминационная групповая работа по теме представляет собой  хороший способ оценки результатов обучения, а дети могут поделиться с товарищами своими вновь приобретенными навыками и знаниями. Вот несколько примеров интересных групповых проектов:  Языковые дисциплины  Чтение вслух стихов и книг о хлебе   Совместное сочинение о хлебе   Написание пьесы о хлебе для постановки в классе   Запись рецептов выпечки хлеба   Проведение общешкольного исследования на тему хлеба   Составление справочника по процессу выпечки хлеба   Обсуждение того, что дети уже знают и что хотят знать о хлебе   Написание книг о хлебе  Социальная ориентация  Обсуждение различных праздников, религиозных верований и семейных традиций, связанных с хлебом   Посещение пекарни или мельницы   Дегустация   и   обсуждение   сходства   и   различий   хлеба   в   различных культурах и традициях: ирландского хлеба на соде, питы, мацы, лаваша, каравая и т.д.   Изготовление   дробилки   или   мельницы;   обсуждение   технологии   и изменений процесса выпечки хлеба   Исследование истории выпечки хлеба, опрос бабушек и дедушек  Посещение   различных   предприятий   и   изучение   работы   людей, связанных с выпечкой и продажей хлеба   Изучение хлеба как основы жизни всех людей; питание Технология и искусство  Изготовление игрушек из теста   Выполнение аппликаций из зерна  Рисование иллюстраций для книг о хлебе.   Поход в пекарню   Постановка пьесы   Просмотр мультфильмов  Прослушивание песен   Составление задач на тему хлеба  Математика  Числовое   и   графическое   отображение   результатов   исследования   на тему хлеба   Сравнение и выделение в категории различных сортов хлеба и цен на него   Оценка   и   взвешивание   различных   видов   хлеба   с   последующим сравнением и обсуждением результатов  Естественные науки  Изучение зерен, ростков и высевок пшеницы   Перемолка зерен пшеницы (на жерновах, в ступе с пестиком)  Высадка семян пшеницы и наблюдение за ростом растений   Проведение экспериментов с дрожжами.   Экспериментирование с формами хлеба   Выпечка различных сортов хлеба   Сравнение   действия   пекарной   соды   и   пекарных   дрожжей   при смешивании с водой   Исследование питательных свойств хлеба  2.5.  Вариант исследовательского проекта Тема: Общешкольное исследование вкусов в отношении хлеба  Цели:  Определить вкусы всего школьного сообщества в отношении хлеба.   Отработать способы записи информации.   Построить график, отображающий результаты исследования.  Материалы:  Листы бумаги для записи результатов опроса  Карандаши  Планшеты  Список учеников других классов школы и членов администрации        Карточки с перечислением разных сортов хлеба  Большой лист бумаги для построения графика на доске в холле  Фломастеры  Подготовка к исследованию Сначала проводятся пробные тесты в отношении различных сортов хлеба. По каждому из этих сортов проводится обсуждение: из какой страны пришел этот хлеб, как он выглядит, какой он на вкус, на ощупь и на запах. Попросите детей   попробовать   предугадать,   нравится   этот   хлеб   большинству   их сверстников или нет. Отразите эти прогнозы в числовой форме на большом листе   бумаги.  После   этого   дети   пробуют   хлеб   и  обсуждают   его   вкусовые качества; один из детей регистрирует результаты дегустации. По результатам собрания учитель задает вопросы:  Каких людей больше ­ тех, кто любит хлеб, или тех, кто не любит?  Сколько   людей   изменили   свое   мнение   по   сравнению   с   первоначальными прогнозами?  Каждый   ученик   должен   попробовать   рисовать   группы   черточек   это подготовит их к проведению общешкольного опроса. Планирование 1. Расскажите об основных принципах про ведения общешкольного опроса о хлебе.  2. Попросите детей назвать сорта хлеба, которые следует включить в опрос, исходя   из   списка   сортов,   которые   они   сами   пробовали.   В   опрос   следует включить шесть сортов хлеба.  З. Скажите детям, что они по парам пойдут по разным классам школы и будут спрашивать каждого ученика, какой хлеб ему больше нравиться, для записи ответов   используются   черточки.   При   этом   дети   должны   спрашивать   у учителей, сколько времени им могут выделить на проведение опроса, и, в случае необходимости, зайти попозже.  Исследование 1.   Дети   в   группах   разыгрывают   роли   проводящего   опрос,   учителя   и опрашиваемых   учеников.   Это   дает   им   возможность   попрактиковаться   и подготовиться к настоящему опросу.  2. Проведите необходимые приготовления, чтобы дети могли провести опрос в свое свободное время.  3. Непосредственный опрос детьми всех учащихся и сотрудников школы Результаты и выводы 1. По возвращении детей в класс они, на основании собранных материалов, строят   график   результатов   опроса.   Эти   графики   становятся   учебными материалами, когда дети начинают ежедневно проводить наблюдения, делать прогнозы   и   сравнения   и   строить   на   их   основе   графики.   Реализацию   этого проекта можно продолжать до тех пор, пока все в школе не будут опрошены.  2. По окончании опроса, дети обобщают его результаты и выясняют, какой сорт хлеба самый популярный.  Представление или отчет Помогите   детям   оформить   окончательные   результаты   опроса   и распространить их по всей школе.  Оценка результатов или рефлексия Для   определения   учебных   результатов   проекта   следует   ответить   на следующие вопросы:  Поняли ли дети цели проекта? Смогли ли они выполнить задание?  Правильно ли расставлялись группы из пяти черточек в опросных листах?  Получили ли дети достаточную мотивацию и испытывали ли они энтузиазм в отношении проекта?  Заключение         Таким   образом,   проанализировав   опыт   использования   проектной технологии в педагогической литературе, выделив основные возможности и проблемы   данной   технологии,   изучив   ее   содержание   и   внедрив   в образовательный  процесс,  можно сделать  следующие  выводы.  Цель работы была   достигнута.   Было   исследовано   и   на   практике   доказано,   что  метод проектов ­ это технология образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит   и   решает   собственные   проблемы,   технология   сопровождения самостоятельной   деятельности   ребенка.   Данный   метод   позволяет   научить самостоятельному   критическому   мышлению,   принятию   решения,   умению делать выводы, развивает способности работать в команде. Ведущей формой взаимодействия   является   сотрудничество.   Главный   способ   познания   ­ познание   на   собственном   опыте,   в   результате   собственного   поиска, экспериментирования,  проверки   своих   предположений   и   гипотез.  Знания   у ребенка появляются как ответы на собственные вопросы, поэтому это знание индивидуальное, личное, то есть наиболее ценное для самого человека.  Преобладает взаимо и самоконтроль в рамках общих разделяемых группой ценностей   и   смыслов,   взаимо   и   самооценка.   Создается   позитивный эмоциональный   настрой   в   учебной   работе   через   многообразные   формы поощрения.   Главными   критериями   оценки   эффективности   образования являются показатели личностного роста ребенка.  Это   как   раз   те   задачи,   которые   ставят   перед   школой   ФГОС   второго поколения.          В   ходе   работы   были   созданы   и   успешно   апробированы   на   практике методические рекомендации реализации метода проектов на примере темы «Хлеб   –   всему   голова»,   которые   можно   использовать   как   базовые   для проведения и других проектов в начальной школе.        Список используемой литературы 1. Агафонова, М.А. Метод проектов [Текст] / М.А. Агафонова //Вопросы Интернет Образования. ­  2006. ­ №35. – С. 23­29.  2. Бахтиярова,   Е.М.   Метод   проектов   и   индивидуальные   программы   в продуктивном   обучении   [Текст]   /   Е.М.   Бахтиярова   //   Школьные технологии. ­  2001. ­  №2. – С. 57­65. 3. Гузеев,   В.В.   Метод   проектов   как   частный   случай   интегральной технологии обучения [Текст] / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. ­ № 6.­  С. 39­47. 4. Гузеев,  В.В.   Образовательная   технология:   от   приема   до   философии [Текст] / В.В. Гузеев; М.: Сентябрь, 1996. — 112 с.  5. Гузеев, В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология [Текст] / В.В. Гузеев; М.: Народное образование, 2001. — 240 с.  6. Дьюи Дж. Демократия и образование [Текст]: Пер. с англ. / Дж. Дьюи; М.: Педагогика­Пресс, 2000. — 384 с. 7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Текст] – М.; 2002. 8. Как   проектировать   универсальные   учебные   действия   [Текст]   :   от действия   к   мысли:   пособие   для   учителя/,[А.Г.,   Асмолов,   Г.В., Бурменская, И.А., Володарская и др.]; под ред. А.Г., Асмолова ;  М.: Просвещение, 2008. – 151с. 9. Селевко,   Г.К.   Современные   образовательные   технологии[   Текст]   : Учебное пособие / Г.К. Селевко; М.: Народное образование, 1998.–256 с. 10.   Хуторской,   А.В.   Современная   дидактика   [Текст]:   Учебник   для вузов /А.В. Хуторской; СПб: Питер, 2001. — 544 с.  11. http://standart.edu.ru 12. http://nsportal.ru 13. www.festival.1september.ru 14. www.charko.narod.ru

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"

Научная работа "Метод проектов как современная образовательная технология в рамках реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2018