Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
Детсад
06.02.2018
Научная статья о психологической коррекции страхов средствами игровой терапии в старшем дошкольном возрасте. Беспокойство,тревога, страх- такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики, как и радость ,восхищение, удивление, печаль.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, чаще всего исчезают бесследно
Статья предназначена для педагогов дошкольного образования.Научная статья
статья страхи детей 5-7 лет. - копия.doc
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ
ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал чувства страха.
Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей
психики, как и радость, восхищение, удивление, печаль. Подавляющее большинство
страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские
страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины появления, чаще всего
исчезают бесследно.
Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема
страхов не нова. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. В
середине XX века А.И. Захаров [4] разработал классификацию детских страхов, которая
соответствовала данному историческому периоду. В то время в качестве причины детских
страхов исследователи называли недостаточную эмоциональную близость родителя и
ребенка, конфликты в семье, доминирование одного из взрослых, перестановку или
инверсию традиционных семейных ролей, изолированность семьи в сфере внешних
контактов (В. И. Гарбузов [3], А. И. Захаров [4], В. В. Лебединский и др.).
Зарубежные исследования страхов и тревожности, в основном, посвящены изучению
невротических страхов и фобий у взрослых,
большое внимание
уделяется психотерапии страхов (Д. Вольпе, Дж. Келли , Ч. Спилбергер, Ф. Шапиро и др.).
Причинами страхов у детей начала XXI века являются военные действия,
террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их отражение в
средствах массовой информации. Наиболее распространенными жалобами бесланских
детей были страхи, нарушение сна, ночные кошмары [2]. Страхи чеченских детей,
переживших военные действия, имеют специфические особенности, обусловленные
социокультурной ситуацией [5].
Причиной возникновения страхов у современных детей могут служить также новые
стандарты образования, трудности вхождения детей в школьную и дошкольную
образовательную среду, социальное неравенство, вызывающее раздражение родителей и
обеспокоенность будущим своих детей, отсюда их сверхтребовательность к собственному
ребенку. Проблема возникновения страхов нередко осложняется тем, что многие родители
не знают, как правильно реагировать на те или иные проявления эмоционального
неблагополучия ребенка. Перечисленные причины обуславливают необходимость получения современных
данных о методах психологической коррекции страхов детей старшего дошкольного
возраста.
Так как игра в 5–7летнем возрасте является ведущим видом деятельности, то мы
считаем, что основным коррекционным средством страхов у детей является игротерапия.
Отечественная и зарубежная психология накопила немалый опыт применения
различных видов игр с целью психотерапии при нервных, психических и соматических
заболеваниях детей (В. Акслайн, В. В. Ветрова, B. И. Гарбузов [3], А. И. Захаров [4], Д.
Леви, М. Клейн, В.С. Мухина, А. С. Спиваковская, A. Фрейд, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин и
другие). Накопленные знания уже сегодня позволяют в ряде случаев достаточно
эффективно выявлять и корректировать страхи у детейдошкольников. Вместе с тем,
недостаточная разработка и использование знаний по психологической коррекции страхов
у детей зачастую приводит к негативным последствиям.
Детские страхи носят комплексный характер, поэтому работа по уменьшению
страхов у детей старшего дошкольного возраста должна осуществляться с помощью
системы психокоррекционных методов и приёмов (игротерапия, сказкотерапия, арт
терапия, психогимнастика), где игротерапия выступает в качестве основного, наиболее
эффективного метода коррекции. Такая система позволяет уменьшить проявление страхов
у детейдошкольников и ведёт к положительным изменениям в эмоциональной сфере
ребёнка, установлению положительных межличностных взаимоотношений в семье и в
группе сверстников.
Игровая психокоррекция основана на принципах динамики психического развития и
позволяет отреагировать эмоциональное напряжение, а также способствует ролевому
моделированию разнообразных путей решения проблем ребенка. Этот метод наиболее
успешен в работе с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного
возраста, когда происходит интенсивный процесс ролевого развития личности.
Физиологическая обусловленность применения игротерапии в психокоррекционной
работе с детьми связана с исследованиями A. M. Вейн, А. И. Захарова [4], О. А. Колосова,
А. Д. Соловьева. В них раскрывается функциональная специализация больших полушарий
головного мозга и отмечается возможность восстановления активности правого
полушария, способствующего общему оживлению эмоциональной активности путем
игротерапии. Изменение психологического состояния ребенка происходит потому, что в игре
некоторые жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, в ослабленном
виде. Игра является естественным способом выражения «я» человека, укрепления его
уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спонтанные подвижные
игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу и самостоятельность,
развивают умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какойлибо роли
уже означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т. е.
налагает чувство ответственности. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство
удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же чувство вины и досады,
заставляющее более критически взглянуть на себя и както перестроиться. Включаясь в
игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы или терпит
поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в
игре любимым героям помогает побороть как страх, так и испуг.
Цели психологически направленных игр состоят, в первую очередь, в снятии
торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при
внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одно
временно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция,
если они уже являются характерологическими особенностями ребенка.
Разыгрывание страха в игре помогает не только изменить личностные отношения, но
и отрегулировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и
порождает явление неадекватного страха в обычных неэкстремальных ситуациях. Для игры
необходимо подобрать игрушки, которые похожи на тот предмет, которого ребенок
боится, и поиграть в «страх» (разыграть сюжет, в котором ребенок может «расправиться»
со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме и избавиться от
напряжения).
Исследователи отмечают, что страхи перед реальными и сказочными животными
обычно устраняются за один сеанс, состоящий из трех фаз игрового взаимодействия. В
первой фазе устанавливают характер страха и тип реагирования ребенка на пугающий
объект.
По существу, это означает воспроизведение ситуации, вызывающей страх. Во
второй фазе проводится десенсибилизация страха посредством перемены ролей. Психолог
поведением своего персонажа изображает страх ребенка, последний воспроизводит
угрожающий образ. При этом дети проявляют агрессивность, обычно выраженную в такой же степени, в какой они испытывают чувство страха. В третьей фазе используются обуча
ющие модели поведения посредствам повторной перемены ролей.
На основании вышесказанного, нами был проведено исследование, посвященное
проблеме психологической коррекции страхов у детей 5–7 лет средствами игротерапии.
Экспериментальная работа проводилась в три этапа в МБДОУ «Шыгырданский детский
сад «Ромашка» Батыревского района Чувашской Республики.
Первый этап. Задачами констатирующего эксперимента были: а) выявить детей
дошкольников со страхами; 2) определить причины страхов у детейдошкольников.
Данные о наличии страхов у детей были получены нами в ходе диагностического
обследования дошкольников с помощью ряда методик: опросника А. И. Захарова [4] на
наличие страхов у детей; теста тревожности, разработанного американскими психологами
(В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммл).
Нами было обследовано 30 детей дошкольного возраста. Дети были поделены на две
возрастные группы – 5–6 и 6–7 лет). На основании данных, полученных при опросе детей на
наличие страхов, нами были построены графики, в которых отражается динамика роста
определенной группы страхов (медицинские страхи; страхи, связанные с применением
физического ущерба, страхи животных, сказочных персонажей и т.д.). Для дальнейшей
работы по теме исследования нами была использована таблица А. И. Захарова с индексами
страхов [4]. Анализ данных выявил, что тенденция роста страхов такова: дети 5–6 лет
боятся сказочных персонажей (50 %), высоты (40 %), крови (43 %), уколов (50 %), боли
(47 %), неожиданных звуков (43 %), темноты (33 %), замкнутого и открытого пространства
(27 и 20 % соответственно), воды (27 %), врачей (23 %), одиночества (31 %), транспорта
(22 %). Старший дошкольный возраст (6–7 лет) – возраст наибольшей выраженности
страхов, что обусловлено не столько эмоциональным, сколько когнитивным развитием –
возросшим пониманием опасности. Центральное место занимает страх смерти (76 %), страх
смерти родителей (74 %), страх животных (52 %), сказочных персонажей (65 %), страх
глубины (56 %), страшных снов (41 %), страх огня (47 %), страх пожара (46 %), наказания
(37 %), страх перед сном (17 %). Особо хочется остановиться на группе страхов, связанных
с боязнью будущего, неуверенностью в завтрашнем дне, отсутствием денег. В известной
нам литературе подобные страхи не отмечены, а в практике они встречаются. По
видимому, это является формой выражения происходящих социальных изменений,
создавая не всегда благоприятный фон для психического развития ребёнка. Второй этап. В связи с результатами диагностирования, для проведения
формирующего эксперимента была отобрана группа детей, объединенных по наличию
наибольшего количества страхов. Количество детей в группе составило 20 человек. В
дальнейшем группа была разделена на контрольную и экспериментальную группы, что
составило по 10 человек в каждой.
С экспериментальной группой была реализована система занятий
по
психокоррекции страхов средствами игротерапии. Было проведено 10 занятий по 3 раза в
неделю, продолжительность каждого занятия составила 20–30 минут. При проведении
игротерапии мы основывались на теории, наиболее полно разработанной в трудах Д. Б.
Эльконина. Важным ориентиром в нашей работе служили идеи А. И. Захарова [4], В. И.
Гарбузова, Б. Д. Карвасарского, А. С. Спиваковской. Игры, которые были использованы
нами в коррекционной работе со страхами: «Пятнашки», «Жмурки», «Прятки»,
«Проникновение и выход из круга», «Кочки», «Грязь», «Страх», «Гроза», «Ночные звуки»,
«Пожар» и др. Были использованы и арттерапевтические методы, в том числе, рисование и
лепка на свободную и заданную тему, сочинение сказок и историй, элементы
психогимнастики, драматизация сказок и историй.
Для обозначения в символической форме характера переживаний и настроения
ребенка нами использовались в начале и конце каждого занятия цвета по методике
Люшера. Ребенок перед началом и после игрового сеанса подходил к листу ватмана и
рисовал цветным карандашом квадрат, соответствующий его настроению.
На третьем этапе исследования на основании полученных нами данных по
опроснику А. И. Захарова [4], констатируется факт устранения страхов у детей в
экспериментальной группе при психокоррекционном воздействии (страх уколов, крови,
врачей, транспорта, огня, сказочных персонажей, страх перед сном, темноты, страх перед
папой и мамой, страх наказания, воды). Значительно уменьшились страхи болей (на 65 %),
животных (на 80 %), опоздания и одиночества (на 37 %), замкнутого пространства и
открытого пространства (на 34 %).
Страх смерти продолжает превалировать над всеми остальными, хотя значительно
ослаблен. Дети уже не проявляют негативных эмоций, а отвечают спокойно на
предъявленный вопрос о страхе смерти, что является естественной реакцией.
Страх заболеть, заразиться чемнибудь уменьшился в количественном выражении на
59 %, но проявляется иногда у детей при предъявлении средствами массовой информации
фактов о вспышках заразных заболеваний. Страх нападения, также как и страх заболеть, проявляется в ослабленном виде. Дети при предъявлении им психотравмирующего
фактора, некогда повлиявшего на проявление страховой реакции, реагируют адекватным
способом, не проявляя негативной реакции. Анализ полученных нами результатов по тесту
Люшера в конце психокоррекционной работы в экспериментальной группе показал, что
дети выбрали: а) синий цвет – 28,4% человек, б) зеленый цвет – 56,8 %, в) желтый – 14,2%.
Это характеризует чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной
обстановке, стремление к позитивному эмоциональному состоянию. В заключении
остановимся на некоторых итогах этого исследования. Основной вывод заключается в том,
что после коррекционных занятий отмечается положительная динамика в эмоциональном
состоянии и поведении детей.
В экспериментальной группе в целом можно говорить о значительном снижении
количества страхов, что подтверждают экспериментальные данные, полученные при
психокоррекционной работе. Это подтверждает нашу гипотезу, которая предполагает, что
включение ребенка в различные игровые ролевые ситуации позволяет нивелировать
проявление страхов и способствует стрессоустойчивости личности.
Литература
1. Бурлакова, И. А. Диагностическое обследование психического развития пятилетних
детей: результаты и выводы / И. А. Бурлакова, Е. О. Смирнова // Психологическая
наука и образование. – 2003. – № 4.
2. Венгер, А. Л. Психологическая помощь детям и подросткам после Бесланской
трагедии / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. – Владимир : ТранзитИКС, 2009. – 174 с.
3. Гарбузов, В. И. Неврозы у детей и подростков / В. И. Гарбузов // К проблеме
этиопатогенеза неврозов у детей и подростков : тезисы докладов. – М., 1986. – С.
39–41.
4. Захаров, А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. – СПб. : Союз,
2000. – 441 с.
5. Ибахаджиева, Л.A. Эмоциональные образы страха у дошкольников / Л. А.
Ибахаджиева // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 8.
6. Россолимо, Г. И. Страх и воспитание : [психологическая помощь детям в
преодолении страхов] / Г. И. Россолимо // Дефектология. – 2006. – № 5.
Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.