Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Оценка 4.9

Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа
Детсад
11.03.2018
Научная статья  "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Нелегко найти человека, который никогда бы не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики, как и радость, восхищение, удивление, печаль. Подавляющее большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины появления, чаще всего исчезают бесследно
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.doc
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Нелегко   найти   человека,   который   никогда   бы   не   испытывал   чувства   страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики,   как   и   радость,   восхищение,   удивление,   печаль.   Подавляющее   большинство страхов обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи,   если   к   ним   правильно   относиться,   понимать   причины   появления,   чаще   всего исчезают бесследно. Анализ научной литературы показывает, что для психологической теории проблема страхов не нова. Данная тема наиболее глубоко изучена в клинике детских неврозов. В середине  XX  века А.И. Захаров [4] разработал классификацию детских страхов, которая соответствовала данному историческому периоду. В то время в качестве причины детских страхов   исследователи   называли   недостаточную   эмоциональную   близость   родителя   и ребенка,   конфликты   в   семье,   доминирование   одного   из   взрослых,   перестановку   или инверсию   традиционных   семейных   ролей,   изолированность   семьи   в   сфере   внешних контактов (В. И. Гарбузов [3], А. И. Захаров [4], В. В. Лебединский и др.). Зарубежные исследования страхов и тревожности, в основном, посвящены изучению невротических   страхов   и   фобий   у   взрослых,   большое   внимание уделяется психотерапии страхов (Д. Вольпе, Дж. Келли , Ч. Спилбергер, Ф. Шапиро и др.). Причинами   страхов   у   детей   начала   XXI   века   являются   военные   действия, террористические акты, техногенные катастрофы, стихийные бедствия и их отражение в средствах   массовой   информации.   Наиболее   распространенными   жалобами   бесланских детей   были   страхи,   нарушение   сна,   ночные   кошмары   [2].   Страхи   чеченских   детей, переживших   военные   действия,   имеют   специфические   особенности,   обусловленные социокультурной ситуацией [5]. Причиной возникновения страхов у современных детей могут служить также новые стандарты   образования,   трудности   вхождения   детей   в   школьную   и   дошкольную образовательную   среду,   социальное   неравенство,   вызывающее   раздражение   родителей   и обеспокоенность будущим своих детей, отсюда их сверхтребовательность к собственному ребенку. Проблема возникновения страхов нередко осложняется тем, что многие родители не   знают,   как   правильно   реагировать   на   те   или   иные   проявления   эмоционального неблагополучия ребенка. Перечисленные   причины   обуславливают   необходимость   получения   современных данных   о   методах   психологической   коррекции   страхов   детей   старшего   дошкольного возраста. Так как игра в 5–7­летнем возрасте является ведущим видом деятельности, то мы считаем, что основным коррекционным средством страхов у детей является игротерапия. Отечественная   и   зарубежная   психология   накопила   немалый   опыт   применения различных   видов   игр   с   целью психотерапии при   нервных,   психических   и   соматических заболеваниях детей (В. Акслайн, В. В. Ветрова,   B. И. Гарбузов [3], А. И. Захаров [4], Д. Леви, М. Клейн, В.С. Мухина,  А. С. Спиваковская, A. Фрейд, З. Фрейд, Д. Б. Эльконин и другие).   Накопленные   знания   уже   сегодня   позволяют   в   ряде   случаев   достаточно эффективно   выявлять   и   корректировать   страхи   у   детей­дошкольников.   Вместе   с   тем, недостаточная разработка и использование знаний по психологической коррекции страхов у детей зачастую приводит к негативным последствиям.  Детские   страхи   носят   комплексный   характер,   поэтому   работа   по   уменьшению страхов   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   должна   осуществляться   с   помощью системы психокоррекционных методов   и   приёмов   (игротерапия, сказкотерапия,   арт­ терапия,  психогимнастика),  где   игротерапия   выступает  в   качестве  основного,  наиболее эффективного метода коррекции. Такая система позволяет уменьшить проявление страхов у   детей­дошкольников   и   ведёт   к   положительным   изменениям   в   эмоциональной   сфере ребёнка,   установлению   положительных   межличностных   взаимоотношений   в   семье   и   в группе сверстников. Игровая психокоррекция основана на принципах динамики психического развития и позволяет   отреагировать   эмоциональное   напряжение,   а   также   способствует     ролевому моделированию   разнообразных   путей   решения   проблем   ребенка.   Этот   метод   наиболее успешен   в   работе   с   детьми   старшего   дошкольного   возраста   и   младшего   школьного возраста, когда происходит интенсивный процесс ролевого развития личности. Физиологическая обусловленность применения игротерапии в психокоррекционной работе с детьми связана с исследованиями A. M. Вейн, А. И. Захарова [4], О. А. Колосова, А. Д. Соловьева. В них раскрывается функциональная специализация больших полушарий головного   мозга   и   отмечается   возможность   восстановления   активности   правого полушария,   способствующего   общему   оживлению   эмоциональной   активности   путем игротерапии. Изменение   психологического   состояния   ребенка   происходит   потому,   что   в   игре некоторые жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, в ослабленном виде.   Игра   является   естественным   способом   выражения   «я»   человека,   укрепления   его уверенности   в   себе.   Особой   ценностью   в   этом   плане   обладают   спонтанные   подвижные игры,   которые   вызывают   активность   ребенка,   его   инициативу   и   самостоятельность, развивают умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какой­либо роли уже означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т. е. налагает чувство ответственности. Когда в игре все удается, у детей появляется чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение игрой, при неудачах же чувство вины и досады, заставляющее более критически взглянуть на себя и как­то перестроиться. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы или терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям помогает побороть как страх, так и испуг.   Цели   психологически   направленных   игр   состоят,   в   первую   очередь,   в   снятии торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном   воздействии   и   попадании   в   новую,   неожиданную   ситуацию   общения.   Одно­ временно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже являются характерологическими особенностями ребенка. Разыгрывание страха в игре помогает не только изменить личностные отношения, но и   отрегулировать   остаточное   напряжение   от   стрессового   воздействия,   которое   и порождает явление неадекватного страха в обычных неэкстремальных ситуациях. Для игры необходимо   подобрать   игрушки,   которые   похожи   на   тот   предмет,   которого   ребенок боится, и поиграть в «страх» (разыграть сюжет, в котором ребенок может «расправиться» со   своим   страхом,   отыграть   свои   эмоции   в   символической   форме   и   избавиться   от напряжения).   Исследователи отмечают, что страхи перед реальными и сказочными животными обычно устраняются за один сеанс, состоящий из трех фаз игрового взаимодействия. В первой   фазе   устанавливают   характер   страха   и   тип   реагирования   ребенка   на   пугающий объект.   По   существу,   это   означает   воспроизведение   ситуации,   вызывающей   страх.   Во второй фазе проводится десенсибилизация страха посредством перемены ролей. Психолог поведением   своего   персонажа   изображает   страх   ребенка,   последний   воспроизводит угрожающий образ. При этом дети проявляют агрессивность, обычно выраженную в такой же степени, в какой они испытывают чувство страха. В третьей фазе используются обуча­ ющие модели поведения посредствам повторной перемены ролей.

Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Научная статья  "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Научная статья  "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Научная статья  "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Научная статья "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

Научная статья  "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СТРАХОВ СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018