Научно-исследовательская работа на тему: "Архитектура Саратовской губернии начала ХХ века"
Оценка 4.6

Научно-исследовательская работа на тему: "Архитектура Саратовской губернии начала ХХ века"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
история
10 кл—11 кл +1
15.02.2023
Научно-исследовательская работа на тему: "Архитектура Саратовской губернии начала ХХ века"
Архитектура Саратовского края.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-исследовательская работа на тему:

 

 

АРХИТЕКТУРА САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

преподаватель

общественных дисциплин

Старик О.Ю.

 

 

 

 

 

 

Энгельс, 2023

 

 

 

-2-

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                           

Глава I История развития и стили архитектуры.                   

§1 Понятие архитектуры                                                               §2 Стили архитектуры    

§3 История развития архитектуры

Глава II Архитекторы Саратовской губернии и их творения.

§1 Архитектура Саратова

§2 Отрочество Шехтеля

Список использованной литературы

Приложения

 

                                                 

стр. 3-7

стр.  8-14               

стр. 8-9                                                                  стр. 9-12

стр. 12-13

стр. 14-31

 

стр. 14-26

стр. 26-31

стр. 32

стр. 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3-

Введение

 

         Русская архитектура в начале ХХ века переживает последний – короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. Его создатели стремились максимально учесть те возможности, которые предоставляют новые строительные конструкции и материалы, и в то же время эстетически осмыслить их, придать им художественную выразительность. В случае удачного воплощения этих замыслов здания банков, например Азовско – Донского (архитектор Ф.И. Лидваль), вокзалов – Казанского (А.В. Щусев), Ярославского (Ф.О. Шехтель), типографий – газеты «Утро России» (Ф.О. Шехтель) превращались в настоящие произведения искусства.

Архитектура (лат. architectura, от греч. architéкtón - строитель) - зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты. Архитектура - область деятельности, задачей которой является создание искусственной среды (пространственной), в которой протекают все жизненные процессы общества и отдельных людей - труд, быт, культура, общение, отдых и пр. Архитектура составляет необходимую часть средств производства (промышленная архитектура - здания заводов, фабрик, электростанций и др.) и материальных средств существования человеческого общества (гражданская архитектура - жилые дома, общественные здания и др.). Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Функциональные, конструктивные и эстетического качества архитектура (польза, прочность, красота) взаимосвязаны.

Произведениями архитектуры являются здания с организованным внутренним пространством, ансамбли зданий, а также сооружения, служащие

 

 

-4-

для оформления открытых пространств (монументы, террасы, набережные и т.п.).

Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места в целом. Создание городов, посёлков и регулирование всей системы расселения выделились в особую область, нераздельно связанную с архитектура, - градостроительство.

Архитектура создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений. Она не только обеспечивает необходимые для жизненных процессов материальные условия, но и является одним из факторов, направляющих эти процессы. Будучи вещественной реальностью, архитектура способствует выполнению обществом его многообразных жизненных функций, т. е. оказывает на него обратное влияние. Архитектурная организация жизненных процессов является одним из главных источников формообразования в архитектуре, необходимой базой её образного строя, наконец, условием, игнорируя которое, архитектура не может успешно выполнять свои идеологические и эстетические задачи.

     Для истории русской архитектуры переломным был рубеж 17 и 18 вв. Преобразования Петра I послужили толчком к усилению светского начала, расширению гражданского строительства. Возникли новые типы общественных и административных зданий, производственных сооружений, порты; строились загородные дворцы, развивались регулярные парки. Главной задачей русской архитектуры начала 18 в. было развитие вновь основанного Петербурга. Город получил структуру, в которой регулярность планировки гибко сочеталась с особенностями природного ландшафта. Постройки петровского времени отличают простота и рациональность. В середине 18 в. в русской архитектуре нарастают тенденции барокко (творчество В. В. Растрелли и С. И. Чевакинского в Петербурге, Д. В.

-5-

Ухтомского в Москве). Для русского барокко характерно сочетание богатого пластического и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной

композиции. В последней трети 18 в. барокко уступило место классицизму, основоположниками которого в России явились А. Ф. Кокоринов, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Конец 18 - 1-я треть 19 вв. ознаменованы созданием крупнейших монументальных городских ансамблей в центрах Петербурга, Москвы, Ярославля, Костромы, Полтавы и других городов (А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Тома де Томон, К. И. Росси, В. П. Стасов, О. И. Бове, Д. И. Жилярди). Для архитектуры этого периода характерны широкий размах пространственных композиций и торжественная парадность художественных образов, отразивших патриотические идеи времени. Через "образцовые проекты", по которым предписывалось строить, классицизм распространился и на рядовую застройку городов.

В 1830-50-х гг. классицизм повсеместно приходит в упадок. Укрепление капиталистического строя в Европе и США во 2-й половине 19 в., развитие промышленности обусловили быстрый рост городов, возникновение новых типов производственных, торговых, транспортных и других сооружений (заводские цехи, многоэтажные фабричные здания, вокзалы, крытые рынки, универсальные магазины, выставочные павильоны, конторские здания, банки, биржи). Наряду с частными особняками строятся многоэтажные "доходные" жилые дома с квартирами, сдающимися в наём, бараки и казармы для рабочих. Рост строительства и требования рентабельности привели к поискам методов, обеспечивающих сокращение времени на производство работ, экономию труда и материалов. Для этого используются достижения промышленной техники. Начинают широко применяться металл, стекло и в конце века - железобетон. Развивается стандартизация строительных деталей. Создаются новые конструктивные системы для перекрытия больших пролётов и каркасные конструкции многоэтажных зданий. Архитектура получила возможности для совершенствования

-6-

функциональных, технических и художественных качеств, для создания новых конструктивных систем и принципов архитектоники. Строятся

просторные сооружения из металла и стекла ("Хрустальный дворец" в Лондоне, 1851, инж. Дж. Пакстон) и высотные постройки с металлическим каркасом ("Эйфелева башня" в Париже, 1889, инж. Г. Эйфель). Группой архитекторов т. н. чикагской школы в США были созданы первые "небоскрёбы", выразительность которых основана на логике конструктивного и функционального решения. Однако влияние вкусов нового заказчика - буржуазии, разделение труда в строительном деле, отрыв архитектурного творчества от инженерно-технических решений привели к тому, что задачи, которые ставились перед архитектором, были сведены к декорированию зданий, новаторские конструкции скрывались бутафорией, имитировавшей формы прошедших эпох. Использовались формы одного из исторических стилей (классицизма, барокко, готики и др.), подогнанные к системе пропорций и ритму, задававшимися структурой здания, которую создавал инженер, или в декорации смешивались формы, заимствованные из разных стилей (эклектизм). Противоречия между архитектурой и новой техникой, архаическими формами и новым назначением зданий пытался разрешить так называемый стиль "модерн", возникший в 1890-е гг. Отвергая значение традиций и основываясь на свободе формообразования, которую открыли металлические конструкции, представители этого направления сосредоточили внимание на проблемах формы, получавшей подчас изобразительный характер. Индивидуалистические тенденции "модерна" доведены до крайности в произведениях А. Гауди (Испания), а его рационалистические устремления проявились в творчестве Ч. Р. Макинтоша (Великобритания), Х. ван де Велде и В. Орта (Бельгия), Ф. О. Шехтеля (Россия) и др. В начале 20 в. велись поиски новых архитектурных форм и на основе сочетания достижений техники с классическими принципами

 

-7-

композиции (О. Перре - Франция; О. Вагнер и А. Лоз - Австрия; П. Беренс - Германия), делались и попытки прямого возрождения классики (И. А.

Фомин, В. А. Щуко и И. В. Жолтовский - Россия; Э. Лаченс - Великобритания; Г. Бэкон - США; и др.). После 1917 развитие архитектуры капиталистического общества становится всё более противоречивым, отражая, с одной стороны, эгоистические интересы правящего класса и его реакционную идеологию, с другой - продолжающееся развитие производительных сил, общественный характер производства и растущую силу трудящихся масс (строительство т. н. дешёвых жилищ, которое должно было смягчить политическую остроту жилищного кризиса; кооперативное строительство; строительство, ведущееся коммунистическими муниципалитетами во Франции); она испытывает и прямое влияние советской архитектуры. Складывается рационализм, выдвигающий принцип максимальной целесообразности, строгого соответствия структуры здания задачам организации протекающих в нём производственных и бытовых процессов. Опираясь на достижения техники, рационалисты (Ле Корбюзье во Франции; группа архитекторов "Баухауза" - В. Гропиус, Х. Мейер, ранний Л. Мис ван дер Роэ - в Германии; Я. И. П. Ауд - в Нидерландах) искали средства выразительности в лаконизме и контрастности форм, придавая основное значение конструктивно-технической основе здания и его функцией, организации. В 1930-х гг. функционализм, распространившийся в архитектуре всех капиталистических стран, во многих случаях приобретал характер, безразличный к специфике местных условий, служа апологии буржуазного прагматизма.

 

 

 

 

 

 

 

-8-

Глава I История развития и стили архитектуры.

 

§1 Понятие архитектуры

 

В данном разделе предпринимается попытка дать определение понятию архитектура.

Архитектура в переводе с греческого означает строительное искусство, зодчество. Архитектура – это здания и другие сооружения, а также их комплексы, создающие материальную организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности; искусство проектировать и строить сооружения и их комплексы в соответствии с назначением, современными техническими возможностями, эстетическими воззрениями общества. Как часть средств производства (производственные сооружения, промышленная архитектура) и как часть материальных средств существования общества (жилые дома, общественные здания). Архитектура составляет область материальной культуры, в то же время как вид искусства. Она входит в сферу духовной культуры, эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Историческое развитие общества определяет функции и типы сооружений (здания с организованным внутренним пространством, сооружения, формирующие открытое пространство, ансамбли сооружений), конструктивные технические системы, художественный строй архитектурных сооружений. Архитектурная организация пространства населенных пунктов, создание городов и поселков, регулирование систем расселения выделились в особую область – градостроительство. В архитектуре взаимосвязаны функциональные, технические, эстетические начала (польза, прочность, красота). Назначение, функции архитектурного сооружения определяют его план и объемно-пространственную структуру, строительная техника – возможность, экономическая целесообразность и конкретные средства его создания. Образно-эстетическое начало архитектуры связано с ее

-9-

социальной функцией и проявления в формировании объемно-пространственной и конструктивной структуры сооружения. Выделяют выразительные средства архитектуры композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств. Во второй половине ХIХ-ХХ вв. социальные и научно-технические сдвиги вызвали появление новых функций, конструктивных систем, художественных средств архитектуры, индустриальных методов строительства. В социалистических странах целью архитектуры стало удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества.

 

§2 Стили архитектуры

В данном разделе поставлена задача охарактеризовать стили архитектуры, которые зарождались и развивались на протяжении веков. 

ВОЗРОЖДЕНИЕ – (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии ХIVXVI вв., в других странах конец XV – начало XVII вв.), переходный от средневековой культуры к культуре нового времени. Отличительные черты культуры ВОЗРОЖДЕНИЯ, антифеодальность в своей основе: светский, антиклерикальный характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название). ВОЗРОЖДЕНИЕ возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже XIIIXIV вв. его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и другие. Творчество деятелей ВОЗРОЖДЕНИЯ проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандоллы и других). Пафос утверждения идеала гармоничной, раскрепощенной творческой личности, красоты и гармонии действительности.

 

-10-

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения общественные сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используется ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола. Архитекторы придали своим постройкам величественную ясность, гармоничность и соразмерность человеку (Брунеллески, Альберти, Браманте, Палладио в Италии, Леско, Делорм во Франции).

КЛАССИЦИЗМ – (от латинского classicus – образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 начала 19 вв., обратившийся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. КЛАССИЦИЗМ сложился в 17 в. во Франции, отразив подъем абсолютизма. В 18 в. КЛАССИЦИЗМ был связан с буржуазным Просвещением и выразил гражданские идеалы, буржуазно-революционные устремления. КЛАССИЦИЗМ, основывавшийся на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большего общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов (главные темы- конфликт общественных и личных начал, долга и чувства), к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. Вместе с тем КЛАССИЦИЗМУ были присущи черты утопизма, идеализации и отвлеченности, нараставшие в периоды его кризиса. Архитектуре КЛАССИЦИЗМА (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси в России) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сочетание стены с ордером и сдержанным декором.   

АМПИР произошло от французского слова empire, что означает ИМПЕРИЯ, т.е. стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий ХIХ века, завершивший развитие классицизма. Массивные лапидарные, подчеркнуто монументальные формы и богатый

 

 

-11-

декор (военные эмблемы, орнамент), опора на художественное наследие императорского Рима, другие греческие архаики, Древнего Египта служили воплощению идей государственного могущества и воинской силы. Стиль АМПИР сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров (архитекторы Ш. Персье, П.Фонтен). В ряде стран АМПИР стал выражением идей государственной независимости, отстаивавшейся в антинаполеоновских войнах. Таков и русский АМПИР, давший классические образцы градостроительства, общественных сооружений, городских и усадебных домов (архитекторы А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, В.П. Стасов).  

НЕОКЛАССИЦИЗМ – (франц. neo-classicisme), общее название художественных течений второй половины ХIХ и ХХ вв, основывавшийся на  классических  традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. Классическая традиция часто противопоставлялась индивидуалистическому произволу (в ХХ в. в архитектуре в России И.В. Жолтовский, И.А. Фомин). С апологетикой буржуазной действительности. 

МОДЕРН –(Франц. «moderne» – новейший, современный («ар нуво», «югендстиль»), стилевое направление в европейском и американском искусстве конца 19 начала 20 вв.. Стремясь преодолеть эклектизм буржуазной художественной культуры 19 века, представители МОДЕРНА использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Ф.О. Шехтель). Изобразительное и декоративное искусство МОДЕРНА отличает поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

 

-12-

Эти стилевые направления в архитектуре являются по своей сути глобальными, как основные вехи в искусстве, но они подразумевают под собой подстили.

В начале ХХ века архитекторы, а также их заказчики (купцы) умело сочетали в своих постройках элементы стилей. Возможно на проект зданий сказалось влияние развития социальных отношений, роль государства в жизни общества, кроме этого развитие торговли, промышленной индустрии. Все эти факторы могли повлиять в какой-то степени на архитектурные сооружения того времени.

 

§3 История развития архитектуры

В данном разделе предстоит выявить, как и где используется стиль модерн в архитектурных постройках Саратовского края.

Все перечисленные выше стили предшествовали развитию стиля в архитектуре начала ХХ века МОДЕРН, что означает современный. Но и в это время ЮГЕНДСТИЛЬ сочетал в себе некоторые черты предыдущих стилей, что с другой стороны является интересным, неординарным и не похожим на другие стили. Именно этот стиль стал развиваться в архитектуре уездных городов – Вольск, Хвалынск, Пугачев, Балаково, Саратов и других городов Саратовской губернии. Известными особняками, сочетавших в себе эти стили начала ХХ века являются – Храм Св. Троицы (церковь), Усадьба Мальцевых, Музей истории города (г. Балаково), «Утоли моя печали» (Саратов), гостиница «Астория» (Саратов), которые сохранились по сей день, но некоторые из них подлежат реставрации. Именно они поражают своей неповторимостью, уникальностью, неординарностью. Архитекторами и зодчими этих зданий являлись известные мастера, не только по уездным городам губернии, но и г. Москвы, Санкт-Петербурга, как например архитектор Ф.О. Шехтель, по проекту которого были сооружены не только Храм Св. Троицы,

-13-

Усадьба Мальцевых в г. Балаково, но и Ярославский вокзал в Москве.  Сочетание стилей нашли отражение в постройках особняков уездных городов. Помимо архитекторов этих построек были еще и заказчики, по заказу которых строились особняки. В основном это крупные землевладельцы, купцы, хлебопромышленники, которые путем накопления своего капитала строили эти шикарные здания. Из достоверных источников наиболее известными капиталовладельцами начала ХХ века являются: Мальцевы, Мамины, Головановы, староста г. Балаково И.В. Кобзарь и другие. Благодаря этим людям ряд особняков сохранились и в наше время в первозданном виде и являются предметом исследования в отечественной истории новейшего времени, архитектуре и искусстве ХХ века, а также предметом рассуждения на эту тему.

На основе таких достопримечательностей провинциальных городков можно разработать туристические маршруты, как между городами, так и внутри отдельного города и дать соответствующее название этим маршрутам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-14-

Глава II Архитекторы Саратовской губернии и их творения.

 

§1 Архитектура Саратова

 

С ростом населения увеличивается плотность застройки в Саратовской губернии.

Развитие капитализма вызвало подъем экономической жизни города, изменение его облика. Появился спрос на совершенно новые здания, отличные от старых, патриархальных и назначением, и величиною, и непохожестью архитектурного облика.

В середине ХIХ века в архитектуре русский классицизм с его красотой, заимствованной из античного искусства, уступает место эклектике. Красивыми теперь считаются здания с богатыми декоративными украшениями, для чего привлекаются архитектурные элементы всех прошлых эпох. На смену единообразию форм приходит многообразие, вместо одностильности – многостилье.

Облик здания становится совершенно безразличным «к стилю», а декор фасада теряет чувство меры и простоту. Старые дома, построенные по законам классицизма, начинают перестраиваться «по моде» и приобретают эклектичное оформление. В застройке появляется пестрота.

Но начало ХХ века связано с появлением нового стиля в архитектуре – модерн. Развитие модерна связано с созданием новых материалов, в частности железобетона. Здания модерна динамичны, их формы подвижны и лаконичны. Декор становится в основном орнаментальным.

Начало века ознаменовалось бурным строительством. Возводились купеческие особняки, доходные дома, магазины и гостиницы, храмы, здания банков, клубов, учебных и общественных учреждений. Уровень архитектуры при этом почти не уступал столичному. Благодаря самобытному мастерству плеяды саратовских зодчих – А.М. Салько, П.М. Зыбина, К.Л. Мюфке, В.А. Люкшина, С.А. Каллистратова, а также творческому вкладу петербургского архитектора Ф.И. Лидваля и, очень

-15-

вероятно, мэтра московского модерна Ф.О. Шехтеля, с рождения связанного с городом на Волге родственными узами. Именно в начале ХХ века окончательно сформировался исторический центр Саратова, столь оригинально выделяющий его сегодня среди областных столиц.

          Нельзя пройти мимо небольшого храма – часовни «Утоли моя печали» около сада «Липки» (уленшпигель. Волжская, 36). Храм как бы повторяет стиль храмов средневековой Руси. Такие постройки, подражающие внешними формами каким – либо определенным изобразительным приемам или стилям, относят к разновидности эклектики – стилизаторству.

Небольшая церковь – часовня «Утоли моя печали» запоминается разительным контрастом с «готическим» зданием саратовской консерватории. «Это здание с шатровым завершением – произвольная «копия» знаменитого храма Василия Блаженного, уменьшенного раза в два – два с половиной.»1 Построена была церковь в 1906 году «тщанием и иждивением» преосвященного Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского. Он пребывал на посту управляющего местной епархией с 1902 по 1912 год. Покои владыки находились рядом – в здании, занимаемом ныне духовной семинарией.

Автором смелого проекта церкви – часовни был саратовский архитектор П.М. Зыбин, построивший еще в Саратове железнодорожный вокзал (ныне перестроенный), глазную клинику, городской общественный банк, известный теперь как бывший Дворец пионеров и многие другие примечательные здания.

Петр Митрофанович родился в Нижегородской губернии в бедной крестьянской семье в 1857 году. Он сумел окончить Петербургскую академию художеств и стать профессиональным архитектором. В

 


1. Альманах. Памятники Отечества. «Городские этюды». С. 100

-16-

Саратове он появился в 1895 году, где работал на протяжении 23 лет. Сохранился и его особняк на Первомайской улице, 162 (близ ул. Рахова),

где зодчий жил с большой и дружной семьей – женой Александрой Георгиевной и тремя сыновьями Володей, Юрой и Борей. Умер зодчий в 1918 году и был похоронен на кладбище Спасо – Преображенского монастыря, полностью разрушенного в 30–е годы.

Часовня «Утоли моя печали» каким – то чудом уцелела, хотя и стояла в центре города. Долго на ней не было крестов. Внутри ее размещался планетарий.

В проекте Зыбина четко прослеживается принцип «золотого сечения». При компьютерном анализе обнаруживается общность пропорций со знаменитым московским храмом Василия Блаженного, хотя они построены с разницей в четыре века. Так считают саратовские исследователи архитектуры Е. Байкова и А. Волошинов.

В 1965 году в Саратов приехал новый архиепископ Пимен (в миру Дмитрий Евгеньевич Хмелевской) – в ту пору моложавый, лет сорока с небольшим, энергичный деятель русской православной церкви, представлявший ее в течение ряда лет в постоянной миссии Священного Синода в Иерусалиме.

Он не побоялся сразу обратиться к городским властям с просьбой отреставрировать и привести в божеский вид (на средства епархии) старую архиерейскую церковь.

Предложение владыки озадачило горсовет. Не принято было ремонтировать здания бывших религиозных учреждений. Долгие размышления и колебания (а что в Москве скажут, когда узнают!) окончились тем, что исполком отверг церковную материальную помощь, но, внемля уже начинавшему изменяться общественному настроению, сам изыскал необходимую сумму и провел – таки наружный косметический ремонт тогдашнего планетария. И с личного разрешения первого секретаря

-17-

обкома партии А.И. Шибаева, взявшего ответственность на себя (хвала ему за это!), водрузил кресты на витых куполах церкви – часовни.

С тех пор о здании стали рассказывать туристам. Его фотографировали и рисовали. Берегли – еще в советское время восстановили утраченное навершие к левому крылу церкви, позолотили крест над главным шатром. И только в 1991 году здание передали епархии. Стараниями ее первого после перерыва настоятеля – отца Лазаря (Новокрещенных) были отремонтированы внутренние помещения, произведены росписи, приобретены иконы, построена колокольня – звонница, и ныне чарующий благовест разносится над площадью.

Сам Петр Митрофанович Зыбин (1857 – 1918), выпускник Академии художеств, был архитектором управления Рязанско – Уральской железной дороги. Он оставил о себе память великолепными сооружениями. Одним из них является Городской общественный банк (1913 год – Театральная пл., 13) с ярко выраженными чертами неоклассицизма – одного из архитектурных течений модерна. Здание украшено по фасаду колоннами, скульптурами, лепными венками и гирляндами, но в меру, и производит приятное впечатление. Ныне здесь Городской Дворец творчества юных.

Около десяти лет саратовским городским архитектором был Семен Акимович Каллистратов (1874 – 1966). Он получил образование в Швейцарии и после непродолжительной службы в Новороссийске приехал в Саратов. Здесь строил немного, но все его здания весьма выразительные и запоминающиеся. Особенно известны два его творения: здания консерватории (1912 год) и гостиницы «Астория» (1913 – 1918 годы).

Поподробнее рассмотрим историю с «Асторией». По мнению В. Семенова, «в 1911 году известный торговец недвижимостью купец 1-й гильдии Д.В. Тихомиров откупил у городской управы бывшее дворовое место князя Н.Е. Куткина на Немецкой улице. Эту улицу дореволюционные

 

-18-

репортеры справедливо окрестили местным «Невским проспектом». Чистая, мощеная, с роскошными витринами богатых магазинов, в три квартала, она производила тогда, как и сейчас, сильное впечатление.»2 С 1908 года по Немецкой улице курсировал трамвай, а теперь это пешеходная зона.

После оформления нужных бумаг и получения солидного кредита Д.В. Тихомиров начал здесь строительство крупной гостиницы. Новое здание предполагалось обустроить на лучшем для того времени уровне – с рестораном, электрическим освещением, душевыми и ванными комнатами, подъемными электрическими машинами. Первый камень был заложен весной 1914 года. Но ход строительства осложнился с началом мировой войны.

В творчестве Каллистратова обнаруживается тяготение к западным образцам архитектуры. Это просматривается и в проекте гостиницы

 «Астория». Интересно решена постройка мастера в стиле неоготики. Ритмы пилястров, разделяющих узкие прямоугольные окна, массивные пилоны, вытянутые во всю высоту здания, на которых стоят скульптуры средневековых рыцарей, открытая галерея четвертого этажа и особенно непривычная для наших домов мансарда – все это взято из европейской строительной практики начала ХХ века. В России же эти приемы использовались разве только в Москве и в Петербурге. Оттого – то и вид у Астории получился, прямо скажем, столичный. Все скульптурные детали гостиницы были выполнены по эскизам саратовского скульптора Павла Федоровича Дундука, которому было тогда всего 25 лет.

«Здание выразительно за счет полных экспрессии, устремленных ввысь пилонов, крупной поверхности окон. Декор сдержанный, скромно введена скульптура – фигуры стоящих рыцарей и готовых пуститься бежать гонцов – скороходов.»3

                                                                                                                                                     

2. Альманах. Памятники Отечества. «Городские этюды». С. 102

3. Альманах. Памятники Отечества. «Городские этюды». С. 103

-19-

К осени 1917 года возведение отеля завершилось. Это событие почти совпало с началом новой советской эры – хозяина гостиницы вскоре репрессировали. Но на первых порах отель использовали для размещения

разных революционных структур: штабов, отделов, секций. В дальнейшем здание все–таки осталось гостиницей, где останавливались высокие и почетные гости города. В январе 1927 года, например, в одном из номеров на втором этаже в течение пяти дней проживал В.В. Маяковский. Нижний этаж здания всегда занимали магазины и кафе.

Название гостинице заменили в 1956 году. Она стала называться «Волгой», «хотя, по правде, старое имя более соответствует этому зданию».4 Недавно отель был переоборудован с учетом современных требований комфорта. «Самое время вспомнить легенду о том, что скульптуры рыцарей на крыше гостиницы символизируют стражников, охраняющих покой отдыхающих постояльцев, а замершие в стартовой позе юноши рядом с рыцарями обозначают гонцов, готовых ринуться навстречу усталым гостям, дабы встретить их и помочь отнести в номер тяжелый багаж…»5

Гостиница «Астория» была построена перед самой октябрьской революцией. В архитектуре здания чувствуется преемственность немецкой школы зодчества.

Появление в городах Саратовской губернии новых учреждений, банков, промышленных предприятий требовало нового жилья для служащих. Начинается строительство доходных домов с почти одинаковыми квартирами, в которых нет парадных комнат, анфилады гостиных. Все квартиры объединены одной лестницей с общим входом.

Элементы модерна проникли в оформление общественных, торговых, промышленных зданий.

 


4. Альманах. Памятники Отечества. «Городские этюды». С. 103

5. Альманах. Памятники Отечества. «Городские этюды». С. 103

 

-20-

В архиве Балаковского ЗАГСа до сих пор хранится метрическая ведомость живших в селе Балаково и иногородних купцов, мещан и крестьян, принадлежащих к приходу старообрядческой общины. По данным 1905 г. всего их было 741 человек, в том числе 334 мужского пола. Среди них наиболее влиятельны два брата – николаевских купца – Паисий Михайлович

 (49 лет) и Анисим Михайлович (48 лет) Мальцевы. Последний был холост, а у Анисима Михайловича имелись жена Мария Ивановна (43 года) из семьи вольского мельника Меркульева и дочь Екатерина (24 года).

         Не менее яркой личностью был балаковский землевладелец Михаил Тимофеевич Мальцев. Низкорослый со шрамом на лбу, он слыл суровым и скупым купцом.

         Якобы еще в Крымскую войну 1854-56 гг. он рядовым солдатом храбро сражался против турок. За это царь ему – выходцу из белорусских крепостных – пожаловал свободу и земли в Балаковском Приказе. Позже он получил или купил титул николаевского купца. Разбогатев на скупке и продаже пшеницы, М.Т. Мальцев оставил после себя богатое наследство. Старики говорят, что после его смерти, сыновья Паисий и Анисим семь лет

судились за обладание отцовским капиталом. У него была на ул. Никольской и Новоузенской большая усадьба с особняками для семьи, прислуги и конюшня. Имел свою молельню. Кроме того, старший сын Паисий в 1900-е годы выстроил отдельный особняк на ул. Николаевской, 75 (ныне дом творчества) со своей котельной и конюшней. Как утверждают старожилы, в том числе М.Т. Трегубова, В.Н. Палицын, будто бы между этими двумя домами и церковью был подземный ход, выложенный красным кирпичом. Зимой по туннелю гнали теплый воздух от котельни Паисия до особняка Анисима Мальцева на ул. Новоузенской и до церкви, построеннгой в 1914 г. на реке Балаковке в начале улицы Новоузенской. После 1917 г. Маша Петряева (Трегубова) с пацанами спускалась в это подземелье. Они наткнулись под ул Николаевской на человеческий скелет, закованный на

-21-

цепь, а рядом лежали старинные деньги. Родители Маши слышали, что Мальцевы скрывали у себя беглого фальшивомонетчика. Сейчас подтвердить это невозможно, а вот то, что у Мальцева было много земли и капитала и что он слыл самым крупным хлебопромышленником в России, так это близко к

истине. О Мальцеве-купце писал даже известный  репортер 19 в. Владимир Гиляровский.

         Предстоит краеведам выяснить и трагическую жизнь купца-коллекционера документальных памятников России Паисия Михайловича Мальцева. Известно, что его уникальную домашнюю библиотеку чуть не сожгли вместо дров комиссары 1919 г. А спас ее Александр Иванович Чесноков – известный театрал и интеллигент с дореволюционной закваской.. Он отбил телеграмму из г.Вольска в Саратов по факту вандализма и областная администрация приостановила местных деятелей. На нескольких подводах книги П.М. Мальцева были вывезены из Балакова. Теперь они храняться в книгохранилищах г. Саратова и г. Москвы. А вот П.М. Мальцева сохранить не удалось. Он был репрессирован Саратовским ЧК, где чистил сортиры, а позже был убит чекистами, очевидно без суда и следствия.

Приметной усадьбой на ул. Ленина является особняк А.М. Мальцева (№21), ныне здание районного сбербанка. Это здание – памятник великорусской усадебной архитектуры 1880 – х гг.. После смерти хозяина дочь Екатерина Мальцева сдала здание городской Думе, а в 1918 г. усадьбу национализировали городские комиссары, о чем гласит мемориальная доска. В углу усадьбы была великолепная беседка с башенкой. Раньше там в летнее время играл духовой оркестр, а молодежь в мальцевском саду танцевала. В 1970-е гг беседку сломали, а на ее месте появился павильон – магазин для охотников и рыбаков.

         Однако горожан и гостей удивляют своей архитектурой на главной улице старого Балаково другие здания, выстроенные у реки Балаковки. Это

 

-22-

храм Св. Троицы старообрядца А.М. Мальцева и особняк его брата П.М. Мальцева (ныне дом творчества).

         Подлинный проект чертежей и пояснительную записку от 1909 г. на мальцевскую церковь случайно обнаружены в 1981 г. в фондах Самарского госархива.

Кто мог подумать, что проект знаменитого академика архитектора Федора Осиповича Шехтеля (1859-1926 гг.) столько лет пролежит в безызвестности за толстыми стенами бывшей казенной палаты. Теперь это здание Самарского архива на ул. Мологвардейской, 35 (бывшая Соборная улица).Между прочим, оно одно из первых каменных построек бывшего губернского города на Волге.

         Там, в фондах архива оказались основные чертежи «Храма села Балаково Самарской губернии А.М.Мальцева»:

1.     Южный фасад с фресками головы Христа-спасителя и двух архангелов. Ширина основания под купол с южного фасада храма 6,75 сажень (Фрески были закрашены. Сейчас открыты на обозрение.)

2.     Западный фасад. Фреска со Святой Троицей и Дева Мария с младенцем. (эта фреска была над входом в храм. Сейчас ее еще не восстановили.)

3.     Северный фасад. На верхней стене по центру великолепная золоченая фреска с Богоматерью. Эта фреска чудом сохранилась в первозданном виде и сияет в утренние часы со стороны речки Балаковки, прельщая взоры рыбаков и туристов Балакова.

4.     Восточный фасад со стороны алтаря.

По проекту Ф.О. Шехтеля, при входе в храм с левого угла была комната под названием «крестильня» размерами 1,67*6,67 саж.. У крестильни был пристрой 1*1,56 саж. Справа от главного западного входа «раздевальня» и лестница на колокольню.

         К алтарю были пристроены библиотека, «архирейная» и ризница, а внизу подвальный этаж и склеп для умершего первого священника.

-23-

Библиотеку, архирейную и склеп, конечно, разорили в советское время. В 1919 г. и 1930 г. были изъяты многие позолоченные, серебряные реквизиты и редкая церковная утварь и иконы. Церковная лавка попала в соседнюю городскую баню, а потом в музей.

По фондам Самарского архива найдено и дело 4730 на 17 листах, в которых сохранилось прошение купца А.М. Мальцева и документы епархиального архитектора Шиманского в строительный отдел Самарского губернатора.

         Пояснительная записка и расчет самого Ф.О. Шехтеля датированы 28 февраля 1909 г..

         Известно, что церковь начали строить в 1911 г., а освещали в 1914 г., хотя как вспоминал старожил С.М. Серебряков, головку купола и крест золотили в 1915 г. В этом же году по требованию дочери Мальцева переделывали крестильню.

Сам заказчик не дожил до завершения строительных работ, т.к. в феврале 1914 г. он умер и городские уполномоченные участвовали в пышных похоронах купца-старовера. Каждый балаковец на поминках получал булочку и монету.

Нет в живых теперь и великого зодчего. Но его капитал - архитектурное искусство до сих пор служит народу. Троицкий храм на 1200 прихожан с просвирней и особняк Паисия Мальцева-творение Ф.О. Шехтеля, являются ныне основными доминантами старого города и расположены на одной стороне главной улицы островной части Балаково.

Одним из интереснейших памятников архитектуры Балаковского района является музей «Усадьба Мальцевых». Как видно из названия музея это здание связано с фамилией Мальцевых, которая известна далеко за пределами Балаково. Мальцевы принадлежали к купцам-хлеботорговцам первой гильдии. Они обладали капиталом, позволяющим выходить на международный рынок. Балаковцы говаривали «У братьев Мальцевых

-24-

Паисия и Анисима столько земли, что на ней можно поместить всю Францию».

Старший Паисий с детства отличался особой тягой к знаниям и отец Михаил Трофимович отправляет сына Москву, где он не только получит

образование, но и проведет большую часть своей жизни. Правда оправдания отца не сбылись, и Паисий в скором времени вернулся в родное Балаково.

Свои миллионы с точки зрения рядового обывателя Паисий тратил не разумно, собирая коллекции картин, икон, редких рукописных и старопечатных книг. Он общался с А.П. Чеховым, дружил с В. Гиляровским. Его знали во всех букинистических магазинах Москвы. Страсть к книгособирательству была настолько велика, что из-за желаемого тома он мог купить целиком большую библиотеку, если владелец не шел на уступки.

В 1886 году Паисий Михайлович приобрел в Балаково усадьбу, расположенную на пересечении двух центральных улиц села – Новоузенской и Николаевской. Она была построена по проекту саратовского губернского инженера архитектора Ф.И. Шустера. Здесь он и размесил свою уникальную библиотеку.

Усадьба включает в себя основной дом, сиреневый сад, дом для дворовых с хозблоком, каретную, конюшню, прачечную, кирпичную оригинальной кладки ограду и двое литых ворот. Так как пожары в Балаково были частым явлением, с востока усадьбу ограничивает высокая кирпичная противопожарная стена – брандмауэр.

Когда Анисий Михайлович надумал построить церковь в честь своей умершей жены, Паисий Михайлович знакомит его с Ф.О. Шехтелем. В 1910 г. закладывается фундамент старообрядческой церкви Святой Троицы по проекту великого зодчего. Одновременно Шехтель реконструирует усадьбу Паисия Михайловича. Почти ничего, не изменив, архитектор добавил новые элементы: грифоны, подпирающие аттик, грифоны поменьше на

 

-25-

водосточных трубах, на тумбы парапетов установил декоративные амфоры, поменял решетки на дворовой ограде. А также установил торжественные въездные ворота в виде каменной арки с аттиком с металлическим заполнением створок ворот тончайшего рисунка из чугунного литья. В

центральной части верхнего фриза автор расположил герб усадьбы – жезл Меркурия – покровителя мореплавателей, купцов и воров.

В 1914 г. Паисий Михайлович решает перевезти свою библиотеку из усадьбы в Москву. Сохранились документы, где говориться, что при отправке она весила 650 пудов и была застрахована на 78 тыс. руб. но по каким-то причинам полностью не была вывезена.

1918-1919 г.г. в усадьбе размещался Уком ВКПб. Книгами начнут топить печи. В Балаково приедет Саратовская ученая архивная комиссия, книги погрузят на подводы и отправят в научную библиотеку Саратова. И сейчас основу рукописного фонда этой библиотеки составляют Мальцевские раритеты. В последние годы здание было на грани разрушения. Находившемуся здесь дому творчества было предоставлено другое помещение.

В начале 1998 г. Главой администрации города БМО было принято решение о реставрации усадьбы. Реставрация с самого начала и по сей день находится под контролем главы администрации. К январю 2000 г. Был завершен основной этап внутренних реставрационных работ. На сегодняшний день известно то, что в скором времени реставрационные работы возобновятся, ведь усадьба считается памятником архитектуры федерального значения.

Кроме «Усадьбы Мальцевых» братья Анисий и Паисий внесли вклад и в постройку санатория в Ессентуках 1905 года, в котором отдыхало большое количество людей.

Особняк-библиотека П.М. Мальцева, а ныне Дом Творчества построен в начале 20 века по «мотивам» западноевропейского барокко: с масками и

-26-

грифами, затейливым аттиком, урнами и баллюстрадой на крышах. Удивительной красоты кованые ворота и решетки парапетов усадьбы. Литое узорчатое чугунное крыльцо-литье завода г.Саратова. А поверх всей этой роскошной атрибутики, элементы давно ушедшей античной эпохи. Над

карнизом внутри особняка, где обычно красовался герб аристократического рода, зодчий, в угоду заказчика, поместил символ нового времени-жезл Меркурия-покровителя торговцев. Особняк на пересечении главных улиц старого Балаково выгодно отличается от сотен других, появившихся, как грибы, по всей России в конце 19 века. Отличие в высоких зауженных окнах и великолепной отделке здания. Внутри есть комнаты с отделкой под разные стили, в том числе комната с арабским (персидскими) мотивами. Есть зал с великолепным камином и потолочной лепкой. Снаружи продумана каждая деталь. Что стоят отлитые из цинка украшения водосточных труб в виде грифонов!

 

§2 Отрочество Шехтеля

Выдающийся архитектор Федор Осипович Шехтель (1859 – 1921 гг) родился в Петербурге. Свои лучшие здания он построил в Москве, став истинно московским мастером архитектуры. А годы его детства и юности  зодчий получил первые художественные впечатления, повлиявшие на весь характер его творческих исканий.

Будущий зодчий происходил из богатой купеческой семьи, первоначально проживавшей в немецкой колонии Саратовской губернии. С 1820-х годов Шехтели вели широко и успешно, продавая и покупая всевозможные товары. Они торговали вином, шорными, галантерейными и мануфактурными товарами, золотыми и серебряными вещами, саратовским табаком (в городе в 1828 году была открыта первая в России табачная фабрика), продукцией собственной ткацкой фабрики, обоями и даже художественными произведениями из алебастра и картинами – в Москве,

-27-

Петербурге, на Нижегородской ярмарке, в Красноярске и Енисейске. В 1841 году они стали пайщиками «Компании саратовских купцов Степана Калашникова с товарищами на производство золотого промысла в Сибири». В Саратове им принадлежало несколько магазинов, три домовладения,

лучшая в городе гостиница – «Номера Шехтель», ткацкая фабрика и крахмальный завод. Шехтели пользовались большим уважением в городе и были приняты в лучших аристократических домах. Им покровительствовал саратовский губернатор И.М. Бибиков.

В середине 1840 – гг отец будущего архитектора Осип Осипович Шехтель был послан в Петербург, где окончил Технологический институт, после чего продолжал жить в столице. В 1855 году он женился на Дарье Карловне (Розалии Доротее) Гетлих, происходившей из петербургской купеческой семьи. В Петербурге 26 июля родился Федор (Франц Альберт) Шехтель. Здесь же родились его брат Осип (1858) и сестры Александра (1860), Юлия (1862) и Мария (1863).

К 1866 году Федор Шехтель уже достиг такого возраста, когда детей в культурных семьях принято было знакомить с театром. Федор Шехтель с детских лет знал и любил театр. В Городском театре юный Шехтель мог видеть и роскошно поставленные исторические драмы, и полные незатейливого юмора веселые водевили, неизменно вызывавшие восторг у саратовской публики.

Смерть О.О. Шехтеля явилась полной неожиданностью для всех, и прежде всего для его семьи. В руках семьи оказалось «наследство» запутанные торговые дела и огромные долги. В результате «Шехтели лишились всего своего состояния от неудачного предприятия: они вздумали добывать в Сибири золото, почему один из братьев поселился в Красноярске, - свидетельствовали современники. – На приисках Шехтели потратили весь свой капитал и влезли в большие долги. Дома их продали с аукциона.»6

6. Альманах. Памятники Отечества. «Отрочество Шехтеля». С. 107

 

-28-

Как вспоминал зодчий, «материальное положение в семье было настолько тяжелое (детей было 7 человек), что двух младших сыновей после смерти Осипа Осиповича отдали чужим людям, их усыновили и увезли в Петербург».

Остальные дети продолжали жить вместе с матерью в описанном за долги Ф.О. Шехтеля доме на Московской улице (современный адрес – ул. Московская, 14).

А младшие дети, в том числе и Федор, продолжали обучатся дома. В эти годы материальное положение семьи Федора Шехтеля было исключительно тяжелым.

В начале 1870 – х годов в городе существовало только одно учебное заведение, дававшее среднее образование – Саратовская мужская гимназия. В нее и был определен Федор Шехтель.

Считалось, что Саратовская гимназия давала достаточно высокий уровень знаний, и ее выпускники без экзаменов принимались в Казанский

университет. В стенах гимназии преподавал в 1851 – 1853 годах великий русский революционер – демократ Н.Г. Чернышевский. Здесь учились выдающиеся люди своего времени: поэт Э.И. Губер, химик Н.Н. Зинин, врач Г.А. Захарьин, эпидемиолог Г.Н. Минх, ботаник С.Г. Навашин, электротехник П.Н. Яблочков, фактический создатель русского театра оперетты М.В. Лентовский. После сдачи вступительного экзамена осенью 1871 года Шехтель был зачислен во второй гимназический класс.

Среди своих сверстников юный Шехтель не выделялся особенными успехами в учебе, и в первый год его пребывания в гимназии имел следующие годовые балы: чистописание и поведение – 4, св. история, русская грамматика, общая география и немецкий язык – 3. За недостаточные знания по латинскому языку и арифметике Шехтель был оставлен во втором классе для повторного обучения, что было в то время обычным явлением.

 

-29-

Обращает на себя внимание сравнительно высокая оценка по чистописанию, а на деле еще и по рисованию с черчением.

Следующий учебный год прошел для Федора Шехтеля более успешно. Годовые оценки были следующими: священная история – 5, русский язык – 4, арифметика, общая география, латинский и немецкий языки, а также поведение – 3. Шехтель был переведен в следующий класс, однако больше его имя в документах гимназии не встречается. Скорее всего, смена места учебы была связана со скоропостижной смертью Т.Е. Жегина осенью 1873 года. Федор Шехтель переводится в приготовительное училище при Тираспольской духовной семинарии, где учится последующие два года.

Обучение Шехтеля длилось там, по документам, с 26 августа 1873 по 20 июля 1875 года. Время спустя, Шехтель покинул Саратов. По его воспоминаниям, он уехал из города «лет шестнадцати», то есть в 1875 году.

Свидетельство об окончании училища при Тираспольской католической семинарии было выдано Шехтелю с большим опозданием, когда ему шел уже 22 – й год. Позаботится о получении свидетельства заставила жизнь. Осенью 1880 года «саратовский мещанин Ф.О. Шехтель» был вызван из Москвы на жеребьевку в Саратовской городское по воинской повинности присутствие. Лица, окончившие училище, имели определенные льготы при прохождении воинской службы. Об этом писал в одном из писем сам Шехтель: «Это  училище отвечает курсу прогимназии, свидетельством чего служит то, что ставится к отбыванию воинской повинности по второму разряду».

Свидетельство об окончании приготовительного училища было получено Шехтелем 31 октября 1880 года. Две недели спустя, 14 ноября, в Присутствии им был «признан совершенно неспособным к воинской службе и навсегда освобожден от службы».

Впоследствии Федор Осипович близко сходится с людьми, которых мог считать своими земляками. Среди них выдающиеся художники так

 

-30-

называемой «саратовской школы» В.Э Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин и А.Т. Матвеев, а также М.А. Врубель.

В 1860-е годы родители Врубеля и Шехтеля принадлежали к довольно небольшому кругу саратовской интеллигенции, имели общих знакомых. Мачеха художника, неплохая пианистка, не раз выступала в Городском театре на любительских вечерах, наконец, и Врубель, и Шехтель учились рисованию у одного человека – художника А.С. Година. Быть может, это помогло укрепить творческие контакты двух мастеров, длительно плодотворно сотрудничавших друг с другом.

В начале 1900-х годов, в пору своего наивысшего творческого подъема, Шехтель особенно сближается со своими земляками – саратовцами. В.Э. Борисов – Мусатов для построенного по проекту Шехтеля особняка Дерожинской в Москве выполнил серию эскизов панно: «Осенний вечер», «Зимняя сказка», «Сон божества» (все в ГТГ) и «Летняя мелодия» (бывшее собрание Т. Гельцер, Москва), которые считаются значительной вехой в творчестве художника. Сами панно, по воспоминаниям Федора Осиповича,

 «так и остались ненаписанными ввиду смерти Борисова – Мусатова». Украшением своей коллекции Шехтель считал картину художника «Гранатовое ожерелье» (этюд Мусатова к его большой работе «Изумрудное ожерелье»), а также написанный саратовским художником Павлом Кузнецовым «Натюрморт».

До сих пор считалось, что зодчий не спроектировал для города своего детства ни одного здания. Между тем в центре Саратова есть особняк, весьма

напоминающий лучшие московские сооружения Ф.О. Шехтеля, в особенности известный всем особняк С.П. Рябушинского у Никитских ворот. Это бывший особняк саратовского мукомола-миллионера К.К. Рейнеке.

При всем своеобразии, планы особняков Рейнеке и Рябушинского имеют глубинное сходство, так как принцип построения внутреннего пространства восходит к единой композиционной схеме. Схож и основной элемент

-31-

кованой ограды особняка Рейнеке – излюбленный зодчим мотив волны-спирали. Он использован Шехтелем в ограждении винтовой лестницы

особняка Дерожинской, в обрамлении ворот в ограде церкви Троицы в Балаково.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-32-

Список использованной литературы

1)    М.В. Булычев, А.В. Воронежцев, Е.К. Максимов, В.П. Тотфалушин. История Саратовского края с древнейших времен до 1917 года. Учебное пособие для средних и старших классов. Саратов, «Детская книга», 2000 г.

2)    Борисов «История России», «Просвещение», 2006 г.

3)    А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов. «История России, ХХ – начало ХХI века», «Просвещение», 2006 г.

4)    В.И. Моряков, В.А. Федоров, Ю.А. Щетинов. «История России». Пособие для старшеклассников и абитуриентов. Московский университет, 1996 г.

5)    Альманах. Памятники Отечества. №39, 1998 г.

6)    Советский энциклопедический словарь, Москва, 1987 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-33-

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

Усадьба Мальцевых

 

 

 

 

Усадьба Мальцевых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешний вид музея

 

 

Фрагмент экспозиции ''Из новых поступлений''Фрагмент экспозиции ''Вышивка балаковских мастериц''

 

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА БАЛАКОВО

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Научно-исследовательская работа на тему:

Научно-исследовательская работа на тему:

СОДЕРЖАНИЕ Введение

СОДЕРЖАНИЕ Введение

Введение Русская архитектура в начале

Введение Русская архитектура в начале

Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места в целом

Предметом целеустремлённой организации является и пространство населенного места в целом

Ухтомского в Москве). Для русского барокко характерно сочетание богатого пластического и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной композиции

Ухтомского в Москве). Для русского барокко характерно сочетание богатого пластического и цветового убранства фасадов с ясностью планов и объёмной композиции

Строятся просторные сооружения из металла и стекла ("Хрустальный дворец" в

Строятся просторные сооружения из металла и стекла ("Хрустальный дворец" в

О. Перре - Франция; О. Вагнер и

О. Перре - Франция; О. Вагнер и

Глава I История развития и стили архитектуры

Глава I История развития и стили архитектуры

Выделяют выразительные средства архитектуры композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств

Выделяют выразительные средства архитектуры композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов, синтез искусств

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения общественные сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома

В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения общественные сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома

Рима, другие греческие архаики,

Рима, другие греческие архаики,

Эти стилевые направления в архитектуре являются по своей сути глобальными, как основные вехи в искусстве, но они подразумевают под собой подстили

Эти стилевые направления в архитектуре являются по своей сути глобальными, как основные вехи в искусстве, но они подразумевают под собой подстили

Усадьба Мальцевых в г. Балаково, но и

Усадьба Мальцевых в г. Балаково, но и

Глава II Архитекторы Саратовской губернии и их творения

Глава II Архитекторы Саратовской губернии и их творения

Ф.О. Шехтеля, с рождения связанного с городом на

Ф.О. Шехтеля, с рождения связанного с городом на

Саратове он появился в 1895 году, где работал на протяжении 23 лет

Саратове он появился в 1895 году, где работал на протяжении 23 лет

А.И. Шибаева, взявшего ответственность на себя (хвала ему за это!), водрузил кресты на витых куполах церкви – часовни

А.И. Шибаева, взявшего ответственность на себя (хвала ему за это!), водрузил кресты на витых куполах церкви – часовни

Невским проспектом». Чистая, мощеная, с роскошными витринами богатых магазинов, в три квартала, она производила тогда, как и сейчас, сильное впечатление

Невским проспектом». Чистая, мощеная, с роскошными витринами богатых магазинов, в три квартала, она производила тогда, как и сейчас, сильное впечатление

К осени 1917 года возведение отеля завершилось

К осени 1917 года возведение отеля завершилось

В архиве Балаковского ЗАГСа до сих пор хранится метрическая ведомость живших в селе

В архиве Балаковского ЗАГСа до сих пор хранится метрическая ведомость живших в селе

Родители Маши слышали, что Мальцевы скрывали у себя беглого фальшивомонетчика

Родители Маши слышали, что Мальцевы скрывали у себя беглого фальшивомонетчика

Св. Троицы старообрядца А.М. Мальцева и особняк его брата

Св. Троицы старообрядца А.М. Мальцева и особняк его брата

Библиотеку, архирейную и склеп, конечно, разорили в советское время

Библиотеку, архирейную и склеп, конечно, разорили в советское время

Паисия и Анисима столько земли, что на ней можно поместить всю

Паисия и Анисима столько земли, что на ней можно поместить всю

А также установил торжественные въездные ворота в виде каменной арки с аттиком с металлическим заполнением створок ворот тончайшего рисунка из чугунного литья

А также установил торжественные въездные ворота в виде каменной арки с аттиком с металлическим заполнением створок ворот тончайшего рисунка из чугунного литья

Удивительной красоты кованые ворота и решетки парапетов усадьбы

Удивительной красоты кованые ворота и решетки парапетов усадьбы

Петербурге, на Нижегородской ярмарке, в

Петербурге, на Нижегородской ярмарке, в

Как вспоминал зодчий, «материальное положение в семье было настолько тяжелое (детей было 7 человек), что двух младших сыновей после смерти

Как вспоминал зодчий, «материальное положение в семье было настолько тяжелое (детей было 7 человек), что двух младших сыновей после смерти

Обращает на себя внимание сравнительно высокая оценка по чистописанию, а на деле еще и по рисованию с черчением

Обращает на себя внимание сравнительно высокая оценка по чистописанию, а на деле еще и по рисованию с черчением

В.Э Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин и

В.Э Борисов-Мусатов, К.С. Петров-Водкин и

Рейнеке – излюбленный зодчим мотив волны-спирали

Рейнеке – излюбленный зодчим мотив волны-спирали

Список использованной литературы 1)

Список использованной литературы 1)

ПРИЛОЖЕНИЯ Усадьба Мальцевых

ПРИЛОЖЕНИЯ Усадьба Мальцевых

Усадьба Мальцевых

Усадьба Мальцевых

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА БАЛАКОВО

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ГОРОДА БАЛАКОВО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2023