Научно-исследовательская работа "Русский язык в фантиках"
Оценка 4.8

Научно-исследовательская работа "Русский язык в фантиках"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русский язык
13.06.2023
Научно-исследовательская работа "Русский язык в фантиках"
фантики.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

                                                                      

 

Научно-исследовательская работа

«Русский язык в фантиках»

 

 

 

 

 

 

Автор: Маркова Ксения, обучающаяся 5 класса.

Руководитель : Максимова Лидия Робертовна, учитель русского языка и литературы.

 

                                                                                              

 

 

п. Крутоярский

2023 г.

Оглавление

 

I.Введение…………………………………………………………………...3-4

II.Основная часть…………………………………………………………...5-13
1. История фантика………………………………………………………….5-8
1.1. Первые конфетные фантики……………………………………………5-6
1.2. Эволюция фантиков для конфет……………………………………….7-8
2. Русский язык на конфетных фантиках……………………………….....9-13
2.1. Классификация наименований конфетных фантиков……………….9-11
2.2. Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков……12-13
III.Заключение…………………………………………………………………14
IV.Список  литературы………………………………………………………..15
V.Приложение…………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

I. Введение

 

Как сделать привлекательными конфеты? Об этом задумывались издавна. Фантики для конфет защищают и украшают сладкие продукты. Художники постоянно придумывают для них яркие и интересные обертки. Внимательно рассматривая фантики, можно вспомнить правила русского языка. Используя названия конфет, можно сделать изучение русского языка интересным.

В своем исследовании я привожу примеры на изученные в 5 классе правила, которые можно встретить на конфетных обертках. На Новый год всегда у всех много разных конфет, вот и появилась идея собрать фантики, или обменять у друзей на те, которых у меня нет. Так появилась целая коллекция фантиков от съеденных конфет.

Известно, что не все школьники могут освоить навык грамотного письма. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это не вспоминается.

Учителя говорят, что дети не всегда могут применять на практике правила. Вот и появилась идея, соединить обучение с практикой и изучать орфограммы по фантикам. В этом заключается актуальность темы.

В связи с этим я поставили перед собой следующие задачи:

  • узнать историю фантика;
  • собрать наименования конфет и их классифицировать;
  • рассмотреть названия конфет с точки зрения орфограмм русского языка;
  • обобщить материалы исследования и сделать выводы.

Объектом исследования стали конфетные фантики, а предметом - орфограммы русского языка.

Методы исследования – поиск информации в научной литературе, наблюдение, классификация.                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Основная часть

1.История фантика

1.1. Первые конфетные фантики

 

Истории фантика или обёртки как таковой не существует. Для перевозки и хранения продуктов, в том числе и конфет, люди испокон века использовали то, что попадалось им под руку. С изобретением ткани, бумаги, фольги, парафиновой бумаги, целлофана появилась и упаковка.

Печатались этикетки длинными листами в два цвета или многоцветные. Материалом для конфетного фантика служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Изготавливали конфетные обёртки (этикетки) в типографиях.

В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что «Фа́нтик (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамели, ириса, жевательной резинки). Кроме основного предназначения - упаковки, он является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время».

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова дается такое толкование:

«Фантик -  конфетная обёртка как предмет игры» [Ожегов, Шведов, 1999, с.724].

В «Толковом словаре русского языка» Т.Ф. Ефремовой слово "фантик":

1.     конфетная обертка;

2.     особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики»

[Ефремова,2000, с.574].

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля есть только слово «фант – залог, заклад в домашних семейных играх» [Даль, 2001, с.621].

Сначала особой необходимости в фантиках не было. С началом XIX века в Европе, а позже и в России, родилась сеть ремесленных кондитерских, в которых конфеты из какао-масла изготовлялись вручную и стоили баснословно дорого. Хранились эти конфеты в красивых жестяных коробках.

Затем, когда кондитеры поняли, что большую коробку конфет продать очень сложно из-за ее дороговизны, они стали использовать индивидуальную упаковку для каждой конфеты. Первые двухслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон.

Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Только понято это было достаточно поздно.

И хотя оберточную бумагу для конфет придумали не в России, наш российский фантик стал в XIX веке лучшим в мире. Российские упаковки для конфет пользовались огромным успехом за границей. В начале 20 века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, зефир, пастила...

 

 

 

 

 

1.2. Эволюция фантиков для конфет

 

Как и столетие назад, так и в наши дни, фантики являются не просто «визитными карточками» товара, его «лицом». Фантики с различными названиями являются не только рекламным знаком, знаком принадлежности, но и показателем человеческой психологии. Так в период XІX начала XX века подлинным отражением эпохи во всем ее многообразии становятся фантики с названиями конфет.

По фантикам можно было изучать азбуку, цифры, узнать о разных странах. Иногда на фантики помещали загадки, ребусы, гороскопы, частушки и стихи. Вот одна из загадок на фантике «Кто родился и никогда не умирал?» (Род человеческий). В начале XІX века выпускались конфеты, фантики которых украшали портреты писателей и поэтов - Пушкина, Гоголя, Крылова и других, изображения, связанные с императорской Россией.

Одним из основных предназначений фантика стала просветительная задача, причем, не только для детей, но и для взрослых. Кроме привлекательных картинок, модным было печатать на фантике и полезную информацию. Существовали развлекательные обертки с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями, и обертки образовательные – с таблицей умножения или азбукой.

А значит, владельцы кондитерских фабрик наделили фантик еще одной функцией – образовательной и развивающей. Например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Появлялся и настоящий креатив, такой как обертки-пазлы: картинку с изображением повара, пожарного, горничной и графини можно было разрезать по линиям на кусочки, а потом собирать их, каждый раз получая новое лицо.

Еще одной задачей фантика стало привитие едокам конфет идеалов красоты и вкуса. Например, в фантиках дореволюционного периода отражался репертуар кино и театров. Названия многих конфет носили женские имена - «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».

На фантиках красовались изящные дореволюционные барышни с кротким взглядом, фарфоровой кожей, замысловатыми прическами, узкими талиями. По этим изображениям можно было составить представление о модных тенденциях того времени. Замечательной традицией того времени был выпуск целых серий конфет, посвященных какому- либо событию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Русский язык на конфетных фантиках

2.1. Классификация наименований конфетных фантиков

 

Мне захотелось выяснить, выполняет ли современный фантик те задачи, которые выполнял раньше. Я стали обращать внимание на конфетные фантики. Но уже не увидела конфеты, в которых есть загадки. Мне не встретились конфеты с таблицей умножения, азбукой или пазлами, наверное, их уже просто не существует.

В настоящее время фантики уже не осуществляют образовательную и развивающую задачу. Зато в названиях конфет присутствуют многие правила, которые мы изучаем в школе на уроках русского языка. Значит, фантику можно вернуть образовательную роль.

Для своего исследования я использовала 100 наименования конфетных фантиков. На них встретились 45 имени существительных, 5 имен прилагательных, 25 словосочетаний, 3 глагола, 2 звукоподражания, 20 названий на иностранном языке. Наречия, местоимения, числительные среди рассмотренных мною названий конфет не встретились.

Таким образом, можно сделать вывод: наиболее употребляемая в названиях конфет часть речи – имя существительное, что наблюдалось в истории фантика и раньше, довольно много словосочетаний, что делает названия более образными, описательными, но вот что новое – это большое количество названий на иностранном языке, что говорит о тенденции вливания иностранных слов во все сферы нашей жизни и наш язык, что в какой-то мере помогает производителю обратить внимание на его продукцию.

Все рассмотренные мною наименования конфетных фантиков можно классифицировать по признакам:

1.     структуре;

2.     лексическому значению;

3.     морфологическим признакам;

4.     способам образования;

5.     наличию орфограмм.

По структуре: состоят из одного слова 70 фантиков, состоят из двух слов 30 фантиков.

По лексическому значению: среди рассмотренных названий конфет мне встретились названия, которые я не знала.

  • Дюшес – сорт крупных южных груш
  • Барбарис – колючий кустарник с мелкими красными кислыми ягодами
  • Буревестник – большая океаническая птица с длинным клювом и длинными острыми крыльями
  • Желейные – сладкое студенистое кушанье из фруктовых соков
  • Цитрон – вид многолетних растений из рода цитрус
  • Метеор – явление, наблюдающееся в виде кратковременных вспышек, возникающее при сгорании в земной атмосфере мелких метеорных объектов
  • Соната – это жанр инструментальной музыки
  • Арфа – струнный музыкальный инструмент
  • Волшебный саквояж – сумка для поездки
  • Жена самурая – служилый человек в феодальной Японии
  • Крокант – хрустящая сладость

 

По морфологическим признакам: среди рассмотренных наименований встретились фантики, указывающие на число имен существительных:

  • единственное число – 74(«Снопик», «Коровка», «Фея», «Сказка», «Мечта»);
  • множественное число – 6 («Фонарики», «Мишки в лесу», «Бабушкины сказки).

Названия, в которых встречаются имена и клички животных – 9 («Маша и медведь», «Лёвушка», «Степашка», «Харитоша», «Кочегар Петя», «Жена кочегара Пети», «Мишаня», «Мишка косолапый»).

Названия, указывающие на животных и растения – 10 («Ивушка», «Ромашка», «Коровка», «Ласточка», «Буревестник», «Озорная пчёлка», «Нива», «Золотая лилия»).

Названия, указывающие на место проживания – 3 («Прага», «Москвичка», «Славянка»).

По способу образования: основные способы образования слов в русском языке, известные нам, - это образование слов с помощью приставок, суффиксов и сложением основ. Рассмотрев фантики, я   нашла всего одно название, образованное при помощи приставки(«Отломи»). Но нашли много слов, образованных с помощью суффиксов («Коровка», «Геометрика», «Ромашка», «Снопик», «Ивушка», «Батончик», «Молочная», «Золотой ключик», «Ореховые», «Лунная ночь»).

Встретились названия, образованные способом сложения – «Нота-бум», «Кис-кис», «Топ-шлёп», «Шоко-детки, «Фрукты-ягодки», «Чио-рио»), что в прежние времена наблюдалось реже.

Таким образом, можно сделать вывод: из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный.

 

 

2.2. Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков

 

Орфограмма - от греч. orthos - правильный и grammа – письмо. Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

После того, как были выявлены орфограммы в названиях конфет, я распределила их на группы.

1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова.

«Желейные», «Коровка», «Ромашка», «Фонарики», «Мечта», «Картошка», «Космос», «Метеор», «Соната», «Ореховые», «Волшебный саквояж».

2. Проверяемая безударная гласная в корне слова.

«Ломтишка» - ломтик, «Золотой ключик» - золото, «Отломи» - ломтик, «Степашка» - Стёпа, «Мишаня» - Миша, «Котофей»- кот, «Волжские сокровища» - Волга, «Морячка» - море.

3. Проверяемые согласные в корне слова.

«Сказка» - сказочка, «Коровка» - корова, «Фрукты-ягодки» - ягода, «Сливки детям» - сливочки, «Сладкая капля» - сладенький.

4. Имена собственные

«Маша и медведь», «Харитоша», «Степашка», «Мишаня», «Прага», «Кочегар Петя».

5. Сочетания ЧК, ЧН, НЧ.

«Батончик», «Ласточка», «Москвичка», «Сливочная», «Молочная», «Улётная палочка».

6. Буквы Ё-О после шипящих в корне слова.

«Шоко-детки», «Жена самурая», «Озорная пчёлка, «Жена кочегара Пети».

7. Буквы и, у, а после шипящих.

«Ореховая роща»

8. Буквы И-Ы после Ц

«Цитрон»

9. Непроизносимая согласная

Буревестник

В ходе проведённого исследования было установлено, что наибольшее количество названий конфет приходится на орфограммы «Непроверяемая и проверяемая безударная гласная в корне слова».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключение


Бумажные и блестящие, яркие и многослойные... В первую очередь нас привлекает фантик, а потом уже — сама конфета.

В ходе своей работы я узнала о появлении первого конфетного фантика, о том, какой смысл вкладывали в него кондитеры.

Выяснила, что фантик был не просто бумажкой, а средством обучения, воспитания, агитации, привития чувства вкуса и красоты.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза о том, что фантик можно использовать на уроках русского языка как средство для развития у детей орфографической зоркости, творческого воображения, познавательного интереса.

Данная работа дала мне возможность углубить знания в области русского языка, проявить творческие способности и привлечь внимание ребят к изучению орфограмм русского языка. Все изученные названия конфет по сути – это части речи, которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка; поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет, названия можно использовать при изучении темы "Имя существительное"; из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный, поэтому многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».

 

 

 

 

 

IV. Список литературы

 

1.     Баулина А. Г. Исторические события в фантиках/ сост. Баулина А.Г. М.: Инсбук-бизнес, 2007.

2.     Бутромеев В. П. Всемирная история в лицах. Новое время. Энциклопедия для школьника. Серия "Детский Плутарх" М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999,230 стр.

3.     Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: В 4 т. Т.2 ИО/ В. И. Даль М.: OOO "Издательство АСТ": "Издательство Астрель", 2001,712стр.

4.     Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. М.: Просвещение, 2000 г.

5.     Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Просвещение,1999,900 стр.

6.     Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. Пособие для учащихся. М.: «Просвещение», 1978, 727стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Приложение

 

Вопросы анкетирования:

1.     Любите ли вы конфеты?

2.     Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

3.     Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

4.     Обращаете ли вы внимание на правописание слов-названий конфет?

5.     Какие фантики Вам больше нравятся?

6.     Задумывались ли Вы о пользе фантиков?

 

В процессе работы мною было проведено анкетирование учащихся 5-8 классов. Анкета состояла из шести вопросов. Было проанализировано 26 анкет. Результаты анкетирования показали следующее:

  • 96% учащихся любят конфеты;
  • 67% учащихся обращают внимание на фантик;
  • 67% учащихся обращают внимание на название конфет;
  • 77% учащихся не обращают внимание на орфограммы в названии конфет;
  • 87%учащихся привлекают яркие фантики;
  • 61% учащихся не задумываются о пользе фантиков.

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа»

Оглавление I .Введение…………………………………………………………………

Оглавление I .Введение…………………………………………………………………

I . Введение Как сделать привлекательными конфеты?

I . Введение Как сделать привлекательными конфеты?

Методы исследования – поиск информации в научной литературе, наблюдение, классификация

Методы исследования – поиск информации в научной литературе, наблюдение, классификация

II . Основная часть 1.История фантика 1

II . Основная часть 1.История фантика 1

В « Толковом словаре живого великорусского языка »

В « Толковом словаре живого великорусского языка »

Эволюция фантиков для конфет

Эволюция фантиков для конфет

Еще одной задачей фантика стало привитие едокам конфет идеалов красоты и вкуса

Еще одной задачей фантика стало привитие едокам конфет идеалов красоты и вкуса

Русский язык на конфетных фантиках 2

Русский язык на конфетных фантиках 2

По структуре: состоят из одного слова 70 фантиков, состоят из двух слов 30 фантиков

По структуре: состоят из одного слова 70 фантиков, состоят из двух слов 30 фантиков

По морфологическим признакам: среди рассмотренных наименований встретились фантики, указывающие на число имен существительных: единственное число – 74(«

По морфологическим признакам: среди рассмотренных наименований встретились фантики, указывающие на число имен существительных: единственное число – 74(«

Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков

Классификация орфограмм в названиях конфетных фантиков

Шоко-детки », «Жена самурая», «Озорная пчёлка, «Жена кочегара

Шоко-детки », «Жена самурая», «Озорная пчёлка, «Жена кочегара

III . Заключение Бумажные и блестящие, яркие и многослойные

III . Заключение Бумажные и блестящие, яркие и многослойные

IV . Список литературы 1.

IV . Список литературы 1.

V. Приложение Вопросы анкетирования: 1

V. Приложение Вопросы анкетирования: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023