Павлов Александр Константинович, -
генеральный
директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –
г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Лауреат
премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ
2023 ГОДУ – ГОДУ ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
И К 200 – ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПЕДАГОГА К.Д.УШИНСКОГО ПОСВЯЩАЮ
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)
Педагогическая технология развивающего проблемно-модульного обучения базируется на трудах Павлова А.К., Соколкова Е.А., Чошанова М.А.
По мнению А.К. Павлова, перестройка процесса обучения на развивающей проблемно-модульной основе как педагогической технологии, позволяет:
Ø интегрировать и дифференцировать учебно-познавательное содержание процесса обучения посредством группировки развивающих проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку учебного курса в полном, сокращённом и углублённом вариантах. Полный вариант (без проблемного и углубленного блоков) - для учащихся, усваивающих учебный материал на минимальном (воспроизводящем) уровнях. Сокращённый вариант (блоки инвариантной структуры, проблемный и блок стыковки) - для учащихся, усваивающих материал на программном (конструктивном) уровнях. Углубленный вариант (сокращённый и проблемный блоки) - для школьников, овладевающих знаниями на сверпрограммном (усложненном) уровне;
Ø осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного варианта учебно-познавательного курса в зависимости от уровня обученности и индивидуального темпа продвижения по программе;
Ø акцентировать работу учителя на консультативно-координирующие функции управления индивидуальной учебной деятельностью учащихся.
Цель технологии: развитие критического мышления учащихся, их рефлексивных способностей.
Исходные научные идеи.
Педагогическая технология развивающего проблемно-модульного обучения основана на трёх принципах:
Принцип системного квантования ориентирует на «сжатие» учебной информации (обобщение, укрупнение, систематизация).
Принцип модульности предполагает фиксирование учебной информации и учебных действий школьников в виде модулей.
Принцип проблемности - целенаправленное создание учебных ситуаций на поиск ошибок.
Выделяются следующие группы ошибок:
· гносеологические (ошибки познавательного характера, совершенные в процессе эволюции знания);
· методические (ошибки преподавания, связанные с нарушением психологических особенностей восприятия, памяти, мышления в процессе обучения);
· учебные ошибки (сгруппированы в специальные таблицы по каждому модулю).
Структура проблемного модуля:
Проблемный модуль состоит из 12 взаимосвязанных блоков.
Блок «вход» - контрольный. Актуализация опорных знаний и способов действий является своеобразным «пропуском» в проблемный модуль. Как правило, используются тестовые задания.
Исторический блок - краткий экскурс, раскрывающий генезис (происхождение) понятия, теоремы, задачи. Анализ возникающих при их решении затруднений и ошибок. Постановка историко-научных проблем.
Блок актуализации - опорные знания и способы действия, необходимые для усвоения нового материала, представленного в проблемном модуле.
Экспериментальный блок - описание учебного эксперимента, лабораторной работы для вывода формулировок, экспериментальных формул.
Проблемный блок - постановка укрупненной проблемы, на решение которой и направлен проблемный модуль. Возможно объединение проблемного и исторического блоков.
Блок обобщения - первичное системное представление содержания проблемного модуля. Структурно может быть оформлен в виде блок-схемы, опорных конспектов, алгоритмов, символической записи и т.п.
Теоретический (основной) блок содержит основной учебный материал, расположенный в определенном порядке: дидактическая цель; формулировка проблемы (задачи); обоснование гипотезы; решение проблемы; контрольные тестовые задания.
Блок генерализации - отражение решения укрупненной проблемы и конечное обобщение содержания проблемного модуля.
Блок применения - решение историко-научной проблемы, система задач и упражнений.
Блок стыковки - совмещение пройденного материала с содержанием смежных учебных дисциплин.
Блок углубления - учебный материал повышенной сложности для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету.
Блок «выход» - контроль результатов обучения по модулю. Учащийся, не выполнивший то или иное требование блока «выход», возвращается к тому учебному элементу проблемного модуля, в котором были допущены ошибки.
Ограничения:
1. Большие затраты времени учителем на подготовку содержания модульных программ.
2. Недостаточный уровень готовности школьников к осуществлению самостоятельной учебной деятельности.
Мы исходим из того, что развивающее проблемно-модульное обучение как педагогическая технология – это такая организация учебно-познавательного и воспитательного процесса, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, способами действий, способами деятельности и развитие мыслительных возможностей, способностей.
Проблемы развития идей педагогической технологии развивающего проблемно-модульного обучения, рождение новых идей и путей их реализации, всё более и более значимы с вступлением современного человечества в креативно-педагогическую цивилизацию, в которой поиск, творчество становятся нормами и условиями развития личности, психолого-педагогических наук, человечества в целом.
Список литературы
1. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975, 1975. - 365 с.
2. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. – Казань: Татарское кн. изд-во, 1972. – 551.
3. Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. – СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 149 с.
4. Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.
5. Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.
6. Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.
7. Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.
8. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. – Петрозаводск, 2018. – 68 с.
9. Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. – 85 с.
10. Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.
11. Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.
12. Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533
13. Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.
14. Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА – М, 2017. – 392 с.
15. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.