НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ).

  • docx
  • 24.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 048 (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)..docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация, г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск -  г. Мурманск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова
Заслуженный деятель науки РФ

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ).

     Творческая группа учёных и педагогов – исследователей Международного Инновационного Научно-Исследовательского Образовательного Дистанционно-Сетевого Педагогического Комплекса (МИНИОДСПК) «ПЕДКАМПУС», под руководством генерального директора Комплекса, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента, академика МАНЭБ, Лауреата премии им. М.В. Ломоносова, Заслуженного деятеля науки РФ Павлова Александра Константиновича, провела цикл научно-исследовательских, опытно-экспериментальных, методических работ по применению и использованию педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных педагогических системах. За основу были взяты: МОУ «СОШ № 48» г. Петрозаводска Республики Карелия, ГБОУ «Гимназия № 278 им. Б.Б. Голицына» Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга, МОУ «Академический лицей» г. Мурманска, Базовая Инновационная Дистанционно-Сетевая Средняя Общеобразовательная Школа (БИДССОШ) при МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС».

     Получилось следующее научно-методологическое обоснование применения и использования технологии проблемно-модульного обучения в школьных педагогических системах

     Педагогическая технология проблемно-модульного обучения, как комбинированная дидактическая система, может применяться в различных педагогических направлениях, где в учебно-познавательном воспитательном процессе реализуются требования индивидуализации и повышения самостоятельности обучения, а обучающимся предоставляются действенные, логически, проблемно и модульно выстроенные знания, на основе которых формируются, развиваются умения и навыки.

     Вопрос о возможности применения технологии проблемно-модульного обучения в средней школе, прежде всего, связан с возрастом учащихся и уровнем владения ими умениями и навыками самостоятельной работы с информационными источниками, а также с их мировоззренческой подготовкой.

     В младших классах, как представляется, акцент должен делаться на педагогический процесс, организуемый и управляемый непосредственно учителем, при этом особую роль здесь играет его нравственно-эмоциональное воздействие. Всякое сужение функций педагога может породить проблему дегуманизации педагогического процесса.

     Начиная со средних классов, можно ввести элементы педагогической технологии проблемно-модульного обучения. При этом ими могут быть упрощённые проблемно-модульные учебно-познавательные курсы (рабочие тетради по предметам обучения), в которых упор делался бы на управление и самоуправление деятельностью учеников, контроль и самоконтроль их знаний. Проблемно-модульные курсы в учебно-познавательный процесс средней школы целесообразно вводить постепенно, наравне с учебником, начиная с отдельных учебно-познавательных курсов, предметов и конкретных, хорошо успевающих учеников, которым предоставляется большая самостоятельность в учёбе.

     С девятого класса общеобразовательной школы технологию проблемно-модульного обучения можно полностью ввести в педагогический процесс, т. е. возможно применение проблемно-модульных образовательных и учебно-познавательных программ, к построению которых, для старших классов, можно подойти трояко:

1)                     строить проблемно-модульные учебно-познавательные программы и курсы для выбираемого обучающимися цикла профилирующих предметов, при изучении которых необходима большая доля самостоятельности. Их содержание отличается динамичностью границ с точки зрения, как ширины, так и глубины познания;

2)                     строить проблемно-модульные учебно-познавательные программы, рассчитанные на один год, по всем предметам или комплексной учебной проблеме;

3)                    строить проблемно-модульные учебно-познавательные программы, предназначенные для всего этапа обучения в старших классах.

     Очевидно, что внедрение педагогической технологии проблемно-модульного обучения в общеобразовательной школе целесообразно начинать и вести последовательно, по сложности реализации, в строгом логическом порядке.

     Структура проблемно-модульной учебно-познавательной программы, предназначенной для всего этапа обучения в старших классах, включает в себя проблемно-модульные учебно-познавательные курсы по всем изучаемым учебным предметам на один учебный год. Преимущество применения проблемно-модульной программы, рассчитанной на весь этап обучения в старших классах, состоит в том, что обеспечиваются наиболее благоприятные условия для реализации принципа осознанной перспективы, особенно стимулирующие мотивацию учения, а также открываются реальные пути к обучению экстерном.

     При рассмотрении применения педагогической технологии проблемно-модульного обучения в средней школе возникает вопрос о возможности замены учебников проблемно-модульными учебно-познавательными курсами, где учебники будут играть вспомогательную роль. Необходимо отметить, что однозначно ответить тут сложно, так как вышеназванные пособия решают совершенно разные задачи. Более того, проблемно-модульный учебно-познавательный курс базируется на нескольких учебниках, формируя, таким образом, основы методологии познавательной деятельности и самостоятельной работы с источниками. В проблемно-модульном учебно-познавательном курсе акцентируется руководство учебными действиями обучающегося с существенной опорой на учебники и учебные пособия, другую методическую литературу.

     Возникает и другой вопрос, касающийся применения педагогической технологии проблемно-модульного обучения в средней школе, состоящий в следующем: кто будет создавать проблемно-модульные курсы и разрабатывать программы? В этом случае возможны два пути решения данного вопроса: 1) они могут создаваться региональными методическими центрами или комиссиями, основой которых станут временные творческие коллективы; 2) будут разрабатываться отдельными высококвалифицированными, опытными учителями для самостоятельной организации ими конкретного педагогического процесса. Эти два направления не являются альтернативными, они могут успешно дополнять друг друга. Только в этом случае учитель не будет создавать «на пустом месте» оригинальный проблемно-модульный учебно-познавательный курс или программу, а станет использовать проблемно-модульные курсы, разработанные в региональных методических центрах или комиссиями, приспосабливая их к конкретным условиям функционирования школы.

     С созданием проблемно-модульных учебно-познавательных курсов или программы ещё не решается проблема внедрения предлагаемой технологии в той или иной системе обучения. Важным является вопрос организации собственно процесса проблемно-модульного обучения в средней школе. Исследований по данному вопросу в нашей стране ещё нет, а в работах зарубежных авторов чаще всего описывается и анализируется практический опыт организации обучения.

     В свете отмеченного, при применении технологии проблемно-модульного обучения учащимся, как правило, 9–10 классов, будет предлагаться на выбор несколько путей организации проблемно-модульного обучения, предусматривающих самостоятельную работу с модулем при использовании технических средств обучения, консультации с успевающими учениками или с педагогом и т. д., где каждый обучающийся может выбрать как один, так и несколько наиболее подходящих ему вариантов, либо комбинацию из них.

     Более того, каждый учитель имеет свои, разработанные собственными силами модули, приспособленные к конкретной ситуации. Подготовка модулей и организация проблемно-модульного обучения в школе, с нашей точки зрения, основываются на пяти принципах:

1)                      максимально эффективно использовать время педагога. Это становится возможным тогда, когда сам ученик приходит к учителю за консультацией;

2)                     максимально эффективно использовать время ученика. Этому содействует отработка самого модуля и его оснащение техническими средствами обучения;

3)                    самое главное в технологии проблемно-модульного обучения это и учителю, и ученику необходимо понимать и принимать как существенное — цели обучения;

4)                     сами ученики могут стать неплохими учителями. Помощь в учёбе разъяснении учебного материала) является одним из главных компонентов в образовательном процессе при проблемно-модульном обучении;

5)                    овладение учебным материалом является обязательным. Критерии, отражающие его уровень, указываются ученикам в модуле. Устный контроль проводится с целью подтверждения понимания учениками цели обучения. В письменных контрольных заданиях требуется правильно ответить на 80 % поставленных вопросов.

     Проблемно-модульное построение учебно-познавательного предмета протекает в два этапа: на первом разрабатывается общая инвариантная модель единого содержания преподаваемой дисциплины, на втором выделяются ключевые идеи в рамках конкретных модулей. Принципами отбора ключевой информации являются: а) информационная ёмкость и прогностическая ценность материала; б) его системообразующая функция; в) конструктивно-практическая значимость.

     Практической направленностью обучения должен быть насыщен материал всех модулей. Он ориентирован на усвоение учащимися навыков самоконтроля, саморегуляции и самовоспитания применительно ко всем основным сферам жизнедеятельности (учёба, труд, взаимоотношения в семье, поведение на отдыхе и т.д.). Следует отметить, что проблемно-модульный подход органично сочетается с системно-генетическим.

     Мы считаем, что педагогическая технология проблемно-модульного обучения, применяемая в средней школе, включает в себя восемь компонентов:

1.                     Усвоение учениками целей обучения.

2.                     Учебная работа с проблемно-модульным курсом включает процесс усвоения учебно-познавательного материала с использованием различных методов и средств обучения.

3.                      Постоянный контроль учебной деятельности учащихся. После прохожде- ния письменного и устного контроля ученик получает оценку за данную тему или отдельный модуль. Обучающийся, усвоивший за учебный год все темы или мо- дули курса, получает за них оценку.

4.                     Инструктирование при обнаружении того, что ученик не понимает учебного материала. Он может обратиться за консультацией к учителю или к более подготовленному и успевающему по этому курсу ученику.

5.                       Небольшие исследования при отработке проблемно-модульного курса, которые ученик проводит, опираясь на учебники и различные методические материалы или самостоятельно планируя исследовательские действия под руководством учителя. Исследовательская работа проводится индивидуально или в малых группах (до шести человек). После завершения исследования в группе проводится обсуждение его результатов с их интерпретацией и т. д. За каждое законченное исследование ученик может получить какое-то количество баллов.

6.                      Оценивание результатов обучения ученика представляет собой наиболее интересный компонент в технологии проблемно-модульного обучения в школе. Оценивание предусматривает, что ученики, выполнившие самостоятельную работу, пользуясь литературой, накопленной в фондах школьной библиотеки, должны сформулировать и обосновать свое мнение по анализируемому вопросу, касающемуся актуальных общественных проблем. Такие проблемы обсуждаются методом дискуссий в учебной группе, при этом учитель старается как можно меньше в них участвовать. После обсуждения каждый участвовавший в нём ученик пишет сочинение, в котором излагает и окончательно обосновывает свое мнение. Цель такого задания заключается в формировании и развитии у обучающегося навыков самостоятельной мировоззренческой оценки явлений и фактов, поэтому его мнение не оценивается, как правильное или ошибочное. За каждое своё обоснованное мнение ученик получает какое-то количество баллов, которые в последующем суммируются.

7.                    Репетиторство, которым может заняться каждый ученик, помогая своему товарищу, если тот просит помощи в учёбе. За репетиторство ученик, который помог в усвоении учебного материала по одному модулю и одному товарищу, получившему при этом положительную оценку, получает какое-то количество баллов.

8.                    Контрольная работа на уровне теста, за которую тоже дается какое-то количество баллов. В данном случае, за учеником остаётся свобода выбора комплектов способа деятельности для получения баллов. Одни могут избегать контрольных работ, другие не любят исследований, третьи — оценивания, четвёртые не хотят тратить время на репетиторство. Но во всех случаях по системе школы ученик, прежде всего, соревнуется сам с собой. Время учителя и учеников используется максимально эффективно. Практика показывает, что при тестировании по одному и тому же тесту учеников школы, проходивших курс по рассматриваемой системе проблемно-модульного обучения, и детей, обучавшихся по традиционной системе, обнаруживается разница в их знаниях, составляющая 10–15 % в пользу первых.

     Более того, решается задача формирования и развития интеллектуальной, думающей, самостоятельной, разносторонне и гармонично развитой личности, а школы уходят от «менторства», психозов и других «заболеваний».

     Проанализированная нами система педагогической технологии проблемно-модульного обучения представляет интерес в следующих отношениях:

1)                     позволяет достичь активного, самостоятельного, целенаправленного учения со стороны ученика;

2)                       реализуются субъект–субъектные взаимоотношения между учеником и учителем;

3)                     обеспечивается достижение практически всеми учениками минимального уровня усвоения учебного материала за предусмотренное время;

4)                      создаются возможности усвоения учебного материала на более высоких уровнях с использованием элементов творческой развивающей деятельности;

5)                     реализует воспитывающую функцию обучения.

     Проблемно-модульный принцип конструирования учебно-познавательных курсов и их преподавание находят всё большее число сторонников. Он помогает привести в систему интегрированные основы научных знаний и наглядно выделить «ядро» научной информации посредством всестороннего анализа понятий, выявления внутренних связей между ними, а также между законами и принципами. Тем самым, он способствует логичному и компактному структурированию учебно-познавательного материала, а также позволяет избегать неоправданных повторений внутри одного и того же курса.

     Несомненно, что при всех достоинствах и недостатках данной проблемно-модульной технологии обучения её можно рассматривать как одну из множества возможных педагогических систем, формирующих личность школьника.

     Следует учитывать, что на современном этапе развития науки и практики, функционирования общества перед отечественной школой стоят задачи по проведению реформы и модернизации, решение которых, пока, не приносит желаемых результатов. В то же время внедрение педагогической технологии проблемно-модульного обучения может позволить на качественно новом уровне организовать учебно-познавательный воспитательный процесс, в последующем с малым «доворотом» модернизируя только содержание.

     Идеи технологии проблемно-модульного обучения в средней школе могут реализоваться, по нашему мнению, главным образом, двумя направлениями:

1)                     подкреплением традиционной системы проблемно-модульными курсами, без изменения системы оценок;

2)                    созданием в полном объёме технологии проблемно-модульного обучения в старших классах.

     В то же время более перспективным будет второе направление, но оно требует кардинальных изменений в педагогической системе средней школы, хотя бы после 5–6 классов.

     Таким образом, из отмеченного можно сделать вывод, что применение и использование технологии проблемно-модульного обучения в педагогических системах школы способствует формированию и развитию мотивации к учению у школьников, создаёт условия для самоанализа, саморазвития и самостоятельной работы, повышает эффективность и продуктивность процесса обучения в целом.