Научно – исследовательская работа «Сопоставление картины «Сак Сок» Баки Урманче с картинами художников Х. Шарипова, М.Хазиева.»
Оценка 4.7

Научно – исследовательская работа «Сопоставление картины «Сак Сок» Баки Урманче с картинами художников Х. Шарипова, М.Хазиева.»

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
изобразительное искусство +2
Взрослым
05.03.2018
Научно – исследовательская работа    «Сопоставление картины «Сак Сок» Баки Урманче с картинами художников  Х. Шарипова, М.Хазиева.»
Тезис Б.Урманче.doc

Национально-мифологическая основа картины Б. Урманче

«Баллада о Сак и Сок»

 

Тема нашей исследовательской работы: «Национально-мифологическая основа картины Б. Урманче «Баллада о Сак и Сок» (1973)»

 Цель работы: выявить национально-мифологическую основу картины Б.Урманче «Баллада о Сак и Сок» (1973).

Задачи:

· прочитать баит «Сак-Сок»;

· обобщить литературоведческий материал об этом баите;

· составить библиографию работ о творчестве Б. Урманче;

· выявить особенности творческой манеры великого татарского художника;

· сделать анализ-интерпретацию картины Б.Урманче «Баллада о Сак и Сок» (1973).

 Предмет исследования – национально-мифологические образы в картине Б. Урманче «Баллада о Сак и Сок» (1973).

Объект исследования – картина Б. Урманче «Баллада о Сак и Сок» (1973).

Теоретической базой нашей исследовательской работы стали, с одной стороны, труды специалистов по татарскому изобразительному искусству, видных ученых, таких как Фуад Хусаинович Валеев, Валеева-Сулейманова Г.Ф., Новицкий А., Султанова Р.Ф, Червонная С.М., с другой стороны, работы литературоведов Флера Урманчеева., Нигматуллиной Ю.Г. 

Структура работа: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.

Б.И.Урманче по праву считается классиком в искусстве. Все без исключения катаклизмы XX века с полной отчетливостью отпечатались в судь­бе художника, она словно испытывала его на верность искусству и творческую привиле­гированность. Это были испытания не толь­ко лишениями, в том числе и гражданской свободы, но и номенклатурным официозом советской культуры, желавшей непременно включить художника в свои рады. И, как это часто случается в искусстве, не благодаря, а вопреки обстоятельствам Б. Урманче не толь­ко с завидным мужеством выдержал эти жиз­ненные испытания, но и сумел реализовать себя с поистине возрожденческой, класси­ческой полнотой творческой самоотдачи, ка­кой не знала художественная культура та­тарского народа. Нет ни одного вида изобразительных искусств, в котором бы не проявился его синтетический многогранный талант.

Б. Урманче феноменально много сделал в искусстве, много количественно — около трехсот живописных полотен, двух тысяч графических листов, ста пятидесяти скульптур, кроме того – он автор мемуаров, статей, стихов.  Его произведения экспонировались на более чем ста выставках, в том числе всесоюзных и международных,  их видели жители почти соро­ка городов страны — от Риги и Талина до Хабаровска и Владивостока, в Поволжье - от Нижнего Новгорода до Астрахани, на Урале, в Дон­бассе, Казахстане, Узбекистане.

Биограф Б. Урманче, А.Новицкий, отмечает значительное влияние на художника в годы учебы во ВХУТЕМАСе таких преподавателей, как Г.Ф. Федоров, последователь живописных принципов Поля Сезанна, и А.В. Шевченко, который превыше всего ставил искусство народного примитива, особенно такую его форму, как «волшебная сказка старого Востока». Живопись Б. Урманче счастливо соединила колорит национального мышления с достижениями классического искусства. Путь его лежал через экспрессию импрессионизма, устойчивость реализма к традициям тюркской миниатюры.

Сак-Сок – один из самых совершенных по своей поэтической форме баит. При определении национально-мифологической основы картины Б. Урманче «Баллада о Сак и Сок» (1973, гуашь, картон) мы выявили следующее:

· название картины свидетельствует об установке художника на возможно полное воспроизведение сюжета баита «Сак-Сок»;

· образная система картины тесно связана с тюркской мифологией:

Основу композиции этой картины составляет тюркская картина мира.

Центральным образом картины становится образ Горы. Гора в мифологии выступает в качестве трансформированного мирового дерева и представляет собой модель вселенной, расположена в центре мира, где проходит его ось. Гора в картине Б.Урманче накренилась - это знак недолжного состояния мира, знак сотрясения его основ.

Одним из ключевых образов картины Б.Урманче становится образ дома. Он относится к наиболее общим и фундаментальным изначальным образам, имеющим универсальный характер и лежащим в основе многих художественных структур. Художник неслучайно помещает вертикальный срез жилища героев баита в правом нижнем углу картины, что ассоциируется с нижним миром. Мать совершила страшный грех: ни за что прокляла детей, страшное проклятие потеряет силу лишь тогда, когда она окажется на Страшном Суде, т.е. в нижнем мире, царстве мертвых (символика одежды, цвет жилища).

Образ дома в картине имеет национальную окраску (внутреннее убранство: саке, домотканое полотенце). Б. Урманче стремится подчеркнуть замкнутость пространства дома и его пустоту. Отец и мать сидят за пустым столом, т.к. дом без детей опустел (ср. «Ребенка родил – богатым стал»). Беда постучалось в дом, так как мать забыла о своих обязанностях и о сакральной силе своего Слова (ср. «Женский язык – уголь горящий»; «Плохая лошадь хозяина старит, злая жена – мужа»; «У сварливой жены два ножа: один в руке, другой – во рту»; «Непутевая жена мужа без ножа зарежет»). Ее действия привели к уничтожению семьи – МИКРОМИРА.

Б.Урманче дисгармоничному образу дома, напоминающему пещеру, противопоставляет мир природный – царство гармонии. Если вокруг дома героев баита царят только темные цвета: черный, синий, темно-коричневый, темно-зеленый, то мир природы передается через буйство красок: природа не знает однообразия. При описании горы Б. Урманче обращается к растительному и зооморфному орнаменту, знакомому нам по татарским вышитым полотенцам.

Растительный орнамент представлен следующими древними мотивами:

·  изображение степного тюльпана;

·  лиственные мотивы.

Из деревьев отчетливо узнаваемы ЯБЛОНЯ, усыпанная яблоками и листья ИВЫ.

· Яблоня символизирует семью, а яблоки - детей. Доминирование черного цвета в изображении плодового дерева – знак гибели семьи / рода.

· Ива в татарском фольклоре дерево печали, скорби и тоски.

Так Б.Урманче подчеркивает трагизм ситуации, описанной в баите. 

  Художник активно использует зооморфные мотивы:

· Животные представлены семейством горных коз и красных лисиц:

-- козел на вершине горы – символ благосостояния;

-- Рыжая лиса – символ красоты.

· Птицы – парой голубей и волшебных невиданных птиц:

- Голубь символизирует горестную жизнь с малых лет; символ божественной сущности, ВЕРХА – неба, рая.

-- невиданные птицы имеют райскую символику, даются в одной плоскости с детьми (мотив детскости образов сочетается со сказочностью их облика).

  Интересны и образы детей на фоне синего неба. Небосклон разорван вершиной горы. Дети изображены по разные стороны этой преграды. Драматизм переживаний передан через мимику отчаяния, застывшую на лицах детей. Их лица развернуты друг к другу, но фигуры изображены на недосягаемом расстоянии. Крылья, с одной стороны, подчеркивают, в их облике птиц, с другой стороны, вместе с изображением на фоне синего неба, читаются как знак ангелического начала.

· В этой картине художник прибегает к технике восточной миниатюры: отсутствие горизонта,

·  плоскостной фон, похожий на цветастый ковер,

·  акцентирование больших цветовых фрагментов,

·  повышенная экспрессивность цвета,

· выстраивание разновременных событий в пределах одной плоскости

· в передаче национального характера у Б.Урманче большую роль играют характерная поза и пластика жеста.

· фигуры людей расположены горизонтальными парами.

В картине «Баллада о Сак и Сок» художник ориентируется на национальные узоры и излюбленные цвета татарского народного искусства, создание стиля наподобие узоров казанского полотенца. Он прибегает к приемам народного примитива: укрупнение форм, ярко выраженная стилизация и орнаментализация, воспроизведение сущностных черт национального характера и национальной жизни. 

 Б.Урманче удалось, на наш взгляд, не только точно воспроизвести на языке живописи содержание древнего баита, но и передать его философскую глубину. В картине «Баллада о Сак и Сок» во всей своей полноте проявилась творческая одаренность Великого Мастера.


Национально-мифологическая основа картины

Национально-мифологическая основа картины

Это были испытания не толь­ко лишениями, в том числе и гражданской свободы, но и номенклатурным официозом советской культуры, желавшей непременно включить художника в свои рады

Это были испытания не толь­ко лишениями, в том числе и гражданской свободы, но и номенклатурным официозом советской культуры, желавшей непременно включить художника в свои рады

Урманче «Баллада о Сак и Сок» (1973, гуашь, картон) мы выявили следующее: · название картины свидетельствует об установке художника на возможно полное воспроизведение сюжета баита…

Урманче «Баллада о Сак и Сок» (1973, гуашь, картон) мы выявили следующее: · название картины свидетельствует об установке художника на возможно полное воспроизведение сюжета баита…

Непутевая жена мужа без ножа зарежет»)

Непутевая жена мужа без ножа зарежет»)

Интересны и образы детей на фоне синего неба

Интересны и образы детей на фоне синего неба

Б.Урманче удалось, на наш взгляд, не только точно воспроизвести на языке живописи содержание древнего баита, но и передать его философскую глубину

Б.Урманче удалось, на наш взгляд, не только точно воспроизвести на языке живописи содержание древнего баита, но и передать его философскую глубину
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018