ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 4.9

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 4.9
Семинары
doc
Междисциплинарный 4
Взрослым
05.03.2018
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Успешность выполнения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста обеспечивается при условии осуществления педагогического руководства, предусматривающего поэтапную организацию и проведение творческих работ. Экспериментальная работа показала, что успешное выполнение творческих работ старших дошкольников и младших школьников зависит от организации активной, содержательной, творческой коллективной деятельности педагога и ребенкаУспешность выполнения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста обеспечивается при условии осуществления педагогического руководства, предусматривающего поэтапную организацию и проведение творческих работ.
Творческие работы.doc
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Камыкина В.Н. Актуальность данной проблемы обусловлена как изменением контекста развития образования в целом, так и дошкольного, начального образования в частности. Закон   РФ   «Об   образовании»,   «Концепция   модернизации   российского образования на период до 2010 г.»,   «Концепция содержания непрерывного образования   (дошкольное   и   начальное   звено)»,   национальный   проект (образование)   предполагают,   что   основным   результатом   деятельности образовательного   учреждения   должна   стать   не   система   знаний,   умений   и навыков сама по себе, а творческая индивидуальность, способная мыслить широко, масштабно, с ориентацией на новое.    МОДЕЛЬ  образовательного процесса в будущей школе ориентирована на   переход   от   репродуктивной   учебной   деятельности   к   продуктивной,  где результат   и   способы   познания   не   заданы   полностью,   а   создаются   или преобразуются самим обучаемым.           Если   в   качестве   цели   школьного   образования   выделяется   развитие автономной, самостоятельной, творческой личности, то для меня как учителя актуальность   этой   проблемы   заключается   в   том,   что   я   должна   научить ученика   учиться,   чтобы   он   был   готов   успешно   развиваться   в   условиях постоянно изменяющейся образовательной среды. Проблема организации творческой деятельности учащихся лежит в русле образовательной стратегии нашей гимназии, обучение в которой нацелено «на становление   гуманитарно­образованной,   творческой,   ориентированной   на достижение жизненного успеха личности». ОБЪЕКТ   ИССЛЕДОВАНИЯ  ­   творческая   познавательная деятельность детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. ПРЕДМЕТ   ИССЛЕДОВАНИЯ  ­   процесс   организации   и   проведения творческих   работ   в   системе   обучения   детей   старшего   дошкольного   и младшего школьного возраста.  ГИПОТЕЗА.  Успешность   выполнения   творческих   работ   в   системе   обучения   детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста обеспечивается при условии   осуществления   педагогического   руководства,  предусматривающего поэтапную организацию и проведение творческих работ:   раскрытия   старшим   дошкольникам   и   младшим   школьникам значения творческой работы;  ознакомления   детей   с   содержанием,   структурой   творческой работы; актуализации знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения творческого задания;   организации   практической   деятельности   при   выполнении творческих работ.         В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:  Раскрыть сущность творческой деятельности детей, содержание и структуру выполнения творческих работ в системе обучения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;  Выявить   показатели   и   уровни   сформированности   готовности старших   дошкольников   и   младших   школьников   к   выполнению творческих работ;  Определить   и   экспериментально   проверить   педагогические условия поэтапного   выполнения   творческих   работ   в   системе дошкольного   и начального образования.        МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ нашего исследования составляет концепция развивающего обучения  Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова,  Л.С. Занкова. Данная концепция наводит нас на мысль о развитии творческих способностей гимназиста как одном из ведущих видов его деятельности.  Проблема развития творческой активности рассматривались в различных видах   деятельности;   в   учебно   ­   познавательной   (Кулюткин   Ю.Н.,   В.И. Андреева, П.И. Пидкасистый, В.С. Шубинский  и другие), в трудовой (Ю.К. Васильев, И.П. Волков, И.Б. Первин), в художественной (Н.А. Ветлугина, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, Л.А. Люблинская и другие). Творческая природа познания раскрыта в трудах В.В. Давыдова, Л.С. Занкова. У меня вызывает интерес   исследования   Дмитриева   А.Г.   Некоторые   его   идеи   реализованы   в моей собственной профессиональной деятельности и послужили основой для создания авторской программы.        ОСНОВНЫМИ   МЕТОДАМИ  исследовательской   деятельности   являются   анкетирование,   тестирование,   педагогический   эксперимент, мониторинг творческих работ детей. Экспериментальная работа по проблеме исследования проводится в три этапа,   содержание   каждого   из   которых   определяется   приоритетными задачами реализации эксперимента.        На первом этапе была изучена и проанализирована научно­методическая литература   по   данной   проблеме,   а   также   разработан   категориально­ понятийный аппарат. Термин «продуктивная творческая деятельность» означает направленность на открытие, создание нового или усовершенствование известного новыми или уже известными способами, когда результат и способы познания не заданы полностью, а создаются или преобразуются самим субъектом познавательной деятельности.   Создание   нового   продукта   и   выбор   способа   деятельности связаны   с   решением   определенной   проблемы,   поиском   и   самостоятельным принятием решения.        В рамках концепции личностно­ориентированного обучения творческую деятельность   можно   определить   как   тип   познавательной   деятельности, обеспечивающей самоопределение и саморазвитие личности. Она направлена на   создание   личностного   образовательного   продукта   и   характеризуется следующим образом:  во­первых,   позицией   деловой   активности   учащегося,   его ориентацией на взаимодействие и сотрудничество с другими детьми;  во­вторых,   готовностью   к   конструктивной   деятельности,   что означает   ориентацию   на   создание   личностного   образовательного продукта, выстраивание собственных способов получения знаний и умений;  в­третьих,   готовностью   к   рефлексивной   самооценке,   то   есть   к критическому   анализу   учащимся   собственной   деятельности, способностью   учащегося   переносить   собственный   рациональный опыт в новой учебной ситуации. Возникает   вопрос,   как   подготовить   ребенка   старшего   дошкольного   и младшего школьного возраста к успешному выполнению творческих работ. Это возможно только при следующих положениях:  Подготовка   педагогов   к   проведению   творческих   работ   и ознакомление их с разновидностями творческих работ.  Соблюдение преемственности.  Этапность проведения творческих работ.     Остановимся на каждом подробнее. 1. Обеспечение   психолого­педагогической   подготовки педагогов   дошкольного   и   начального   обучения   к организации   и   проведению   творческих   работ   в   системе обучения   детей   старшего   дошкольного   и   младшего школьного   возраста,   ознакомление   их   с   разновидностями творческих работ. На     схеме  они представлены следующим образом. Данные работы рассмотрены как структурные элементы сложных умений высокого   уровня   и   как   содержательные   ­   творческой   деятельности   в   их целостном единстве. Выполнение их характеризуется самым высоким уровнем познавательной   деятельности,   которая   проявляется   в   более   вдумчивом   и пытливом   отношении   к   установлению   новых   связей   между   изучаемыми явлениями и процессами. Работам творческого характера но всем изучаемым предметам присущи общие этапы, дидактические приемы их подготовки и проведения. Структура   выполнения   творческих   работ   в   системе   обучения   детей старшего   дошкольного   и   младшего   школьного   возраста   в   исследовании представляет   собой   совокупность   устойчивых   связей   составляющих   ее компонентов: мотивационного, содержательно­операционного, эмоционально­ волевого. Показателями сформированности готовности к выполнению творческих работ применительно к детям младшего школьного возраста являются: НА МОТИВАЦИОННОМ УРОВНЕ:  осознание важности, значимости выполнения   творческих   работ,   совершенствования   получаемых   в   школе знаний, умений, навыков; повышенный интерес к творческим работам как к существенному компоненту учения: проявление тяготения к определенному виду деятельности, к учению по интересам, увлеченности в работе кружков, олимпиад, конкурсов.        НА СОДЕРЖАТЕЛЬНО­ОПЕРАЦИОННОМ УРОВНЕ:  проявление активности в процессе ознакомления с заданием, содержанием и структурой творческой работы; актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения   работы   в   определенной   последовательности:   внесение оригинальных,   рациональных   приемов   в   практическую   деятельность   при выполнении творческой работы, проявление высокой умственной активности,  сообразительности   в   процессе   составления   и   решения догадливости, примеров,   графических   работ, конструировании   алгоритмов,   опорных   схем,   написании   сочинений, рассказов, сказок, составлении и решении нестандартных задач, проведении   выполнении   упражнений,   задач, опытов,   изготовлении   изделий,   участии   в   художественно­техническом конструировании; осуществлении самоконтроля.     НА ЭМОЦИОНАЛЬНО­ВОЛЕВОМ УРОВНЕ: умение преодолевать возникшие   трудности,   доводить   начатую   работу   до   конца;   проявление радости при успешном выполнении работы творческого характера.         Для   изучения   современного   этапа   применения   творческих   работ   в системе   обучения   детей   старшего   дошкольного   и   младшего   школьного возраста   нами   широко   использовались   анкетирование,   беседы   с   детьми, педагогами,   наблюдение   и   анализирование   занятий   в   приготовительных группах и уроков в начальных классах, учебных пособий и методических рекомендаций,   анализ   выполнения   проверочных   работ.   На   основе многолетних   наблюдений   и   аналитической   работы   удалось   выявить   как положительные   стороны   практики   применения   творческих   работ   на занятиях и уроках, так и типичные недостатки в организации этого вида деятельности.   Причины   последних,   как   показали   результаты   бесед   и анкетирования, итоги выполнения проверочных работ, могут быть сведены к следующим: в практике дошкольного и начального обучения детей не сложилась   в   должной   мере   преемственная   система   педагогического руководства организацией и проведением творческих работ; воспитатели и учителя слабо представляют разновидности работ творческого характера, структуру., динамику их усложнения, ощущают потребность в специальных методических   разработках   и   рекомендациях   по   данному   вопросу;   они испытывают   большие   затруднения   в   осуществлении   рационального сочетания   репродуктивной   и   творческой   познавательной   деятельности детей.        2. Соблюдение преемственности,  единого подхода в педагогическом руководстве   процессом   организации   и   проведения   творческих   работ   в системе   обучения   детей   старшего   дошкольного   и   младшего   школьного возраста. Творческие задания детям вводятся в определенной системе, по нарастающей   степени   трудности,   обеспечивающие   в   процессе   обучения переход   детей   на   более   высокий   уровень   готовности   выполнения творческих   работ, содержание  творческих  работ  детей  с  каждым  годом постепенно усложнялось; осуществлялось плавное комфортное, не ведущее ребенка   к   стрессу,   нарастание   доли   самостоятельности   и   активности   в процессе выполнения работ творческого характера.       3.   Осуществление   педагогического   руководства   на   каждом   этапе   процесса проведения творческих работ:      1) На начальном этапе ­ раскрытие старшим дошкольникам и младшим школьникам   значения   творческих   работ,   их   роли   и   места   в   учебно­ познавательной   деятельности,   что   рассматривается   как   мотивационный компонент,   показывающий   детям   перспективу   предстоящей   учебно­ познавательной деятельности. У обучаемых детей формируется осознанное желание успешно выполнять творческие работы, направляемое стойкими познавательными и социальными мотивами. Для решения задач этого этапа была разработана  адекватная  им система  приемов и методов. При этом учитывалась необходимость формирования мотивации у детей в течение всей познавательной деятельности, предполагалось нацеленность учебных тем на предстоящее выполнение творческих работ.     Важное значение при этом имело использование разнообразных педагоги­ ческих ситуаций, конструирование которых имело целью воздействовать в первую   очередь   на   мотивационный   компонент,   активизируя   действия эмоциональных   стимулов.   Так   применялись   частично­поисковые   задания для выяснения роли творческой работы в трудовой деятельности человека; самостоятельный поиск примеров практического применения творческой работы в труде взрослого; самонаблюдения детей.      При завершении выполнения творческой работы ­ сравнение ее результа­ тов с намеченной целью, самоконтроль и самооценка.           Экспериментальная   работа   показала,   что   успешное   выполнение творческих работ старших дошкольников и младших школьников зависит от   организации   активной,   содержательной,   творческой   коллективной деятельности педагога и ребенка. Совместная творческая познавательная деятельность предполагала индивидуальные и групповые формы работы.     Наиболее эффективно решать поставленные задачи позволяло выявление педагогом   тяготения   ребенка   к   определенному   виду   деятельности, познавательного интереса, выходящего за пределы дошкольной и школьной программы и использование педагогами различных вариантов объединений детей   в   микрогруппы   для   совершенствования   процесса   выполнения творческих работ. К примеру, литературные задатки некоторых детей от 5 до  9 лет, легли в основу  серьезных  занятий  с ними «сочинительством». Старшие   дошкольники   и   младшими   школьники   вовлекались   в   работу кружков, олимпиад, викторин, творческих мастерских, ярмарок, создание классной газеты «ТриБэшка».          2)   Чтобы   у   обучаемых   детей   возникла   не   только   потребность   в выполнении творческих работ, но и уверенность в их успешном результате, на   этом   этапе   происходило   ознакомление   старших   дошкольников   и младших   школьников   с   содержанием   и   структурой   творческой   работы; актуализация   знаний,   умений,   навыков,   необходимых   для   выполнения творческого задания; выявление подходов к выполнению различных видов творческих   работ.     Значительно   расширена           сфера           пользования приемами           аналитико­синтетической,   поисковой   деятельности   при овладении   детьми   знаниями;   участие   детей   в   подготовке     отчетов     на проблемные  вопросы,    в  диалоге,   эвристической беседе, в подготовке ответов на вопросы типа: «почему?», «каким образом?», «в   чем   дело?», «кто     точнее?«,     «кто   больше?»,     умение   детей     выделить   непонятный материал. К примеру: «Какие цветы нельзя рвать?», «У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов?», «Какие звери летают?», «Птенцы какой птицы   не   знают   своей   матери?»,   «Какая   из   наших   птиц   быстрее   всех летает?», «Назовите самую крупную птицу нашей страны?».           3)   На   третьем   этапе   старшие   дошкольники   и   учащиеся   начальных классов   включались   в   практическую   познавательную   деятельность, позволяющую   не   только       овладеть       знаниями       и       умениями       в конкретной   ситуации,   но   и перенести   их   в   новые   нестандартные условия.       Использовалась       система   учебных     заданий,     упражнений репродуктивного   и   творческо­поискового характера, а именно пробных, тренировочных   и   творческих.   В   процессе   изучения     каждой     темы     в опытной     работе     на     уроках     предусматривался   перечень   учебных действий, соответствующий репродуктивной и творческой, познавательной деятельности детей: Тема урока  Репродуктивный уровень познавательной Этапы учебно­ го процесса    уровень Творческий познавательной деятельности                 Были  созданы  условия  для  проявления  детьми высокой умственной активности,   сообразительности,   творческой   инициативы   при   усвоении содержания   предметов   дошкольного   и   начального   обучения.   На воспроизводящем   уровне   познавательной   деятельности   осуществлялось количественное накопление базовой информации, необходимых данных для предстоящей   творческой   деятельности.   В   учебном   процессе   элементы творческой и нетворческой деятельности были взаимосвязаны и дополняли друг друга как самостоятельные уровни целостного учебного процесса. В дальнейшем я предполагаю: 1. Обобщение материала по творческим работам учащихся; 2.   Разработку   учебно­методических   материалов   и   рекомендаций   для студентов,   воспитателей   дошкольных   образовательных   учреждений   и учителей начальных классов по данной проблеме; 3. Разработку программы кружка «Литературное творчество». Безусловно, на это потребуется немало времени, но экспериментальная работа   может   способствовать   созданию   образовательной   среды, благоприятствующей  не  только развитию  творческой деятельности,   но   и реализации   личностного   потенциала   учащегося   в меняющихся  условиях обучения.   Результат   её   внедрения   соответствует перспективам развития образования в России.

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018