Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".
Оценка 4.8

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
воспитательная работа +2
Все классы
28.04.2017
Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".
экскурсионная тропа для младших школьников.doc
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой  научно­практической конференции «Эврика»  Малой академии наук учащихся Кубани Секция: Природное краеведение «Экскурсионный маршрут для младших школьников    и  начинающих туристов».  Авторы: Захарова Алиса, 4 класс,                    Духина Алина, 4 класс,                                   МБОУ СОШ №18, Абинский район,  посёлок Синегорск Научный руководитель: Новосёлова Светлана Витальевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 18 г.Абинск, 2015 год 2 ЭКСКУРСИОННАЯ ТРОПА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.                                      Научный руководитель: Новосёлова Светлана Витальевна, учитель начальных классов  МБОУ «СОШ № 18» Аннотация  Цель. Разработать  маршрут для младших школьников.  Для достижения поставленной нами цели необходимо решить ряд задач, которые указаны в работе.   Исследование и охрана  природных и исторических памятников  ­ главная задача путешествующих по тропе.  Кроме этого для достижения поставленной нами цели необходимо решить ещё и такие  задачи, как:                                                                                                                                            1. Выбрать объекты исследования и экскурсий.                                                                                2. Ознакомиться с литературой, с архивными материалами научных работ прошлых лет и  рассказами очевидцев.    3. Провести анкетирование учащихся 1 – 4 классов о природных и исторических объектах  нашей местности, проанализировать ответы и сделать вывод о необходимости создания  тропы.  4. Выбрать наиболее интересный маршрут для проведения  экскурсий, походов и  мониторингов.                                                                                                                                       5. Установить информацию о предлагаемых объектах.   6. Провести исследование и сделать вывод об  экологическом их состоянии  и о том,  что  интересного и познавательного можно увидеть на маршруте.                                                         7. Провести анализ и разбить маршрут, описав основные станции.                                                 8. Составить паспорт  тропы. Место и время исследований в удобное для походов и экскурсий время. Метод исследования визуальный. Путешествие, анализ, обобщение .                                                                 Полученные данные. Вывод. Во время прохождения тропы мы выбирали наиболее  интересные места, для показа их экскурсантам и для более подробного описания объекта  встреченного нами.  Перед прохождением тропы изучили литературу о дольменах, менгирах  и охраняемых растениях Краснодарского края. Маршрут  интересен тем, что во время   прохождения ты не задумываешься, сколько тебе осталось пройти, а просто любуешься  красотой окружающей местности и узнаёшь много нового, неизвестного. 3                                                     Научная статья (описание работы).      Введение. Актуальность. Мы живём в одном из красивейших мест Абинского района.  Природа создала уникальные образования, похожие на грибы. Поражает красота  окружающего мира. Всё это должны видеть не только жители Синегорска, но и все те, кто не  равнодушен к миру природы. Не всегда под силу младшим школьникам забраться в горы.  Наша тропа проверена временем. Её посещают учащиеся нашей школы практически с  первого класса.  Назначение тропы в том, что совершенствуются  навыки организованного  туризма и воспитания непосредственно в природе. Тропа  используется как познавательная.  Она  рассчитана на отдыхающих туристов и других категорий посетителей. Основная её  функция — рекреационная, так как имеет высокий потенциал рекреационных ресурсов           Цель.  Разработать экскурсионную тропу для младших школьников  разного уровня  туристкой подготовки.                                                                                    Исследование и охрана природных и исторических памятников  ­ главная задача  путешествующих по тропе.  Кроме этого для достижения поставленной нами цели необходимо решить ещё и такие  задачи, как:                                                                                                                                            1. Выбрать объекты исследования и экскурсий.                                                                                2. Ознакомиться с литературой, с архивными материалами научных работ прошлых лет и  рассказами очевидцев.    3. Провести анкетирование учащихся 1 – 4 классов о природных и исторических объектах  нашей местности, проанализировать ответы и сделать вывод о необходимости создания  тропы.  4. Выбрать наиболее интересный маршрут для проведения  экскурсий, походов и  мониторингов.                                                                                                                                       5. Установить информацию о предлагаемых объектах.   6. Провести исследование и сделать вывод об  экологическом их состоянии  и о том,  что  интересного и познавательного можно увидеть на маршруте.                                                         7. Провести анализ и разбить маршрут, описав основные станции.                                                 8. Составить паспорт  тропы. 4 9. Проанализировать проблемы и создать памятку для экскурсантов.                                           Проблема. Исследование посвящено проблеме изучения, исследования и охраны  окружающей среды,  в том числе и выяснение того, в каком состоянии находятся природные  и исторические объекты   на предполагаемом маршруте.                                                                Вопросы, которые встали перед нами – это:                                                                                 « Что интересного и познавательного можно увидеть в микрорайоне нашей школы»;  «Как сохранить природные и исторические объекты ».                                                                Мы решили провести поход в рамках программы «Абинская кругосветка», проанализировать имеющиеся данные и составить  тропу для людей разного возраста.   Поговорив с детьми и  взрослыми, мы выяснили, что люди  с удовольствием совершали бы прогулки по  окрестностям посёлка Синегорска, но мало знают  о достопримечательностях и маршрутах.  Мы решили, что наверняка многим  бы хотелось узнать больше о тех местах где они живут и  показать эти достопримечательности и красоты другим людям.  Поэтому мы и решили   работать по данной теме  и познакомить всех желающих с результатами нашего  труда.            Место и время исследований в удобное для походов и экскурсий время.                              Методика  и содержание деятельности. Во время прохождения тропы мы выбирали  наиболее интересные места, для показа их экскурсантам и для более подробного описания  объекта встреченного нами.  Перед прохождением тропы изучили литературу о дольменах,  менгирах и охраняемых растениях Краснодарского края.                                                               Гипотезы.  1. Природа нас учит, и мы учимся у природы. Поэтому мы должны помогать друг другу.                                                                                                                                                     2. Считаем, что в окрестностях нашей школы много интересного и неисследованного, значит  наша задача ­  исследовать и сохранить красоту и загадочность окружающего мира – наша  задача.                                                                                                                                     3Думаем, что охранять природу можно лишь тогда, когда любишь её, путешествуешь и  познаёшь новое                                                                                                                                     Метод исследования визуальный. Путешествие, анализ, обобщение .                             Предмет исследования: окрестности посёлка Синегорска и посёлка Новый, Абинского  района, Краснодарского края.      План исследования. 1. Классом и с родителями совершали экскурсии выходного дня по окрестностям п.  Синегорска. 5 2. На школьной научно – практической конференции в 2014 году прослушав  выступление по теме «Экологические тропы», решили разработать маршрут для  младших школьников. 3. Изучили архив научных работ и материал путеводителя по окрестностям п.  Синегорска, выпущенный учащимися нашей школы к 10 – летию МАН школьников  Абинского района. 4. Изучили  данные Красной книги Краснодарского края и сравнили с растениями на  маршруте, которые мы встретили на экскурсиях.  5. Провели анкетирование младших школьников по вопросам: ­ Нравится ли вам путешествовать по окрестностям посёлка Синегорска? ­ Знаете ли вы, что в окрестностях п. Синегорска можно встретить природные и  исторические объекты? ­ Какие вы можете назвать? ­ Откуда получили информацию о них? ­ Хотели бы увидеть их собственными глазами? 6. Обобщили полученную информацию и выполнили работу.  С детства всем нам, особенно живущим в горной части Абинского р­на, знаком облик леса­ множество деревьев, стоящих близко друг от друга, где мы наслаждаемся живительной  прохладой  в жаркий летний день, собираем грибы, ягоды, цветы, любуемся его красотой,  чудесным превращением  в разные времена года. Каждое растение имеет свои  примечательные особенности, свои маленькие тайны. В жизни леса много интересного даже в лесу между растениями идёт своеобразная «война» за свет между деревьями и  кустарниками. Законы Матушки Природы суровы. Победители выживают, побеждённые  погибают. Другое взаимодействие между растениями – влияние деревьев на кустарники,  травы, мхи. Лесные исполины угнетают своих более мелких и слабых соседей. [1]  Среди красоты  Краснодарского края наши места  поистине уникальны . Природные условия   весьма благоприятны для хозяйственной деятельности, поэтому наша территория  очень  сильно преобразована человеком. Человек пытается практически полностью изменить  ландшафты окрестностей, вывозится камень, вырубается лес. Поэтому вопрос охраны  природы, сохранения естественных ландшафтов стоит в нашей местности очень остро.  Разнообразная сельскохозяйственная деятельность, а также развитие туризма немного  изменила вид.  Влияние деятельности человека на природные сообщества в нашей местности  велико. Мы считаем, что все люди должны нести персональную ответственность за свои  действия, приводящие к загрязнению и разрушению окружающей среды  ­ это самый важный 6 принцип ответственности перед будущими поколениями. Поэтому считаем, что туризм  должен быть организованным.  Путешествуя по окрестностям посёлка Синегорска, мы  обнаружили много интересного и неизведанного. Решили, что на тропе  можно проводить   экологический мониторинг.  Нами было выделено 8 станций. (Остановки на этих станциях можно использовать как  самостоятельную тропу).  Станция №1. Посёлок Синегорск.                                                                                                     Посёлок Синегорск основан в 1936 году. В нём проживает 836 человек. В основном русское  население. В посёлке имеются 8 улиц. Расположен он в предгорье,  которое постепенно  переходит в Кавказские горы,  которые  начинаются  у  берега  Черного  моря  и    идут на  юго­восток до Каспийского моря.  Наша предгорная и горная части  богаты растительностью и красивыми пейзажами.  ( История посёлка представлена в другой работе, имеется в архиве и в музейной комнате). Станция №2. Река Хабль и родники, её питающие. На этой станции рассказывается о целях и задачах маршрута и экологии на нём.  Вопрос. Почему река получила название Хабль?  Вода – основа всех жизненных процессов, единственный источник кислорода. Вода  присутствует везде: не только в водоемах, но и в воздухе, и в почве, и во всех живых  существах. В естественном состоянии вода никогда не свободна от примесей. В ней  растворены различные газы и соли, находятся взвешенные твердые частички. В одном литре  пресной воды может содержаться до одного грамма солей.  Большая часть всей воды на нашей планете сосредоточена в морях и океанах. Запас пресной воды составляет всего 2 %.  Возобновление пресных вод происходит в результате  круговорота воды. Под загрязнениями  водоемов понимается снижение их  биосферных функций и  экономического значения в  результате поступления в них вредных веществ. В нашей местности  важным источником  пресной воды являются подземные воды и родники. Именно они составляют водные ресурсы.   Через пос. Новый, Синегорский и ст. Холмскую протекает небольшая речушка которая берет  начало в горах, с необыкновенным названием – Хабль. В переводе с Адыгейского ­ Хабль –«  розовый, коричневый ». Её длина – 54 км. В переводе с адыгейского – хапль – «розовый,  коричневый».Если рассматривать название как Хабль, то хъабл – «околоток», хъэблэ – «аул».  Название могло возникнуть вследствие того, что в русле реки встречаются горные породы с 7 киноварью, которая имеет вишнево­красный цвет, в воде может казаться розовой, можно  отдать предпочтение розовой реке. Дно и берега каменистые, в основном покрытые галькой.  Является типичной горной рекой, стремительно текущей во время таяния снегов и обильных  дождей. Летом обычно мелководна, близка к исчезновению, в некоторых местах сильно  мелеет. Берега то крутые, то слегка холмистые. Правый – высокий, левый – чуть ниже. Реку  питают дожди, снег, грунтовые воды. Глубина реки незначительна, только во время таяния  снегов и обильных дождей становиться бурной. Летом – в некоторых местах встречаются  мели. Хабль имеет уже третье русло.  Река Хабль относится к Закубанским рекам, которые  расположены западнее р. Афипса. Берет начало на северных склонах Кавказского хребта.  Долина верховья имеет характер ущелий с крутыми, обрывистыми склонами. Уклоны дна в  верховье значительны, они быстро несут свои. сверкающие воды по каменистому или  галечному руслу. На равнине долины реки за пос. Холмский долина реки расширяется,  водораздел сглаживает и постепенно  сливается с окружающей низменностью. Продольные  уклоны дна уменьшаются, течение приобретает свободный характер. Река не доходит до реки  Кубань. Площадь водосборного бассейна 187кв. км. Река смешанная, поэтому берега ее в  районе пос. Синегорского и пос. Нового, а так же в ее истоках  ­  местами обрывистые  скалистые, крутые, оползневые, постепенно – ближе к пос. Холмскому переходят в более  пологие. Температура воды в момент таяния снегов в зимнее – весенний период – холодная,  весенне­летний – теплая. Зимой река может в некоторых местах (где стоячая вода) на  незначительное время покрывается льдами. Родников становится с каждым годом всё  меньше.По возможности мы стараемся их ежегодно чистить.  Имеются сероводородные  источники в районе реки Малая Хабль. В районе пос. Синегорска – водозаборное сооружение  в виде водокачки. Используется для частичной подачи воды в поселок. Образуется река от  слияния двух одноименных рек: Малой и Большой, которые, соединив свои воды, дальше уже  несутся в одном извилистом бассейне р. Хабль. В низовьях она разветвляется на два рукава.  Один из них – правый впадет в Крюковское водохранилище, а левый – принимает в себя  Ахтырь и теряется в разветвленной чековой системе. Река обладает паводочным режимом.  Он характеризуется интенсивными зимними и весенними паводками и летним мелководьем  вплоть почти до пересыхания к концу лета. Наибольший объем стока приходится на декабрь –  март. Наименьший  ­ на август – октябрь. Источниками питания являются атмосферные  осадки и отчасти грунтовые воды. На берегу реки Хабль можно встретить дикорастущие  травяные лекарственные растения: пырей ползучий, лютик дикий, полынь, подорожник, мать и мачеху, лебеду, зверобой, бессмертник, а также кустарники ивы, тёрна, калины, бузины. 8  Изучив окрестности, мы считаем, что основными источниками загрязнения природных  вод реки Хабль являются: Атмосферные воды, несущие вымываемые  и загрязнители промышленного происхождения. В  нашем случае – это ртутные соединения из оставленного карьера по добыче ртутной руды  открытым способом. При стекании по склонам атмосферные и талые воды дополнительно  увлекают с собой органическое и минеральное вещество.  Реки являются одним из самых больших богатств нашей страны. Неоценимо  велико значение  рек в природном ландшафте, в народном хозяйстве, в жизни нашего общества. [2]                       Станция №3.. Ручей, питающий реку Хабль и его очистка. Ежегодно в летнее засушливое  время мы занимаемся очисткой 3 родников.  Станция №4. Менгиры. Граница Боспорского царства.                                                                   В районе Тёмной щели был обнаружен менгир. Эти менгиры могли использоваться в древности для обозначения границ государства. Таким государством могло быть Боспорское царство.  Оно существовало несколько сот лет, а во время царствования Митридата 6­го оно 3 раза  воевало с самим Римом! Митридат был очень честолюбив. Ему нужно было упорядочить  границы своего государства с соседями. и, он ,вероятно, заказал десятки менгиров в качестве  пограничных столбов. Восточная граница была на г. Митридат на северном отроге г. Убин­Су.  От Убин­Су по Красному хребту водораздельный хребет идет через г. Паник к г. Чубатой.  Видимо, здесь и проходила северо­восточная граница Боспора. После поражения Боспорское  царство попало в зависимость от Рима,  и упорядочение границ было прервано. Поэтому  многие менгиры остались в каменоломнях­мастерских невостребованными. Менгиры  представляют из себя микроколонны высотой около 60см и диаметром около 30см. [3]   Найденный в Тёмной щели  напоминает зубчатую шестерню.                                                             Станция №5.  Редкие и исчезающие растения, которые можно встретить на тропе,  занесённые в Красную книгу Краснодарского края.   Многолетнее растение папоротник произрастает в лесах до верхнего пояса, имеет  ремневидную пластинку листа, споры его созревают в июле­августе, используется в народной медицине.  Папоротник является реликтовым растением. Этот вид папоротника  нуждается в охране.  Вечнозеленый реликтовый кустарник Рододендрон понтийский цветет в апреле­июне иногда  второй раз осенью, является лекарственным растением.  Нуждается в охране. 9  Ещё не стаял февральский снег, а уже пробиваются в лесах нижнего и среднего пояса  лекарственный Цикламен. К сожалению, эти цветы усиленно уничтожаются, поэтому  необходимо запретить продажу букетиков из цикламенов. Это эндемик. Это означает, что  это растение произрастает только в нашем регионе и не встречается в других местах.  Цветок нуждается в охране.  По опушкам леса и среди кустарников в нижнем и среднем горном поясе уже в январе  расцветает многолетнее растение      до 30 см. высоты ­ Подснежник Воронова. Листья узкие. Белый цветок является лекарственным растением и поэтому его безжалостно уничтожают.  Сейчас зоны произрастания его сильно истощены. В РФ запрещается сбор всех видов  подснежника.  Это растение произрастает только в нашем регионе и не встречается в других  местах.  Некогда подснежники считались эмблемой надежды. Старинная легенда  рассказывает, что, когда Бог изгнал из рая Адама и Еву, шел снег, и Ева озябла. В утешение  ей несколько снежных хлопьев были превращены в нежные белые цветки подснежника.  Замерзшей Еве они как бы подали надежду, что скоро будет потепление. С тех пор  подснежник считают предвестником тепла. Нуждается в  охране.   Зимовник или морозник кавказский многолетнее вечнозеленое растение встречается в  палисадниках нашего поселка. Свое название он получил, потому что цветет зимой. Уже  сейчас можно найти цветы в лесу. Он тоже является лекарственным, поэтому массовая  заготовка его для продажи и разрушение мест обитания привели к резкому сокращению его  запасов. Требуется запрет на продажу его цветов. В марте в лесу цветет ароматная Примула.  Ее тоже собирают на букеты, а недобросовестные садоводы выкапывают примулу и  пересаживают в свои сады. В настоящее время этому цветку грозит полное уничтожение.  Пион кавказский – редкий вид. Размножение семенное. Для сохранения вида необходимо  запретить сбор цветов и выкопку корней.  Пион уничтожается на букеты и потому нуждается в охране.  Грифола зонтичная. Плодовые тела достигают 50 см в диаметре, и массы до 4 кг и состоят  из многочисленных ветвистых белых ножек, соединенных у основания в общую  клубневидную ножку и несущих на вершине центральные шляпки. Мякоть белая, мясистая, с  возрастом более жесткая, волокнистая, с запахом укропа и приятным вкусом. Трубочки  белые, до 0,2 см длиной, нисходящие по ножке Шляпки многочисленные (до 200 и более), 10 1,5­4 см в диаметре, до 0,5 см толщиной, волокнистомясистые, округлые, плосковыпуклые, с небольшим углублением в центре, светло­бурые, светло­охряные или серо­коричневые.  Плодоношение. Август – ноябрь. Растет у основания стволов и на пнях лиственных пород,  преимущественно клена, дуба, граба, бука, в широколиственных, изредка хвойно­ широколиственных, чаще горных лесах. Как исключение отмечен на пихте и ели. Цезарский гриб. Молодое плодовое тело в стадии «яйца» все одето общим пленчатым  покрывалом, которое разрывается на верхушке и из него показывается красноватая шляпка  8­16 см в диаметре, толсто мясистая, вначале яйцевидная, затем полукруглая, плоско  выпуклая, ярко­красная, с полосатым краем. Ножка 8­16 см высотой, 2­3 см толщиной,  цилиндрическая, в основании с клубнем, сначала заполнена рыхлой тканью, затем полая, в  верхней части с широким свисающим полосатым ярко­ желто­оранжевым кольцом, над  кольцом полосатая, под кольцом гладкая. Внизу у основания клубень окружен белой  мешковатой свободной вольвой. Мякоть белая, плотная, по краю оранжево­желтая, с  приятным запахом и вкусом.  Пластинки 0,8­1,2 см шириной, свободные, частые, оранжево­ желтые.  Растет в широколиственных (дубовых, буковых) и изредка хвойных лесах, в июле­  октябре.       Съедобен.   Станция №6. Скала «Зеркало». Выше по ручью, питающему реку Хабль можно увидеть  скалу «Зеркало» высотой около 10 метров. Так назвали её охотники. Здесь начинающим  туристам можно заняться начальным альпинизмом со страховкой.  Станция №7. Каменные грибы. Всего  их  два. Они похожи на грибы, откуда и получили свое  название. Находятся они на  южном склоне горы Чубатой.  «Первый гриб»  имеет высоту ножки ­  150 см  высоту  гриба ­ 200 см толщина шляпки­ 50 см Шляпка имеет наклон примерно градусов  20. Шляпка в окружности – 850 см Ножка в окружности – 450 см «Второй гриб» имеет высоту ножки – 350 см  высоту гриба – 400 см 11 толщина шляпки – 50 см Шляпка имеет наклон примерно Градусов 35­40   Шляпка в окружности – 850 см Ножка в окружности – 450 см. По нашим предположениям их шляпка состоит из плотного  мелкого песчаника. Ножка состоит из крупного рыхлого песчаника.[2]                                        Первое исследование было проведено учащимися нашей школы в 1995 году. В 2012 году   участники туристического объединения нашей школы обнаружили, что грибы растут.   Растущих гриба обнаружили 2. Станция №8. Дольмены. Наши  горы ­ это край  дольменов, древнейших погребальных  сооружений, которые представляют собой строения из каменных глыб и являются зачатками  монументального зодчества на земле. Время   постройки кавказских дольменов ученые  относят к 2300 ­ 2000 гг.. до н.э. и считают, что они ровесники египетских пирамид.  Воображение народов, в разные эпохи населявших эти места, щедро наделило лесной мир  сказочными существами. Адыгейские предания называют дольмены ­ мавзолеи эпохи бронзы  ­  испыунами (домами  карликов:   "спи" ­  карлик,   "унэ" ­  дом) и  рассказывают, что  коварные  гномы  хитростью вынуждали своих соседей ­  простодушных  гигантов  нартов ­   строить  эти  каменные скворечни. Круглое отверстие входа ловкие маленькие дельцы  преодолевали подобно лихим джигитам ­ запрыгивая в испыун и выпрыгивая из него верхом  на зайцах. А в дремучей чаще, согласно этим же преданиям, разъезжал на золотощетинистом  кабане бог лесов Мезитх, с длиной бородой и в высокой папахе, сгонял на поляны всех  оленей, серн и туриц, где их доили лесные девы. Так гласит легенда. А что же представляют  дольмены в настоящее время?                                                                                                             До настоящего времени эти памятники эпохи бронзового века оказались вне поля зрения  исследователей дольменной культуры. 2 дольмена находятся на г. Паник. Эти памятники  стоят на склоне Безымянной вершины между г. Чубатой и г. Крестатой. Общее состояние  памятников можно оценить, как частично повреждённые. Дольменов два. Все плиты  выполнены  из  одного и  того же материала ­ плотного мелкозернистого песчаника серого  цвета. Оба дольмена имеют примерно одинаковые размеры и относятся к самому  распространенному типу — плиточному. Выход ориентирован на юг.    Размеры первого дольмена: 12 Длина  боковых  плит  по  основанию ­ 350  см Высота  в  передней  части  ­ 153 см Толщина  плит – от 33 до 38 см   Верхний край слегка склонен к задней стенке, поэтому плита лежит наклонно. Задняя  стенка имеет пробоину. Несмотря на это все соединения плотные. Плиты все прямоугольные. Дольмен врос в землю примерно на 0,5 м. Верхняя  плита – 350 х 360 Боковые  плиты – 350 х 115 Диаметр  отверстия – 36 см Передняя  плита – 255 х 115 Внутренне пространство свободное. Пробка не обнаружена. От боковых стен отходят  в стороны по две каменные глыбы в разные стороны. Размеры второго дольмена: Второй  дольмен  стоит на прямоугольной плите. Длина   боковых  плит  по  основанию ­  365 см Высота  в  передней  части – 191 см. Толщина   плит – от 28 до 32см Верхний  край  слегка  склонен  к  задней  стенке,  поэтому  плита   лежит  наклонно. Задняя   стенка  разбита и уронена  внутрь  дольмена. Верхняя плита  разбита,  размеры  кусков  плиты  ­  363 x 150, 363 x 250 Боковые  плиты – 162 х 365 Диаметр  отверстия – 36 см Передняя плита имеет форму  трапеции Верх   ее  имеет – 250 см Низ – 290 см Боковая  сторона ­ 162 см 13  Нижняя плита, которая служит основанием  дольмена и имеет размеры 363 х 390 см.  Перекрытия обеих дольменов несколько выступает вперёд, боковые стороны тоже. На одной  из сторон дольмена имеется выбоина в виде углубления, по всей видимости, природного  происхождения. [2] Время продвижения на тропе зависит от поставленных целей и задач и от станций посещения. Препятствия на маршруте: крутой каменистый подъём по скале «Зеркало» лучше преодолеть слева от гладкой поверхности скалы. Возможен подъём как со страховкой,  так и без неё;  полноводный ручей, питающий реку Хабль,  в Тёмной щели бывает только в период таянья  снегов и обильных дождей. Преодолеть его можно пройдя либо выше по склону, либо выйти  не у дороги, ведущей на каменный карьер, а за мостом и пройти влево по хребту в районе  Тёмной щели. От поставленных целей и задач зависит и наличие снаряжения и продуктов  питания. Для исследования района Тёмной щели можно взять индивидуальный перекус или в  районе бывшей избушки разбить лагерь и приготовить обед.                                                          Анализ и результаты исследований. Нами был разработан маршрут для учащихся  практически не подготовленных и не имеющих туристских навыков. На экскурсию по тропе  кроме нас прошли двое дошкольников, которые легко осилили данный маршрут.  Во время   прохождения  по тропе они не задумывались, сколько осталось пройти, а просто любовались  красотой окружающей местности. Особенно их поразили «Каменные грибы» и дольмены.        Краткое описание передвижения на маршруте. Магазин находится в п. Синегорске, куда  можно подъехать на маршрутке.  Расписание из станицы Холмской: 6.40, 7.30, 9.00, 11.30,  14.30, 17.20 ( можно доехать до дороги на карьер, а далее пешком). Расписание маршрутки из п. Нового: 7.00, 9.30, 12.00, 15.00, 17.40 ( можно сесть на повороте на каменный карьер).   Питьевую воду лучше взять с собой. Хотя в районе Тёмной щели встречаются родники с  чистой, питьевой водой.                                                                                                                   Слева дорога на каменный карьер. Перейти мост. Минуя шлагбаум, через 500м. сворачиваем  вправо и идём метров 100 по тропе, которая спускается в ручей и движется по нему. Через  300 м. ручей поворачивает влево, откуда идёт промаркированная тропа вверх по ручью.  Пройдя по ручью 3 км, слева скала «Зеркало» и слева от неё  крутой каменистый подъем,  который также промаркирован. После небольшого  подъема  по хребту тропа выходит к  Каменным Грибам. От  них маршрут  резко поворачивает в обратную сторону и движется  вверх. На этом участке тропа местами теряется, поэтому двигаться следует по маркировке.  Через 700 м. тропа выходит на старую лесовозную дорогу. Здесь необходимо свернуть  вправо и двигаться по дороге. Дорога местами пересекает старую ЛЭП (линии 14 электропередач). На  развилках следует двигаться согласно маркировке. Через 4­5 км,  справа расположен первый дольмен, чуть ниже второй.  Паспорт маршрута.  Справочные сведения. Данная тропа может быть использована туристами  разных  возрастных категорий начиная с детского сада. Каждая станция может служить  самостоятельным маршрутом. Возраст.  Неограничен.( Тропа исследована и испытана на протяжении 20 лет. Тропу  посещали дети с 5 – летнего возраста, а в2005 году ­  инвалиды Краснодарского края. )  Категория сложности – не категорийный. Место проведения. Маршрут проходит по горной части Абинского района  Краснодарского края в окрестностях   п. Синегорска в районе Тёмной Щели.  Краткая нитка маршрута: пос. Синегорский – поворот на  Каменный карьер –3 км.   Щель Темная,  скала Зеркало, Каменные Грибы, дольмены – 7 км.  Продолжительность. От п. Синегорска от 3 до 7 часов. Сроки проведения. В любое время года. (Наиболее оптимальные с мая по ноябрь)  Протяжённость. До «Каменных грибов» ­ 5 км, до дольменов ­ 10 км.  Вид передвижения. Пешком. Построение маршрута – линейный. Перепад высот ­ +460 м. Заключение. Ознакомившись с архивом научных работ и прочитав путеводитель, составленный к 10 –  летию МАН школьников Абинского района , выбрали наиболее интересные объекты. Затем    мы изучили материалы, связанные с нашими объектами в сети Интернет и провели  анкетирование 33 учащихся 1 – 4 классов по вопросам: ­ Нравится ли вам путешествовать по окрестностям посёлка Синегорска? Все без исключения ответили «Да». ­ Знаете ли вы, что в окрестностях п. Синегорска можно встретить природные и  исторические объекты? Нет – 5 человек. ( Учащиеся 1 класса) 15 Да – 28 человек.  ­ Какие вы можете назвать? Назвали следующие объекты: ­ дольмены – 27 человек ­ каменные грибы – 21 человек ­ разбитый самолёт – 7 человек ­ десятина – 11 человек Другие единичные ответы – 8 человек      ­ Откуда получили информацию о них?     ­ из рассказа родителей – 19 человек     ­ из рассказа учителя – 29 человек     ­ из информации на школьном стенде – 20 человек    ­ увидели сами – 5 человек ­ Хотели бы увидеть их собственными глазами? Все учащиеся ответили – да. Когда мы находились на экологическом форуме во Всероссийском Детском центре «Орлёнок» и рассказали об объектах из нашей работы участникам из г. Владимира и Славянска на  Кубани, все 27 человек захотели пройти по маршруту и посмотреть эти объекты. Всё это и  подтолкнуло нас к написанию данной работы. Считаем, что если люди заинтересовались нашей работой, значит цель достигнута и задачи решены. Считаем, что данная работа является  ответом на наши вопросы. Гипотезы подтвердились. Осенью этого года по одной из станций  совершили поход учащиеся 42 школы посёлка Ахтырский. Мы надеемся, что все, кто пройдёт  по нашим маршрутам, обязательно захочет вернуться.  После себя мы должны оставить Землю по крайней мере такой же, если не лучше, чем она  была до нас – это принцип права будущих поколений.«Краснодарский край представляет  собой подлинную жемчужину природы. Чрезвычайно богат и разнообразен его растительный и  животный мир, в недрах земли таятся запасы ценных ископаемых. Богатства родной природы  нужно не только разумно и бережно использовать, но и заботиться о сохранении их для  будущих поколений», говорит заслуженный учитель Кубани П. Ф. Ризель и мы с ним вполне  согласны.  Материал экскурсовода. Экскурсовод. Здравствуйте. 16 К. 1 Приглашаю вас в увлекательное путешествие по окрестностям  посёлка Синегорска, которому в 2016 году исполняется 80 лет. К.2 Расположен он в предгорье,  которое постепенно переходит в  Кавказские горы,  которые  начинаются  у  берега  Черного  моря  и   идут на юго­восток до Каспийского моря. К 3.  Наша предгорная и горная части  богаты животными,  растениями  и красивыми пейзажами.  К 4.Интересен он ещё и тем, что освобождение Абинского района во время Великой отечественной войны началось именно отсюда.  К.5.Въезжая в посёлок , наблюдательный человек заметит, что в  любое время года горы вокруг синие. Возможно поэтому у него  такое удивительное название.  К.6.Поражает красота окружающего мира. Горы, которые видны с  трассы станицы Холмской, зовут к себе. Их хочется увидеть  поближе. Загадочность и красота их завораживает.                                Мы предлагаем вашему вниманию наиболее интересные места.  К.7. Маршрут проходит по горной части Абинского района  Краснодарского края в окрестностях   п. Синегорска в районе  Тёмной Щели.  К. 8.Здесь можно любоваться красотой гор и леса, проводить   экологический мониторинг или просто собирать грибы.                                                                                          К.9. Через пос. Новый, Синегорский и ст. Холмскую протекает  небольшая речушка которая берет начало в горах, с  необыкновенным названием – Хабль. В переводе с Адыгейского ­  Хапль –« розовый, коричневый ». Её длина – 54 км. Название могло  возникнуть вследствие того, что в русле реки встречаются горные  породы с киноварью, которая имеет вишнево­красный цвет, в воде  может казаться розовой, можно отдать предпочтение розовой реке.  Глубина реки незначительна, только во время таяния снегов и  обильных дождей становиться бурной. Летом – в некоторых местах  встречаются мели.  К.10Родники впадающие в реку Хабль, встреченные на вашем пути,  можно почистить, так кА они питают реку в течение всего года.  К. 11. В районе Тёмной щели был обнаружен менгир. В интернете мы нашли информацию о нём и узнали, что менгиры могли  использоваться в древности для обозначения границ государства.  Таким государством могло быть Боспорское царство. Оно 17 существовало несколько сот лет, а во время царствования  Митридата 6­го. Митридат был очень честолюбив. Ему нужно было  упорядочить границы своего государства с соседями и, он ,вероятно, заказал десятки менгиров в качестве пограничных столбов.  К. 12.На пути могут встретиться  редкие и исчезающие растения,   занесённые в Красную книгу Краснодарского края. Надо быть  предельно внимательным и осторожным.  К.13. Выше по ручью, питающему реку Хабль можно увидеть скалу  «Зеркало» высотой около 10 метров. Так назвали её охотники. Здесь  начинающим туристам можно заняться начальным альпинизмом со  страховкой.                                                                                                  К.14. Выше можно увидеть уникальные природные образования   «Каменные грибы».  Всего  их  два. Они похожи на грибы, откуда и  получили свое  название. Находятся они на южном склоне горы  Чубатой. Высота их до 3 метров. Состоят они из песчаника.                Первое исследование было проведено учащимися нашей школы в  1995 году. В 2012 году  участники туристического объединения  нашей школы обнаружили, что грибы растут.  Растущих гриба  обнаружили 2.                                                                                             К.15.Наш край –это край дольменов. Это ­ древнейшие погребальные сооружения, которые представляют собой строения из каменных  глыб. Ученые  считают, что они ровесники египетских пирамид. На  нашем маршруте 2 дольмена.  Общее состояние памятников можно  оценить, как частично повреждённые.  К.16.Маршрут  интересен тем, что во время  прохождения ты не  задумываешься, сколько тебе осталось пройти, а просто любуешься  красотой окружающей местности. Можно просто собирать грибы,  которых в лесу великое множество.   К 17. Наш маршрут  проверен  временем. Его протяжённость до  «Каменных грибов» ­ 7 км, до дольменов ­ 10 км.   Продолжительность по времени от п. Синегорска от 3 до 7 часов.  К.18.Среди красоты  Краснодарского края наши места  поистине  уникальны .А все путешественники по нашему маршруту могут,  кроме удовольствия и знаний, внести вклад в охрану окружающей  среды.  К. 19. Всех не равнодушных к миру природы,  и тех, кто горит  желанием посетить окрестности нашего посёлка приглашаем посетить одно из самых уникальных и красивых мест Абинского  района.  Спасибо за внимание.                                                                                 18                                                                       Литература 1.Абдашев Ю.Н. Коломиец А.Н. Туристскими тропами – Краснодар, 1957. 2.Данные из архивных материалов науныо – исследовательских работ учащихся МОУ СОШ №18 Синегорска..   посёлка 3. Сайт   «Википидия». 19

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".

Научно исследовательская деятельность учащихся в начальной школе. Проект "Моя малая родина".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017