Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования
Оценка 5

Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
doc
информатика
Взрослым
15.02.2018
Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования
В статье обосновывается необходимость интеллектуального развития личности учащихся в условиях информатизации общества, раскрывается дидактический потенциал информационно-коммуникационных технологий в развитии интеллектуальной способности школьников. На основе анализа соответствующих литературных данных, сделан вывод что, интеллектуальные умения определяются следующими компонентами: способность к анализу, способность к выделению главного и второстепенного, способность к систематизации и классификации, ассоциативность мышления, способность генерировать идеи и выдвигать гипотезы, критичность мышления, развития рефлексия, устойчивость внимания, способность к его распределению, развитое воображение.
Есенгабылов_статья.doc
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ  1И.Ж.Есенгабылов, 1А.О.Алдабергенова, 1Ж.Т.Жиембаев Республика Казахстан, г. Талдыкорган, Жетысуский государственный университет им. И.Жансугурова инд.0400009, ул.Жансугурова 187А,  [email protected] В   статье   обосновывается   необходимость   интеллектуального   развития личности   учащихся   в   условиях   информатизации   общества,   раскрывается дидактический   потенциал   информационно­коммуникационных   технологий   в развитии интеллектуальной способности школьников.  На основе анализа соответствующих литературных данных, сделан вывод что,   интеллектуальные   умения   определяются   следующими   компонентами: способность к анализу, способность к выделению главного и второстепенного, способность   к   систематизации   и   классификации,   ассоциативность   мышления, способность генерировать идеи и выдвигать гипотезы, критичность мышления, развития рефлексия, устойчивость внимания, способность к его распределению, развитое воображение. В   ходе   работы   проведен   анализ  дидактического   потенциала информационно­коммуникационных   технологий   и   выделены   основные   блоки выше указанных технологий, использование которых в педагогическом процессе является целью повышение интеллектуального развития личности учащихся. Ключевые   слова:   информатизация,   информационно­коммуникационные технологий, интеллектуальное развитие, компьютерная графика, анимация. Keywords:   informatization,   informatively­communication   technologies, intellectual development, computer graphics, animation. Информатизация   общества   закреплена   как   важнейший   механизм формирования   конкурентоспособности   национальной   экономики   в   Послании Президента   Республики   Казахстан   Н.А.Назарбаева   «Стратегия   вхождения Казахстана в число 50­ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка в своем развитии». Информатизация   общества   осуществляется   в   русле   концепции Национальной   информационной   инфраструктуры,   направленной   на   создание электронного   правительства;   построение   открытых   инфокоммуникационных систем;   стандартизацию   и   сертификацию   средств   и   систем   информатизации; обеспечение   доступа   к   ресурсам   локальных   и   глобальной   сетей;   расширение сферы   применения   государственного   языка   в   цифровом   поле;   обеспечение безопасности и защиту государственных ресурсов. В информационном обществе, в отличие от индустриального производятся и   потребляются   интеллект,   знания.   Основным   видов   создаваемых   продуктов является   информационный   продукт,   образованность   и   интеллект   попадают   в разряд   национальных   богатств.   Соответственно,   жизнь   в   информационном обществе   требует   от     членов   социума   высокого   интеллектуального   уровня, информационной   культуры   личности,   творческой   активности   подрастающего поколения.   Ее   решение   предполагает   разработку   результативных   технологий интеллектуального   развития,   опирающихся   на   современные   теоретические подходы к вопросам интеллекта и творчества.  На основе анализа соответствующих литератур, мы пришли к выводу, что, интеллектуальные   умения   определяется   следующими   компонентами: способность к анализу, способность к выделению главного и второстепенного, способность   к   систематизации   и   классификации,   ассоциативность   мышления, способность генерировать идеи и выдвигать гипотезы, критичность мышления, развития рефлексия, устойчивость внимания, способность к его распределению, развитое воображение. В   настоящее   время,   что   бы   успешно   осуществить   интеллектуальную развитию   личности   учащихся   в   учебной   деятельности,   необходимо,   искать современные средства и методы обучения. Как показывает опыт работы учебных заведений   Казахстана   использование   информационно­   коммуникационных технологий с их огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств. Кроме того, с развитием современной информационно­ коммуникационных   технологий,   системе   «человек   и   компьютер»   быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общество, а не только специалистов,   поэтому   воздействие   человека   с   компьютером   должно   быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует работы с компьютером. В связи с этим в Казахстане начало изучения информатики   перенесены   с 10­   го   класса   в 7­   ой   класс,   а  младших   классах проводятся пропедевтические работы, это связано с тем, что информационно­ коммуникационные   технологии   обладают   огромным   педагогическим   и дидактическим потенциалом. При традиционной организации процесса обучения с использованием новейших технических средств ученик «сохраняет положение выслушивающего   объяснения»,   а   при   использовании   в   процессе   обучения компьютера «учение становится активным и направляется самим ребенком» [1]. При   этом   в   процессе   обучения   происходит   достижение   личностно   значимых целей, а полученные знания, способствуют развитию интеллекта учащихся, как показывает опыт работы учителей Казахстана. Как   показывают   результаты   нашего   экспериментального   исследования развития   интеллектуальных   способностей   школьников   средствами информационно­коммуникационных технологий представляет собой личностное образование,   выражающееся   в   комплексе   знаний,   умений,   личностных характеристик, обеспечивающих такое взаимодействие учащимся, при которым создаются   оптимальное   условия   для   развития   творческой   личности,   что определенной   уровень   интеллектуального   развития,   который   характеризуется качеством   не только усвоения заданного содержания, но и рассмотрения его разных   аспектах,   обеспечивает   выдвижение   гипотез   в   ходе   поиска   решения теоретических   и   практических   задач,   критичность   к   ним,   анализ   и   развитие гипотез других участников необходимое качество современного человека. Д.Дьюи,   на   труды   которого   опирались   многие   психологи   и   педагоги, сторонники   гуманистической   педагогики,  обращая   специальное   внимание     на важность   развития   интеллектуальных   способностей   учащихся,   формирование самостоятельности мышления, вместе с тем подчеркивал, что дело не столько в необходимости овладения знаниями, сколько в самом подходе к организации деятельности по овладению этими знаниями [2, с.52]. В  настоящее   время  информационные   потоки  в  разных   областях   знания столь   велики   столь   стремительно   растут,   что   современному   образованному человеку   просто   невозможно   держать   в   памяти   нужные   факты.   Помимо фундаментальных   знаний   в   рамках   своей   специальности   он   должен   уметь постоянно   работать   с   информацией   не   только   в  узкой   области   своей   сферы деятельности,   но   и   в   смежных   областях,   поскольку   решение   подавляющего большинства проблем лежит на стыке предметных областей. В связи с этим, умение   работать   с   информацией   действительно   становится   ключевым интеллектуальным   умением,   лежащим   в   основе   любой   профессиональной   и просто   культурной   компетенции.   Поэтому   ключевой   задачей   современной системы   образования   должна   стать   задача   формирования   этого   умения.   Во многих   видах   профессиональной   деятельности   визуальная   информация, необходимая   для   принятия   решения,   является   если   не   единственной,   то основной.  технологии,     Информационно­коммуникационных являющиеся объективной   реальностью   современного   образовательного   процесса,   могут   не только   органично   вписываться   в   учебно­исследовательскую   деятельность учащихся, но и быть использованы при организации проблемного обучения и изучения   специфических   приёмов   творческой   деятельности,   что,   в   конечном итоге, будет способствовать интеллектуальному  развитию личности учащихся. Например,   использование   компьютерной   графики   и   анимации   позволят учащимся   осуществлять   учебную   экспериментально­исследовательскую деятельность проводить самостоятельные научные исследования разнообразных явлений и процессов. Реализация в программных продуктах для образования возможностей систем искусственного интеллекта позволит усовершенствовать тестирующие,   диагностирующие   методики   контроля   и   оценки   уровня интеллектуального   развития   за   счет   возможностей   самоконтроля, индивидуального, дифференцированного подхода к каждому обучаемому. Содержания   технологии,   которое   разрабатывалось   в   Казахстанском национальном   центре   информатизации   моделирование   на   основе   типа «горизантального обогащения», сущность которого заключалась в дополнении традиционного   учебного   плана   специальными   курсами,   которые   качественно отличаются   от   традиционного   содержания   школьного   образования   и непосредственно направлены на интеллектуальное развитие учащихся. Она   целостно   представляет   интеллект   и   интегрирует   в  себе  отдельные аспекты развития интеллекта: когнитивного, информационного и творческого и, соответственно, включает три основных направления, линия: Когнитивная   линия   предусматривает   обогащение   когнитивного  опыта ребенка как основы развития интеллекта.  Информационная   линия   ориентирована   на   формирование представлений   об   информационной   картине   мира   и   знакомство   с информационными   процессами,   освоение   способов   познания   и обеспечивает прежде всего развитие метакогнитивного опыта.    способности фантазировать создает условия стимулирования проявлений интеллекта в нестандартной ситуации, ситуации неопределенности. Необходимо отметить что разработанное программный материал успешно сопрягается с общеобразовательным содержанием, не дублируя его, и может использоваться параллельно с любыми программами школьного образования. Творческая   линия   развитие   креативности, В   заключение   отметим,   на   основе   анализа   дидактического   потенциала информационно­коммуникационных технологий нами были выделены основные блоки   этих   технологий,   использование   которых   в   педагогическом   процессе имеет целью интеллектуального развития личности учащихся:   программ   изучение и использование общих приемов эффективной обработки  информации; использование   программ   общего   назначения   (текстовых   и  графических   редакторов,   табличных   процессоров,   систем   управления базами данных);  использование телекоммуникационного программного обеспечения; назначения использование  (инструментальные   среды,   мультимедийные   продукты,   применяющиеся при   изучении   отдельных   предметов)   для   конструирования   субъективно новых  рациональных способов  обработки информаций.  Оптимальным, с нашей   точки   зрения,   сочетанием   информационно­коммуникационных технологий   будет   являться   совместное   использование   программ специального   назначения   (изучение   и   применение   технологий программирование)   и   изучение   и   использование   общих   приемов эффективной   обработки   информации,   в   том   числе   ­   приемов   решение эвристических задач.   специального Литература: 1. Пейперс   С.   Переворот   в   сознании:   дети,   компьютеры   и плодворительные идеи.­ М.: Педагогика, 1989­221с. 2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления.­ М.,1909­217с.

Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования

Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования

Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования

Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования

Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования

Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования

Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования

Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования

Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования

Научно-исследовательская работа: Интеллектуальное развитие личности учащихся в условиях информатизации образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018