Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"
Оценка 4.6

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русская литература
7 кл—8 кл
27.04.2017
Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"
Последнее десятилетие социального и духовного разлома в России ознаменовалось тем, что книга и чтение, к огромному сожалению, перестали быть непременными атрибутами образа жизни людей. Как никогда велика опасность движения нации от духовности и образованности к дикости и невежеству.Сегодня остро стоит вопрос о необходимости информатизации школ, о создании современной образовательной информационной среды. Это важно и правильно, но существует и другой аспект проблемы: компьютер входит в жизнь детей, вытесняя хорошую книгу. Сменилась модель детского чтения: появились бездарные «решебники», готовые сочинения, низкосортные журналы для подростков, которые вытесняют хорошую классическую литературу. Чтение перестает быть национальной культурной традицией.
Кризис чтения.docx
Оглавление:   1.  Введение 2.  Основная часть а) «Кризис чтения» на Западе б) «Кризис чтения» в России в)  Исследование причин падения интереса к чтению учащихся 7 ­ 8  классов СОСОШ №1?  3.  Заключение 4. Список использованной литературы Введение Актуальность исследования: Последнее десятилетие социального и духовного разлома в России ознаменовалось тем,   что   книга   и   чтение,   к   огромному   сожалению,   перестали   быть   непременными атрибутами   образа   жизни   людей.   Как   никогда     велика   опасность   движения   нации   от духовности и образованности к дикости и невежеству. Сегодня   остро  стоит   вопрос   о необходимости   информатизации   школ,   о создании современной   образовательной   информационной   среды.   Это   важно   и правильно, но существует   и другой   аспект   проблемы:   компьютер   входит   в жизнь     детей,   вытесняя хорошую книгу. Сменилась модель детского чтения: появились бездарные «решебники», готовые сочинения, низкосортные журналы для подростков, которые вытесняют хорошую классическую литературу. Чтение перестает быть национальной культурной традицией. По  результатам специализированных международных тестов грамотности (PIRLS, PISA) и национальных исследований качества чтения  учащихся в возрасте 14­15 лет, Россия находится среди стран с наихудшими показателями, а именно на 34­35 местах. Чтение утратило свою исключительную роль, что отразилось в снижении количества постоянно читающих людей. Наблюдается рост нечитающей молодёжи, изменение круга чтения, изменение структуры досуга, из которого уходит чтение и увеличивается время телесмотрения и компьютеромании.   А грамотное – в широком смысле слова – чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения в школе, так и в будущем. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Объект исследования: роль художественной литературы в жизни подростка Предмет исследования: досуговое чтение Цель исследования: ­ выявление причин падения интереса к чтению учащихся 7­8 классов СОСОШ       №1? Задачи исследования: ­ ознакомиться со специальной  литературой по теме исследования; ­ провести анкетирование среди учащихся 7­8 классов  и проанализировать его  результаты; ­ сопоставить результаты анкетирования с социологическими исследованиями. Методы исследования: 1. 2. Анализ; Сравнение. 2. Основная часть 2.1. «Кризис чтения» на Западе Педагоги, библиотекари, воспитатели и широкая общественность во всех развитых странах  интенсивно обсуждают проблемы так называемого «кризиса чтения», и особенно ­ чтения детей и юношества. В этот период  отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению на досуге. Так, например, значительный спад интереса к чтению отмечается у групп школьников и молодежи в Швеции. В Германии сегодня у детей СМИ (и особенно телевидение) на первом, а чтение на втором месте. И здесь   около   трети   подростков   недостаточно   умеет   читать   и   писать,   т.е.   потенциально являются функционально неграмотными. Во Франции   роль чтения в жизни французских подростков и молодежи значительно уменьшилась. Среди подростков 8­16 лет 25 % в 1992 году за три месяца не прочли ни одной книги (в 1988 г. ­ 18 %). Каждый второй подросток считал,   что   чтение   ­   это   усилие.     В   Англии,   согласно   результатам   социологического исследования детского чтения, проведенного в 1994­1995 гг., наблюдалась тенденция к уменьшению чтения детьми книг по мере  взросления:  чем старше они становятся, тем меньше  читали.   Процессы  развития   «вторичной»   ­  функциональной  неграмотности,  как взрослых,   так   и   юношества   наблюдались   и   в   странах   Восточной   Европы.   Ухудшение навыков чтения и письма отмечено и в Польше.    В   США   проблема   чтения   получила   общенациональное   звучание   после   доклада «Нация в опасности» (в 1983 г.), когда были обнародованы цифры о большой социальной группе функционально неграмотных,   согласно которым функциональная неграмотность среди   юных   составляла   17   %.   С   этого   времени   проблема   чтения   находится   в   центре постоянного внимания. Здесь огромное влияние на чтение оказывают СМИ, и особенно телевидение. Как выяснилось, именно телепередачи являются «воспитателем, практически не имеющим себе равных». Исследование большой группы школьников 7­13 лет показало, что их успехи в учебе зависели от количества времени, которое они посвящают просмотру телепрограмм. Выяснилось, что чем меньше времени они проводят перед телевизором, тем лучше учатся. Причем в старших возрастных группах эта разница особенно заметна.       В развитых странах Востока наблюдались сходные процессы. В Японии в 1990­е гг.   детей   называли   «тэрэбико»   —   «дети   телевидения».   В   этот   период   дошкольники проводили  у экрана  от  трех до  шести  часов  в день.  Наиболее  распространенные  виды досуга юных горожан были просмотр телепередач, чтение журналов и комиксов, а также компьютерные игры.  2.2.  «Кризис чтения» в России.  Для России эти годы также считаются переломным периодом. В качестве примера приведём данные, взятые нами из СМИ, а также из отчетов библиотек, данными которых мы располагаем. Число «активных читателей» сократилось с 49,5% до 30% (данные на 1998 г.) и с 30% до 23% (данные 2005 года). В Петербурге на IV съезде  Российского книжного союза 13. 07. 2005 г. были озвучены следующие цифры: 52% россиян ­ вовсе не покупают книг 37% россиян – вовсе не читают книг. Из   самой   читающей   страны   мира   Россия   превратилась   в   государство,   где   40% населения, по данным соцопросов, не стесняются признаться в том, что вообще не берут в руки   книгу.   Частично,   конечно,   это   объясняется   объективными   причинами:   общим сокращением свободного времени, когда за бесчисленными делами на работе и дома не то что почитать ­ поесть некогда, распространением новых средств передачи информации. Телевидение,   радио,   Интернет   доступны   и   стремительно   входят   в   нашу   жизнь.   Спад интереса   к   чтению   и   падение   его   престижа   среди   подростков   распространяется     как эпидемия. И особенно заметно это сказывается на детском чтении. Смещение чтения в ряду   досуговых   занятий   детей   и   подростков,   отмечавшееся     социологами,   становится устойчивым. 2.3. Исследование уровня чтения учащихся 7­8 классов СОСОШ №1 Обратимся к конкретным фактам. В МОУ «Сосново­Озёрская средняя общеобразовательная школа №1» в 7­8 классах  обучается всего 83 учащихся. Количество учеников, зарегистрированных в школьной библиотеке – 70   Количество учеников, регулярно посещающих школьную библиотеку – 70. Картина посещаемости школьной библиотеки: 10% В библиотеке не зарегистрированы 90% Ученики зарегистрированные в школьной библиотеке Не посещают библиотеку вообще   Итак, в результате исследований мы пришли к выводу, что учащиеся 7­8 классов  нашей школы неплохо посещают школьную библиотеку. А посещение районной детской  библиотеки оставляет желать лучшего. Далее нами было проведено анкетирование этих же учащихся нашей школы. Анкета  «Кризис чтения» современного подростка: миф или реальность? Нам очень интересно узнать, какое место в твоей жизни занимает Книга. Будем  благодарны за искренность твоих ответов. Отвечая на вопрос, обведи кружком  подходящий тебе вариант. Юный друг! 1. Какую книгу ты сейчас читаешь? Укажи автора и название произведения. А) художественную                                     Б) историческую    Е) никакую В) познавательную (энциклопедии, словари, справочники) Г) по школьной программе                        Д) приключенческую 2. Чтение для тебя – это… А) любимое занятие                                     Б) возможность показать свою эрудицию В) способ получения информации             Г) необходимая часть учёбы Д) способ отвлечься                                     Е) обязательная повинность Ё) другое (напишите)_____________________________________________ 3.  В  библиотеке, какой литературой ты чаще пользуешься? А) учебниками                           Б) справочниками                         В) энциклопедиями Г) художественная литература в помощь школьной программе Д) художественная литература моих любимых авторов 4. Если не читаешь, то какова причина? Выбери наиболее подходящий ответ. А) нет желания Б) библиотека находится далеко от дома   В) нет времени Г) в свободное время смотрю телевизор     Д) компьютер     Проанализировав полученную информацию, мы пришли к следующему: По первому пункту «Какую книгу ты сейчас читаешь? Укажи автора и название произведения» ответили:  художественную  ­ 27%,  историческую ­3%,  познавательную  (энциклопедии, словари, справочники) – 11%,  по школьной программе – 24% ,  приключенческую – 20%, никакую – 15%.. По второму пункту « Чтение для тебя – это…» ответили:  любимое занятие – 15%, возможность показать свою эрудицию – 7%,  способ получения информации ­44%,   необходимая часть учёбы – 13%, обязательная повинность – 10%,  способ отвлечься –11%. По третьему пункту «В  библиотеке, какой литературой ты чаще пользуешься?»:  Учебниками – 14%,  справочниками – 24%, энциклопедиями – 31%,  художественной литературой в помощь школьной программе – 20%,  художественной литературой моих любимых авторов ­11% По четвёртому пункту анкеты  «Если не читаешь, то какова причина? Выбери  наиболее подходящий ответ»: ответили всего 59% учащихся, остальные же посчитали,  что время от времени они читают хоть что­то.  Результаты таковы: нет желания – 10%,  библиотека далеко от дома – 1%, нет времени – 9%, в свободное время смотрю телевизор – 20%, компьютер  – 60%.   3. Заключение Итак,  целью нашего исследования было выявить причины падения интереса к  чтению учащихся 7­8 классов СОСОШ  №1.  Оказывается, что учащиеся в основном  читают литературу по школьной программе, а если и читают художественную литературу,  то только для получения информации. А для души, для отдыха, из­за любви к чтению  читают всего около 15 % учащихся, притом, указать авторов и название произведений,  которые они читают в настоящий момент, смогли  всего 10% учащихся. При исследовании  причин падения интереса к чтению, мы пришли к выводу, что в свободное время учащиеся  в основном проводят время за компьютером (60%) и телевизором (20%). Таким образом, если исходить из определения: кризис – это резкое изменение,  крутой перелом: тяжелое переходное состояние, то мы действительно наблюдаем  своеобразный кризис чтения в среде детей и подростков.  4. Список использованной литературы: 1. Соколова В.Ю.»Чтение детей и подростков» (По материалам исследования краевой детской библиотеки имени братьев Игнатовых), Краснодар,2002год.  2. Мичурина   Н.Н.   «Читатели   и   чтение».   Информационный   бюллетень   2002г. Выпуск 4. 3. Результаты международных исследований  PIRLS, PISA. Министерство образования и науки Республики Бурятия Республиканская научно­практическая конференция «Шаг в будущее» МОУ «Сосново­Озерская средняя общеобразовательная средняя школа №1» «Кризис чтения» современного подростка: миф или реальность? Выполнила: Дылгырова Серафима, учащаяся 10 б класса Руководитель: Баторова Виктория Сандаковна, учитель русского языка и литературы  2009

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Кризис чтения современного подростка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2017