Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"
Оценка 4.6

Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
Междисциплинарный 4
5 кл
01.05.2017
Научно-исследовательская работа "Место подвижных  игр в жизни современного подростка"
Игра занимает важное место в развитии личности ребёнка. Почему же сегодня дети стали играть меньше? Сказывается ли это на их физическом и психическом здоровье? Именно эти вопросы рассматривает автор в данной работе. Основными методами работы являются опрос, анкетирование. метод сочинений, количественный и качественный анализ результатов.Работа содержит количественный и качественный анализ результатов исследования по теме"Место подвижных игр в жизни подростка"
Исследовательская работа Подвижные игры в жизни подростка.docx
Тема: «Место подвижных игр в жизни современного подростка»                                                                       Автор:  ученица 5 класса  Кондратьева Анастасия; МБОУ «Усть­Баргузинская СОШ  им.Шелковникова К.М.» Руководитель:  учитель русского языка и литературы Рубцова Анна Даниловна. Контактные телефоны: рабочий –  (30131)91333, мобильный – 8924 658 10 04 1 Оглавление I. Введение  II. Основная часть   2.1 Роль игры в жизни  современного подростка 2.2 Влияние  подвижных  игр на  физическое  здоровье подростков 2.3 Во что играют современные подростки? 2.4 Обучение подростков подвижным играм 2.5 Выводы III. Заключение  IV. Использованная литература Приложение 3 4 6 7 8 9 9 10 11 2 I. Введение Игры сопровождают человека всю жизнь. Но всё же игра больше ассоциируется с детством. В   игре   ребёнок   способен   переноситься   в   воображаемый   мир,   играя,   ребёнок   учится взаимодействовать   с   другими,   соблюдать   правила,   открывать   для   себя   окружающий   мир.   По определению   П.Ф.Лесгафта,   подвижная   игра   является   упражнением,   посредством   которого ребенок   готовится   к   жизни.   «Увлекательное   содержание,   эмоциональная   насыщенность   игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его». [1] Таким образом, игра является важнейшим средством развития ребёнка. Возникновение игры уходит корнями в глубокую древность, с незапамятных  времён она была спутником   человека. В ней культуры разных народов демонстрируют сходство и огромное многообразие. Исследователи  теории игры утверждают, что во все времена и у всех народов игры были   непременно.   «Многие   из   игр   представляли   собою   большую   оригинальность,   смотря   по свойствам и образу жизни народа. Множество игр разных народов имели между собою большое сходство,   например,   игры   с   мячом,   в   кости   и   т.д.»[1]   Но,     несмотря   на   такое   сходство, наблюдаются разные теории относительно происхождения игры: одни утверждают, что игра нужна для отдыха, другие считают, что игра – это своеобразная подготовка человека к будущей жизни.   игра   является   важнейшим   средством Однако   все   исследователи   сходятся   в   том,   что   разностороннего воспитания личности ребёнка.   Начиная свою  исследовательскую работу, мы  обратились к пятиклассникам с вопросом: «Любят ли они подвижные игры?»   Оказалось, что мои сверстники знают и любят подвижные игры,  и, исходя из анализа ответов, часто в них играют. Но каково же было моё удивление, когда на одном   из   классных   праздников   я   решила   предложить   ребятам   сыграть   в   подвижные   игры: некоторые   просто   не   захотели   участвовать,   другие   в   ходе   игры   ругались,   не   соблюдали установленных правил, не могли договориться друг с другом в командной игре. Такое поведение говорило о том, что мои сверстники, несмотря на то, что любят играть – играть не умеют. Почему же сегодня многие подростки не умеют играть в подвижные игры, можно ли научить их этому, показав важность игры в становлении личности ребенка? 3 Отсюда и появилась идея продолжить исследование, целью которого стало изучение  места подвижных игр в жизни современного подростка. В ходе исследования были поставлены следующие задачи:  Изучить литературу относительно влияния подвижных игр на подростков;  Провести анкетирование среди подростков «Игра в моей жизни», «Игра в жизни моих родителей»;  Проанализировать сочинения пятиклассников на тему «Моя любимая игра», «Любимая игра моих родителей»;   Исследовать   игры   предыдущих   поколений,   проследить   насколько   и   почему   игры   изменились сегодня;  Исследовать показатели физического развития моих сверстников;  Показать сверстникам важность  умения играть в подвижные игры;  Создать   сборник   игр   «Весело   играть   вместе»   и   буклеты   «Подвижные   игры   для   подростков», постараться научить ребят играть в подвижные игры.  2.1   Роль игры в жизни  современного подростка                                «О   первостепенном   значении   игры   для   ребенка   говорит   уже   тот   факт,   что   ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.»[5]  В   каждом   возрасте   игра   имеет   свои   особенности,   однако   существует   мнение,   что   в подростковом     возрасте   игровая   активность   снижается.   Считается,   что   взрослея,   подростки перестают играть, думая, что они вышли из игрового возраста, предпочитают больше спортивные игры.   Исследуя данный вопрос, мы обратились к   работам В.Г.Григорьева, который утверждает, что игра в подростковом возрасте не исчезает, она просто видоизменяется, становится сложнее, но в то же время устойчивее. «По его исследованиям у одного подростка в течение года может быть от 372 до 818 различных игр и забав. В результате наблюдения более чем за сотней подростков у них было зафиксировано более 1400 игр в течение года, из которых 120 были сюжетно­ролевыми. Так что существующее мнение о резком сокращении игр среди подростков не подтверждается практикой».[2] В   ходе   исследования   мы   провели   анкетирование   среди  пятиклассников   и   их   родителей, которым были заданы следующие вопросы: 1. Как вы проводите (проводили в детстве) свободное время? 2. Любите ли Вы (любили ли в детстве) играть в подвижные игры? 4 3. Как часто Вы играете (играли в детстве) в подвижные игры? 4. С кем Вы играете (играли в детстве) в подвижные игры? Анализ   результатов   показал,   что   100%   пятиклассников   и   их   родителей   любят   играть   в подвижные   игры,   из   них   34%   подростков   и   38%   взрослых   предпочитают   подвижные   игры   в компании сверстников и друзей   настольным и компьютерным играм. Таким образом, присущая подростковому возрасту потребность в игре, которая наблюдалась и 30­40 лет назад, сохраняется и у современных подростков.  Однако, когда пятиклассникам были предложены вопросы: «Когда последний раз Вы играли в подвижную игру?», «Назовите максимальное количество подвижных игр, которые вы знаете», оказалось, что большинство пятиклассников на протяжении последнего месяца в подвижные игры вообще не играли и только единицы из них смогли вспомнить больше десяти названий подвижных игр.  Исследуя причины такого положения, мы снова обратились к пятиклассникам с вопросом: «Что мешает вам чаще играть в подвижные игры?». Среди ответов были такие, как:        Не хватает времени, готовлю домашнее задание – 31% Заняты на кружках и секциях –24% Играю в компьютерные игры  – 23% Не с кем играть, нет друзей – 10% Мне не интересно играть в подвижные игры – 5% Я уже не маленький играть – 5% Люблю играть дома один – 2% Таким   образом,   быстрый   темп   современной   жизни   сказывается   и   на   подростках: загруженность интеллектуальной деятельностью,  разобщенность,  привлекательность компьютера и телевизора привели к тому, что ценность игры в жизни подростков значительно снизилась. Они бы и хотели играть, но весь уклад современной жизни не способствует формированию игровых навыков у детей.  «Современные дети не умеют играть в подвижные групповые игры, в игры, в которых необходимо действовать сообща, дружным коллективом. Они индивидуалисты. Современные игры не   подразумевают   совместной   деятельности».[5]  Казалось   бы,   живя   в   сельской   местности,   мы имеем, в отличие от городских школьников, больше возможностей для игр на свежем воздухе. Но наблюдение за жизнью моих одноклассников показывает, что мы очень редко собираемся просто поиграть, а если начинаем играть, то преобладают грубые, агрессивные игры, заканчивающиеся чаще всего слезами.   И это, мы считаем, является очень важной проблемой в развитии личности ребёнка. 5 2.2 Влияние подвижных игр на физическое здоровье подростков Подвижная игра оказывает оздоровительное воздействие на организм ребёнка. В игре он упражняется в разнообразных движениях: беге, прыжках, бросании, ловле и т.п. Чтобы узнать, насколько же физически развиты  современные подростки, мы провели анализ наличия заболеваний, связанных   с   малоподвижным   образом   жизни   за   последние   5   лет,   анализ   состояния   здоровья сегодняшних   пятиклассников   с   момента   поступления   их   в   школу,   а   также   провели   анализ сформированности  движений у учащихся пятых классов.  Мы   обратились   в   школьный   медицинский   кабинет,   где   хранятся   все   данные   о   здоровье детей.   Первое   что   нас   интересовало   –   это,   какие   заболевания   чаще   всего   встречаются   у сегодняшних пятиклассников. Нами было установлено, что 20% моих сверстников (и я сама в том числе)   имеют   различные   нарушения   зрения.   Ребят,   имеющих   врожденные   или   наследственные нарушения,   минимальное   количество.   Плохое   зрение   –   это   результат   влияния   компьютера   и телефона,   что   подтверждает   повышение   количества   детей,   имеющих   проблемы   со   зрением,   за последние 5 лет на 14%.   На   втором   и   третьем   месте   по   распространенности   находятся   заболевания,   связанные   с нарушением осанки (15%) и избыточным весом (9%). Причины их также связаны с малоподвижным образом жизни, таким образом, недостаточная двигательная активность сказывается на физическом состоянии моих сверстников. Это   подтверждают   и   показатели   их   физического   развития,   которые   можно   отследить   с помощью специальных тестов. Большую помощь в этом нам оказал учитель физкультуры. Нам было интересно отследить развитие физических качеств сегодняшних пятиклассников и сравнить их с показателями пятиклассников, которые учились пять лет назад. Результаты исследования показали изменения   в   показателях   по   следующим   критериям:   скорости,   координации,   выносливости, гибкости   и   силе.   Количество   детей   с   низким   уровнем   по   этим   показателям   увеличилось   за последние пять лет на 5­10%.   Например, количество детей с низкими показателями скоростно­ силовых качеств увеличилось с 11% да 22%, а с высоким уровнем уменьшилось с 15% до 5%. Таким образом, мы видим, что снижение двигательной активности наблюдается на протяжении уже последних пяти лет и, конечно же, сказывается на  развитии физических качеств у детей. Из   беседы   с   учителем   физической   культуры   было   установлено,   что   сегодня   урок физкультуры   не   является   привлекательным   для   большинства   учащихся,   как   было   раньше. 6 Учащиеся не выполняют установленные нормативы по бегу, прыжкам, выносливости. Повышение физической   нагрузки   вызывает   у   них   головокружение,   быструю   утомляемость,   затруднение дыхания.   Вследствие   этого   сегодня     предусмотрено     снижение   нормативов   по   физическим показателям   в   сторону   уменьшения,   что   обусловлено   низким   уровнем   физического   развития современных детей.   Мы считаем, что недостаточное внимание сегодня к подвижным играм     в подростковом возрасте является одной из причин такого бедственного положения. 2.3  Во что играют современные подростки? Исследование   подвижных   игр   современных   подростков   мы   осуществили   путем анкетирования и метода сочинений. Пятиклассники и их родители отвечали на вопрос: «В какие подвижные игры вы любите играть?».  25% взрослых ответили, что их любимая игра – лапта,  13% отдали предпочтение выжигалам, 10% выбрали футбол и волейбол. У пятиклассников наиболее предпочитаемыми играми стали футбол 13% и догонялки 6%.  Попробуем   разобраться,   почему   сегодня   подростки   выбирают   эти   игры.   «Футбол   – спортивная игра, которая в последнее время стала особенно популярна. Играть в футбол начинают с дошкольного возраста, сегодня в футбол играют не только мальчики, но и девочки. Эта игра развивает выносливость, координацию движений, умение работать с мячом.»[3]   Кроме этого, в ходе игры приходится не только вести мяч и забивать гол, но и длительно бегать. А это в свою очередь является своеобразной тренировкой всего организма. Футбол контактный вид спорта, но все же  он не столь травмоопасен, как бокс или хоккей. В нашем поселке есть условия для игры: футбольное поле (в школе, в парке, в спортивной школе), где в теплое   время года   ребята могут играть в футбол, эта игра не требует большого количества   атрибутов,   кроме   мяча,   а   также   в   течение   года   проходят   соревнования   дворовых команд по футболу ­ всё это привлекает подростков.  Но   все   же   футбол     ­   спортивная   игра,   с   определёнными   правилами   и   условиями,   а собственно   подвижных   игр,   в   которые   когда­то   играли   наши   родители,   пятиклассники, участвовавшие в опросе, назвали минимальное количество. Чаще всего пятиклассники называли игру «Догонялки» (6%), это – игра, в которой один из участников   догоняет   другого.[4]   Игра   существует   множество   лет,   она   распространена   во   всем мире. Интересно, что участники опроса назвали некоторые разновидности догонялок: например, «Заморозка»   ­   игра,   где   игрок   должен   дождаться,     когда   ему   помогут,     «разморозят»   или 7 «расколдуют».   Ещё   одна   игра,   в   основе   которой   лежат   догонялки,   имеет   странное   название «Сифа». Википедия дает пояснение относительно правил данной игры: берётся мяч, тряпка, клубок верёвки или просто пустая пластиковая бутылка — так называемая «сифа», предмет, к которому неприятно прикасаться. Водящий бросает предмет в кого­нибудь из остальных; если попадает — тот водит.  Эта игра появилась сравнительно недавно и отличается жестокостью, поэтому чаще в неё играют мальчики. Название этой игры встречается только в некоторых регионах России.  В   ходе   исследования   нами   было     установлено,   что   пятиклассники   очень   плохо   знают подвижные игры. Это подтверждает и написанные ими сочинения на тему «Моя любимая игра». Игры,   описанные   школьниками   в   своих   работах,   не  отличаются   большим   разнообразием.   Чаще других   встречаются:   «Краски»,   Светофор»,   «Пожар»,   «Казаки­разбойники»,   а   в   сочинении «Любимые игры моих родителей» приводились описания игр «Лапта» и «Выжигалы».  Анализируя   полученные   результаты,   мы   пришли   к   выводу,   что   в   жизни   современного подростка   игра   не   является   важным   видом   деятельности,   а   это   ведет   к   проблемам   в     его физическом и психическом здоровье. Мы считаем, что причинами этого является:     неумение подростков играть; недостаточное понимание важности игры взрослыми, в первую очередь, родителями; минимальное количество игровых площадок в нашем поселке; замещение подвижных игр компьютерными. Сами   пятиклассники,   участвовавшие   в   опросе,   на   вопрос   «Как   привлечь   подростков   к играм?», ответили, что необходимо отключить Интернет и забрать телефоны и планшеты. Таким образом, сами подростки осознают свою зависимость от компьютерных устройств.  Изменить создавшееся положение можно, если обучать подростков подвижным играм. Опыт ребят, побывавших в лагерях, где пользование сотовыми телефонами и компьютерами сведено до минимума,   а   поощряется   использование   подвижных   игр,   является   тому   примером.   Поэтому следующим этапом нашей работы стало обучение пятиклассников подвижным играм.  2.4 Обучение подростков подвижным играм Чтобы научить одноклассников играть в подвижные игры, нами была составлена программа «Я   умею   играть   –   я   умею   жить».   Целью   этой   программы   стало   знакомство     подростков   с подвижными играми, в  которые  когда­то играли их родители». На   первом   этапе   мы   провели   классные   часы,   где   рассказали   о   важности   подвижных   игр   для здоровья человека. Затем предложили ребятам узнать правила подвижных игр, в которые любили играть их родители, и попробовать сыграть в них. Сначала пробовали играть в простые игры на 8 большой   перемене   в   школе.   После   стали   собирать   ребят   после   уроков   поиграть   в   парке   или школьном дворе. Желание общаться со сверстниками служит  для подростков мощным толчком к взаимодействию, они с удовольствием собираются вместе, причем не просто гуляя   по улице, а играя в интересные подвижные игры.  Собирая забытые и малоизвестные игры, мы составили сборник игр «Весело играть вместе» и выпустили буклеты  «Подвижные игры для подростков». Изучая игры, мы столкнулись с тем, что огромное количество подвижных игр предназначены для дошкольников и младших школьников, а игр, которые были бы интересны подросткам, значительно меньше. Специальных пособий по этому вопросу мы не нашли, поэтому наш сборник  подвижных игр для подростков особенно интересен.  2.5  Выводы Таким образом, работая над темой «Место подвижных игр в жизни современного  подростка»,  мы пришли к следующим выводам:  В современное время подростки обладают внутренней потребностью  играть в подвижные игры, но  она не всегда реализована;  У современных подростков плохо сформированы игровые навыки;  Современные подростки заняты учебной и внеучебной деятельностью и не считают игру важной  частью своей жизни;  Сегодня подростки мало играют в подвижные игры, предпочитая им компьютерные;    Физическое развитие подростков вследствие недостаточной двигательной  активности,  обусловленной малым количеством подвижных игр в их жизни, находится ниже возрастной нормы;  Современный образ жизни не способствует развитию игровой активности подростков;  Взрослые чаще всего не уделяют должного внимания формированию интереса к  подвижным играм   у подростков;   В нашем поселке недостаточно специально оборудованных площадок  для детских игр;  При создании специальных условий можно научить подростков играть в подвижные игры. III.Заключение Выполняя исследование по теме, мы убедились, насколько важна двигательная активность в развитии подростка. Сегодня, когда школьники длительное время просиживают за компьютерами, только подвижные игры могут  восполнить её недостаток. Однако многие  взрослые  и дети считают игру не столь важной для подростков. Дети активно посещают разнообразные кружки, секции, обучаются в школе, считают, что этого достаточно для полноценного развития личности ребенка. Однако   только   подвижная   игра   способна   развивать   физические   качества,   учить   подростков общению. А умение общаться одно из самых важных в современном мире. Поэтому  необходимо обучать   подростков   играть   в   подвижные   игры,   тем   самым   возможно   повлиять   на   образ   жизни современного подростка. 9 Использованная литература 1. Степаненкова Э.Я.   «Теория и методика физического воспитания   и развития ребенка»,   учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, Москва, Академия, 2006  2. Волкотрубова А.В. «Значение игры в подростковом возрасте», Вестник КРСУ. 2011.  3. Дэнни Милке «Футбол. Основы игры», Москва , Астрель, 2009 г 4. Малый   академический   словарь.   —   М.:   Институт   русского языка   Академии   наук   СССР Евгеньева А. П. 1957—1984. 5. Место игры в жизни ребёнка (материалы Интернета) http://www.testsoch.info/mesto­igry­v­zhizni­ rebenka/ 10

Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных  игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных  игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных  игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных  игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных  игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных  игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных  игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных  игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных  игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных игр в жизни современного подростка"

Научно-исследовательская работа "Место подвижных  игр в жизни современного подростка"