Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)
Оценка 4.8

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
история
6 кл
18.04.2018
Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)
Цель – максимально полно и точно показать историю развития и поклонения японскому мечу на примере военного сословия самураев. задачи: • рассказать о самурайском мече, боевом оружии и мастерстве владения им; • изложить историко-культурный контекст создания меча; • раскрыть типы мечей и способы его изготовления. Актуальность темы обусловлена тем, что: • японское общество сегодня «дышит» многими принципами военного сословия прежних веков; • ни в одной стране мира не был так развит этикет меча как в Японии.Цель – максимально полно и точно показать историю развития и поклонения японскому мечу на примере военного сословия самураев. задачи: • рассказать о самурайском мече, боевом оружии и мастерстве владения им; • изложить историко-культурный контекст создания меча; • раскрыть типы мечей и способы его изготовления. Актуальность темы обусловлена тем, что: • японское общество сегодня «дышит» многими принципами военного сословия прежних веков; • ни в одной стране мира не был так развит этикет меча как в Японии.
японский меч.docx
1 Содержание. Введение ………………………………………………………………... с. 2 Воин в истории Японии ………………………………………… с. 5 I. II. Несущий смерть. с. 10 1. Меч – душа самурая………………………. …………………. 2. Типы мечей. Историко­культурный контекст ……………… с.14 3. Секрет производства меча…………………………………… с.18 с. 23 Заключение ……………………………………………………………... Список использованной литературы ………………………………….. Приложения.  с. 25 Введение.    2 «Когда в мире царит спокойствие,  благородный человек не  расстается со своим мечом». У  Цзы По   преданию   богиня   солнца,  Аматэрасу,   считающаяся родоначальницей   японской   императорской   династии   и   всего   японского народа,   послала   своего   внука  Ниниги­но­микото  с   неба   сразиться   с демонами за царствование на Земле. [Приложение 1] Посылая   его,   Аматэрасу   вручила   ему   три   предмета,   три   священных сокровища, чтобы никто не сомневался в его божественном происхождении:  Зеркало –   Ята­но кагами, отображающее изображение самой богини. В нем Аматэрасу увидела себя, когда боги смогли выманить её из пещеры.  Нефритовое   ожерелье  –  Ясакани­но   магатама,   составленное   из магатама,–  талисмана   удачи,   напоминающего   по   форме   бусинку, буквально «изогнутый шар».  Меч  небесных  густых  облаков, имеющий  еще  другое   имя:  Кусанаги­но цуруги  – «Меч – коситель травы».  Согласно легенде,  Кусанаги­но­цуруги был   найден   богом   Сусаноо,   который,  вооружённый   мечом,   победил восьмиголового   дракона,   отрубив   ему   хвост.   Из   тела   дракона   выпал клинок   меча,  и   был   подарен   сестре,   богине   солнца   Аматэрасу   в   знак примирения.  Когда Ниниги­но микото победил демонов, но перед тем как вложить меч в ножны, стряхнул кровь с меча. Эта кровь застыла на поверхности океана и превратилась в Японские острова. [4] 3 В источниках говорится о том, что при императоре Кейко (71­131 г.) его сын Яматодакэ­но микото был послан на восток для покорения восточных земель и зашел на поклонение в храм Исэ. Там из рук своей тетки, Яматохимэ, бывшей в то время верховной жрицей страны, получил священный меч Амэ­ но, как талисман­оружие в предстоявшей ему борьбе с дикарями.  В   походе   его   отряд   был   окружен   дикарями,   которые   хотели   сжечь воинов в степном пожаре, зажгли траву со всех сторон, но Яматодакэ мечом выкосил траву вокруг своей ставки, и таким образом остановил пожар. В силу этого факта меч Амэ­но муракумо­но цуруги и получил второе собственное имя: Кусанаги­но цуруги – «Меч ­ коситель травы». Покорив   дикарей,   Яматодакэ   прибыл   в   область   Овари   и   оставил Кусанаги­но цуруги в местечке Ацута, в храме. С тех пор Кусанаги­но цуруги неизменно хранится в этом храме вблизи города Нагоя, став объектом культа. [5] Меч,   нефритовые   подвески   и   зеркало   известны   как   императорские регалии   –   Три   Священных   Сокровища,   которые   символизируют  доблесть (меч),  мудрость  (зеркало)   и  благосклонность  (нефритовые   подвески) императорского дома. [Приложение 2] Когда   слышим   слово   самурай,   мы   символизируем   его   не   только   с воином­профессионалом, искусно уничтожающим любую цель, но вспоминаем и   о   самурайском   кодексе   чести   Бусидо,   и   о   легкости   противостояния человека смерти, и в то же время о передаче своей жизни ей посредством традиционного обряда сэппуку.  Нас до сих  пор поражает мастерство  владения самураев  оружием, а также их способность вести бой голыми руками. Как и раньше, так и сейчас японское общество чтит средневековых воинов, выражая это в проведении многочисленных праздников, посвященных самурайской истории. 4 К оружию во все времена относились с уважением. Его обожествляли. Ему приписывали магические свойства. Почитали как величайшую ценность. Оно   символизировало   душу   воина,   было   неотделимо   от   него.   С   оружием связано множество легенд, поверий, мифов. Отдельную страницу в истории оружия занимает самурайский меч. Я не случайно выбрал именно эту тему для своей научной работы – мне было очень интересно узнать все о сословии самураев Японии, их мастерстве владения оружием, истории появления самурайского меча, а также процессе его изготовления. Тема моего исследования: «Несущий смерть». Актуальность темы обусловлена тем, что:  японское   общество   сегодня   «дышит»   многими   принципами   военного сословия прежних веков;  ни в одной стране мира не был так развит этикет меча как в Японии. Актуальность   проблемы   изучения   темы   предполагает   достижение следующей цели – максимально полно и точно показать историю развития и поклонения японскому мечу на примере военного сословия самураев. В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:   рассказать о самурайском мече, боевом оружии и мастерстве владения им;  изложить историко­культурный контекст создания меча;  раскрыть типы мечей и способы его изготовления.  С этой целью я:   изучил литературу по заявленной теме;  работал с Интернет­ресурсами;  нашел пояснительные иллюстрации к тексту работы;  провел социологическое исследование среди учащихся 6 и 8 классов. Основываясь   на   этих   источниках,   в   своей   работе   я   сделал   попытку перенестись   в   эпоху   уникального   сословия   самураев,   собрать   воедино   все факты создания и использования оружия, воссоздать картину происходящих событий того времени и узнать секреты изготовления меча.          5   I. Воин в истории Японии.  «Меж цветов красуется  сакура,  меж людей – самураи»       Старинная японская  пословица. Самураи   –   одни   из   самых   влиятельных   и   колоритных   персонажей истории   Японии.   Тринадцать   столетий   прошло   с   тех   пор,   как   появились первые   из   них   и   более   ста   лет   –   как   последние   официально   перестали существовать. Влияние военного сословия было настолько велико в Японии прежних   лет,   что   без   него   невозможно   понять   историю,   традиционную культуру, да и любую грань сегодняшней жизни современной Японии. Слово   «самурай»   происходит   от   древнего   глагола   «самурау»   – служить. Таким образом, «самурай» ­ это «служивый», «слуга».  Японских воинов, входивших в военную элиту с 12го до середины 19го века, принято называть «буши» или «самурай». Буши значит сражающийся мужчина, именно этим словом называли воинов средневековья. Они обычно жили в сельской местности, совершенствовали своё воинское мастерство и всегда были готовы к бою. 6 В отличие от кугэ –родовых аристократов, стоявших в то время у власти в Японии, первые самураи не были образованными людьми. Подавляющее большинство   не   умело   ни   читать,   ни   писать.   Их   трудно   даже   назвать профессиональными воинами; в основном это были рекруты, отряды которых дислоцировались на востоке и северо­востоке страны для борьбы с местными племенами айнов. Нередко к ним присоединялись беглые крестьяне и даже разбойники. Нравы были просты и жестоки: выживал тот, кто лучше других умел держать в руках меч. В таких отрядах господствовало не уважение к «голубой   крови»   и   древности   рода,   как   у   аристократов­кугэ,   а   принцип сильнейшего. За охрану границ и военные подвиги им жаловали небольшие земельные наделы   (лены),   которые   позже   стали   основой   огромных   самурайских владений.   Никакой   политической   или   культурной   роли   эти   люди   долгое время не играли. Но однажды самураям пришлось доказать свою жизненную необходимость для Японии во время кровопролитных войн Х – ХII вв., когда их   стали   нанимать   различные   аристократические   дома   для   выяснения отношений между собой. Первоначально они были в услужении аристократических родов, корни которых   лежали   в   древнейшей   японской   иерархии   жрецов.   В   конце   эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить. В течение веков одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул  сёгуна  – военного правителя страны. Могущество   самурая   определялось   доходом   от   пожалованных   ему земель. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в  армию  господина.  Пожалованные земли  не  воспринимались   как  реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому воину. 7 От всех прочих самураи отличались двумя вещами – особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами и правом носить два меча – большой   и   малый.   Право   носить   малый   меч   имели   все   совершеннолетние мужчины. [Приложение 3] Основой   идеологии   самураев   стали   дзэн­буддизм   и   складывающееся веками учение  бусидо, базирующееся на конфуцианстве. Во главу угла оно ставило полное подчинение самурая своему господину. Последнее, однако, не означало   готовность   подчиненного   на   совершение   любой   подлости   и злодеяния   по   слову   повелителя.   Если   самураю   отдавался   заведомо преступный   приказ,   то   он   должен   был   смиренно   пытаться   переубедить господина. На   протяжении   нескольких   столетий   основой   воспитания   самураев были постулаты Конфуция, адаптированные к условиям Японии. Был создан кодекс   самурая,   Бусидо,   то   есть  «Путь   самурая»,   основанный   на философской системе Конфуция.  1. Преданность родителям, старшим, начальникам. 2. Преданность обычаям и нормам. 3. Уважение и внимательное отношение к истории. 4. Любовь к традициям. 5. Внимательное отношение к силе примера. 6. Преимущества   широкого   морального   воспитания   над   специальными знаниями. 7. Поддержка   ненасильственной   моральной   реформы   в   государстве   и обществе. 8. Благоразумие, осторожность, поиск компромисса. 9. Избегание противоречий. 10.Мужество и чувство ответственности как высшая традиция. 11.Самосохранение в случае необходимости. 12.Исключительное и точное следование обычаям предков. 13.Педантичная точность в обращении с посторонними. Самурай всегда должен быть готов к внезапному и трагическому концу, вся его жизнь – постоянное напоминанием об этом. Какой бы мирной ни была 8 эпоха,   в   которую   живет  самурай,  смерть   –   его   главная   движущая   сила. Если самурай боится или избегает смерти, он перестает быть самураем. Бусидо предписывало самураю действовать по приказу не раздумывая – думал «за него» господин. Чтобы воин преодолел страх смерти, его учили пониманию   того,   что   его   жизнь   не   принадлежит   ему   самому. Жизнь самурая принадлежит   тому,   кому   он   служит   –   его   императору   и   его господину.   Воин   должен   служить   своему   господину   в   мирной   жизни, защищать   на   войне.   Собственная   жизнь   не   имела   значения.   Если   умирал господин, самурай должен был отправиться вслед за ним…[7] Главным «оружием» воина были его доспехи. От эпохи к эпохе внешний вид доспехов претерпевал определенные изменения, но основа оставалась той же. Доспехи представляли собой последовательно наложенные друг на друга и   укрепленные   на   коже   стальные   пластины,   стянутые   либо   кожаными ремнями,   либо   пеньковыми   или   шелковыми   веревками.   Материал,   цвет,   а нередко   и   тип   шнуровки   являлись   отличительными   знаками   не   только отдельных воинов, но и целых кланов. По шнуровке можно было распознать друга   или   врага.   К   сожалению,   она   имела   и   свои   недостатки.   В   боевых условиях ремни нередко намокали от дождя, пота или же при форсировании водной   преграды   и   оставались   влажными.   Они   пахли   сыростью   и   порой кишели вшами. Воин также носил шлем с отверстием наверху, снабженный забралом и боковыми пластинами для защиты лица и шеи. [Приложение 4,11] И   доспехи   имели   уязвимые   места.   Хотя   металлические   пластины, свешивавшиеся вниз, наподобие длинной рубашки и закрывавшие торс и бедра старались   завязывать   как   можно   туже,   соединения   и   узлы   оставались открытыми для стрел, копий и мечей. Нередко случалось и так: в ближнем бою противник, изловчившись, приподнимал ниспадавшие доспехи и наносил разящий удар в живот. Легко было получить ранение стрелой или мечом и в 9 область   шеи,   несмотря   на   все   защитные   приспособления.   Кроме   того, японский воин требовал от доспехов прежде всего гибкости и легкости.  Воин­аристократ,   ставший   впоследствии   идеалом   для   всего самурайского   сословия,   был   в   первую   очередь   превосходным   всадником. Воин и лошадь прекрасно гармонировали друг с другом и действовали как единый,   хорошо   отлаженный   механизм.   Однако   спустя   каких­нибудь   три столетия,   когда   многие   воины   низкого   происхождения   получили   ранг самурая, а в сражениях даймё опирались в первую очередь на огромные армии пехотинцев,   лошадьми   управляли   уже   лишь   немногие   высокопоставленные самураи. Тем не менее, уже ничто не могло изменить сложившихся в обществе идеалов, и обучение верховой езде продолжало оставаться составной частью боевой подготовки молодого самурая. [Приложение 5] Вторым   необходимым   качеством   для   самурая   считалось   умение стрелять из лука. В те дни конница обрушивалась на врага словно пробивной таран. Мчась на противника, воин отпускал поводья лошади и, прежде чем сойтись с ним лицом к лицу, выпускал в него стрелы. Это делалось, чтобы в построениях   врага   образовались   бреши   и   атакующие   могли   бы   прорваться сквозь его ряды и посеять хаос и панику среди воинов. Стрелы находились в колчане   за   спиной,   откуда   всадник   доставал   их   на   ходу.   Естественно, стрелять из лука с лошади, мчащейся во весь опор, было делом нелегким и требовавшим специальной тренировки. [3] [Приложение 6] В Японии искусство владения мечом превосходило и по престижности, и   по   значимости   все   остальные   боевые   искусства.   Каким   бы   оружием   ни пользовался самурай, он всегда носил с собой длинный или короткий меч как подтверждение  собственного  несокрушимого  духа   и самурайского  статуса, или оба сразу. Ведь именно меч составлял гордость самурая и возносил его над остальными сословиями. (Даже женщины из самурайских домов носили кинжалы, чтобы в случае необходимости защитить себя и свою честь.) Вот почему меч был и остался высшим символом японского воинского духа и ярчайшим воплощением отваги человека.  10 II. Несущий смерть. 1. Меч – душа самурая. «Душой самурая был меч,  смыслом жизни – смерть,  главным жизненным принципом  –  честь, профессией – война,  постоянным занятием –  воинские искусства, отдыхом –  изящная словесность и живопись»  Из самурайского  эпоса. Со всей определенностью можно утверждать, что воина делает оружие. В Японии же самурая «сделал» меч. Меч создавал его душу, формировал его образ жизни, его боевое искусство, наконец, его место в обществе. И хотя самураи   использовали   самое   разнообразное   оружие,   первым   из   первых 11 оставался меч. Но если справедливым будет сказать, что меч сделал самурая таким, каким он был, то в равной степени и самураи сотворили меч тем, чем он стал – сотворили своими личными качествами, своим воинственным духом, своим высоким положением в общественной иерархии.  Сказать, когда появились первые мечи, сейчас уже не так­то просто. Из мифов известно, что некто Ама­купи, живший в конце VII столетия, придумал разделить обоюдоострый меч на две части: так появилась знаменитая катана. Мастер – оружейник, перед тем, как ковать новый меч, покупал новую, праздничную одежду и несколько дней молился, совершал обряды изгнания злых духов и постился! Самым страшным для мастера обвинением было… обвинение, что его мечи обладали «злой душой», как в случае с клинками знаменитого   мастера   Мурамаса.   Из   письменных   источников   известно,   что человеком он был неуравновешенным и вспыльчивым. И, хотя качество его клинков   было   «выше   всякой   похвалы»,   именно   эти   клинки   считались «жадными   до   крови»   и   как   бы   провоцировали   хозяина   меча   вступать   в кровавые схватки.  По указу сёгуна Токугава, все клинки этого мастера должны были быть уничтожены под страхом смерти. И вот, самураи, не имевшие средств купить новый меч, просто сбивали клеймо мастера, зная, что если их застанут за этим занятием,   у   них   не   будет   даже   права   сделать   себе   харакири,   их   просто зарубят,   как   скотину…   Меч   первым   указывался   в   завещании,   как   самая великая семейная ценность. Потеряв меч, самурай должен был сделать себе харакири – такой позор нельзя было загладить иначе… [1,5] Даже   крестьяне,   которым   никогда   не   разрешалось   носить   меч, боготворили его. Когда в крестьянской семье рождался мальчик, его родители выходили   на   дорогу.   Встретить   на   дороге   военную   процессию   или   просто странствующего воина было хорошим знаком. Его просили пройти в дом и благословить младенца, как будто это был священник. А самурай принимал 12 приглашение,   заходил   в   дом   и   клал   меч   у   колыбели   младенца   –   радости родителей не было предела! Теперь сыну во всём помогали боги! С пяти лет будущие   воины   опоясывались   деревянными   мечами,   которые   вскоре заменялись настоящими. С мечом было связано множество ритуалов, церемоний, за нарушение которых   воин   мог   поплатиться   жизнью.  «Язык»   меча   позволял   самураям объясняться без слов. Начнем с того, что в дом самурая с длинным мечом за поясом мог войти только даймё или высший рангом буси – оружие вошедшего в таком случае клали на подставку для меча рядом с гостем. Остальные гости оставляли мечи в прихожей: в противном случае они бы страшно оскорбили хозяина  дома.  А   если   сам  хозяин   держал   меч  на   полу   слева   от   себя,  это расценивалось как знак его открытой враждебности к незваному гостю. Во время беседы мечи клали так, что их рукояти были обращены на владельца, а клинок в ножнах – на собеседника. При официальной встрече положить меч рукоятью к собеседнику значило страшно оскорбить того: это выглядело бы так, будто хозяин меча сомневается в его способностях воина и выказывает полное   пренебрежение   к   его   «молниеносному   удару».   Еще   большее оскорбление на языке  «несущего смерть»  несло прикосновение к мечу без разрешения   хозяина.   Похвалить   же   меч   означало   порадовать   душу   буси, доставить   ему   величайшее   удовольствие.   Обнаженный   меч   всегда символизировал враждебность и разрыв дружбы. [Приложение 7] Если обстановка была напряженной, то прикосновение к обнаженному мечу,   как   правило,   моментально   провоцировало   кровавый   инцидент. Предположим,   самурай   внезапно   видит,   что   его   собеседник   поглаживает рукоять   своего   меча.   Следовательно,   он   сам   просто   обязан   обнажить собственный клинок. Прямым вызовом на поединок служило бряцание гардой о ножны. Человека, который это делал, в любой момент могли рассечь на две половинки без всякого предупреждения. «Несущий смерть» меч говорил сам 13 за себя. Тем более, когда в двери самурайского жилища стучалась смерть через харакири. Чтобы   общение   не   привело   к   кровавой   развязке,   необходимо   было строго соблюдать ряд правил поведения. Войдя в дом и сев напротив хозяина, гость   клал   меч   справа   от   себя,   чтобы   указать   на   отсутствие   враждебных намерений к хозяину. В таком положении невозможно молниеносно выхватить меч. Если хозяин клинка выказывал гостю величайшую любезность, позволяя полюбоваться своим оружием, то клинок полагалось держать направленным лезвием к себе и вынимать из ножен не более чем наполовину. Любуясь таким образом   чужим   оружием   и   высказывая   по   такому   поводу   лестные   слова, самурай удостаивал владельца меча величайшей похвалы. В доме самурая меч хранился в главном углу на специальной подставке. Ночью он находился у изголовья самурая таким образом, чтобы его можно было легко схватить и молниеносно отразить нападение. [Приложение 7][8] В идеале «несущий смерть» должен был с легкостью разрубать три тела, лежащих друг на друге. Но ведь это еще следовало испытать! И желательно не на тесно связанном пучке мокрой рисовой соломы, а на «живом материале». «Несущий   смерть»  нес   ее   в   обряде   тамэси­гири,   или   цудзи­гири,   что буквально переводится как «убийство на перекрестке дорог». Нередко нищие или крестьяне, поздно вечером возвращавшиеся домой с полей, становились жертвами   тамэси­гири.   Местные   власти,   пытаясь   воспрепятствовать распространению данного обряда, выставляли на улицах посты и устраивали на   перекрестках   дорог   даже   целые   караулы.   Однако   охрана   не   очень рисковала спорить с самураями.  Лишь сёгуну Токугаве Иэясу удалось прекратить это кровопролитие. Теперь тамэси­гири практиковалось иначе. Самураи отдавали свой меч палачу для того, чтобы тот опробовал его на осужденном преступнике. По законам сёгуната   тела   казненных   становились   собственностью   государства,   за 14 исключением останков татуированных, священнослужителей и неприкасаемых (парий) ­   на   тех   распространялось   табу.   Тело   казненного   привязывали   к столбу,   и   проверяющий   качество   меча   палач   рубил   его   в   обусловленных местах. Затем на хвостовике оружия вырезалась надпись, сколько тел было разрублено   мечом.   Однажды   преступник   перед   казнью   через   тамэси­гири сказал даже палачу:  «Если бы я только знал, что умру именно так, я бы наелся камней и напоследок испортил этот великолепный клинок!» [6] Меч   значил   для   самурая   больше,   чем   все   земные   блага.   Если   ему предстояло выбрать между мечом работы известного мастера и, к примеру, богатым   поместьем,   самурай   без   колебаний   выбирал   меч.   И   мог нищенствовать, нося с собой при этом в ножнах целое состояние. Меч был фамильной   реликвией,   его   передавали   из   поколения   в   поколение   как величайшее сокровище. Он являлся воплощением чести самурая, его воинской доблести,   отваги,   героизма.   Почитался   как   главная   священная   регалия императоров, главный предмет синтоистского культа. 2. Типы мечей. Историко­культурный контекст. «Путь воина ­ означает смерть. Когда для выбора имеются два пути,  выбирай тот, который ведет к смерти.  Не рассуждай! Нацель мысль на путь,  который ты предпочел, и иди!» Кодекс Бусидо Самурай   без   меча   подобен   дереву,   без   корней   и   листвы.   Именно поэтому неотъемлемым атрибутом каждого самурая является самурайский меч.   История   этого   холодного   оружия   насчитывает   сотни   лет,   а сохранившиеся   экземпляры   работы   великих   мастеров   стоят   миллионы 15 долларов. Называется самурайский меч – катана, и его прочность не знает границ.  Традиционный  самурайский  меч –   идеальное   орудие   убийства,   он прост, ибо не имеет изысков и его простота изящна. Вместе с катаной самураи носили короткий меч, вакидзаси. Вакидзаси примерно наполовину короче катаны. Его удобно пускать в ход в стесненных условиях,   например   в   помещении.   Катану   и   вакидзаси   самураи   носили   с собой.   Ношение   двух   мечей   указывало   на   принадлежность   к   сословию самураев. [Приложение 8] Становление японской оружейной школы проходило до VI века. Тогда японское оружие еще уступало по качеству изготовленному в соседнем Китае. К VI веку в Японии была создана непревзойденная оружейная школа. С этого времени японские клинки стали считаться лучшими на Дальнем Востоке. Китайские мечи были прямой формы и обоюдоострыми. В Японии меч приобрел слегка изогнутую форму и заточку с одной стороны. Форма клинка, сформировавшись в VII веке, не изменилась до наших дней. Ученые, занимающиеся историей японского меча, сообщают нам, что первые мечи были прямыми по форме, заточенными лишь с одной стороны, имели длину от 2 до 4 футов и были предназначены в первую очередь для колющих   ударов.   Позднее   мечи   делали   преимущественно   прямыми   и заточенными с обеих сторон. Они имели рукоять и чашку для защиты руки и были такими длинными, что могли сравниться с копьем. В 9 веке получил распространение   тот   тип   меча,   который   остается   стандартным   вот   уже одиннадцать столетий: изогнутое лезвие, широкое и утолщенное с вогнутой стороны, предназначенное скорее для нанесения рубящих, а не колющих ударов.  К   так   называемому   «золотому   веку   меча»   (1394­1427)   уже   все длинные мечи делались только такими. [2] Самурайские мечи в основном делятся на  четыре категории: Тати, Катана, Вакидзаси и Танто. 16  Тати висит на ремнях таким образом, что его режущее лезвие направлено к земле, а его длина более 60 см (стандартная длина для него около 78 см).  Катана затыкается за пояс режущим лезвием вверх.  Длина лезвия катаны составлял от 95 до 120 см, в идеале – ровно один метр. Ширина лезвия – не более 3 см, а толщина спинки – 0,5 см.  Меч вакидзаси носят так же, как и меч катана, а его длина колеблется от 30 до 60 см (его стандартная длина около 50 см).   Длина меча танто менее 30 см (его стандартная длина около 26 см). Наименование   самурайских   мечей   отражает,   в   основном,   способ   их ношения («вакидзаси» буквально означает «на боку воткнутое»). Так до 14 века   термином   «катана»   (или   «танто»)   обозначался   заткнутый   за   пояс короткий меч, а длинный меч, который носили на боку, назывался «тачи». С 14­15 веков мечи стали носить за поясом и называться они стали «дайсе» (буквально «большой и малый»).  Большой  меч стали  обозначать  термином «катана» (или «дайто»), а малый – «вакидзаси» (или «сето»). Под «танто» стали   подразумевать   нож,   который   разрешалось   носить   и   людям,   не принадлежащим к самурайскому сословию. [6] [Приложение 9] Естественно,   что   появление   новых   типов   мечей   и   разнообразных модификаций   напрямую   зависело   от   манеры   их   использования   воинами   и боевого опыта сражений и войн. Когда главной действующей силой армии стала конница – самой славной страницей ее истории явилось противостояние кланов Тайра и Минамото – появился и изогнутый меч, ибо он лучше всего подходил для нанесения рубящих ударов сверху вниз. А поскольку всадники чаще всего были аристократами и принадлежали к воинской элите, именно тот тип меча, которым пользовались они, и стал «стандартным». В этот же период экспериментировали и с длиной лезвия; одно время преобладала точка зрения, что «чем длиннее, тем лучше», и лезвия достигали в длину 3 футов и более. Но большие мечи оказывались намного тяжелее и замедляли движения воина в ходе битвы, когда скорость нередко решала все. Так длина лезвия постепенно 17 сократилась с 4­х футов до более привычных 3­х и даже менее. Изменилась и форма лезвия. Суживающийся к острому концу клинок (для колющих ударов) уступил место чуть более широкому, предназначенному, в первую очередь, для нанесения рубящих ударов.  Точно так же по­иному стали и носить меч, и доставать его из ножен. Всадник, у которого меч, привязанный к поясу или седлу висел острием вниз, должен   был,   доставая   его   из   ножен,   чуть   приподнимать   его   и   отводить   в сторону, чтобы не поранить лошадь. На это уходило одна­две секунды, а в бою нередко и один миг решал все. От него зависела жизнь или смерть. У пешего   воина   меч   тоже   висел   острием   вниз.   Чтобы   приготовиться   к   бою, самурай должен был достать меч из ножен и пронести его над головой. На это опять­таки   требовалось   бесценное   время.   В   конце   концов   и   всадники,   и пехотинцы осознали это. Начиная с 15 века, воины, особенно пешие, стали отказываться   от   ножен.   Меч   просовывали   сквозь   пояс   с   левой   стороны, причем острием вверх.  [6] Включение в боевой арсенал воина короткого меча вакидзаси, с лезвием длиной от 16­20 дюймов, произошло под влиянием опыта войны с монголами, в которой японские самураи сталкивались с врагом лицом к лицу. В эпоху Токугава было запрещено носить длинный меч во дворце сёгуна. Оставлять же длинный   меч   при   себе   во   время   собраний   в   помещении   значило   проявить враждебность. Тем не менее, самураи имели право оставлять короткий меч. Он   являлся   гарантом   сохранения   чести,   а   порой   и   жизни,   на   случай непредвиденной   стычки.   Короткие   мечи   предназначались   для   нанесения   и рубящих, и колющих ударов. Само собой, ими пользовались для совершения сэппуку.  Хотя   катана   и   является   мечом,   ею   можно   с   успехом   колоть   (как шпагой).   Важное   отличие   её   от   европейского   меча   в   вертикальности плоскости   поражения.   Удары   не   классифицированы   на   блоки   и   выпады. 18 Вместо этого применяется техника отбрасывания оружия противника. Надо сказать, что чаще неприятель ронял свое оружие вместе с кистями обеих рук.  Научно   доказано,   что   при   качественном   рубящем   ударе,   скорость движения кончика лезвия сравнима со скоростью света. В то же время, катана невероятно хрупка. Если нанести удар нунчаками по ее плоской части, она переломится надвое.  Искусство   владения   катаной   –   больше,   чем   ведение   боя.   Это одновременно   и   религия,   и   философия,   и   образ   жизни   целой   страны   и культуры. Тяжким проступком в Японии, карающимся смертью, считалось, если катана окажется в руках простолюдина. Меч самурая не должен был оскверняться недостойным прикосновением. [9]   3. Секрет производства меча. «Каждый, кто имеет право носить длинный меч,  должен помнить, что его меч должен рассматри­ ваться как его душа, что он отделится от него  лишь тогда, когда расстанется с жизнью». Из завещания сёгуна Токугава Иэясу 19 Совершенно   невозможно   описать   все   технические   и   особенно художественные   достоинства   самурайских   мечей   –   это   чисто   японский изолированный мир, полный чудесного своеобразия. Создать   меч   для   настоящего   буси   могли   только   особые   люди. Изготовлением «несущих смерть» занимались горные отшельники ямабуси, исповедовавшие   аскетизм   и   религиозную   отрешенность.   Ковка   меча превращалась ими в некое религиозное действо, в мистерию.  Перед   началом   работы   ямабуси   должны   были   придерживаться воздержания   в   еде,   питье   и   общении   с   женщинами.   Приступить   к   работе можно было только после обряда очищения, облачившись в церемониальные одеяния – кугэ. Перед алтарем, всегда стоявшим на постоянном месте в кузне, ямабуси   морально   подготавливал   себя   к   предстоящей   работе,   чтобы гарантировать то, что в будущем созданный им меч будет защищен от сил зла. После   тщательнейшей   уборки   мастерская   ямабуси   обвешивалась специальными   ритуальными   украшениями,  симэ,   которые   клеились   из рисовой соломы. Пучки симэ в синтоистской религии символизировали собой чистоту и безопасность.  И вот начиналась сама работа ямабуси над изготовлением  «несущего смерть».  Ямабуси компоновали полотно меча из нескольких сортов стали, обладавших   различными   качествами.   Отобранные   куски   тщательнейшим образом   обрабатывались   на   наковальне,   после   чего   слитки   перерубали зубилом, складывали пополам и заново отковывали. Процесс этот был очень долгим. [1] Самое   главное   в   изготовлении   японского   меча   –   это   сталь.   Она подвергается   обработке,   суть   которой   веками   хранится   мастерами   в строжайшей тайне от чужеземцев. Известно лишь, что в клинке применяется многократная   ковка.   Процесс   ковки   сопровождался   строго   соблюдаемым обрядом. Перед началом новой работы кузнец проводил ритуальную очистку 20 своего тела, надевал белую одежду и покрывал голову чёрной шапочкой в виде лодки, затем перед так называемым Сундуком Бога, стоявшем в строго определённом месте кузницы, он концентрировал свой дух на предстоящую работу. Уникальность полученного лезвия в том, что оно при своей тонкости разрубает   любые   предметы,   даже   превосходящие   его   по   плотности.   Так, опытный   самурай   запросто   одним   взмахом   катаны   мог   надвое   разрубить закованного в кольчугу противника вместе с его лошадью.[9] [Приложение 10] Самым   секретным   в   изготовлении   клинка   был   процесс   калки.   Этой работе   также   предшествовали   определённые   ритуалы.   Весь   клинок покрывался тонким слоем смеси из глины, очень мелкого песка и порошка из древесного угля. Затем мастер тонкой палочкой из бамбука проводил линию вдоль лезвия, прямую или произвольной формы. Пока покрытие не засохло, мастер удалял защитный слой между лезвием и проведённой линией. Захватив хвостовик  клинка щипцами,  кузнец опускал  клинок лезвием вниз в  горн с горящим   сосновым   древесным   углем   и   выдерживал   его   до   достижения определённого цвета, а затем опускал его в заранее приготовленную воду с заданной температурой. Сохранилась лирическая форма указаний по закалке: «Сталь нагревают до достижения ею цвета Луны, который она имеет во время своих небесных прогулок в июне или июле». [7] После   калки   на   клинке   появляется   линия,   разделяющая   сильно закалённое лезвие и более мягкое тело клинка. Более закалённая часть на полированном   лезвии   выделяется   как   более   светлая   и   блестящая.   Форма линии   твёрдости   играет   решающую   роль   в   оценке   качества   клинка.   Затем мастер испытывает клинок на прочность и твёрдость, наносит на хвостовик сведения   о   себе   и   мече   и   передаёт   клинок  Катанатоги,   специалисту­ точильщику. 21 Используя   9   точильных   камней   различной   зернистости,   Катанатоги работал до 15 дней, не прикасаясь к поверхности клинка руками, закрывая её специальной тканью в местах захвата. Заточка проводилась на закрепленном под струёй воды камне возвратно поступательными движениями. Отполированный   клинок   попадал   в   руки   мастера,   изготавливающего рукояти  и  ножны.  Основным   материалом   была   древесина  магнолии.  Такие детали   отделки   как  цуба,   менуки,   кашира   и   фухи  могли   заготавливаться заранее, так как они отличались практически только орнаментом. Что касается рукояти, то ее оформления зависело от достатка воина. Порой   она   являла   собой   настоящее   произведение   искусства.   Деревянные детали   рукояти   (мекугиана)   закрепляются   на   хвостовике   бамбуковым стержнем,   покрываются   кожей   ската,   а   затем   обматываются   шёлковым цветным шнурком таким образом, что в ромбовидных окошках видна кожа ската и менуки.  Важнейшей деталью отделки меча является цуба, служащая для защиты руки   от   порезов.   Для   предотвращения   скольжения,   ее   поверхность обтягивалась кожей акулы.  Чаще всего они изготовлялись из стали и давали неограниченный простор художественному творчеству. В изготовлении меча самурая всё, даже самые незначительные на первый взгляд мелочи, было важным. Ибо в зависимости от того, как был выкован клинок,  он  мог  либо   приносить   благо   и  верно  служить   своему   владельцу­ самураю, либо не слушаться и даже ранить его. Чтобы отличить подделку от произведения   истинного   ямабуси,   правительством   сёгуна   выдавались сертификаты с описанием клинка и его «легендой».  До наших дней дошли имена наиболее знаменитых кузнецов даже из периода Старых мечей. Это  Саньйо Мунехика  и его ученики  Йошиийе и Каненага, жившие 12 веке, а также Юкимицу, Масамунэ и Мурамаса. [9] 22 Особенно   славились   клинки   Мурамаса,   их   называли  «жаждущими крови и крошащими». Их острота была такова, что лист бумаги, увлекаемый течением   реки,  попадая   на   лезвие   перпендикулярно   стоящего   на   его   пути клинка, разрезался на две части. Это их качество положено в основу красивой полу­легенды, в которой фигурируют двое из только что названных кузнецов. Один   из   этих   кузнецов,   а   именно   Мурамаса,   был   известен   своим неуравновешенным   характером   и   пользовался   мрачноватой   славой.   Его отличные клинки вовлекали своих хозяев в неприятности и в конце концов наносили им раны. Один самурай решил понять причину этих неприятных проявлений и провёл, говоря современным языком, эксперимент. Именно он убедился в способности мечей Мурамаса разрезать плывущий лист бумаги. А вот мечи мастера Масамунэ, пользовавшиеся не меньшей славой, такими же листами бумаги попросту огибались. Самурай сказал: «Меч Мурамаса ужасен, а меч Масамунэ – человечен», другими словами, меч воспринимает качества кузнеца, выковавшего его клинок. [7] В какой­то момент, либо когда мастер уже закончил работу над мечом и отправляет его полировщику, либо когда отделка закончена полностью, он выгравировывает   с   помощью   резца   свое   имя   на   краю   лезвия,   который покрывает рукоять.  Одна древняя история повествует, как известный мастер как­то прилег отдохнуть и услышал, что его сосед, тоже кузнец, работает резцом. Мастер ворвался   к   соседу   и   обвинил   его   в   том,  что   тот   надписывает   на   рукояти только что законченного меча его, мастера, имя, дабы продать меч подороже. Сосед   изумился   и   спросил,   как   он   узнал   об   этом?   Подсматривал?   «Нет,­ ответил мастер. ­ Я не подсматривал, я слушал. Ты сделал больше ударов резцом, чем требуется для написания твоего имени».  Рукоять меча и ножны украшались хитроумными рисунками. Многие мастера ставили на ней свои клейма. Хотя истинные ямабуси обязаны были 23 исповедовать великую скромность. Так, великий мастер, живший в период Камакура   и   ставший   для   японцев   своего   рода   символом   уникального мастерства,   Окадзаки   Горо   Ню­до   Масамунэ   вообще   не   считал   нужным подписывать свои клинки, ибо знаток – идеальный буси – всегда распознает меч   великого   мастера.   До   нас   дошли   59   его   клинков,   и   ни   один   из   них действительно не был подписан. [Приложение 9] Многие   пытались   подделывать   мечи   знаменитых   оружейников прошлого. Особенно пострадал в этом отношении Масамунэ, мастер 14 века. Отличить подлинник от подделки по едва заметным деталям может только специалист.  Согласно   японской   статистике   в   производстве   мечей   за   всё   время работали   20   тысяч   кузнецов,   сделавших   2   миллиона   клинков.   Из   этого количества лишь 100 тысяч находятся в Японии, большинство из них в семьях потомков самураев. Наибольшей   ценностью   обладают   сегодня   те   экземпляры   катан,   на которые нанесено клеймо мастера. Не смотря на многочисленные попытки умельцев всего мира скопировать технологию, добиться таких же уникальных, противоречащих порой законам физики и химии, свойств металла никому не удалось. Самурайский меч – катана – это только тот, который произведен в Японии. [7] 24 Заключение. «Совершенство – это непреодолимая гора,  которая должна быть преодолена  ежедневно». Рикугуншокан – высший чин в иерархии самураев. О месте меча в японском обществе и культуре написано очень много. Меч был и остается одним из символов императорской династии, предметом синтоистского культа, одним из символов воспитания национального духа.  Пожалуй, ни в одной стране мира не был так развит этикет меча. Как и в Европе, мечи могли иметь имена и передавались из поколения в поколение. А лучшие   японские   оружейники   часто   специально   не   клеймили   свои   мечи, считая,  что   оружие   само   рассказывает   о   том,  кто   его   создал,   а  человеку, который не способен этого понять, и знать незачем, кем меч создан.  Если обратиться к истории Японии, то видно, что с 527 по 842 г. в стране   произошло   9   крупных   войн,   не   считая   множества   мелких,   а   это требовало   большого   количества   оружия.   Так   создавались   благоприятные условия для совершенствования техники его производства, особенно мечей, которые   в   то   время   были   основным   видом   вооружения   воинов­самураев. Необходимы были мечи, которые хорошо рубят, не гнутся и не ломаются от ударов.   Оружейные   мастера,   основываясь   на   опыте,   постепенно   находили способы   изготовления   таких   мечей.   В   мирное   же   время   оружейники становились   простыми   кузнецами   и   изготавливали   сельскохозяйственный инвентарь. В   Японии   издавна   ценили   хорошие   мечи.   Ими   награждали   воинов, дарили   в   знак   дружбы   и   признательности   за   оказываемые   услуги.   Многие семьи, происходящие из сословия самураев, хранят их и сейчас, передавая из 25 поколения в поколение. Принято считать, что в мече отражена душа самурая. Вероятно, правильнее было бы сказать, что в японских самурайских мечах отражен   неимоверный   труд   и  талант  древних  мастеров,  сумевших  достичь такого высокого творчества. Работая над темой, мне захотелось узнать, владеют ли мои сверстники знаниями   о   самурайском   мече.   Я   провел   социологический   опрос   среди учащихся 6­8х классов, задав следующие вопросы: 1. Самурай – это: а) воин в Китае б) воин в Японии в) воин в Индии г) воин в Европе 2. «Кодекс Бусидо» ­ это: а) кодекс рыцарской чести б) культ Прекрасной дамы в) кодекс чести самурая г) кодекс феодальной зависимости 3. Как назывался самурайский меч? а) Кусанаги­но цуруги б) вакидзаси в) катана г) нет верного ответа Обработав анкеты, я получил следующие результаты:  На первый вопрос о самурае 96% ребят знают, что самурай – это воин  Японии.  На второй вопрос о кодексе Бусидо правильно ответили 73,7%, что  составляет 2/3 опрошенных учащихся.  Ответ на третий вопрос показал, что 60% ребят считают самурайским  мечом «катану», тогда как правильный ответ дали 15% ребят, указавшие  вариант «г». Таким образом, можно сделать вывод: мои сверстники не в полной мере владеют информацией об истории самурайского сословия в истории Японии и менее   всего   знакомы   с   видами   оружия   самураев.   А   это   значит,   что  и   в настоящее время данная тема является актуальной и требует дальнейшего исследования. 26 Список использованной литературы  1. Асмолов К.В. История холодного оружия, М., 1994 2. Кассе Э. Исповедь меча, или путь самурая , С­Пб., 2010 3. Спеваковский А.Б. Самураи – военное сословие Японии. М., 1981 Интернет­ресурсы: 4. Японские бронзовые зеркала. http://orientstyle.ru/tradicii/yaponskie­ bronzovye­zerkala/ 5. Почему японцы считают священным самурайский меч?  http://shkolazhizni.ru/archive/0/n­10536/ 6. Меч самурая. http://www.waysamurai.ru/articles/mech_samuraya/ 7. Поддубный А. Меч и путь самурая. http://shooting­ ua.com/books/book_32.htm 8. Самурайский меч.  http://www.manwb.ru/articles/simbolon/live_tradition/samuray_sword/ 9. Легендарный меч самурая. http://www.100umnikov.ru/index.php/article/28­history/52­ronin.html

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)

Научно-исследовательская работа по истории средних веков"Несущий смерть" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2018