Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса
Оценка 4.8

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
doc
русский язык
4 кл
17.10.2019
Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса
Научная исследовательская работа направлена на национальных ценностях и культуры народа. Наша цель исследования, доказать, что лошадь-это действительно верный и надежный друг человека. Лошади никогда своих хозяев не оставляли в беду. Когда я стала исследовать казахские народные сказки, во всех сказках встречались богатыри и их друзья лошади. они всегда помогали своему спутнику.
Образ коня в казахских сказках .doc
Аннотация Направление:                       Литература Секция:                                  Русский язык и литература                                            ФИ  ученика:                       Раймбек Асия Школа:                                  Куренбельская казахская средняя школа                     Класс:                                    4  Язык обучения:                    Русский                                                                            Учитель:                                Бекежанова Гульнура Алмухамбетовна                       Место проживания:             Алматинская область, Кербулакский    район                           с. Сарыозек                          Тема работы:                        «Образ коня в казахских сказках» Цель   исследования:  через   исследование   образа   коня,   выявить ценность   сказок,   её   идейную   сущность:   воспитание   любви   к животным Научный прогноз исследования:                  1.Объектом изучения являются образ коня в сказках.             2.Предметом –казахские народные  сказки.             3.Теоретическая значимость состоит                                    в описание особенностей коня                                           в фольклорном жанре –сказки о животных                             Практическая   значимость  работы   обусловлена   тем,   что   ее результаты   могут   быть   использованы   на   уроках   литературного чтения, познания мира, русского языка по темам «Устное народное творчество», «Повадки животных» и т .д.                               Гипотеза:  при   сравнительном   исследовании   казахских   сказок можно предположить, что символика коня многогранна, а также существует,   как   общее,   так   и   различное,   не   схожее   понимание символа коня. Методы исследования: 1. Теоретические (анализ, обобщение, сравнение, аналогия научного и художественного материала). 2. Эмпирические (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседа, опрос) Содержание 1) Введение 1. Культурологический аспект анализа символа коня 2) Основная часть 1. История происхождения слова «конь» 2. Символ коня в мировой культуре 3.Образ коня в произведениях казахского фольклора 4. Эксперимент по концептуальному пониманию слова «конь»  представителей казахской и русской культур 3) Заключение Список литературы Введение Лошадь, какое это благородное, красивое и умное животное! Как много пользы она принесла человечеству в прежние века. На ней пахали, возили грузы, воевали, состязались в быстроте и ловкости. История свидетельствует, что именно приручение коня позволило человечеству ускорить процесс освоения новых земель, резко шагнуть вперед по пути прогресса. Жизнь не знает другого животного,   за   исключением   разве   собаки,   которое   так   близко стояло бы к людям, было их помощником и другом, вызывало бы у них столько прекрасных эмоций.            С незапамятных времён конь был для человека незаменимым помощником и другом. Лошадь требовалась везде и всюду: на поле боя и на мирной пашне, на охоте и в путешествии. Её одевали в доспехи,   запрягали   в   царские   кареты   и   в   убогие   крестьянские дрожки,   за   коня   «отдавали   полцарства»   (иногда   в   буквальном смысле этого слова).           Легендарный конь Александра ­ Македонского ­ Буцефал ­ был   похоронен   с   королевскими   почестями,   а   тиран­император Калигула   даже   сделал   своего   любимца   членом   римского   сената. Лошадь была кормилицей бедняка и предметом гордости сильных мира сего. Рассказывать о лошадях можно бесконечно, поэтому мы остановились   на   сравнительном   изучении   символики   коня   в казахских   сказках.   В   этом   и   заключается   проблема   научного исследования.                    Объектом исследования в настоящей работе казахская культура,   а   предметом   исследования   символ   коня   в   данной культуре. Цель исследования: анализ символа коня в казахской культуре. В связи с этим мы поставили перед собой следующие задачи: 1. изучить происхождение и значение слова «конь»; 2. собрать и систематизировать материал, связанный с символом коня; 3. проанализировать образ коня; 4. провести сравнительный анализ образа коня на основе казахских сказок 5.   провести   эксперимент   среди   представителей   казахской   и русской культур для концептуального понимания символа коня.             В данной исследовательской работе выдвинута следующая гипотеза: при сравнительном исследовании казахских сказок можно предположить,   что   символика   коня   многогранна,   а   также существует,   как   общее,   так   и   различное,   не   схожее   понимание символа коня. Методы исследования: 1. Теоретические (анализ, обобщение, сравнение, аналогия научного и художественного материала). 2. Эмпирические (наблюдение, сравнение, анкетирование, беседа, опрос).              Новизна данного исследования состоит в том, что проведен эксперимент среди носителей разных культур с целью выделения общих и различных черт в понимании символики коня. Этапы исследования: 1.Поисковый   (подбор,   чтение   научной   и   художественной литературы, отбор материала). 2.   Аналитический   (анализ   собранного   материала,   обобщение результатов).        Актуальность темы заключается в том, что при помощи данной работы   мы   сможем   просмотреть   особенности   видения   одного   и того же объекта разным мировоззрением. Отсюда можно говорить и о практической значимости данной исследовательской работы. Она заключается   в   том,   что   данный   материал   можно   дополнительно использовать на уроках литературы, познании мира. Основная часть 1.История происхождения слова «конь» аа            Конь   —   взрослый   самец   лошади;   иногда   лошадь   вообще, безотносительно к полу (особенно во множественном числе); среди коневодов и спортсменов­конников в настоящее время встречается использование слова «конь» вместо «мерин».         В чем же тогда разница между лошадью и конем?         Игорь Георгиевич Добродомов в своей монографии «Словарь тюркизмов  в русском языке» приводит следующие утверждения: «Например, начиная с XVIII века, очень широко распространено мнение,   и   это   идет   от   известного   авторитетного   русского литератора   Александра   Петровича   Сумарокова,   что   слово «лошадь» является тюркизмом. Современная наука отрицательно относится   к   этому   мнению,   потому   что   непонятно,   зачем присоединять было к тюркскому слову «алош » (алоша — обычно мерин в тюркских языках) этот суффикс ­адь­. С другой стороны, слово   очень   хорошо   объясняется   на   русской   почве.   В   русских говорах еще Владимир Иванович Даль в середине XIX века записал прилагательное   "лоший".   Лоший   со   значением   "плохой".   Как получается, что такому животному, к которому все относятся с почтением,   такое   название   дано   было?   А   название   хорошо укладывается в общую модель существительных, образованных с помощью суффикса ­адь­ от прилагательных. Например, название утки   чернядь,   ясно   от   "черный",   название   ткани   пестрядь   от "пестрый"», «…было две разновидностей лошадей. Лошадь боевая, на   которой   ездили   в   походы,   вели   военные   действия.   Тут   уж лошадь должна отвечать, если по современному выразиться, всем стандартам, которые требовались от боевой лошади… ее называли «конь». Даже в современном русском языке “конь”— это общее название для лошадей — и для жеребцов, и для кобыл. Так скажем, у Пушкина: «Куда ты скачешь, резвый конь. И где опустишь ты копыта?»   Поэзия.  Но   «Куда   ты   скачешь,  резвая   лошадь»…  Это только   улыбку   вызовет.   Так   вот,   лошадью   называлось   животное похуже боевого коня, но для хозяйственных нужд и лошадь похуже сгодилась   бы.   И   вот   это   тонкое   противопоставление   позволяет судить,   что   все­таки   лошадь   восходит   к   прилагательному «плохой»,   что­то   вроде   плохотушка.   Оно   укладывается   в словообразовательную   модель.   А   когда   мы   привлекаем   сюда тюркское «алоша», тот тут целый ряд вопросов встает — куда «а» подевалось,   почему   ударение   перемещено,   зачем   суффикс присоединился».[16,3] Подведя итог, можно утверждать, что слово "конь" произошло от слова «комонь» и обозначало лошадь вообще, как жеребца, так и кобылу.   Однако,   разница   между   конями   и   лошадьми,   конечно, была. Она в том, что слово конь и слово лошадь ­ использовались для   обозначения   качественных   характеристик   одного   и   того   же животного. Словом лошадь обозначали животное низкое по своим характеристикам,   не   качественное,   годное   лишь   на   то,   чтобы таскать телегу и чтобы на нем пахать. Чтобы было понятней, на ум приходит такой не очень удачный, но зато показательный синоним слову лошадь как кляча. Лошади были у крестьян. А слово конь обозначало   лошадь   высшего   качества,   боевую   лошадь,   скакуна. Очень хорошо это демонстрируют поговорки: Лошадь поле пашет, конь под седлом пляшет. Кляча воду возит, лошадь пашет, конь под седлом. Итак, мы пришли к выводу, что сама история возникновения слова «конь»,   дает   понять   нам   сущность   этого   слова.   В   этимологии данного   слова   содержится   необходимая   информация:   конь   ­ благородное, высшее животное. 2. Символ коня в мировой культуре         Конь и верблюд ­ вот два животных, которых изображали чаще других.   Но   если   верблюда   изображали   еще   за   2   тысячи   лет   до нашей эры, то изображение лошади можно увидеть на памятниках начала нашей эры. Коней их владельцы берегли и просто так на них не ездили ­ или охотились, или воевали. Арабская поэзия полна описаний коней ­ этих   сильных,   благородных   животных,   конь   в   поэмах   всегда “послушен и силен”. Он большой, выносливый, из­под его копыт летят   искры,   он   “хорош   оседланный,   хорош   и   без   седла”. Удивительно, но само слово “конь” в арабской поэзии практически не встречается, как правило, это животное обозначается эпитетом. Есть упоминание о конях и в Коране. Часто конями здесь клянутся, описываются их скачки. Это таинственное животное.           Конь в мусульманской культуре ­ это охотник и воин, сидя на нем, правитель словно демонстрирует свою силу. Конь и всадник зачастую   слиты   воедино.   Рассказывали   о   конях   и   трактаты   по коневодству и ветеринарии, трактаты по руководству в военных действиях писали о том, как наступать и как отступать, сидя на коне.          В бытовой жизни кочевников среди четырех разновидностей домашних животных Конь всегда ценился выше других и занимал свое особенное, главное место. «Лев – царь зверей, конь – царь домашнего   скота»,   «Крылья   батыра   –   конь»,   «Неудачливого джигита   выручает   удачливый   конь»,­   так   говорят   народные поговорки.           Казахи очень ценили и берегли коней, любовно называли их «мудрым человеком», «человекоподобным   зверем».   Их   любовь   к   коням   такова,   что степные   номады   своих   горячо   любимых   детей   называли «безъязыким   животным», лошадиными прозвищами: «жеребенок мой», «жеребеночек мой»­ «кулыным­кулыншагым»,   а   справедливого   и   честного   человека именовали   «аргамаком».   При   этом   и   самого   коня   называли человеческими   именами,   давая   теплые   человеческие   прозвища «карагым» – зрачок моих глаз», «шырагым» – светоч ясный и т.п.        Такое отношение к лошади, возвеличивание и почитание коня, связано с ведущей ролью этого благородного животного в кочевой жизни и быту казахов.                     Во всех странах конь почитался как самое умное создание. Согласно верованиям древних славян, конь — символ добра и счастья; мудрость богов являлась людям через   это   животное.   Культ   коня   связан   с   почитанием   Солнца: славяне   верили,   что   Даждь­бог   (бог   Солнца)   ездит   по   небу   на чудесной   колеснице,   запряжённой   четвёркой   белых   златогривых коней с золотыми крыльями. Поэтому наши предки приписывали особую силу оберегам (от слова “беречь”) в виде фигурок коня (голова,   туловище),   их   носили   у   левого   плеча   на   цепочке. Оберегали себя таким образом не только крестьяне, горожане, но и герои   —   былинные   герои,   батыры,защищавшие   границы   земли казахской   от   нашествия   бесчисленных   врагов.   Для   них   конь являлся   не   просто   оберегом,   это   был   их   верный   друг, предупреждающий своего хозяина об опасности, — ржёт “во всю голову”, бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря. [20]                  Конь может быть знаком солнца, огня и света, примером этому являются огненные кони Гелиоса.                 Конь издревле олицетворял культ солнца, был атрибутом солнечного божества.                          Таким образом, конь издревле олицетворял культ солнца и играл важную роль в жизни кочевников Евразии.   Некоторые   атрибуты   коня   являются   и   сегодня   очень важными   сакральными   вещами,   которые   наделяются сверхъестественной   силой,   способной   отгонять   злых   духов. Подкова   и   камча,   являются   предметом   особого   почитания   у казахов  и считаются  оберегами, приносящими   людям  счастье.  И поэтому часто встречаются в квартирах современных казахов. Как дань   уважения   прошлому   и   как   наследие   древней   архаической культуры народов Евразии. 3. Образ коня в произведениях казахском фольклоре                 Сказочный репертуар казахов богато и разнообразно отражает многие   стороны   жизни   казахского   народа,   преображенные народной   фантазией   в   ту   идеальную   жизнь,   о   которой   мечтало угнетенное   крестьянство.   Сказки   дают   много   интересного   для понимания   общественной   жизни   и   быта,   чаяний   и   стремлений народа.   Многие   сказки,   сохранившиеся   в   народной   памяти, видоизменялись, обогащались как по содержанию, так и по форме.    Много   казахских   сказок   посвящено   животным. В казахских сказках много образов зверей, птиц в качестве добрых помощников человека. Помощниками выступают белая змея, птица Самрук, орел, верблюд, собака, баран. Но самым надежным умным другом в казахских сказках является конь ( «Хромой саврасый», «Тепен­кок», эпосы «Кобланды – батыр»,»Еленке –батыр»). Некоторые   из   этих   сказок   повествуют   о   скакунах­тулпарах, завоевавших   первенство   на   состязаниях   ("Тепен­кок", "Сыртгандар").        Батыры, охотники, смельчаки, добиваясь осуществления своих благородных   устремлений,   преодолевают   опасности,   борются   с враждебными людям силами (семиглавым людоедом, одноглазым драконом,   бабой­ягой,   лешим,   гиеной),   всегда   находя   чудесных помощников.   Героям   сказок   помогают   "тулпар"   ­ быстроногий конь,   "шестимесячный   путь   шестью   шагами   переходящий", уносящая батыра в поднебесье. Все эти сказки воплощали мечту обитателей   необъятных   степей   о   быстром   преодолении пространства,   проникновении   в   тайны   природы   и   покорении   ее. Они   находят   аналогию   в   русских,   арабских,   индийских   сказках, сказках   народов   Средней   Азии,   где   эти   мечты   воплощены, например, ковре­самолете. Верный   помощник   человека   волшебный   конь   встречается   с владельцем необъятных пастбищных просторов и несметных стад ­ чудовищем   (жалмауыз),   борется   с   ним   и   побеждает.       в 4.   Эксперимент   по   концептуальному   пониманию   слова   «конь» представителей казахской и русской культур              Эксперимент был проведен среди носителей казахской и русской   культур.   В   нем   участвовали   дети   казахской   и   русской национальностей. Проведя анализ результатов опроса, мы убедились, что восприятие слова «конь» учащимися имеет как схожие, так и отличительные черты. Схожие черты восприятия можно объяснить тем, что дети живут   на   одной   территории,   воспринимают   одну   и   ту   же информацию. Результаты данного эксперимента мы отразили в виде диаграммы Венна: Русская культура ­ сила ­ быстрота ­ верность Казахская культура ­ богатство ­ мужество ­ благородство Общие черты ­ помощь ­ дружба                             Таким   образом,   можно   прийти   к   выводу,   что прослеживается   чисто   концептуальное   понимание   символа   коня среди   представителей   культур.   При   описании   коня   дети, воспитанные   в   казахской   культуре,   используют   прилагательные «гордый,   красивый,   мужественный»,   а   представители   русской культуры больше останавливаются на прилагательных «скоростной, свободный, верный». Заключение               В данной научной работе мы рассмотрели символ коня в казахской языковой культуре. В теоретической части исследования нами   освещен   вопрос   о   культурологическом   аспекте   анализа, рассмотрены   понятия   «языковая   картина   мира»,   «концепт», «символ», что помогло в сравнительном  изучении образа коня в мировой культуре и мифологии. Подведя итоги работы, можно утверждать, что символика коня не трансформировалась.   Конь   издревле   был   благородным,   высшим животным. «Конь   –   крылья   человека»,   –   так   гласила   старинная   казахская поговорка, и в ней таился глубокий смысл. Лошадь была верным другом и спутником степняка – воина и скотовода – на всех этапах его жизни: от раннего детства, когда он ребенком получал в дар первого жеребчика­стригунка с полным седельным набором; и до самой   кончины,   когда   любимый   конь   усопшего,   снаряженный   в парадную   амуницию,   выполнял   ключевую   роль   в   поминально­ обрядовом цикле в качестве его «заместителя» (тұл ат). Конь   в   славянской   традиции   был   уникальным   животным.   Он представлялся   одновременно   и   земным   существом,   и   солярным символом. Мистическую природу коня обнаруживали уже в том, что он питается земной растительностью, причем, дважды в сутки – на восходе и закате солнца, словно встречая и провожая небесное божество.   С   архаических   времен   сохранилось   представление   о коне­пламени,   которое   связано   не   только   с   его   независимым, «огненным»,  нравом,  но   и  с  древним   обрядом   сжигания   лошади вместе   с   человеком. Культ   коня   лежит   в   основе   различных оберегов с его изображением ­ от коньков на крышах до ювелирных украшений. Поясные пряжки и ожерелья, украшенные головками или фигурками лошадей, имели охранительную функцию.               Рассмотрев все вышесказанное, можно сказать, что образ коня   перекликается   в   культуре   всех   народов.   Образ   коня описывался   в   произведениях   с   самых   древних   времен   и   до нынешних времен именно как помощник, верный чувственный друг человека, благородное животное.                 Символ коня – тулпара  изображен  на гербе Республики Казахстан.                        Список использованных источников  Кулагина   Н.   В.   Символ   как   средство   мировосприятия   и 1. Арутюнова Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры / Арутюнова Н.Д // Res philologica. ­ М., 1990. 2. Боголюбский С.Н. Происхождение и преобразование домашних животных. М., 2000 3. миропонимания. М., 1999 4. Казахское слово: Избранное. ­ Алматы, 2009. 5. Казахские народные сказки. ­Алма­Ата: "ЖАЛЫН", 1985 6. Казахские народные сказки. ­Алма­Ата: "ЖАЛЫН", 1985 7. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1999 8. М. Лермонтов. Избранное. – М, 2004 9. Лошаков Р. А. Феномен и символ / Р. А. Лошаков // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2005. — № 6. 10. Русские народные сказки (Сост. В. П. Аникин). М, 1995 11. П. Ершов. Конек­Горбунок. ­ М.­ Л, 1964 12.Уарзати В. Символика коня.  URL: http:// www.anaharsis.ru./etno http://encyclopedia.kz http://history.kz http://feb­web.ru/feb/pushkin/default.asp?/feb/pushkin/rub1.html http://sigils.ru http://simvolizm1.narod.ru/slovar.html http://slovari.funplanet.ru/dictionary/symbols.html Министерство образования и наук Республики Казахстан Отдел образования Алматинской области Алматинская область, Кербулакский район, С.Сарыозек, Куренбельская казахская средняя школа  Автор:                         Раймбек Асия Тема:                          «Образ коня в казахских сказках» Направление:           Литература Секция:                      Русский язык и литературное чтение Язык обучения:        Русский Руководитель:          Бекежанова Гульнура Алмухамбетовна,                                       учитель русского языка и литературы                                              2019 год

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса

Научно- исследовательская  работа ученика "Образ коня в казахских сказках" для 4-класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.10.2019