Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"
Оценка 4.6

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
11.11.2018
Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"
В качестве научного руководителя вместе с обучающимися создала эту работу, целью которой было выяснить – способна ли современная школьная форма отвечать запросам родителей и сохранять здоровье обучающихся. Работа содержит и теоретическую часть, и практическую. Была проведена большая исследовательская работа, которая дала возможность сделать вывод о пользе современной школьной формы.
Научно практическая работа Здоровый ребенок в школьной форме.doc
МАОУ «Григоровская ООШ» Новгородского муниципального района Направление: общественно ­ гуманитарное Исследовательская работа на тему: «Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность» Работу выполнили ученики 6 класса  МАОУ «ГригоровскаяООШ»: Петрущенкова Кристина Алдохина Людмила Руководитель исследовательской работы:  учитель английского языка Кутейникова Александра Игоревна г. В. Новгород 2017г Оглавление 1. Введение …………………………………………………………………………… стр 3 Актуальность выбранной темы. Постановка цели и задач исследовательской работы. Предмет и объект исследования. Методы исследования.   2. Основная часть …………………………………………………………………….. стр 4 2.1 Теоретическая часть: 2.1.1. Здоровье школьника …………………………………………………………… стр 4 2.1.2. Школьная форма и ее отношение к здоровью обучающихся ………………. стр 4 2.1.3. Что требует  роспотребнадзор от школьной формы ………………………… стр 4 2.14. Физические и психологические особенности современных школьников …...стр 5 2.1.5. Современная школьная форма …………………………………………………стр 6 2.1.6. Климат Новгородской области ………………………………………………...стр 6 2.1.7. Расположение учебных кабинетов в школе …………………………………..стр 6 2.2. Практическая часть  2.2.1. Проведение исследовательской работы с помощью различных методов. …стр 7 3. Заключение ………………………………………………………………………...стр 12 4. Библиографический список ………………………………………………………стр 13  5. Приложения 2 Введение. Ни  для   кого  не  секрет,   что  современный  школьник   должен   приходить  на  занятия опрятным и прилично одетым, это понимают и стараются выполнять все родители. Сегодня детей не ограничивают в выборе одежды: мальчики могут носить брюки, пиджаки, жилеты с рубашками или водолазками. Для девочек выбор много шире: сарафаны с блузками или водолазками,   пиджаки   с   сорочками   и   юбками,   кардиган   с   брюками   и   еще   множество вариаций.   Различные   варианты   современной   школьной   формы   весьма   демократичны   и позволяют   ребенку   выглядеть   стильно,   демонстрируя   при   этом   свой   вкус,   а   так   же соответствуя   «взрослому»   званию   ученика.   Таким   образом,   вопрос   введения   школьной формы в российские учебные заведения уже далеко не актуален. Она введена, принята и носится обучающимися многих школ и нашей школы в частности.  Но   с   ее   появлением   на   рынке   возникла   новая  проблема  –   какой   должна   быть современная   школьная   форма,   чтобы   угодить   требованиям   родителей   и   учеников   и отвечать задаче: сохранить здоровье обучающегося. Именно этим и доказывается актуальность выбранной нами темы. 3 Исходя из этого, перед собой мы поставили следующую цель: выяснить – способна ли современная   школьная   форма   отвечать   запросам   родителей   и   сохранять   здоровье обучающихся. Для достижения данной цели, мы поставили перед собой следующие задачи:  1.   изучить   и   проанализировать   теоретический   материал   по   следующим   вопросам: здоровье   школьника   в   процессе   образования;   понятие   школьной   формы;   физические   и психологические особенности современных школьников; 2. ознакомиться с материалами Роспотребнадзора, касающимися школьной формы 3. узнать об особенностях климата Новгородской области 4. выявить требования, предъявляемые родителями и учениками к школьной форме 5. сделать вывод на основе полученных результатов. Предметом нашего исследования является: современная школьная форма. Объектом нашего исследования являются школьники.  Для   достижения   поставленной   нами   цели   и   решения   задач,   мы   сочли   правильным использовать   следующие  методы  в   нашей   исследовательской   работе:   изучение необходимой   литературы   по   теме   (нахождение   нужной   информации);   анкетирование обучающихся и их родителей; беседа со школьным медицинским работником, школьным психологом,   директором   школы;   анализ   школьной   документации   –   устава   школы; проведение социального опроса учеников и педагогов; наблюдение за обучающимися нашей школы. Основная часть Теоретическая часть Охрану здоровья детей  можно назвать основным направлением  деятельности всего нашего общества, поскольку лишь здоровые дети способны хорошо усваивать полученные знания и в будущем заниматься производительно­полезным трудом [2].  Мы просмотрели много литературы, прежде чем нашли то определение, которое будет понятно   для   нас.  Согласно   Всемирной   организации   здравоохранения:   «Здоровье   –   это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».  И лишь тогда, когда ребенок здоров полностью, он счастлив.  Но   каким   образом   школьная   форма   влияет   на   здоровье   детей?   Для   того,   чтобы ответить на этот вопрос мы постарались разобраться с этим понятием и рассмотреть его со всех сторон. 4 Что такое «школьная форма»? Ключевым здесь является слово «форма» или другими словами,   форменная   одежда.   Форменная   одежда   должна   быть   одинаковая   по   стилю, покрою,   цвету,   ткани.   А   школьная   форма   —   это   повседневная   форма   одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях [3]. Но  перед   нами   все   еще   стоит   вопрос:   какое   отношение   школьная   форма   имеет   к здоровью обучающихся? С гигиенической точки зрения школьная  одежда является  таким же обязательным элементом учебного процесса, как, например, школьное питание.  Внимательно   изучив   материалы,   которые   предлагает   Роспотребнадзор,   мы   нашли такое определение: «Школьная форма ­ это одежда второго слоя, имеющая ограниченный контакт с кожей: платья, блузки, брюки, юбки, костюмы, джемперы. Школьная   форма должна   быть   комфортной,   удобной,     не   стеснять   движения   ребенка,   соответствовать размеру,   а   также   должна   быть   приятной   для   тела   (не   жесткой,   не   колючей)   и соответствовать погоде» [5]. Так   же   в   материалах   Роспотребнадзора   мы   прочли   о   требованиях,   которые предъявляются современной школьной форме и выяснили, что: гигиенические требования к тканям для пошива школьной формы довольно высокие.  Текстильные материалы для школьной формы   и готовые швейные изделия должны   способность   впитывать   влагу, соответствовать   следующим   требованиям: воздухопроницаемость, устойчивость к окраске, устойчивость окраски к стирке, поту и трению. [2]; [3]; [5] – см. библиографический список 1)   При   покупке   одежды   необходимо   обращать   внимание   на   маркировку,   где указываются данные производителя,  состав ткани, рекомендации по уходу.  2)   Ткань,   из   которой   сшита   форма,   должна   хотя   бы   наполовину   состоять   из натуральных материалов.  3) От изделия не должен исходить резкий запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании  в текстильных материалах  вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани. 4) Одежда для школы должна быть строгой, простого покроя и не отвлекающая своей пестротой. Цвет школьной одежды ребенка не должен быть слишком ярким и броским. Такие цвета не будут способствовать его сосредоточению на учебе.   Детские психологи советуют выбирать спокойные, приглушенные цвета. Сочетание цветов типа черное ­ белое 5 лучше избегать, такой резкий контраст  утомляет зрение и может вызвать головную боль. Наиболее подходящими считаются бежевый и разбавленный зеленый цвет [5]. Но   помимо   качества   и   цвета   материала,   на   наш   взгляд,   существуют   и   другие показатели, которые не менее важны для здоровья ребенка. Например, его личные качества. Для того, чтобы разобраться в этом, мы наблюдали за обучающимися во время уроков и перемен, опрашивали наших педагогов и смогли понять, что говорить об особенностях возрастного развития наших школьников можно часами. Все дети разные: одним из нас свойственна одна манера поведения, другим ­ другая. Наверняка   в   каждом   классе   найдутся   ребята,   обладающие   такими   чертами как: неусидчивость (высидеть спокойно 40 минут урока сложно ребенку любого возраста); рассеянность   внимания   (многие   учителя   отмечают,   что   современному   школьнику трудно   сосредоточиться   на   предмете   и   удерживать   внимание   на   чем­то   одном долгое   время);   постоянная   активность   (даже   на   уроке   ребенок   нуждается   в постоянной   смене   деятельности   –   движении,   что   мы   знаем   даже   по   себе);   легкая возбудимость; ранимость и агрессивность; быстрая и порой ничем не вызываемая смена настроения;   стрессонеустойчивость   (современные   дети   зачастую   очень   импульсивны   и несдержанны [1].   Но   то,   что,   безусловно,   объединяет   всех   школьников   –   это   обязанность   носить школьную форму в школе на уроках и на школьных мероприятиях.  Школьная   форма   естественна   в   современной   школе.   Предлагаемый   ассортимент школьной   формы   делает   возможным   выбрать   то,   что   по   душе.   А   вот   как   сделать правильный выбор, что должно обязательно входить в школьный набор? Изучив информацию некоторых интернет­ресурсов, мы нашли оптимальный вариант того, что должно быть включено в школьную форму. Для мальчика: три рубашки;   одна торжественная   рубашка;   две   пары   брюк;   один   пиджак;     один   жилет;   три   –   свитера, водолазки;  пять пар носков; две пары сменной обуви. Для девочки:  две блузы на каждый день; одна торжественная  блузка; две юбки и сарафан;  одни брюки; один жакет; один свитер и одна водолазка; один жилет; носки, колготы (4 шт.); две пары сменной обуви [8]. С   точки   зрения   сохранения   здоровья   так   и   должно   быть.   Потому   как   следует соблюдать элементарные нормы гигиены – в то время, пока одна из вещей (пара обуви или брюки, например) находится в чистке, мы смело пользуемся второй.  Но помимо удобства, цвета, качества, о которых мы говорили, на выбор школьной формы   могут   повлиять   и   погодные   условия   северо­западного   региона,   где   мы   живем. 6 Новгородская область находится в зоне умеренного влажного климата, что обусловливает сравнительно мягкую зиму и умеренно­тёплое лето. Весна — прохладная и затяжная, осень теплая и продолжительная. Большую часть года нас преследует пасмурная погода с ее серостью и мрачностью, сыростью и унылостью. И здесь опять хочется сказать о том, что немаловажным будет выбор цвета нашей школьной формы, который следует выбирать с точки зрения освещенности учебных помещений, на которое так же влияет и расположение кабинетов   в   школе.  В   нашей   школе   кабинеты   располагаются   таким   образом,   что   окна некоторых выходят на юг, других на запад, а остальных на восток. Что в свою очередь говорит   о   том,   что   в   разных   кабинетах   в   утренние   и   дневные   часы   пребывания обучающиеся могут чувствовать себя по­разному, в зависимости от того, находится ли кабинет на солнечной стороне или нет.  Практическая часть Проведение исследовательской работы с помощью различных методов Изучив   предлагаемый   материал   по   теме,   мы   приступили   к   проведению непосредственно исследовательской деятельности – сбору данных и их анализу. Мы решили, что логичным будет начать с мнения людей, которые имеют к здоровью самое прямое отношение и узнать их мнение. Для этого мы побеседовали со школьным психологом и школьным медицинским работником. Мы задали им несколько вопросов о том, каким образом школьная форма влияет на здоровье школьников. 7 Побеседовав со школьным психологом, мы узнали, что еще не так давно психологи выступали против введения единой школьной формы, потому что однообразная одежда стандартизирует детей и мешает их самовыражению.  Но в настоящее время их мнение стало   полностью   противоположным.   Здесь   необходимым   будет   процитировать   слова нашего школьного психолога: «Сейчас у детей появляются комплексы по поводу одежды. Причина тому неравные возможности: более дорогой и модный вариант одежды у одного школьника и менее яркий и современный – у другого. Поэтому, чтобы избежать подобных стрессовых   ситуаций,   я   выступаю   за   школьную   форму.   И   считаю,   что   таким   образом сохраняется психическое здоровье наших школьников».  Мы поинтересовались у нее: влияет ли цвет школьной формы на здоровье школьника? « ­ Цвет школьной формы не должен быть слишком ярким и кричащим, мы не должны забывать, что школьная форма – это деловой стиль одежды. К тому же, яркие цвета быстро утомляют, чем могут вызвать головную боль и ухудшение самочувствия школьников. От резкого контраста в одежде (черно­белый вариант) так же быстро устаешь. Поэтому я советую выбирать спокойные тона: светло­зеленый, бежевый, нежно­серый. Однотонные ткани можно разбавлять клеткой, например».  Так же нам было интересно узнать у психолога, могут ли личные качества ребенка влиять   на   выбор   им   школьной   формы:   «   ­   Определенно,   да!   Например,   если   ребенок достаточно активен и неусидчив, можно предположить, что пиджак в качестве формы для него   будет   неудачным   выбором.   Поскольку   достаточно   узкий   в   пошиве   пиджак   будет сковывать его движения, ребенок будет чувствовать дискомфорт. Так же, полы пиджака в расстегнутом виде будут за все цепляться и мешать. Следовательно, такому непоседе стоит отдать предпочтение жилету, в котором ему будет удобнее. Так же хочется сказать о том, что слишком яркий цвет формы может спровоцировать необоснованную агрессию ребенка, а   слишком   тусклый   цвет   может   стать   следствием   унылого   настроения   и   нежелания работать». Мнение   школьного   медицинского   работника   так   же   оказалось   в   пользу   школьной формы. В ходе беседы с ней, мы выяснили, каким образом школьная форма бережет наше физическое  здоровье:  «К сожалению,  в  настоящее  время школьники  выступают против школьной формы, отдавая предпочтение любимым джинсам. И девиз «чем уже, тем лучше» актуален для обоих полов. Но при ношении узкой одежды происходит резкое ухудшение кровотока внизу живота, как следствие – застой крови, а далее нарушение нормального функционирования   органов   кишечника,   мочевого   пузыря   и   половой   системы.   Таким 8 образом,   школьная   одежда   должна   быть   удобной,   а   главное   безопасной   для   ребенка. Поэтому,   я   отдаю   предпочтение   брюкам   свободного   кроя,   которые   могут   носить   как мальчики, так и девочки. Так же при выборе школьной формы, отдавать предпочтение стоит одежде  из  натуральных  тканей,  состав  можно посмотреть на бирке. Потому как синтетические ткани плохо впитывают пот, если ребенок вспотел, и они не пропускают воздух, а значит, в них тело ребенка не дышит». Так   мы   пришли   к   выводу,   что   к   выбору   школьной   формы   нужно   подходить ответственно и тогда, мы сможем повлиять на наше состояние, а значит на здоровье в целом. Так   же   нам   было   важно   узнать   мнение   директора   нашей   школы.   Она   выступила сторонником школьной формы, пояснив это тем, что «школьная форма – это единый вид одежды, она является обязательной для всех. Между детьми не возникает конфликтов и ссор из­за чувства зависти друг к другу на материальной основе. Между тем, школьная форма дисциплинирует обучающихся и настраивает их на работу. Ничто не отвлекает от учебного  процесса».   От  нее  мы  узнали,  что существует   документ, который  называется «Устав   школы»   (приложение   №3),   в   котором   прописаны   все   права   и   обязанности школьников.   В   нем   так   же   есть   отдельная   глава,   посвященная   школьной   форме.   В положении устава о школьной форме четко прописано, что можно носить обучающимся в школе.   Проанализировав   данную   информацию,   мы   пришли   к   выводу,   что   устав   нашей школы не нарушает положений  Роспотребнадзора о школьной форме (приложение  №1; приложение   №2).   В   пункте   3.1.   устава   школы   прописано   «Стиль   одежды   –   деловой, классический,   современный,   строгий»   (приложение   №3),   что   полностью   соответствует требованиям   Роспотребнадзора:   «Одежда   для   школы   должна   быть   строгой,   простого покроя» (приложение №2). Дальше в уставе написано, что цвет сорочек и рубашек должен быть   светлым,   не   кричащим   и   не   отвлекать   своей   пестротой.   Что   так   же   совпадает   с требованиями   Роспотребнадзора   о   цвете   школьной   формы:   «Цвет   школьной   формы   не должен быть слишком ярким и броским» (приложение №2; приложение №3). Мы пришли к выводу, что в уставе школы соблюдены и прописаны все требования к школьной форме. И если мы будем следовать положениям школьного устава о выборе школьной формы, мы сможем сохранить свое психическое и физическое здоровье: цвет нашей школьной формы должен быть не ярких, а лучше приглушенных тонов, чтобы не отвлекать нас от учебного процесса, чтобы наши глаза не уставали, чтобы не возникало головных болей.  9 В ходе нашей исследовательской работы, мы постарались опросить и побеседовать с учителями нашей школы, которые работают в кабинетах, окна которых выходят на разные стороны   света.   Мы   сделали   это   с   целью   выяснить:   действительно   ли   расположение кабинетов влияет на самочувствие школьников и на выбор ими школьной формы.  Мы беседовали с учителем русского языка и литература (окна ее кабинета выходят на южную сторону) и задали ей вопрос: правда ли расположение вашего кабинета и выход окон на юг влияет на самочувствие детей? « ­ Да, влияет. В солнечные дни детям сложно высидеть   сорок   минут.   Им   становится   жарко,   они   начинают   разваливаться   на   партах, чувствовать себя вяло. Их активность на уроке понижается. Те ученики, кто был тепло одет, стараются снять с себя  теплые  вещи». – Как вы  считаете, какое  влияние  может оказывать цвет школьной формы на самочувствие ребят. « ­ Вы знаете, на мой взгляд, яркий цвет школьной одежды на солнце кажется еще более ярким и активным. Это очень сказывается   на   восприятии   его   глазами,   иногда   даже   больно   смотреть.   Дети   начинают щуриться.   И   часто   жалуются   на   боль   в   глазах   и   головную   боль.   Поэтому   спокойные светлые тона школьной формы более благоприятны, как мне кажется».   Так же мы побеседовали с педагогами английского языка и информатики, окна их кабинетов   выходят   на   западную   сторону.   Им   мы   задали   те   же   самые   вопросы,   что   и учителю русского языка. ­ Правда ли расположение вашего кабинета и выход окон на запад влияет   на   самочувствие   детей?   Мнение   педагогов   было   единым,   вот   слова   учителя информатики: « ­ На мой взгляд, да, влияет. В моем кабинете солнце появляется лишь во второй   половине   дня.   Зато   жара   не   мешает   работоспособности   и   активности   детей   на уроке, они всегда готовы отвечать». – Как вы считаете, какое влияние может оказывать цвет школьной формы на ребят. Учитель английского языка ответила так: « ­ Влияние безусловно   есть.   Хотя,   как   мне   кажется,   эта   проблема   встречается   в   кабинетах   на солнечной стороне. А в моем кабинете окна выходят на запад и поэтому цвет школьной одежды, даже если он яркий, немного приглушается и не так «режет» глаза». Поговорив с педагогами и сделав анализ  их слов, мы заключили, что зависимость, безусловно, есть. От состояния среды в школьных кабинетах зависит работоспособность и состояние   здоровья   детей.   Учителя,   чьи   кабинеты   расположены   на   солнечной   стороне, говорят о том, что яркие лучи солнца, проникающие через стекло, иногда имеют очень сильное   воздействие   на   школьников   –   им   становится   жарко,   они   начинают   потеть   и чувствовать себя некомфортно и вяло, от чего их работоспособность понижается. Так же, насыщенные   тона   и   ярко­выраженный   рисунок   на   одежде   во   время   солнечной   погоды 10 кажутся еще более яркими, утомляют глаза и дети жалуются на головную боль. В то время как в кабинетах, где практически не бывает солнца, иногда бывает прохладно, а в зимний период даже холодно.  Исходя из всего этого, мы сделали вывод о том, что расположение кабинетов в школе имеет непосредственное влияние на физическое и психическое состояние школьников, а значит на их здоровье. Мы заключили, что из­за смены сторон кабинетов, обучающимся лучше выбирать жилеты, вместо пиджаков. Жилет окажет согревающее действие на спину, поясницу и грудную клетку в несолнечных кабинетах, не дав возможность простудиться. И в жилете ребенку будет не так жарко, как в пиджаке в кабинетах на солнечной стороне. И снова, мы убедились, что важную роль играет цвет школьной формы, который должен быть неярким и некричащим, дабы не утомить школьников. Так же уместным будет вспомнить положение Роспотребнадзора относительно выбора ткани для школьной формы, которая должна   быть   натуральной,   а   не   синтетической,   чтобы   впитывать   влагу   и   давать   телу дышать. Для   родителей   обучающихся   мы   подготовили   анонимные   анкеты   с   вопросами (приложение   №4).   Мы   хотели   проверить   родителей   на   знание   документов   о   выборе правильной школьной формы и на соблюдение требований этих документов. После анализа анкет,   мы   поняли,   что   большинство   родителей   знают   о   существовании   документов   и стараются   придерживаться   их   требований.   Удивило   то,   что   родители   на   первое   место ставят качество школьной формы, а уже потом удобство и красоту. Таким образом, наши родители помогают нам сохранить наше здоровье.  Для обучающихся нашей школы мы выбрали различные методы исследования. Долгое время   мы   наблюдали   за   поведением   своих   одноклассников,   их   активностью   и самочувствием   на   уроках,   стараясь   понять,   как   школьная   форма   влияет   на   это.   Мы убедились в том, что расположение кабинетов в школе имеет прямое отношение к этому – в солнечных кабинетах, нам становится жарко, мы начинаем потеть и чувствовать себя дискомфортно. И если на нас одежда из натуральных тканей, а не синтетика, она впитывает пот, а не заставляет наше тело «преть», что благотворно влияет на наше здоровье.  Так же, мы провели эксперимент, прежде спросив разрешения на него. В один из дней мы   пришли   в   школу   в   яркой   одежде.   Нужно   признаться,   что   в   темных   кабинетах, находящихся   на   западной   стороне   цвет   яркой   одежды   немного   приглушался.   А   вот находиться в кабинетах на восточной и южной сторонах было практически невозможно – яркость наших одежд усиливалась за счет действия солнечных лучей и давила. Появилась 11 усталость   глаз,   резь   в   глазах,   от   чего   ухудшилась   острота   зрения   и   восприятия, сосредоточиться на предмете было невозможно.  Исходя из результатов наших наблюдений, мы решили провести опрос обучающихся на проверку их знаний о влиянии цвета школьной формы на их здоровье (приложение №5). Наибольшее  количество  обучающихся  нашей  школы  выступили  за черно­белый вариант школьной   формы.   Тогда   как   по   показаниям   Роспотребнадзора   данное   контрастное сочетание   цветов   в   школьной   форме   нежелательно:   такой   резкий   контраст     утомляет зрение и может вызвать головную боль. На втором месте была школьная форма темно­ синего цвета, что тоже нежелательно – темные тона в одежде негативно сказываются на нашем   самочувствии,   вызывая   депрессию   и   нежелание   работать.   Далее   выбор   пал   на бордовый цвет.  Мы   задумались,   почему   школьники   выбирают   темные   тона   в   одежде?   И   проведя анкетирование (приложение № 6; приложение №7), выяснили, что, по их мнению, темные тона менее маркие, а значит более практичные.  Так же мы предложили школьникам самостоятельно выбрать себе школьную форму, исходя из удобства и комфорта. Выбор мальчиков пал на брюки и рубашки с жилетом, который они объяснили тем, что водолазка иногда «душит», а в пиджаках и кофтах очень жарко и неудобно (приложение № 6).  А вот выбор девочек нас немного удивил. Они отдали предпочтение платьям, а не юбкам и сарафанам, пояснив это так: платье – это одна цельная вещь и смотрится гораздо лучше, оно создает единый образ, не нужно задумываться о том, какую блузку сегодня выбрать и постоянно «ощипываться», заправляя ее в юбку (приложение №7).  Таким образом, мы сделали вывод, что комфорт и удобство школьной формы для обучающихся, важнее, чем ее качество. Заключение 12 В ходе нашей исследовательской работы мы многое узнали о здоровье школьников, о школьной форме, мы открыли для себя много нового и убедились в том, что здоровье – самое важное и ценное, оно является неотъемлемой частью образовательного процесса, поскольку в школе мы находимся большую часть дня. В   заключении   хочется   отметить,   что   проведя   эту   работу,   мы   смогли   достигнуть поставленной   нами   цели   и   доказать,   что   школьная   форма   имеет   прямое   отношение   к здоровью учеников.  Но   что   самое   важное,   такая   форма,   которая   поможет   сберечь   нам   наше   здоровье реальна для школ.  Родителям   и   ученикам   просто   необходимо   знать   нормы,   предлагаемые Роспотребнадзором и выдвигаемые уставом школы, чтобы выбрать ту школьную форму, которая будет отвечать всем требованиям и сохранять при этом здоровье детей. Следует   помнить,   что   школьная   форма   должна   быть   удобной,   практичной, долговечной, современной, а самое главное не приносить вреда здоровью обучающихся. Таким   образом,   мы   сделали   вывод:   наша   исследовательская   работа   имеет практическую значимость. В дальнейшем  мы планируем продолжить наше исследование  и планируем изучить состав тканей современной школьной формы и выяснить – какое влияние он оказывает на здоровье и самочувствие обучающихся. 13 Библиографический список 1) Аракелов Г.Г. Учителям и родителям о психологии щкольника.­М., Высшая школа 1990.  2) Карчевская Е. Здоровье школьника.­ М., МЦФЕР 2007.  3) http://wapedia.mobi/ru/Школьная форма  4) http://ru.wikipedia.org/wiki/Школьная форма  5) http://70.rospotrebnadzor.ru/press/release/144815/ 6) http://samaya.site/238­kak­vybrat­shkolnuyu­formu.html 7) http://thedifference.ru/zachem­nuzhna­shkolnaya­forma/ 8) http://www.childnmom.ru/shkola/shkolnaya­forma­kak­vybrat­pravilno 14 Приложение № 1  15 16 17 18 19 20 21 Приложение №2 Выдержки   из   «Требования   и   рекомендации   Роспотребнадзора   к   школьной   форме» Управление   федеральной   службы   по   надзору   в     сфере   защиты   прав   потребителей   и благополучия человека  С гигиенической точки зрения школьная   одежда является   таким же обязательным элементом учебного процесса, как, например, школьное питание. Школьная форма, если она сшита из правильных тканей, только положительно влияет на здоровье школьников и является здоровьесберегающим компонентом в образовательном  процессе. Гигиенические требования к тканям для пошива школьной формы довольно высокие и   определяются   техническим   регламентом   Таможенного   союза   ТР   ТС   007/2011   «О безопасности   продукции,   предназначенной   для   детей   и   подростков»   и   СанПиН 2.4.7/1.1.1286­03   «Гигиенические   требования   к   одежде   детей,   подростков,   взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям) контактирующим с кожей человека». Школьная   форма   ­   это   одежда   второго   слоя,   имеющая   ограниченный   контакт   с кожей: платья, блузки, брюки, юбки, костюмы, джемперы. Школьная  форма должна быть комфортной, удобной,   не стеснять движения ребенка, соответствовать размеру, а также приятной для тела (не жесткой, не колючей) и соответствовать погоде. Текстильные материалы для школьной формы   и готовые швейные изделия должны соответствовать требованиям биологической и химической безопасности и   нормируются по   следующим   показателям:   гигроскопичность,   т.е.   способность   впитывать   влагу, воздухопроницаемость, содержание формальдегида, устойчивость к окраске, устойчивость окраски   к   стирке,   поту   и   трению,   напряженность   электростатического   поля,   должно отсутствовать местное кожно­раздражающее действие. Рекомендации родителям: Выявлены   прямые,   статистически   значимые   причинно­следственные   связи между двумя   показателями:   с   одной   стороны   показателями   качества   детской   одежды   и 22 показателями заболеваемости  кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудных заболеваниях (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания) с другой стороны Поэтому   родителям   при   выборе   школьной   одежды   следует   руководствоваться,   в первую очередь, гигиеническими характеристиками продукции для детей, а не только ее эстетическим видом. 1) При покупке одежды необходимо обращать внимание на маркировку. Маркировка наносится   на   этикетку,   на   ней   указываются   данные   производителя,   состав   ткани, рекомендации   по  уходу. Не  нужно  покупать   такую  одежду,  когда   в  рекомендациях   по уходу  указана только химическая чистка, потому что химические вещества, используемые при чистке изделия, могут быть вредны для здоровья школьника. 2)   Ткань,   из   которой   сшита   форма,   должна   хотя   бы   наполовину   состоять   из натуральных материалов. Лучше всего подходят для школьной формы хлопок и лён для осеннего   и   весеннего   времени,   шерсть   и   кашемир   ­   для   зимы.   Максимальный   процент синтетических волокон в школьной форме ­ не более 55 %. Форма с содержанием синтетических волокон более 55 % может быть дешевле, но на этом все её достоинства заканчиваются. Синтетические волокна не дают коже дышать, в результате нарушается тепловой обмен и ребёнок начинает потеть, что может привести к переохлаждению и возникновению простудных заболеваний. Кроме этого, синтетические волокна могут привести к возникновению аллергии, ведь синтетика   притягивает   к   себе   пыль,   грязь   и   различные   микроорганизмы,   которые оказывают влияние на слизистые ребёнка и могут стать причиной возникновения сыпи. Также   синтетика   способствует   накоплению   статического   электричества,   которое оказывает   влияние   на   нервную   систему   ребёнка,   вызывая   раздражение   и   быструю утомляемость. Поэтому   для   повседневного   ношения   синтетическая   форма   не   подходит.   Однако полностью   отказываться   от   синтетики   в   составе   ткани   тоже   не   стоит,   потому   что синтетические волокна «держат» форму одежды, увеличивают срок службы и упрощают уход за ней. 23 3) От изделия не должен исходить резкий запах. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании  в текстильных материалах  вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани. 4) Одежда для школы должна быть строгой, простого покроя и не отвлекающая своей пестротой. Цвет школьной одежды ребенка не должен быть слишком ярким и броским. Такие цвета не будут способствовать его сосредоточению на учебе.   Детские психологи советуют выбирать спокойные, приглушенные цвета. Сочетание цветов типа черное ­ белое  лучше избегать, такой резкий контраст  утомляет зрение и может вызвать головную боль. Наиболее подходящими считаются бежевый и разбавленный зеленый цвет. 5)   Для   занятия   физкультурой   желательно   приобрести   спортивный   костюм   из дышащей, гигроскопичной (впитывающей влагу) и обязательно эластичной ткани. 6) Гарантией безопасности школьной формы для здоровья ребёнка является наличие декларации   о   соответствии   на   данное   изделие   или   сертификата   соответствия.   Данные документы продавец обязан предъявить покупателю по первому требованию. Помните!   Комфортная   и   удобная   школьная   форма,   сшитая   из   натуральных   и безопасных  материалов, является залогом, прежде всего, сохранения здоровья учащихся, а также   решения   социальных   проблем,   формирует   позитивный   настрой,   психологически спокойное состояние и активизирует желание учиться. 24 Приложение №3 муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Григоровская основная общеобразовательная школа» Согласовано:                                                                                         Утверждаю: Протокол № 2 от « 16»   декабря 2013г.                   Директор школы _______ С.Н.Яснова      Председатель Управляющего совета                      Приказ  № 4 от « 16 »   января 2014  г.  ___________________ И.В.Лопарева  Положение о школьной форме  1. Общие положения 1.1.  В   соответствии   с   Федеральным   законом   от   29.12.2012   №   273­ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации», письмом  Министерства образования и науки РФ от 28.03.2013 г № ДЛ­65/08  «Об установлении требований к одежде обучающихся», письмом Роспотребнадзора  РФ от  09.11.2012 №  01/23662­12­23  по вопросам   совершенствования федерального государственного санитарно­эпидемиологического надзора за пребыванием детей   в   общеобразовательных   учреждениях,    Конвенцией   о   правах   ребенка   ст.   13­15, Правилами   внутреннего   распорядка   обучающихся   с   1   сентября   2013   в   МАОУ «Григоровская ООШ» вводится школьная форма.  Школьная   форма,   так   же   как   и   любой   другой   вид   детской   одежды,   должна соответствовать   гигиеническим   нормам,   которые   изложены   в   санитарно­ эпидемиологических   правилах   (СанПиН)   2.4.2   1178­02  «Забота   о   здоровье   и   гигиене обучающихся»  и   2.4.7/1.1.1286–03  «Гигиенические   требования   к   одежде   для   детей, подростков и взрослых». 1.2.  Настоящее Положение является локальным актом школы и обязательно для выполнения сотрудниками, обучающимися и их родителями (законными представителями). 1.3.  Настоящим Положением устанавливается определение школьной формы как одного   из   способов   создания   деловой   атмосферы,   необходимой   для   учебных   занятий. Форма дисциплинирует человека. Школьная форма помогает почувствовать себя учеником и членом определённого коллектива, даёт возможность ощутить свою причастность именно к этой Школе. 1.4.  Контроль   за   соблюдением   обучающимися   формы   одежды   обязаны осуществлять все сотрудники школы, относящиеся к административному, педагогическому и учебно­вспомогательному персоналу. 1.4.1.   Контроль   за   организацией   введения   школьной   формы   осуществляет заместитель директора по учебно­воспитательной работе. 1.4.2.   Контроль   за   соблюдением   требований   к   школьной   форме   осуществляют классные  руководители. 1.4.3. Контроль за ежедневном присутствием обучающихся на занятиях в школьной форме   осуществляют   дежурный   администратор,   дежурный   учитель   и   классный руководитель.  25 1.5.  Школьная   форма   приобретается   родителями   в   магазинах,   либо   шьется   в соответствии с предложенным описанием. 1.6. Настоящее Положение вступает в силу с 1 сентября 2013 года. 2. Функции школьной формы 2.1. Обеспечение нормального функционирования всех структурных компонентов учебно – воспитательного процесса на весь учебный период. 2.2.  Поддержание   общей   дисциплины   и   порядка   в   школе,   согласно   Правил внутреннего распорядка для обучающихся и Устава школы. 2.3.  Устранение различий  в одежде  детей вне зависимости  от материального  и социального положения их родителей (законных представителей). 2.4. Удобство и комфортность использования в различные времена года. 2.5. Соответствие гигиеническим требованиям. 3. Основные требования к форме и внешнему виду учащихся 3.1. Стиль одежды ­ деловой, классический, современный строгий. 3.2. Школьная форма подразделяется на парадную, повседневную и спортивную. 3.2.1. Для обучающихся 1­4­х классов (парадная форма):   Мальчики   ­   белая   мужская   (мальчиковая)   сорочка,     брюки   черного(синего) цвета, туфли, галстук или бабочка по желанию.  Девочки ­ белая блуза, юбка (сарафан)  черного(синего) цвета (высота юбки не более 5 см выше колен), туфли, белые банты, колготы светлых тонов. Для обучающихся 1­4­х классов (повседневная форма):  Мальчики – пиджак   или пуловер  черного(синего) цвета,   брюки классические черного(синего)  цвета,  жилет   черного(синего)     цвета,     мужская  сорочка  (рубашка) или трикотажная водолазка светлого однотонного цвета, туфли, аккуратная стрижка. В зимний период во время низкого температурного режима разрешается надевать свитер, пуловер (по необходимости).      Девочки – блуза или трикотажная водолазка   однотонного светлого цвета (на блузе возможны потайные полосы или клетка); юбка черного(синего) цвета (высота юбки не более 5 см выше колен), пиджак, жилет, брюки черного(синего) цвета, туфли, аккуратная прическа. Колготы однотонные (неярких цветов) без рисунков. В зимний период во время низкого температурного режима разрешается надевать свитер (по необходимости). 3.2.2. Для обучающихся 5­9­х классов (парадная форма)  Юноши – белая мужская сорочка, водолазка однотонная светлая, пиджак, жилет, брюки   классического   покроя   черного(синего)   цвета,   туфли.   Галстуки   и   бабочки   по желанию. Аккуратная стрижка.  Девушки – однотонная светлая блуза (водолазка) ниже талии, глухо застегнутая или   с   небольшим   декольте   (на   блузе   возможны   потайные   полосы   или   клетка),   юбка (сарафан)   черного(синего)   цвета   (высота   юбки   не   более   5   см   выше   колен),   брюки классического  покроя черного(синего) цвета, туфли  на невысоком каблуке;  аккуратная прическа (уложенные в косу, хвост или пучок) или стрижка. Колготы однотонные (неярких цветов) без рисунков. Для обучающихся 5­9­х классов (повседневная форма)  Юноши   –   однотонная   светлая   сорочка   или   водолазка,   брюки   классического покроя черного(синего)  цвета, пиджак, жилет  в цвет брюкам, туфли; аккуратная стрижка. В зимний период во время низкого температурного режима разрешается надевать свитер, пуловер (по необходимости).  26 Девушки ­ одежда должна быть классического стиля или современного строгого покроя:   пиджак,     жилет,   юбка     (сарафан)   (высота   юбки   не   более   5   см   выше   колен), классические   брюки   черного(синего)   цвета,   блузка   или   водолазка   (на   блузе   возможны потайные   полосы   или   клетка),   туфли   на   невысоком   каблуке.     Колготы   однотонные (неярких цветов) без рисунков. В зимний период во время низкого температурного режима разрешается надевать свитер (по необходимости); аккуратная прическа.  3.2.3.Спортивная форма.   Для   занятий     в   спортивном   зале:   спортивный   костюм,   футболка,   спортивное трико,  спортивная обувь с нескользкой подошвой.  Для занятий на улице: спортивный костюм (шорты), спортивная обувь. 3.2.4. Для занятий на уроках технологии и занятий общественно­полезным трудом – фартуки, перчатки. 3.3. Школьная форма может быть из различных тканей. Цветовая гамма школьной формы для обучающихся 1­9 классов: черно­белая, без надписей и рисунков. 3.4.  Аксессуары:   допускается   ношение   золотых   и   серебряных   серег   небольших размеров. 3.5. Без школьной формы школьники на занятия не допускаются. 3.6.  Обувь должна быть чистой.  3.7. Внешний вид должен соответствовать общепринятым в обществе нормам. 3.8. Длинные волосы у девочек должны быть заплетены, средней длины – прибраны заколками. Мальчики и юноши должны своевременно стричься. 3.9.  Педагогический состав работников школы должен показывать пример своим воспитанникам, выдерживать деловой стиль в своей повседневной одежде. 3.10. Все обучающиеся 1­9  классов должны иметь сменную обувь. Сменная обувь должна быть чистой, выдержанной в деловом стиле. 4.   Права, обязанности и ответственность 4.1. Обучающиеся и родители (законные представители)  имеют право:  Выбирать школьную форму в соответствии с предложенными вариантами.   Классным коллективам рекомендуется выбрать единый стиль. 4.2. Обучающиеся обязаны:    Носить повседневную школьную форму ежедневно.     Спортивная форма в дни уроков  физической   культуры   приносится   с   собой.       В   дни  проведения   торжественных линеек, праздников школьники надевают парадную форму.  Одежда должна быть обязательно чистой, свежей, выглаженной.    Бережно относиться к форме других обучающихся школы. 4.3. Обучающимся запрещено: 4.3.1. Приходить на учебные занятия без школьной формы. 4.3.2. Приходить на учебные занятия кроме физической культуры в спортивной форме. Спортивная форма в дни уроков физической культуры приносится с собой. 4.3.3. Носить майки, топики, шорты, блузы с глубоким вырезом, юбки на бедрах, юбки длинной менее 40 см, прозрачную и яркую одежду, кеды или другую спортивную обувь, шлепанцы. 4.3.4. Ношение джинсовой и прогулочной одежды. 4.3.5. Носить массивную обувь на толстой платформе, вечерние туфли и туфли на высоком каблуке  (более 7 см). 4.3.6.   Яркий   макияж,   броские   украшения,   пирсинг,   декоративный   маникюр   с дизайном в ярких тонах (рисунки, стразы). 4.3.7. Для девушек: ношение колготок ярких цветов, с ажурным рисунком. 27

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"

Научно-практическая работа по теме "Здоровый ребенок в школьной форме: миф или реальность"
Скачать файл