Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)
Оценка 4.7

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Оценка 4.7
Семинары
ppt
Междисциплинарный 3
Взрослым
14.08.2018
Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Главным объектом экспериментального изучения у представителей данного направления было восприятие, затем некоторые выводы были перенесены на изучение мышления. Исходным фактом при исследовании восприятия было деление зрительного поля на фигуру и фон. Изучались факторы, способствующие восприятию «фигур», или гештальтов: близость отдельных элементов друг к другу, сходство элементов, направленность к хорошей фигуре» (замкнутой, простой, симмет­ричной).
1Ведичко АС Дункер.ppt

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Автор-составитель: педагог дополнительного образования МБУ ДО ДЭБЦ г. Ростова-на-Дону Величко А. С.

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Новый аспект мышления был выделен в трудах представителей гештальтпсихологии (М. Вертхаймера, В. Кёлера, К. Коффки, К. Дункера) — направления психологической науки, возникшего в Германии в начале нашего века и также выступившего с критикой ассоциационизма. Центральным положением данной школы было следующее: первичным и главным содержанием всякого психического процесса являются не отдельные элементы — ощущения, но некоторые целостные образования — конфигурации, формы, или «гештальты».

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Главным объектом экспериментального изучения у представителей данного направления было восприятие, затем некоторые выводы были перенесены на изучение мышления. Исходным фактом при исследовании восприятия было деление зрительного поля на фигуру и фон. Изучались факторы, способствующие восприятию «фигур», или гештальтов: близость отдельных элементов друг к другу, сходство элементов, направленность к хорошей фигуре» (замкнутой, простой, симмет ричной).

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Один  из  основных  законов  восприятия—это  закон  «прегнантности», т.  е.  стремление  к  хорошей форме— симметричной, замкнутой и т. п.  такого  В  основе  закона  прегнантности  лежит  стремление  возникающих  в  ходе  головного  мозга  Законы,  систем  первоначально  изученные  при  анализе  восприятия,  были затем перенесены и на изучение мышления.  возбуждения  к  равновесию.

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
о Конкретно психологические представления мышлении заключались в его интерпретации как не подготовленного непосредственно предыдущей аналитической деятельностью понимания существенных в проблемной ситуации. внезапного, отношений Это отношение непосредственно подобно усматривается отражению непосредственному характеристик сенсорных Исследования объектов. очень мышления широкий диапазон: от решения задач высшими животными до интерпретации фактов научного творчества (например, открытие Галилея). охватывали

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Поскольку гештальт-психологи исходили из феноменологического метода, они и получили данные о развитии содержания сознания. Поскольку они, как, например, Дункер, констатировали в своих исследованиях объективный ход решения задачи, они получили данные о ходе мыслительной деятельности испытуемых, о реальном процессе их мышления. Но эти данные они не могли вместить в свою теоретическую конструкцию. Здесь и выступило противоречие между основными положениями психологической теории мышления, строящейся на феноменалистической позитивистской основе, и объективным ходом научного познания в эксперименте, который ведет самих исследователей к раскрытию объективных закономерностей.

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Однако наиболее противоречивым оказалось центральное понятие гештальт-психологии - понятие инсайта. Дункер развивает философскую концепцию, обосновывающую проблему инсайта (insight). Сам Дункер видит свою заслугу в том, что ставит этот вопрос независимо от опытного материала.

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Дункер: "Вышеизложенная теория умышленно Einsicht'a развивалась независимо от опытного материала психологии мышления. она применительно Она должна быть зрелой в самой себе, окажется чем прежде к плодотворной проблематике специфической этим психологии мышления". уходом от результатов конкретного исследования стоят причины не только методологического порядка: понятие инсайта гештальт-психологии относится понятий, претерпевших наиболее значительную эволюцию на протяжении ее истории. числу За в к Оно в наибольшей было подвергнуто как критике противниками, так и сторонниками гештальтистской концепции. мере

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Согласно К. Дункеру мышление – это процесс, который посредством инсайта проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям. Под инсайтом Дункер, как и другие гештальтпсихологи, понимал процесс понимания ситуации, проникновения в нее, когда различные и разрозненные элементы ситуации соединяются в единое целое.

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Решение задачи заложено в ней самой, утверждал К. Дункер. Поэтому субъекту нет никакой необходимости обращаться к прошлому опыту, который не только не помогает процессу мышления, но, препятствовать напротив, эффективному ходу мышления вследствие функциональной фиксации. может Проблемная ситуация должна быть прежде всего постигнута субъектом, т.е. быть воспринята как целое, заключающее в себе определенный конфликт.

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
«Проникновение»  в  проблемную  ситуацию  заканчивается  принятием  функционального решения.  Последнее  является  положительным  результатом  проникновения.  В  функциональном  решении  содержатся  существенные  черты  требуемого  подхода к задаче, т. е. «функциональный» аспект конечного решения.  Вторая  и  последняя  стадия  ­  это  процесс  реализации  (или  исполнения)  функционального  решения,  выбор    того,  что  действительно  нужно  для  решения…»

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Позже, в 1936 году, учёный уточнил: Согласно анализу процесса решения задач «… первым шагом является обычно выбор того «диапазона», внутри которого затем будет отыскиваться решение. Этот диапазон может характеризоваться некоторым общим свойством правильного решения или заключать в себе общий метод, с помощью которого можно прийти к решению. Внутри этого диапазона вскоре возникают «функциональные них определяются требования, которым должно удовлетворять окончательное решение. решения»; в

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Функциональные решения имеют следующую  типичную форму: «Если получить то­то и то­то, задача  будет решена. Как же его найти?»  Другими словами, функциональное решение  представляет собой не что иное, как специфическую  конкретизированную задачу.  Если представить себе некоторую задачу как цепь с  недостающим звеном, то функциональное решение,  как оно определено выше, является решением в том  смысле, что оно описывает функциональные свойства  недостающего звена; в то же время оно является  задачей, поскольку не определяет конкретно это  звено».

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Список литературы 1984. — 272 с. 1. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо бие. М.: Изд-во Моск. ун-та, http://textarchive.ru/c-2869399-p26.html   2. 'Основные направления исследований психологии мышления в капиталистических http://psychologylib.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st013.shtml   3. Подходы к исследованию продуктивного мышления / К. Дункер. – Москва // странах' - Москва: 'Наука', 1966 - с.300 Психология мышления : хрестоматия / [и др.] ; ред. Ю.Б. Гиппенрейтер,  В.Ф. Спиридонов, М.В. Фаликман. – Издание 2-е, переработанное и дополненное. – Москва : АСТ : Астрель, 2008. – С. 50-67.  https://freedocs.xyz/doc-453207171   4. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления; Психология продуктивного (творческого) мышления / К. Дункер // Психология мышления списана по акту 332 от 10.11.2015 г. : Сб. переводов с нем. и англ. : пер. с нем., англ. / ред. А.М. Матюшкин ; вступ. ст. А.М. Матюшкин . – М. : А/О "Издат. группа "Прогресс", 1965 .  http://pandia.ru/text/77/279/68533.php   5. К. Дункер и И. Кречевский, О процессе решения задач в Сб.: Психология мышления, М., «Прогресс», 1965 г., с. 239. http://vikent.ru/enc/1766/

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт. (К.Дункер.)

Научно-практический семинар "Исследование мышления в гештальтпсихологии. Мышление как инсайт.  (К.Дункер.)
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2018