Научное исследование и исследовательская деятельность учащихся.
Учебное исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить… изучить… получить данные о… При этом практическая применимость полученных знаний (отчужденная от личности самого учащегося) не имеет определяющего значения.
Научное исследование процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. На первом устанавливаются новые факты науки и на основе их обобщения формулируются эмпирические закономерности. На втором уровне выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.
Основными компонентами исследования являются: постановка задачи; предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса; формулировка исходных гипотез; теоретический анализ гипотез; планирование и организация эксперимента; проведение эксперимента; анализ и обобщение полученных результатов; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов; получение объяснений или научных предсказаний.
Классификация исследований может производиться по различным основаниям. Наиболее распространённым является деление исследований на фундаментальные и прикладные, количественные и качественные, уникальные и комплексные и т. д.[1]
Исследования в науке и образовании – вещи весьма различные. Учебноисследовательская деятельность идентична научноисследовательской по применяемому в ней научному методу, но существенно отличается по уровню сложности, применяемым методикам (они должны быть доступны для выполнения школьниками); направлена в первую очередь на развитие учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе исследовательской деятельности учащиеся получают субъективно новые знания с помощью научного метода. Включает основные этапы, характерные для исследования в научной сфере: выявление и постановку проблемного вопроса, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Общетехнические и технологические знания и умения, получаемые при реализации исследовательских задач: навык проектирования и реализации цикла исследовательской деятельности от постановки проблемного вопроса до представления результатов; умение применять научные методики и знание границ применимости каждого метода; навык организации эксперимента; навык анализа информации и информационного поиска; способность оценивать ход и результаты проведенного исследования, навык работы в коллективе.
Важнейший этап в проведении исследования – поиск того вопроса, который неочевиден и требует для ответа проведения наблюдения, эксперимента или анализа. Такой вопрос можно называть поразному
– «проблемный вопрос», «предмет обсуждения», «загадка исследования», наконец, говоря сленгом,
«заморочка», которая становится важной для автора и побуждает его к работе. Так, в программе Intel
«Обучение для будущего» его называют «основополагающий вопрос». Именно этот этап оказывается наиболее сложным для руководителей исследовательских работ из среды учителей, поскольку их подготовка в педагогических вузах ориентирована в основном на методику преподавания знания, а не его проблематизацию. При этом нередко учителя просят: «Дайте нам список возможных тем исследовательских работ, мы выберем из него интересующие нас темы и будем по ним работать». На такую просьбу мы отвечаем, что исследование получится только в том случае, если автор и руководитель сами увидят для себя актуальность и интерес в том или ином вопросе и сами сформулируют тему. В противном случае работа превратится в выполнение обычного учебного задания без серьезного исследовательского содержания.
Еще одно часто встречающееся заблуждение, идущее от смешения научноисследовательской и учебноисследовательской деятельности, что исследовательская работа может быть выполнена только на серьезном научном оборудовании. Это не так, главное – соответствие работы общей методологии научного исследования, а инструменты для проведения экспериментальной части могут быть выполнены из доступных подручных материалов. Например, прибор для измерения усилия разрыва нити состоит из ведра, подвешиваемого на исследуемой нити, в которое наливают воду (изменяя тем самым нагрузку), и весов для взвешивания количества воды, вызвавшего разрыв нити. Из обычной бутылки с пробкой можно сконструировать батометр для забора проб воды в водоеме с разной глубины.
Исследовательская деятельность учащихся базируется на научном методе, основные принципы которого применяются как в области естественных, так и в области гуманитарных наук, поэтому предметом исследовательской деятельности могут быть как проблемы физики, экологии, химии, геологии и др., так и истории, лингвистики, искусствознания, фольклористики и др.
Соотношение научного и образовательного в исследовательской деятельности учащихся тесно переплетено и увязано. Необходимо помнить, что все, что мы делаем в школе, прежде всего имеет образовательный смысл и должно оцениваться по критериям результативности и эффективности развития учащихся. Поэтому научная новизна и практическая значимость не могут быть критериями результативности учебного исследования ими являются уровень освоения навыков исследовательской деятельности и новых знаний в этой области. Но при этом исследование проходит в рамках норм культуры научного исследования, где главными требованиями являются объективность рассмотрения, введение четкого понятийного аппарата, в терминах которого можно однозначно описать исследуемое явление; использование экспериментальной методики, известной в науке и адаптированной для учебной задачи. В учебном исследовании используются типично образовательные средства – методики проведения индивидуальногрупповых форм обучения, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности учащихся, включенное педагогическое наблюдение, осуществляемое в целях текущей коррекции хода исследования и др. Главной
формальной целью и результатом работы становится выполненная и оформленная в соответствии с принятыми нормами исследовательская работа, в которой ясно выражен и подразумевается в качестве главного смысла шаг личностного развития учащегося.
2. (Классификация творческих работ учащихся в области гуманитарных наук) Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения
Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
При развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это инициирует начало эволюции от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика.
Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.
Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования.
Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.
В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Но в нашей школе данный вид работы присутствует уже 5 год, и количество ребят желающих проявить свои исследовательские навыки растет, как и число педагогов работающих с ними. Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:
1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.
2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?
3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.
Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:
> Педагог должен сам быть творческой личностью
> Педагог должен постоянно заниматься самообразованием
> Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности
> Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося
> Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области
Хотя не обходится и без проблем. Проблемы исследовательской работы в школе:
· Практическое использование полученных результатов
· Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело
· Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы
Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
ТЕМА отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается вЗАДАЧАХ исследования.
Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.
Например, работа называется «Изучение воздействия слабых геомагнитных возмущений на отдельные характеристики физического здоровья людей»
Целью исследования было: проанализировать влияние слабых геомагнитных возмущений на некоторые физиологические параметры здоровья человека.
Задачи исследования:
1. изучение литературы по вопросу, каким образом влияют геомагнитные возмущения на здоровье человека.
2. экспериментально проанализировать влияние геомагнитных бурь на некоторые параметры здоровья человека через проведение социологического опроса.
3. сделать вывод о влиянии геомагнитных бурь на здоровье человека в соответствии с возрастом исследуемых.
Выводы:
1. При слабых геомагнитных возмущениях исследуемые испытывали головные боли, причем число человек испытывающих головные боли возрастало в зависимости от возраста.
2. Примерно 50% опрошенных в возрасте от 10 лет и старше испытывали слабость.
3. Наблюдается общая тенденция роста плохого самочувствия, причем в подростковом возрасте и в возрасте кризиса средних лет процент испытывающих плохое самочувствие выше.
4. Более 50% всех опрошенных за исключением детей в возрасте до 10 лет, не испытывали повышение умственной работоспособности.
5. Наблюдается общая тенденция роста процентного соотношения людей не испытывающих повышение физической работоспособности, причем самый высокий процент отмечается в возрасте 20 – 30 лет.
6. Наибольшее число испытывающих усталость пришлось на возраст 40 – 50 лет, хотя более 15% отметили этот факт во всех возрастах.
7. наибольшее число испытывающих наиболее ярко воздействие геомагнитных возмущений пришлось на возраст 10 – 20 лет и 30 – 40 лет, два переходных физиологических кризиса.
Этапы работы над научным исследованием.
1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.
2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.
3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.
4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.
5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.
6. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.
Методы НИР:
> Наблюдение
> Эксперимент
Виды исследовательских работ.
Форма |
Структура |
ДОКЛАД |
· в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы; · сущность темы, обоснованные научные предложения; · выводы и предложения. |
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА |
· основные положения доклада; · основные выводы и предложения. |
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ |
· заголовок; · вводные замечания; · краткие данные о методике исследования; · анализ собственные научных результатов и их обобщение; · выводы и предложения; · ссылки на цитируемую литературу. |
НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ |
· краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; · значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики; · детальная характеристика применявшихся методов; · существование новых научных результатов; · заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы; · выводы и предложения. |
РЕФЕРАТ |
· вводная часть; · основной текст; · заключительная часть; · список литературы; · указатели. |
МОНОГРАФИЯ |
· введение; · подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема; · выводы по каждому разделу (главе); · заключение. |
Формы предоставления исследования:
> Публичный доклад или сообщение
> Обсуждение результатов
> Дискуссия
> Публичная защита в форме лицензирования
> Беседа и спор с оппонентами и коллегами
Основные принципы НИР:
> Принцип объективности
> Принцип сущностного анализа
> Генетический принцип
> Принцип единства логического и исторического
> Принцип концептуального единства
Требования к содержанию научной работы.
Структура |
Требования к содержанию |
Титульный Лист |
Содержит: · наименование учебного заведения, где выполнена работа; · фамилию, имя и отчество автора; · тему научной работы; · фамилию, имя и отчество научного руководителя; · город и год. |
Оглавление |
Включает: · наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение (Вступление) (Рекомендуемый Объём До Двух Страниц) |
Содержит: · оценку современного состояния решаемой проблемы; · обоснование необходимости проведения работы. |
Основная Часть (Не Более 10 Страниц) |
Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. |
Выводы |
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. |
Список Литературы |
Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке). |
Деятельностный подход в образовании может быть реализован через технологию учебного проектирования. Правильно организованное учебное проектирование способствует формированию целого ряда метапредметных компетенций: целепологания, планирования, прогнозирования, самостоятельного выделения и формулирования цели, поиска необходимой информации, учебнонр сотрудничества и др.
Что же такое учебный проект и учебное проектирование?
Обратимся к определениям.
В уже упомянутом энциклопедическом словаре проектирование определяется как процесс создания проекта — прототипа, прообраза предполагаемого возможного объекта, состояния. Сам объект при этом не создается, а создается лишь его образ, модель. Архитектор проектирует здание, воплощая его в чертежах, проектной документации. Само же здание строят другие люди — строители.
Учебное проектирование (проектная деятельность, метод проектов) понимается несколько иначе.
Метод проектов (в педагогике) — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом[1]; это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Итак, в учебной проектной деятельности присутствует дидактическая цель — цель, поставленная учителем. В определении метода проекта внимание акцентируется на достижение учащимися «некоего конечного продукта», «осязаемого практического результата».
Рассмотрим, какие проекты обыкновенно выполняются в школе. Обратимся к классификации учебных проектов.
Проекты различаются:
Исследовательские проекты подчинены логике научного исследования: выбирается тема исследования, которая должна быть актуальной; определяется проблема исследования, объект и предмет; выдвигается гипотеза, которая проверяется опытным путем, обсуждаются полученные результаты и формулируются выводы.
Творческие проекты не имеют четкой структуры совместной деятельности участников и реализуются в соответствии с характером конечного результата и интересами детей. Заранее планируются конкретный материал и форма его представления (выпуск газеты или журнала, видеофильм, праздник и т. д.). Результаты проекта оформляются в виде сценария, видиофильма, программы праздника и т. д.
Игровые проекты основаны на ролево-игровой деятельности детей. Участники выполняют определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Например, с младшими школьниками можно создать «Экологический театр». Дети сами пишут сценарии спектаклей- миниатюр, в которых отражены местные экологические проблемы; играют роли костюмеров, декораторов и т. д.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, анализ и обобщение фактов, представление их широкой аудитории в виде статьи в детскую газету, реферата, доклада и т. д.
Практические проекты ориентированы на социальные интересы участников. Результатом является социально значимое дело. Можно, к примеру, предложить детям создать экологическую ферму «Зеленый дом», которая будет выращивать комнатные растения с целью их распространения среди жителей микрорайона.
В свете приведенных выше определений встает вопрос о соотношении в учебной проектной деятельности собственно проектирования и практической реализации проекта. Здесь возможны следующие варианты.
Первый — проектная деятельность включает только проектирование, т. е. она соответствует первому определению — создается некая модель: самолета или космического корабля (здесь не имеется в виду создание модели самолета из конструктора по готовым чертежам), модель (проект) детской игровой площадки, модель (алгоритм) решения той или иной задачи новым для детей способом, проект природоохранительного мероприятия и т. п.
Вариант второй — проектная деятельность включает и создание проекта, и его реализацию. Например, создается проект зеленой зоны у водоема, выполненный в виде схемы и проект реализуется — сажаются зеленые насаждения, устанавливаются скамейки для отдыха и т. п.
Вариант третий — проект задается в готовом виде, осуществляется лишь его реализация. Очевидно, что этот вариант не попадает под определение проектной деятельности, поскольку проектирование как таковое отсутствует.
Теперь обратимся к степени участия детей в учебном проектировании.
Здесь так же возможны варианты:
— идею и алгоритм действии задается учителем, школьники принимают участие лишь в реализации частных вопросов.
Для начальной школы наиболее распространенным является последний вариант.
Следует сказать, что полноценная проектная деятельность для младшего школьника не типична. При всей полезности данного направления учебной деятельности ее нельзя считать проектной в полном смысле этого слова. Полноценная проектная деятельность реализуется в том случае, если школьники все делают сами (один, с группой, с учителем, с другими людьми): планируют, выполняют, оценивают полученный результат (конечный продукт).
В начальной школе выполнение этого требования вряд ли возможно. Ознакомление с опытом реализации учебных, исследовательских проектов в младших школьников (в частности, работая в составе экспертной группы при проведении школьных олимпиад) показывает, что эти проекты нередко оформляются в структуре полноценного научного исследования: формулируется цель, объект, предмет исследования, гипотеза и даже научная новизна и практическая значимость. Очевидно, что все эти определения делает учитель. Младшим школьникам это не под силу. Отсюда и оценить результативность представляемых проектов бывает очень трудно, поскольку почти невозможно разделить участие в проекте учителя и учеников (кого оценивать?). Вместе с тем, под учебным проектом часто понимается любая деятельность школьников (и учителя), направленная на достижение какого-либо ощутимого результата. Проектирования, как такового (см. определение), в представляемых проектах обычно не бывает. Некоторые педагоги (А. Б. Воронцов и др.) так же считают, что полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Поэтому, если и использовать термин «проектная деятельность» применительно к начальной школе, то ее следует рассматривать не как деятельность детей, а как совместную деятельность детей и педагога по достижении тех или иных педагогических целей (для педагога) и практических, игровых и иных целей (для школьников).
Получили распространение следующие варианты деятельности детей, имеющие отношение к проектной деятельности.
Выполнение проектных заданий. Проектные задания — это комплекс заданий, которые разрабатывается учителем или автором школьного учебника и предлагаются для выполнения детям; это задания, которые несут признаки проектной деятельности, т. е. в результате их выполнения школьниками создается какой-либо продукт. Примером такого задания является проект «Мое человечество» в приложении к учебнику IV класса ОС «Школа России» (Ч. 2, 2008). В данном проекте представлены следующие задания для школьников.
• Перенеси основу схемы «Мое человечество» на большой лист бумаги.
Решение проектных задач. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи. Учитывая новизну проблемы, остановимся на проектных задачах подробнее, основываясь на материале пособия для учителя «Проектные задачи в начальной школе».
Проектная задача — задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленная на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Однако, проектные задачи А. Б. Воронцова и соавторов оговариваются требованиями: они принципиально носят групповой характер и направлены на достижение двух целей: способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества (I—III классы) и выявление у школьников способности к переносу известных способов деятельности в новую для них квазиреальную ситуацию (IV—V классы). Акцентирование внимание на эти две цели делает эти задачи весьма специфичными.
Приводим пример предметной проектной задачи для I класса «Конструирование игровой площадки для детского сада», с помощью которой учитель вводит один из способов группового взаимодействия детей. [2] [3]
варительно договорившись, кто какой зоной будет заниматься. А затем дети определяют и запоминают цвета своих зон.
Второй этап: выбор детьми своей игровой зоны.
Учитель: «Для того чтобы вы не мешали друг другу, я на группу раздам заготовки игровой зоны (все заготовки имеют белый цвет). Выберете каждый свою заготовку, такую же по форме и размеру, как на нашем цветном образце».
Детям дают время, чтобы каждый выбрал нужную заготовку. Учитель проверяет, соответствует ли выбор детей первоначальной договоренности. Образец (рисунок игровой площадки) на этом этапе может выполнять контрольную функцию. Дети прикладывают выбранные заготовки к образцу, чтобы удостовериться в правильности своего выбора.
Третий этап: определение объема своей работы каждым членом группы.
Учитель: «Для конструирования своих игровых зон каждая группа получает набор фигур. (Фигуры выдаются в группу одной кучкой, перемешаны, разные по цвету, форме и размеру.) Задача каждого из вас — отобрать свои фигуры».
Дети отбирают фигуры в соответствии с цветом своей зоны, определяя тем самым объем дальнейшей работы.
Четвертый этап: конструирование отдельной игровой зоны площадки каждым членом группы.
Учитель: «Теперь у каждого из вас есть заготовка (белого цвета), которые вы должны уложить на заготовке таким образом, чтобы полностью покрыть белое пространство.
Вы должны соблюдать два условия: 1) фигуры не вылезают за край вашей заготовки; 2) фигуры не накладывают одна на другую, между ними нет зазоров». (Учитель демонстрирует способ укладывания фигур.)
Дети индивидуально конструируют свои игровые зоны: сначала методом подбора пытаются уложить фигуры, отбрасывая те, которые явно не подходят, а потом наклеивают их на свои заготовки игровых зон.
Пятый этап: сборка игровой площадки.
На этом этапе сконструированные игровые зоны наклеиваются на общий образец, работа группы («продукт» задачи) вывешивается на доску.
Шестой этап: обсуждение результатов работы групп и способа их взаимодействия.
На этом этапе рассматриваются сконструированные детьми игровые площадки. Однако основной акцент учитель должен сделать на обсуждении способа организации работы детей в группе. Итоги обсуждения способа работы могут быть зафиксированы в виде схемы, которая вывешивается в классе, для того, чтобы и в дальнейшем использовать ее при решении подобных задач.
Но, как отмечают авторы, и описанную задачу вряд ли можно считать проектной. Однако в ней уже содержатся элементы проектных задач. Учитель последовательно ведет детей к решению, ставя перед собой, прежде всего, педагогическую задачу — создать условия, в которых дети будут действовать способом кооперации при решении общей конкретно-практической задачи.
Примером же выявления у школьников способности к переносу известных способов деятельности в новую для них квазиреальную ситуацию является, например, учебная задача «Тайны океана», в ходе решения которой дети осваивали способ изображения дна океана посредством горизонталей.
Организация «проектных уроков». В настоящее время получили распространение «проектные уроки», содержание которых направлено на создание нового для детей «продукта». Приводим пример «проектного урока» по краеведению[4].
Тема урока «Красная книга Волгоградской области» (авторы разработки Т. А. Гордиенко, Т. Е. Силаева).
Цели (учителя): создать условия для формирования представлений учащихся о Красной книге как государственном документе; развитие навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесенных в Красную книгу Волгоградской области; воспитание бережного отношения к природе.
Вводное слово учителя. После демонстрации фильма учитель подводит к теме урока: «Что такое Красная книга, для чего она создана, мы узнаем на нашем занятии».
Погружение в проблему. Выступление заранее подготовленных школьников по вопросам, связанным с Красной книгой и ее представителями.
Практическая работа.
Как устроена Красная книга?
Учитель рассказывает, как устроена Красная книга (каждая страница имеет свой цвет: черный, красный, желтый, зеленый), иллюстрируя рассказ рисунками ее представителей. И показывает на слайде макет Красной книги Волгоградской области с чистыми страницами.
Учитель. Почему страницы пустые?
Учащиеся. Мы сами должны их заполнить.
Учитель. А где мы возьмем данные?
Учащиеся. Из книг, зададим вопросы другим, поработаем с компьютером...
После этого проводится работа по созданию Красной книги Волгоградской области, включающая следующие этапы:
Первый этап — образование групп, определение подтем. Класс делится на три группы: группа 1 — «исследователи», группа 2 — «наблюдатели», группа 3 — «художники». «Исследователи» собирают нужную информацию о вымирающих животных, занесенных в Красную книгу, используя компьютер. «Наблюдатели», используя свой жизненный опыт, создают правила поведения в природе. «Художники» создают экологические знаки в поддержку исчезающих животных и растений.
Второй этап — самостоятельное исследование.
Третий этап — защита проекта.
Четвертый этап презентация проекта.
Как видим, ход проектирования ведется учителем: школьники по заданию учителя заранее подготовили выступления, учителем же предложен и макет Красной книги, школьникам остается только его заполнить. Именно на этом этапе собственно и проявляется деятельность учащихся: поиск информации о животных и растениях, создаются экологические знаки в защиту животных и др. Тем не менее, содержание деятельности школьников на уроке работает на достижение поставленных целей, на формирование соответствующих личностных, метапредметных и предметных («Окружающий мир») компетенций.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.