МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
КГУ «ЛЕДЕНЁВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
МАМЛЮТСКОГО РАЙОНА
Сравнение Библии и Корана: единые общечеловеческие ценности как основа христианства и мусульманства
Направление:
«Исторические памятники
Казахстана и перспективные туристические маршруты»
Выполнила:
ученица 10 класса Валяева Ольга Владимировна
Научный руководитель:
Серебрякова А.Х.
Учитель русского языка и литературы
Научный консультант:
Амержанова Ш.К.
Преподаватель ЧУ «ЦПМ», г. Петропавловск
Г. Мамлютка, 2020 год
В данной исследовательской работе рассматривается глобальная проблема актуальности нравственных ценностей в современных реалиях, с опорой на исследуемые источники.
Объектом исследования являются тексты Священных писаний христианства и мусульманства: Библия и Коран. В качестве гипотезы исследования выступило предположение: несмотря на то, что христианство и ислам утверждают, что их Священное Писание и пророк единственно истинные, в их основе лежит один источник, одинаковая информация, единые общечеловеческие ценности.
Считаю: последовательно работая над материалом текстов, классифицируя, систематизируя и делая выводы, Валяева Ольга под научным руководством учителя русского языка и литературы Серебряковой А.Х. сумела доказать гипотезу исследования, донести важность, актуальность и практическую значимость данной работы.
Сегодня, в условиях глобальных катаклизмов, катастроф и эпидемий во всём мире наблюдается массовое обращение, интерес к религиозным источникам как столпу нравственной и духовной стабильности, мировоззренческой опоры, дающей нравственные ориентиры выживания в непростое для человечества время.
Основываясь на данных исследования и его выводах, хотелось бы подчеркнуть вероятную важность ознакомления старшеклассников, а также студентов с предлагаемой информацией.
Работа может быть рекомендована к участию в научных конференциях.
Руководитель проекта: Серебрякова А.Х.
Научный консультант: Амержанова Ш.К.
Цель исследования:
1. Теоретическая часть: посредством сравнения и анализа текстов Корана и Библии доказать, что основой мировоззрения и мусульман, и христиан являются единые общечеловеческие ценности.
2. Практическая часть: показать необходимость информирования школьников о содержании Корана и Библии.
Для достижения цели в работе были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать тексты Корана и Библии.
2. Отобрать и систематизировать сходное и общее в текстах.
3. Показать важность информирования людей о тех знаниях, которые дают Коран и Библия.
4. На основе данных и результатов исследования о сходном и общем в текстах Корана и Библии создать основной продукт исследования – тему, раздел или пособие по школьному курсу религиоведения с целью приобщения школьников к мировым общечеловеческим нравственным ценностям как гаранту благополучного нравственного и духовного развития.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение:
несмотря на то, что христианство и ислам утверждают, что их Священное Писание и пророк единственно истинные, в их основе лежит один источник, одинаковая информация, единые общечеловеческие ценности.
Объект исследования: тексты Корана и Библии.
Предмет исследования: общее и сходное в текстах Священных писаний.
Методы исследования:
Теоретические: сравнительный анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, классификация, аналогия и перенос.
Практические: констатирующий эксперимент, анкетирование.
Этапы исследовательской деятельности:
1. Изучение текстов Писаний, научно-популярной литературы, сбор информации из различных источников, выработка гипотезы.
2. Анализ материала: выделение общего и сходного в текстах, классификация, систематизирование отобранного материала по тематическим группам.
3. Выработка конкретных выводов, подтверждающих гипотезу, по каждой тематической группе.
4. Проведение констатирующего эксперимента в 7, 8, 10 и 11 классах (анкетирование по вопроснику) с целью определения уровня знания учащимися текстов Корана и Библии.
5. Выработка общих выводов и рекомендаций
Значимость данной исследовательской работы обусловлена тем, что в последнее время теряют ценность общечеловеческие нравственные категории и ценности. Поэтому выбранная нами тема как никогда актуальна.
18 октября в Казахстане отмечается День духовного согласия. Этот день провозглашает общечеловеческие ценности приоритетными в межэтнических и межконфессиональных отношениях, что является гарантом мира, единства и согласия в нашем государстве. Казахстан всемерно поддерживает мир и согласие в нашем полиэтническом и многоконфессиональном государстве. Но мир и согласие в обществе зависит от нравственности каждого человека. Нравственные законы изложены в религиозных заповедях. Наиболее широко в нашей республике распространены религии христианство и мусульманство. Их Священные писания - это Библия и Коран. Поэтому сегодня так важно знать религиозные заповеди, изложенные в Коране и Библии, основой которых являются важнейшие единые общечеловеческие ценности. Актуальность нашего исследования состоит в том, что для молодежи сегодня открытие религии становится новым, важным и необходимым условием саморазвития.
• Введение 6
• Исследовательская часть 7-
I. Душа человека - объект воспитания в Священных
Писаниях 7-9
II. Основные религиозные постулаты 10
III. О некоторых нравственных качествах 11-14
VI. О божественной сущности Божественной информации 18
VII. Констатирующий эксперимент (анкетирование) 19-21
• Заключение 22-23
• Список литературы и источников 24
Одним из приоритетов государственной политики Казахстана является поддержка единства, мира и согласия в нашем полиэтническом и многоконфессиональном государстве. Но мир и согласие в обществе зависит от нравственности каждого человека.
Нравственные законы изложены в Священных писаниях, их основа – важнейшие единые общечеловеческие ценности. Поэтому сегодня так важно знать религиозные заповеди, изложенные в Коране и Библии.
Актуальность и новизна нашего исследования состоят в том, что для молодежи сегодня открытие религии становится новым, важным и необходимым условием саморазвития.
Для успешного решения поставленной цели нами отобраны и применены в исследовании методы, относящиеся к общенаучной группе При сопоставлении частей текста Корана и Библии после их прочтения были использованы методы сравнительного анализа и синтеза, классификации.
Встречаясь с незнакомыми терминами и словами, мы стремились проанализировать их понятийно-терминологическое значение, на что указывают авторские сноски и тематические указатели в конце книги. Пример: Сады праведных. Из слов Господина Посланников, составитель:
Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийа бин Шариф ан-Навави; НП "Издательский
Дом", " БАДР", 2001. В содержании имеются указатели: указатель сур Корана (с.805), указатель источников (с.816), указатель передатчиков хадисов (с.822), указатель имен и этнических названий (с.836).
Кроме того, при анализе смысла притч и иносказаний Корана и Библии использовались теоретические методы аналогии и переноса, основанные на общности законов диалектики для процессов различной природы. В ходе практической части исследования использовались социальнопсихологические методы констатирующего эксперимента и анкетирования.
I. Душа человека - объект воспитания в Священных Писаниях.
Все тексты Священных Писаний так или иначе обращаются не к физическому телу человека, а к его душе. Несмотря на то, что наука всегда утверждала первичность материального по отношению к духовному, даже ребенок сегодня знает, что у человека есть душа. При изучении клинической смерти учеными зафиксировано «испускание духа» умирающего человека в виде легкого облачка. Религии мира утверждают, что человек совершает грех, когда поступает против души из-за чрезмерной привязанности к благам земной жизни, т. е. искушается дьяволом.
В своем исследовании мы будем исходить из постулата о том, что существует единая Божественная информация о законах жизни и развития души и Вселенной, которые одинаковы для всех людей. Божественная информация о них нисходит на пророков в виде откровений и воплощается в Священных Писаниях. Эти законы либо излагаются в основных религиозных постулах, заповедях и запретах, либо даются иносказательно в виде рассказов и притч.
...посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди не знают (грех-авт.). Остерегающийся сомнительного очищается (от него) (от греха-авт. ) ради своей религии и своей чести, а тот, кто занимается сомнительным, (придет и к совершению ) запретного...
...Поистине, есть в теле кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и все тело, а когда приходит в негодность, то портит и все тело, и, поистине, это – сердце»
(Аль-Бухари, Муслим)
[2.гл. 68. 588. С. 302] 24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвернись себя и возьми крест свой и следуй за мною;
25. Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет её;
26. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?
[1.гл, 16 . 24-26]
Все Священные Писания говорят о любви к Богу и выполнении его заповедей, из которых проистекает любовь к окружающему миру.
Божественная информация состоит в том, что душа живет любовью, а без любви она мертва, умирает и (или) спит.
1. И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим
2. В которых вы некогда жили, по обычаю мира сего...
4. Бог, богатый милостью, по своей великой любви. ..
5. И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом
....14. Почему сказано: «Встань, спящий и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (любовь - авт.)
[1.гл.2.1 -14]
21. Другой же из учеников его сказал ему: «Господи! Позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего»
22. Но Иисус сказал ему: «Иди за мною и предоставь мертвым погребать своих мертвецов»
[1.гл. 8 21-22]
Все призывы пороков, независимо от религии, обращены к душе человека.
Все религиозные постулаты, заповеди, проповеди, запреты направлены на воспитание души, её изменение и усовершенствование, воскрешение от сна греха, на развитие умения любить. Подтверждение этому вы найдете, анализируя и сравнивая тексты священных писаний Библии и Корана, находя в них общее и сходное, так как мы исходим из постулата, что все религии произошли из единой божественной информации.
19. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут.
20. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут.
21. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
24. Никто не может служить двум господам... не можете служить Богу и маммоне (богатству ).
25. Посему говорю вам: не заботьтесь ни для души вашей, что вам есть или что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, а тело одежды?
[1 гл. 6. 16]
Таким образом, анализируя тексты священных писаний, сравнивая их, мы видим, что основные религиозные постулаты, заповеди мусульманства и христианства сводятся к законам развития души, к её воспитанию, то есть к развитию умения любить.
1. Главные заповеди мусульманства:
1. Нет Бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему
принадлежит власть, Ему хвала и Он всё может
[3. Сура «Та ха», аят 14, с.34]
2. Лучшее (проявление Ислама) состоит в том, чтобы ты кормил людей и приветствовал всех, кого знаешь и кого не знаешь [2. Гл.39. Сура «Женщины», 36, с.171].
2. Главные заповеди христианства:
1. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим».
2. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
[1. Гл.22, 35-39].
Рассматривая главные, основные заповеди мусульманства и христианства, мы пришли к выводу, что они одинаковы по смыслу, т.е. в их основе лежат единые общечеловеческие ценности.
Все представленные в Писаниях положительные (восхваляемые) и отрицательные (порицаемые) нравственные душевные качества одинаковы. ЭТО: Кротость (хильм), проявление терпения (анат), доброта (рифк), необходимость отстранения от злословия и пустословия, миротворчество, высокомерие и др.
Учёный, парапсихолог, автор исследований о душе Сергей Николаевич Лазарев пишет: «Почему в Библии сказано: возлюби ближнего как самого себя, а ещё было сказано: «Относись к другому так, как хочешь, чтобы относились к тебе?». Эти заповеди всего-навсего отображает законы Вселенной, любое действие человека, любые его чувства записывается собственным информационным полем, они постепенно всё глубже проникают в подсознание. На протяжении многих исследований я открыл совершенно четкую и понятную истину, которая тоже связана с законами Вселенной: к нам относятся так, какие мы внутренне, но внутри мы такие, какими были раньше наше поведение и наши чувства....
Главным мотивом нашего поведения являются чувства. Именно наши чувства определяют, какие мысли мы примем и будем реализовывать, а какие отбросим. Это законы существования нашей души и нашей психики. Чем агрессивнее наша душа, тем хуже к нам относятся окружающие люди, судьба и здоровье. Вспомните библейские высказывания: «Время разбрасывать камни и время собирать камни». В русском языке много пословиц, отображающих механизм воздания. Например, «что посеешь, то и пожнёшь», «посеешь ветер, пожнешь бурю...».
..... причина агрессивности человека кроется в его внутреннем отречении от любви, в утрате единства с Богом.
[4.с.135-136]
Именно в Священных Писаниях мировых религий прописаны законы душевного, нравственного поведения человека. Приведём некоторые из них, данные в текстах Корана и Библии и сходные по смыслу.
Аллах Всевышний сказал:
"Этот мир вечный Мы предназначаем для тех ,кто на земле не стремиться ни к возвышению, ни к несчастью ,и (только)благочестивых (ждёт счастливый) исход"
[3.гл.72,"Рассказ",83;с.311]
Всевышний также сказал:
"И не ходи по земле горделиво"
[3."Ночное путешествие".с.311]
11. Больший из вас да будет вам слуга:
12. Ибо кто возвышает себя, этот унижен будет; а кто принижает себя, тот возвысится.
[1.гл.23...11-12]
Всевышний сказал:
« Не равны между собой доброе дурное: отражай же (дурное) тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет как близкий друг. И не будет наделён этим никто, за исключением проявлявших терпение, и не будет наделён этим никто, кроме обладающих великим уделом. [2. гл.74, «Разъяснены», с.34-35; с.318]
39. А я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую;
40. И кто захочет судиться с тобой и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
42. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся; 44. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь об обижающих вас и гонящх вас; 45. Да будете сынами Отца Вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.
[1. гл.5. 39-45]
…(однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
Не сообщить ли вам о том, кто станет запретным для Огня (ада – авт.)…Запретным (для Огня) станет каждый близкий, мягкий т лёгкий (т.е. человек, близкий людям благодаря хорошему обхождению с ними и отличающийся мягкостью и лёгкостью характера).
[2. гл.74. 642. С.320]
Всевышний также сказал:
«Верующие – не кто иные как братья, а (поэтому) примиряйте между собой двух (враждующих) братьев ваших…»
[2. гл.31. «Комнаты»,10; с.147]
В Нагорной проповеди блаженства Иисус сказал:
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
[1. гл.5. 9]
О необходимости отстранения от злословия и пустословия Аллах Всевышний сказал:
«Когда слышат они пустые речи, то отстраняются от них…»
[2. гл. 255, «Рассказ», 55. С.643]
Всевышний также сказал:
«Преуспеют те верующие, которые в молитвах смиренны, и которые отстраняются от пустословия…»
[2. гл.255, «Верующие», 1-3; с.643]
…посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
«Когда я был вознесён на небо, то прошёл мимо людей с медными когтями. Они царапали себе лицо и грудь, и я спросил: «Кто они, о Джибриль (ангел Гавриил – авт.)?» Он сказал: «Это – поедающие мясо людей (оскорбляющие людей – авт.) и бесчестящие их»
(Абу Дауд)
[2. гл.254, 1526; с.643]
16. А непотребного пустословия удаляйся; ибо они ещё более будут преуспевать в нечестии.
[1. гл.2, 16]
4. Также сквернословие и пустословие и смехотворство неприличны вам, а напротив, благодарения.
[1. гл.5. 4]
Анализируя и сравнивая тесты Священных Писаний, Корана и Библии, мы видим, что практически все нравственные общечеловеческие качества, представленные в них, дублируются и повторяются. Данный факт является еще одним подтверждением того, что в основе Писаний лежит единая божественная информация.
Бог един. Законы жизни души и Вселенной одинаковы абсолютно для всех, и они изложены в религиозных заповедях и постулатах – это единение с богом и любовь к окружающему миру.
1. В Священном Коране упоминаются имена девятнадцати пророков и посланников, которые встречаются и в Библии:
1. Адам (Адам)
2. Нух (Ной)
3. Ибрахим (Авраам)
4. Исмаил (Измаил)
5. Исхак (Исаак)
6. Лут (Лот)
7. Йакуб (Иаков)
8. Йусуф (Иосиф)
9. Муса (Моисей)
10. Харун (Аарон)
11. Давуд (Давид)
12. Сулейман (Соломон)
13. Ильяс (Илия)
14. Аль-Йаса (Елисей)
15. Йунус (Иона)
16. Аййуб (Иов)
17. Закарийа (Захария)
18. Йахйа (Иоанн)
19. Иса (Иисус)
[2, с. 47]
"Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней. Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения и поддержали его Святым Духом (Джибрилем).
[3."аль-Бакара", 253,с.47]
"Воистину, мы внушили тебе откровение, подобно тому, как внушили его
Нуху (Ною), и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму
(Аврааму), Исмаилу (Измаилу), Искаху (Исааку), Йакубу (Иакову), и коленам
(двенадцати коленам Йакуба), Исе (Иисусу), Айубу (Иову), Йунусу (Ионе),
Харуну(Аарону), Сулейману (Соломону). Давуду (Давиду) мы же даровали Забур (Псалтирь) "
[3."ан-Ниса", 163,с.48]
2. Всевышний сказал: " Скажи: "Из того, что дано мне в откровенье, я нахожу запрещенным употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которая является северной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха"
[3,"аль- Анам", 145,с.168]
И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
2 Скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле.
3 Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте;
3 Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: Верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены; нечист он для вас;...
7 И свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки; не чиста она для вас;
8 И мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь, нечисты они для вас.
[1. гл. 11,2-8]
Анализируя данные отрывки, мы видим фактическое сходство текстов Корана и Библии – повторяются имена пророков, а также запреты.
Но это не означает, что абсолютно вся информация в Писаниях идентична. Упоминания имён, а также запреты присутствуют в коранических сурах (это арабское слово означает "высокое место" - 3, с. 156), каждая из сур состоит из аятов, что означает "знамение", или "чудо" (3,с.157). Аят - это "откровение", слова Аллаха, снизошедшие на пророка Мухаммада в виде Божественной информации, которую обычно приносил ангел Джабрииль (Гавриил), но иногда сам Аллах разговаривал с Мухаммадом, затем аяты записывались дословно (в исламе запрещено как-либо истолковывать или изменять слова Аллаха). То есть, данные имена и запреты присутствуют именно в словах и повелениях Аллаха (Бога), и их повторение ещё раз подтверждает нашу гипотезу о том, что в основе всех религий лежит единая Божественная информация, единые общечеловеческие ценности, т.к.
Всевышний един.
Многие притчи, истории и рассказы в Библии и Коране одинаковы по смыслу и повторяются (мы рассмотрели притчу о десяти девах, притчу о талантах, рассказы о Конце света).
1. Сообщается, что Кузатфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ...сообщил нам о том, что залог (свойственная человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия до тех пор, пока какие-нибудь обстоятельства ... не свернут его с этого пути), был ниспослан в самую основу сердец, а потом был ниспослан Коран, и люди узнали об этом из
Корана и узнали из Сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет снят этот залог, сказав:
" Заснет человек ненадолго, и будет взят этот залог из сердца (его полностью), после чего останется от Него только след вроде волдыря... А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже собираться возвращать доверенное! (и дело дойдет до того, что) будут даже говорить: " Есть среди людей такого-то племени надежный человек!" И о человеке будут говорить: " Не найти более стойкого, разумного, чем он!" - несмотря на то, что в сердце не будет веры и на вес горчичного зерна!".
[2. с.246]
Главная Книга человечества, Библия, начинается так: «Вначале было слово, и слово было у Бога, и Слово было Бог…». По мнению учёного и исследователя С.Н.Лазарева, в данных словах Библии зашифрована информация о том, что слово материально, сначала – информация - духовное, затем – материализация – материальное.
1 Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было вначале у Бога
3 Всё через него начало быть, и без него ничто не начало быть, что начало быть.
[1.гл.1. 1-3]
1 Вначале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною; и дух Божий носился над водою.
3 И сказал бог: да будет свет. И стал свет.
[1. гл. 1. 1-3]
Цель: выявить положительные и отрицательные моменты, проблемы, изучить существующие связи:
а) выявить положительные и отрицательные ответы на вопросы анкетирования по исследуемой теме;
б) по результатам эксперимента выяснить соотношение учащихся, знакомых и незнакомых с основными заповедями Корана и Библии, выявить общие знания по теме проекта (общечеловеческие ценности, День духовного согласия, религии);
в) на основании результатов сделать соответствующие выводы о новизне и практической значимости нашего исследования. Действительно ли знание Корана и Библии - это новое для молодёжи? Действительно ли целесообразно ввести в курс религиоведения изучение данной темы/раздела: «Сравнение Библии и Корана: единые общечеловеческие ценности как основа христианства и мусульманства»
В анкетировании участвовали учащиеся 7-8, 10 и 11 классов.
1.Какие общечеловеческие нравственные ценности Вы можете назвать? 2.Когда в нашей стране отмечается День духовного согласия и что он означает?
3. Знаете ли вы религии?
4. У каждой религии есть своё Священное Писание (собрание постулатов, правил и норм нравственности) и пророк -посланник Бога, который донес людям содержание Священного писания)
1) Как называется Священное Писание у мусульман? Назовите имя пророка мусульман.
2) Как называется Священное Писание у христиан? Назовите имя христианского пророка.
5.Знаете ли вы главные заповеди мусульманской религии? Назовите их.
6.Знаете ли вы главные заповеди христианской религии? Назовите их.
7.Хотели бы вы узнать больше о мусульманстве и христианстве?
1 вопрос. Какие общечеловеческие нравственные ценности вы можете назвать?
(Назвали: 11 класс – 2 %, 10 класс – 4 %, 7-8 классы – 12 %)
Ряд 1. 11 класс Ряд 3. 7-8 классы Ряд 2. 10 класс
3 вопрос. Знаете ли вы религии?
(11 класс – знают 62 % уч-ся, 10 класс – 30 %, 7-8 классы – 10 %)
Ряд 1. 11 класс Ряд 3. 7-8 классы Ряд 2. 10 класс 7 вопрос. Хотели бы вы узнать больше о мусульманстве и христианстве?
( 11 класс – 88%, 10 класс – 82%, 7-8 классы – 56 %)
Ряд 1. 11 класс Ряд 3. 7-8 классы Ряд 2. 10 класс ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя и сравнивая тексты Библии и Корана, мы пришли к выводу, что в них много общего и сходного, а именно:
1. Объект, к которому направлена информация обоих текстов – душа человека. Основа душевных качеств – религиозное мировоззрение
(гл.I).
2. Рассматривая главные заповеди мусульманства и христианства, мы пришли к выводу, что они одинаковы по смыслу, т.е. в их основе лежат единые общечеловеческие ценности (гл.II).
3. Все представленные в Писаниях положительные (восхваляемые) и отрицательные (порицаемые) нравственные душевные качества одинаковы. ЭТО: Кротость (хильм), проявление терпения (анат), доброта (рифк), необходимость отстранения от злословия и пустословия, миротворчество, высокомерие и др. (гл.III)
4. В текстах Корана и Библии упоминаются имена одних и тех же пророков (посланников), а также совпадают и другие имена: Адам – Адам, Нух – Ной, Ибрахим – Авраам, Исхак – Исаак, Муса – Моисей,
Исмаил – Измаил, Сулейман – Соломон, Ильяс – Илия, Давуд –
Давид, Йусуф- Иосиф, Иса – Иисус, Марьям – Мария и многие другие
(гл. IV).
5. Многие притчи и рассказы в Библии и Коране одинаковы по смыслу и повторяются (мы рассмотрели притчу о десяти девах, притчу о талантах, рассказы о Конце света) (глV).
По результатам проведённого констатирующего эксперимента (анкетирование по вопроснику) в 7,8,10 и 11 классах, мы пришли к выводам:
1. От среднего к старшему звену наблюдается оскудевание словарнопонятийного запаса учащихся категории нравственности и общечеловеческих ценностей, таких слов, как прощение, благодарность, милосердие, любовь, доброта, терпение, дружба, единение и др. Этому мы предполагаем две причины:
1) Старшее звено более равнодушно.
2) В среднем звене идёт становление личности, поэтому нравственные категории для них важнее, чем для учащихся старшего звена.
2. От среднего к старшему звену наблюдается возрастание процентного соотношения по знанию мировых религий. Это мы объясняем тем, что старшеклассники изучают предмет «Светскость и основы религиоведения», поэтому знают религии.
3. Никто из учащихся не назвал ни одной из главных заповедей христианства и мусульманства. Таким образом, познания школьников являются поверхностными.
4. Большинство учащихся желают узнать больше о Коране и Библии:
7 класс: 66 - %, 10 класс – 82%, 11 класс – 88 %.
В виду актуальности содержания Корана и Библии как носителей единых общечеловеческих ценностей, как источника и гаранта формирования правильного мировоззрения у подрастающего поколения, изучение текстов Священных Писаний действительно является новым и необходимым для современной молодёжи.
На основании вышесказанного, выводов по проведённому исследованию, предлагаем ввести данную тему/ раздел в учебное пособие по религиоведению в организациях образования Республики Казахстан.
1. Библия. Новый Завет. Ветхий Завет; «Сибирская благозвонница», Москва, Оверковский пер., ОАО «Молодая гвардия», 2006.
2. Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийа бин Шариф ан-Навави; НП
"Издательский Дом", " БАДР", 20011.
3. Коран. Пер. с араб. Акад. И.Ю.Крачковского…- М.: «АНС – Принт» Ассоциация «Новый стиль», 1990.- 522 с.
4. Лазарев С.Н. Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2 – СПб., 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.