Научный стиль речи, его особенности и разновидности
Цель: актуализировать знания об особенностях научного стиля речи, познакомить с разновидностями (подстилями) научного стиля, продолжить подготовку учеников к выполнению заданий единого государственного экзамена
Задачи:
Методы и приёмы работы: анализ и синтез изученного материала, наблюдение, творческая работа, работа со справочной литературой, исследовательская работа, самостоятельная работа, тестирование
Научный
стиль речи является средством общения в области науки и учебно-научной
деятельности. Каждый член современного общества в разное время жизни и в разной
мере сталкивается с текстами данного стиля, функционирующего в устной и
письменной форме, поэтому овладение нормами научного и научно-учебного стиля
речи является важной составной частью культуры русской устной и письменной
речи.
Появление и развитие научного стиля связано с
прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и
человека. Первоначально научное изложение было приближено к стилю
художественного повествования (эмоциональное восприятие явлений в научных
трудах Пифагора, Платона и Лукреция). Создание в греческом языке,
распространявшем свое влияние на весь культурный мир, устойчивой научной
терминологии привело к отделению научного стиля от художественного
(александрийский период). В России научный стиль речи начал складываться в
первые десятилетия XVIII века в связи с созданием авторами научных книг и
переводчиками русской научной терминологии. Значительная роль в формировании и
совершенствовании научного стиля принадлежала М.В. Ломоносову и его ученикам
(вторая полов. XVIII века), окончательно научный стиль сложился лишь к концу
XIX века.
(1)Метафора не нуждается в доказательстве ее семантической производности. (2)Как бы ни были разнообразны взгляды ученых на сущность этого явления, данное свойство никем не отрицается. (3)Однако неоднозначно решается вопрос о статусе самой семантической единицы и способах ее описания. (4)Эти два момента оказываются тесно связанными между собой, поскольку признание в качестве носителя метафоры той или иной единицы влияет на характер объяснительной модели. (5)В какой-то мере выбор угла зрения на метафору определяется самой неоднородностью материала, которая обусловлена различной степенью образности. (6)Так, в зависимости от яркости образа выделяются языковые (генетические), общепоэтические и индивидуально-авторские метафоры.
(Т. Симашко)
1. К какому стилю речи относится текст?
1. к публицистическому
2. к научному
3. к художественному
4. к официально-деловому
2. Каков тип речи текста?
1. описание с элементами рассуждения
2. рассуждение
3. повествование
4. описание
3. С помощью каких языковых средств связаны 1 и 2 предложения?
1. указательное местоимение
2. лексический повтор
3. контекстный синоним
4. указательное местоимение и контекстный синоним
4. Какое слово должно быть на месте пропуска в 6 предложении текста?
1. несмотря на это
2. так
3. и еще
4. впрочем
5. Какая из перечисленных особенностей не является специфической для данного текста?
1. логичность
2. точность
3. отвлеченность и обобщенность
4. субъективность
Работа с учебником, составление таблицы
Логичность |
· повтор существительного в сочетании с указательным местоимением · наречия, указывающие на последовательность мысли · вводные слова · союзы |
Точность |
· прямое значение слов · термины · повтор ключевого слова |
Отвлеченность и обобщенность |
· абстрактные понятия · слова с отвлеченным значением · мн.ч. от абстрактных и вещественных существительных · употребление слов среднего рода · глаголы в отвлеченно-обобщенном значении · будущее время глаголов = настоящему · глаголы несовершенного вида · преобладание местоимений 3 лица · частое употребление кратких прилагательных |
Объективность |
· восклицательные предложения почти не используются · не используются местоимения Я и глаголы 1 лица ед.ч. · часто используются односоставные неопределенно-личные, безличные, определенно-личные предложения |
Какие синтаксические особенности научного стиля можно отметить в этом тексте?
Где может быть опубликован этот текст?
Проанализируйте тексты, определите, что их объединяет эти тексты и в чем их различие.
Выявляя особенности текстов, придерживайтесь следующего плана:
Ведущая роль слова в системе языковых средств определяет его место в стилистике языка: слово является основной стилистической единицей. Лексическая стилистика изучает лексические средства языка, давая оценку использования слова в конкретной речевой ситуации и вырабатывая рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях.
Используя достижения современной семасиологии, лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, многозначных слов, паронимов, служащих средством наиболее точной передачи информации. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых лексических средств в различных сферах общения.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 2007.
В зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор языковых средств. В результате создаются своеобразные разновидности единого литературного языка, называемые функциональными стилями.
Термин «функциональный стиль» подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.
Считается, что существуют две ступени владения языком: первая – это знание грамматики, определенного количества слов, умение построить предложение, высказывание, общаться на языке с другими его носителями; вторая ступень владения языком подразумевает умение дифференцировать речь с точки зрения стиля, строить текст, подбирая языковые средства с учетом цели высказывания, ситуации, собеседника, формы общения (устной, письменной). Овладение первой ступенью родного языка происходит естественно, иностранного - после изучения грамматики, запоминания определенного количества слов (по разным оценкам, от 2 до 5 тысяч) и приобретения навыков и умений построения текстов из этих слов.
Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование: Учебное пособие для 9 – 11 классов общеобразовательных школ. – Ростов н/Д: МарТ, 2001.
(1)Основная функция научного стиля – информировать читателей о новом научном результате, полученном автором работы. (2)Однако текст при этом обычно строится не как голая передача информации, а как приглашение читателя к совместному рассуждению. (3)Поэтому в научных текстах часто встречаются формы 1-го лица множественного числа: рассмотрим, перейдем, обратим внимание.
(4)Часто говорят об отстраненности или даже сухости научного изложения. (5)Это ощущение возникает из-за того, что в научных текстах почти не бывает эмоционально окрашенных выражений, в них отсутствуют намеки, нет (или почти нет) восклицательных предложений, прямой речи, диалогов.
(6)Яркая черта научного стиля – большое количество специальных терминов. (7)Это также связано с его информативностью: значение научного термина всегда определено более строго и узко, чем значение обычного слова, что обеспечивает точность понимания. (8)Например, разговорному слову простуда в медицинской терминологии соответствует целый букет названий: острое респираторное заболевание, катар верхних дыхательных путей, аденовирусная инфекция и т.п.
Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык. – М: Аванта, 204.
Собственно научный |
Учебно-научный |
Научно-популярный |
|
Кому адресован |
Ученый, специалист |
Учащиеся |
Все интересующиеся |
Цель |
Описание новых фактов |
Обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом |
Ознакомление с интересными фактами |
Особенности |
Большое количество специальных терминов, не имеющих пояснения. Сложные предложения |
описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов, их пояснение |
Употребление специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами. |
Жанр |
Научная статья |
Учебник |
Детские энциклопедии |
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:
Написать текст научного стиля (4 – 5 предложений) об одной из разновидностей научного стиля.
1. К какой разновидности научного стиля относится данный текст?
2. Выберите из перечня черты, присущие стилю данного текста (запишите номера)
____________________________________________________________________________
3.Укажите, к какому типу речи относится текст
____________________________________________________________________________
4.Определите, какое предложение текста связано с предыдущим при помощи противительного союза.
____________________________________________________________________________
5.Из первого абзаца выпишите слово со значением «роль, значение чего-либо».
___________________________________________________________________________
6.На примере второго абзаца проиллюстрируйте мысль: «Для данного стиля характерно частое использование отглагольных существительных».
_____________________________________________________________________________
7.Выпишите метафору из 3 абзаца.
_____________________________________________________________________________
8.Есть ли в 1 предложении однокоренные слова.
____________________________________________________________________________
9.Выпишите словосочетание, объясняющее большое употребление большого количества терминов в текстах данного стиля.
____________________________________________________________________________
10.Выпишите слово со значением «совокупность приемов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях языковой практики, слог.
_____________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.