Научный проект на тему: Проблема наркомании в художественной литературе.
Оценка 4.9

Научный проект на тему: Проблема наркомании в художественной литературе.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русская литература
10 кл
19.01.2017
Научный проект на тему:  Проблема наркомании в художественной литературе.
В данном научном проекте показано как проблема наркомании была затронута ещё в произведениях писателей-классиков 19 века. В романе Л.Н. Толстого "Анна Каренина", героиня не справившись с личной драмой пристрастилась к морфию, молодой врач Поляков из повести М.Булгакова "Морфии", имея свободный доступ к наркотическим веществам, начинает делать инъекции морфия.94 кб
проблема наркомании в худ лит.docx

Средняя школа №27 имени С.Ескараева

Научный проект на тему:

Проблема наркомании в художественной литературе.                                     Выполнил(а):Тулеубек Фариза.                     Руководитель: Сейлова Р.Б.  

 

 

Кент Жосалы

2016год

15.01.2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему :"Проблема наркомании в художественной литературе"

Обоснование темы:

«Наркозависимость - одна из самых актуальных проблем человечества», - этого утверждения придерживается большинство людей, в том числе и я. Изучая эту проблему с биологической точки зрения, я задалась вопросом, какое осмысление наркомании дает литература. Ведь литература – это отражение действительности. По рекомендации учителя познакомилась с  произведениями Н.В.Гоголя "Невский проспект",М.А.Булгакова «Морфий»,Л.Н.Толстого «Анна Каренина»,Ч.Т.Айтматова "Плаха"         Во время осмысления поднятых в рассказах проблем и появилось желание выяснить, как раскрывается тема наркозависимости в литературе.  Эта тема мне близка, так как  я являюсь представителем молодого поколения. Сейчас в Казахстане есть наркоманы разного возраста, но именно подростковая наркомания наиболее страшна. Ведь именно она приводит к падению рождаемости и появлению на свет детей, являющихся глубокими инвалидами, которые еще и не нужны родителям-наркоманам, к большой смертности именно среди молодежи. Поэтому тема наркомании, я считаю,  должна подниматься снова и снова.

Один из этапов исследовательской деятельности включал в себя анкетирование. Респондентами стали мои сверстники, учащиеся 10-11 классов. Из 20 опрошенных на вопрос «Является ли проблема наркозависимости актуальной сегодня» все ответили «Да» (100%). Такие результаты анкетирования говорят сами за себя и подтверждают актуальность выбранной темы.

         Новизна решаемой задачи заключается в стремлении через сопоставительный анализ произведении  проследить «путь» героев, обнаружить причины, подтолкнувшие их к наркотикам.

 

 

 

Цели и задачи:

Исходя из выше изложенного целью данной работы является:  проследить особенности раскрытия темы наркозависимости в  русской  литературе на примере произведении Н.В.Гоголя "Невский проспект",Л.Н.Толстого "Анна Каренина", М. Булгакова «Морфий»,Ч.Т.Айтматова "Плаха" .

Задачи:

выяснить, как отражается реальная действительность в литературе; на основе произведении Н.В.Гоголя "Невский проспект",Л.Н.Толстого "Анна Каренина", М. Булгакова «Морфий»,Ч.Т.Айтматова "Плаха"   обнаружить причины, подтолкнувшие героев к наркотикам;выявить отношение к наркомании у учащихся.

Исследования:

1. Поиск и изучение материала, связанного с выбранной темой, с использованием фонда школьной библиотеки и сети Internet.

2. Проведение опроса школьников.

3.  Обработка и систематизация материалов.

4. Формулирование выводов, оформление результатов исследования.

5. Подведение итогов и подготовка к выступлению на научно-практической конференции.

 Методы исследования:

Социологические: опросный (анкетирование), неопросные (анализ документов, наблюдение).

Культурологические: сопоставительно-сравнительный анализ выше указанных художественных произведении.

Гипотеза исследования: художественная литература емко и в полной мере воплощает действительность: тема наркозависимости реально отображается в исследуемых художественных образах. 

Предмет исследования – наркотики и их последствия.

Объект исследования – научная и художественная  литература по теме исследования, также статистические данные.

Работа имеет практическую направленность: результаты исследования можно использовать при проведении классных часов, внеклассных  мероприятий, посвященных профилактике вредных привычек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение .

«Меня часто называют первооткрывателем проблемы наркомании. Это, конечно, не совсем так. Во-первых, потому, что мне кажется, самой по себе проблемы наркотиков не существует. Есть проблема духовной опустошенности человека, когда он ищет суррогаты, чтобы заполнить чем-то свою неудовлетворенность...

Люди победили чуму, малярию, тиф.… Но пьянство, наркомания, СПИД, словно злые джинны, терзают человечество. Эти проблемы в нашем обществе долгое время предавались забвению, но и в эту бездну рано или поздно пришлось бы заглянуть».

                                                                                                                                         Ч.Т.Айтматов

 

Я не случайно выбрала эпиграфом к своей работе  эти слова  Ч.Айтматова. Ведь проблема наркомании ,как пишет писатель,существует  давно, но долгое время её как бы не замечали. Человечество само того не желая и не замечая долгое время ужасных последствии подвергало себя  риску  наркозависимости .В процессе своей исследовательской работы я проследила путь превращения безобидных маковых головок , кустов конопли в  смертоносный яд в руках алхимиков , а в современной жизни  алчных наркоторговцев. Начиная со времен зарождения религии, человечество начало употреблять компоненты психоактивных растений, как часть ритуалов. В руинах шумерских и месопотамских городов археологи находят таблички с рецептами изготовления опия из маковых головок. А Геродот свидетельствует о том, что скифы вдыхали некий наркотик, бросая в костер некие плоды.

В мифах Древней Греции головка мака- атрибут Бога сна Гипноса, выросшая из слез Венеры, выступает символом забвения, боли, страданий.

Ветхий Завет, Талмуд и другие священные книги также не обходят стороной мак, упоминания о маковых головках и соке, выжатом из маковых зерен, встречаются в них несколько раз.

Особенно опийная культура утвердилась в исламском мире, где наркотические вещества заняли место спиртных напитков, запрещенных Кораном. Во времена средневековых завоеваний арабов, традиция опия переместилась дальше на Восток и Запад. В Европе в то время мак также был в почете. Король Карл Великий требовал, чтобы мак выращивали в каждом крестьянском дворе. А история медицинского применения мака берет свое начало со времен древнегреческого лекаря Гиппократа.

Однако, невзирая на такую распространенность мака, ни в одном из медицинских трактатов или других источниках, не упоминается об его токсических свойствах. Скорее всего, это обусловлено недостаточностью знаний или иным отношением общества к дурманящим веществам. Черты социальной проблемы наркомания начала принимать в XVIII веке, когда наркотики распространились за пределы Европы. Первым борьбу с гашишем начал Наполеон, чьи солдаты чрезвычайно увлекались его употреблением.

В 1840 году произошла первая массовая эпидемия наркомании в Европе. В Англии были приняты меры в «пользу трезвости». В связи с недостатком алкоголя спрос на опий вырос чрезвычайно. В Ирландии в тоже время началась эпидемия эфиромании, в результате чего был открыт общий наркоз. Во время Парижского восстания в 1848 году повстанцы требовали свободной продажи конопли. В дальнейшем массовой наркомании способствовали Крымская и Франко-Прусская войны. Боль ранений ликвидировалась морфием, к которому как считалось невозможно привыкнуть через инъекции. По такой же схеме развивался морфинизм и в США.

В начале девятнадцатого века стали появляться синтетические наркотики, созданные учеными искусственно. Спустя полвека в Европе стал популярен напиток – абсент, содержаний туанин, растительный наркотик из компонентов полыни. «Зеленая фея», так называли абсент, приобрела неслыханную популярность среди буржуазии и богемы. Напиток «кока-кола» также изначально содержал наркотические вещества из листов американского растения – коки. Именно оно дало миру кокаин.

Очередной всплеск употребления наркотиков в США и Европе относится к шестидесятым годам прошлого века. Она была в первую очередь связана с социальной «революцией» молодежи, увлекшейся беспорядочными связями, наркотиками и рок-музыкой. Сегодня по данным ООН в мире более 200 млн. человек являются наркоманами. 

Из этимологического словаря я узнала, что термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos – усыпляющий). В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.Также я узнала что слово, «Narke» на древнегреческом означает «ступор» - неподвижность, беспамятство (помрачение сознания).Конечно же это значение вполне совпадает с тем действием , которое оказывает наркотик на человека .  Ведь прием наркотиков приводит к тяжелым психическим расстройствам , а ещё страшнее -к медицинским и социальным последствиям, распаду личности больных, росту ВИЧ-инфекции, СПИДа и преступности.

Наркотики оказывают специфическое действие на весь организм человека, и в первую очередь страдает нервная система. Это действие заключается в развитии особых состояний, которые называются состояниями наркотического опьянения: снимаются болевые ощущения, меняется настроение, психический и физический тонус. Появляется чувство легкости, эйфория, сосредоточенность на собственных нереальных ощущениях, освобождение от груза проблем и забот.
           При первом введении наркотика организму это нравится, так как наркотик является аналогом так называемых гормонов радости. Человек употребляет его, испытывая удовольствие снова и снова. Со второй-третьей дозы уже начинают проявляться последствия наркомании: гормоны счастья организму нужны, но он уже привык к большим их количествам, которые не может вырабатывать сам. Кроме того, со временем он теряет чувствительность к наркотику и требует все большего его количество. Очередная доза оказывается токсичной для организма и наступает смерть.

При повторных приемах «доз» в короткие сроки развиваются тяжелые физиологические последствия хронического отравления организма: поражение внутренних органов, нервной системы, головного мозга. Возникают разнообразные  психические расстройства, нарастает деградация личности, теряется работоспособность, отмечаются постепенная полная инвалидизация, высокая смертность.

Попытки понять причины возникновения наркозависимости предпринимались с давних пор.

Три основные группы причин наркозависимости выделяется сегодня.

Сторонники социальных причин основываются на распространении наркомании среди определенных социальных групп: преступники, социально низкие слои населения и напротив, представители богемы, в среде которых распространение наркотиков возникает из-за «моды» на их употребление.

К биологическим причинам относятся такие вызываемые  стрессом  расстройства, как агрессивность, антисоциальное поведение, разрушительное поведение, жестокость, а также эмоциональные расстройства, в виде депрессии, фобии, тревоги, суицидальных намерений.

Основной причиной возникновения биологических причин наркомании является тяжелая  обстановка, насилие или одиночество , отчужденность и непонятость в семье, приводящая к нарушению контактов с окружающими.

К психологическим причинам наркозависимости относят такие черты личности, которые делают ее уязвимой, неустойчивой к действию наркотических средств. Личности наркомана свойственны черты незрелости – это неустойчивость и не выраженность интеллектуальных интересов, твердых нравственных норм, внушаемость, чувство стадности, высокая зависимость от мнения окружающих, а также неадекватная самооценка, завышенные притязания, слабый самоконтроль, низкая стрессоустойчивость, пассивное поведение и др.

Часто наркоманы до начала болезни испытывают чувство одиночества, непонятости, пустоты.

Удивительно, что опрошенные мною респонденты, выделяют такие же причины.

Результат анкетирования можно увидеть в диаграмме.

Среди важных причин выделяют стресс (5 чел.), плохую компанию (5 чел.), желание быть «взрослым» (6 чел.), интерес (7 чел.), проблемы (4 чел.), слабый характер (3 чел.), а также доступность наркотиков,  потеря смысла жизни.

Как видно из вышеперечисленного, причины наркозависимости только условно можно разделить на социальные, биологические и психологические, в основе заболевания лежит комплекс проблем, имеющих общую основу – низкую стрессоустойчивость и пассивность в принятии жизненно важных решений.

Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно. Для них характерны нарушения психики, которые выражаются в душевной опустошенности, черствости, холодности, неспособности к сопереживанию, эмоциональному контакту. В ходе болезни резко падает энергетический и волевой тонус, угасают все влечения и потребности, кроме тяги к наркотикам. Нередко на первый план выступают аморальность больных, их склонность к асоциальному поведению, готовность к преступлениям.

Что интересно, на вопрос «Как вы относитесь к наркомании, к болезни, которая разрушает личность?» мои сверстники ответили не однозначно. Отрицательно относится к этому явлению 28 человек (93, 3 %). Все равно 2 обучающимся (6, 7%).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть.

Я учусь в десятом  классе.  Мне кажется, что с каждым годом психика моих сверстников становится все неустой­чивее. Порою я наблюдаю такие жизненные ситуации: поругали родители, получил двойку, поругался с друзьями - и все эти, несе­рьезные на первый взгляд, проблемы, могут стать причиной употребления наркотиков. Еще одна проблема наркомании, как мне кажется, в непонимании детей родителями. Ведь не секрет, что наркоманами становятся не только дети из неблагопо­лучных семей, но и из семей хорошо обеспеченных, где у ребенка есть все, что он захочет, но нет заботы и внимания.А некоторые начинают курить, пить, а затем и принимать наркотики по глупости, из-за желания самоутвердиться, показать, что они не хуже других.

А что могут сделать родители ,учителя ,общество?

Мне довелось как-то услышать одну притчу. Хотя я сама ещё подросток ,мне сейчас пятнадцать лет, мне кажется что эта притча точно определяет проблему профилактики наркозависимости у подростков :

«Путник, идущий вдоль реки, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел в реке тонущих детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали и его на помощь.… Но он, не обращая внимания на призывы, ускорил шаги…

«Разве тебе безразлична судьба детей?»- спросили спасатели.

Третий путник им ответил: «Я вижу, что вы вдвоем справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь предотвратить это».

Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей, строя лечебницы и реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Задача педагогов и родителей – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

 Такова ,на мой взгляд ,роль художественной литературы - реально показать через художественные образы все ужасы наркозависимости , показать пути преодоления наркомании ,

Когда меня заинтересовала данная тема , моя учительница  посоветовала мне сначала прочитать произведения  известных писателей русской литературы девятнадцатого века   Николая Васильевича Гоголя «Невский проспект», Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», Алексея Толстого «Аэлита».

Прочитав рекомендованные учительницей произведения, я убедилась, что тревожные «звоночки» будущим поколениям посылали нам писатели прошлых столетий! Они своими произведениями тоже преподносят нам «уроки жизни».

Герой Н.В. Гоголя в «Невском проспекте», не справившись с реалиями жизни, ищет забвения, избавления от душевной боли в наркотиках. Финал повести трагичен: талантливый художник Пискарев, человек с трепетным сердцем и чистыми помыслами погибает от воздействия наркотиков, не справившись с жестокой реальностью.

А вот была ли Анна Каренина, героиня знаменитого романа Л.Н. Толстого, наркоманкой?Я  обратила  внимание на несколько эпизодов романа.

Вот эпизод романа, в котором Анна страдает после тяжелых родов.

«- Боже мой, боже мой! Когда это кончится? Дайте мне морфину. Доктор! Дайте же морфину. Боже мой, боже мой! И она заметалась на постели».

Это пока всего лишь обращение к препарату морфия, как обычному обезболивающему средству. Но неоднократный его прием вызывает привыкание. Нравственные страдания, связанные с любовью к Вронскому, бесконечными мыслями о нем начинают преодолеваться героиней с помощью того же «обезболивающего» средства:

«- Я не думаю? Нет дня, часа, когда бы я ни думала и не упрекала себя за то, что думаю... потому что мысли об этом могут с ума свести. С ума свести, - повторила она. - Когда я думаю об этом, то я уже не засыпаю без морфина».

Это - уже явная стадия привыкания и невозможности обойтись без наркотика. А вот и пример чисто эйфорического его действия, отнюдь не вызванного физическими либо нравственными страданиями:

«Анна между тем, вернувшись в свой кабинет, взяла рюмку и накапала в нее несколько капель лекарства, в котором важную часть составлял морфин, и, выпив и посидев несколько времени неподвижно, с успокоенным и веселым духом пошла в спальню».

Налицо состояние искусственной наркотической эйфории. Тот же наркотик помогает героине справиться с отчаянием из-за охлаждения Вронского к ней:

«И так же как прежде, занятиями днем и морфином по ночам она могла заглушать страшные мысли о том, что будет, если он разлюбит ее». Эту довольно устойчивую привычку замечают и окружающие Анну люди, сообщающие Вронскому, что с его избранницей происходит нечто странное: «Вечер прошел счастливо и весело при княжне Варваре, которая жаловалась ему, что Анна без него принимала морфин».

Наконец, все, что окружает Анну, начинает казаться ей каким-то сплошным одурманивающим миром, воспринимаемым и ощущаемым сквозь призму чисто наркотических ощущений: явь и сон, реальность и бред смешались в сознании Анны, являясь безобразным «стариком» в углу комнаты. Финал романа нам всем известен…

На этих примерах я строю свои аргументы против наркотиков. Я часто  рассказываю о них тем, кто не читал этих произведений.

Великие писатели-классики XIX столетия дают нам наглядный урок трагического исхода приема наркотиков независимо от того, какая причина лежит в основе наркомании.

Что более убедительного ещё можно  предложить моим сверстникам в качестве воспитательного примера из художественной литературы?  Наглядным примером губительной  наркозависимости  является рассказ  «Морфий» Булгакова, рассказ, который производит очень сильное впечатление, демонстрируя деградацию, постепенную неизбежную смерть молодого врача, пристрастившего к наркотикам.

Михаил Афанасьевич Булгаков  (1891 — 1940) вошел в мировую литературу, прежде всего, как автор романа «Мастер и Маргарита».

С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведённой операции. Затем приём морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как врач-венеролог. В это время М. Булгаков перестаёт употреблять морфий.

С 1939 года здоровье М. Булгакова стало резко ухудшаться, он стал терять зрение. Врачи диагностировали у него гипертонический нефросклероз. Булгаков продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот же период писатель начал диктовать жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита».

С февраля 1940 года друзья и родные постоянно дежурили у постели М. Булгакова. 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался

Рассказ «Морфий», входящий в цикл «Записок юного врача»,я считаю, обязателен для прочтения всем, особенно молодым людям. Он с поразительной точностью и психологическими деталями описывает заболевание, передает страдания наркомана, приводящие к его гибели.

В случае, описанном Михаилом Булгаковым, доктор Поляков заболел вследствие сочетания социальных и личных причин. Он пережил личную драму, от него ушла горячо любимая жена, к тому же, находясь в состоянии депрессии, Сергей уезжает в глухую провинцию, замыкается в себе, и, имея свободный доступ к наркотическим веществам, начинает делать инъекции морфия.

«И, слава богу: чем глуше, тем лучше. Видеть людей не могу, а здесь я никаких людей не увижу, кроме больных и крестьян», – начинает записи в своем дневники Поляков.

«…Убить ее? Убить? Ах, как все глупо, пусто. Безнадежно! Не хочу думать. Не хочу...» - с горечью восклицает он, обращаясь к самому себе.

Но первая доза морфия не становится случайной. Расстроенные нервы будущего наркомана дали о себе знать физическими недугами. В первую очередь желудочными болями.

«Вчера ночью интересная вещь произошла. Я собирался ложиться спать, как вдруг у меня сделались боли в области желудка. Но какие! Холодный пот выступил у меня на лбу… Со стоном добрался до кухни, где ночует кухарка с мужем своим, Власом. Власа отправил к Анне Кирилловне. Та ночью пришла ко мне и вынуждена была впрыснуть мне морфий».

Таким образом, фельдшерица, желающая помочь страждущему, сослужила дурную службу, сделав первый укол, первый шаг на пути к страшной болезни. О чем позже она и жалела.

За первым уколом последовал и второй, сделанный самим Поляковым из оставшегося сырья. После инъекции Сергей ощутил то обманчивое облегчение, уверенность в себе, своих силах и спокойный сон пришел к нему после многих бессонных ночей. Спустя еще четыре укола он стал забывать жену, разбившую ему сердце. Тайной женой Полякова стала Анна Кирилловна, продолжавшая делать уколы морфия.

«Но вот уже полмесяца, как я ни разу не возвращался мыслью к обманувшей меня женщине».

Далее описание ощущений.

 «Первая минута: ощущение прикосновения к шее. Это прикосновение становится теплым и расширяется. Во вторую минуту внезапно проходит холодная волна под ложечкой, а вслед за этим начитается необыкновенное прояснение мыслей и взрыв работоспособности. Абсолютно все неприятные ощущения прекращаются. Это высшая точка проявления духовной силы человека. И если б я не был испорчен медицинским образованием, я бы сказал, что нормально человек может работать только после укола морфием».

 Анна Кирилловна, как человек с медицинским образованием, понимает все угрозу, скрытую в морфии. Сергей убеждает ее в том, что силы воли у него достаточно, чтобы справится с привычкой. Не так ли делают и все остальные, кто болен наркоманией на ранней стадии.

Откуда такая удивительная точность описания, возникает вопрос? Не секрет, что сам Михаил Афанасьевич переболел наркоманией. Это лишнее подтверждение того, что болезнь эта социальная, охватывает все общество. Ни один человек, принадлежащий к самым разным классам, профессиям, и обладающий любым уровнем интеллекта и способностей может стать наркоманом.

Его опыт бесценен,  он как человек творческий сумел передать позже все муки наркомана на страницах своего рассказа. Хотя  доля его героя оказалось более трагичной. Возможно, этим писатель желал подчеркнуть всю опасность наркомании.

У Полякова наступает стадия более глубоко привыкания. Он постоянно, даже на работе, находится в наркотическом бреду. На качестве работы, по его же словам, это не отражалось, но страшно представить врача, практикующего в состоянии токсического бреда.

После относительного спокойствия, подаренного морфием, у Полякова проявляется агрессия и крик.

«Ночью у меня была ссора с Анной К.

- Я не буду больше приготовлять раствор.

Я стал ее уговаривать.

- Глупости, Аннуся. Что я, маленький, что ли?

- Не буду. Вы погибнете.

- Ну, как хотите. Поймите, что у меня боли в груди!

- Лечитесь.

- Где?

- Уезжайте в отпуск. Морфием не лечатся. (Потом думала и добавила). Я простить себе не могу, что приготовила вам тогда вторую склянку.

- Да что я, морфинист, что ли?

- Да, вы становитесь морфинистом.

- Так вы не пойдете?

- Нет.

Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться и, главное, кричать на людей, когда я не прав».

Больной и далее отрицает свою зависимость. Возможно, где-то в глубине души, он начинает ее осознавать, но не в силах признать и начать борьбу. Именно в этот момент наркоману очень нужна поддержка близких и понимание общества.

«При впрыскивании одного шприца 2%-ного раствора почти мгновенно наступает состояние спокойствия, тотчас переходящее в восторг и блаженство. И это продолжается только одну, две минуты. И потом все исчезает бесследно, как не было. Наступает боль, ужас, тьма» - продолжает описание следующей стадии наркомании Поляков в дневнике.

Еще откровеннее звучат сроки: «Я - несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, и, предупреждаю всех, кому выпадет на долю такая же участь, как и мне, не пробовать заменить морфий кокаином. Кокаин - сквернейший и коварнейший яд. Вчера Анна еле отходила меня камфарой, а сегодня я - полутруп...»

Поляков пытается отказаться от употребления морфия вообще, но ему это не удается, ломка и последующие галлюцинации берут верх.

«Не тоскливое состояние, а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя... в теле нет клеточки, которая бы не жаждала... Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить. Словом, человека нет. Он выключен. Движется, тоскует, страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чем не мыслит, кроме морфия. Морфия!»

Свое состояние Поляков уже сравнивает со смертью, а себя с трупом. Он принимает попытку лечения в Москве, в психиатрический клинике. Но совершает первый побег, после которого возвращается, чтобы покинуть лечебницу навсегда и … украсть немного морфия. Ему начинает казаться, что наркотика не хватает и больше нигде в Москве не найти морфий. В туалете больницы Сергей наспех делает инъекцию, заносит инфекцию, вызывающую нарывы на теле.

Страдает и душа, и тело. Моральный распад личности наркомана продолжается, и он сам уже не может осознать его глубину. Запущенная стадия наркомании усугубляется общественным непониманием.

«На другой день, сделав укол, ожил и вернулся к доктору N. Он встретил меня жалостливо, но сквозь эту жалость сквозило все-таки презрение. И это напрасно. Ведь он - психиатр и должен понимать, что я не всегда владею собой. Я болен. Что ж презирать меня?» - спрашивает измученный Поляков.

В операционные дни Поляков вводит морфий заранее, ночью. Анна заболевает и, сообщая о том, что фельдшер уже осведомлен о наркомании Полякова, просит его уехать и продолжить лечение. Доктор пишет записку Бомгарду, взывая о помощи: «Люди! Кто-нибудь поможет мне? Патетически я стал восклицать. И если кто-нибудь прочел бы это, подумал - фальшь. Но никто не прочтет», - звучит горечь в последних строках записок доктора.

 Если смотреть с точки зрения нравственности, все наркоманы — глубоко безнравственные люди. И это не от того, что были такими, такими их сделали именно наркотики. Они делали их холодными, бездумными. Человек становится полностью зависимым от них. Наркоману неведомо чувство жалости, сострадания. Наркотики полностью овладевают человеком

    Впервые острую социальную и нравственную  проблему затрагивает в своем романе “Плаха” Ч. Айтматов. В романе показывается судьба совсем еще юного, пугливого и добродушного Леньки, судьба двадцатилетнего, смышленого от природы Петрухи. Но эти люди уже “озлоблены на мир”, и у них одна цель в жизни: собрать побольше анаши и получить за нее большие деньги. У анашистов существует такой закон, который гласит о беспрекословном служении “хозяину предприятия”. Главарь анашистов Гришан благоденствует за счет тех людей, которые уже втянулись в наркотики и душа которых омертвела. Гришан пользуется этим, но сам, как показывает нам автор, наркотики не употребляет. Под образом Леньки подразумеваются те молодые люди, которые уже втянулись в наркотики, а под образом Гришана те, которые сталкивают молодое поколение с пути истинного и тем самым наживаются на их горе. В какой-то мере общество виновно в том, что человек становится наркоманом, но по большей части все зависит от человека, от его внутреннего мира. Писатель вводит такого героя, как Авдий Каллистратов — сын священника, изгнанный как “еретик - новомысленник”.  Авдий Каллистратов верил, что можно вернуть наркомана к нормальной жизни, но на собственном опыте убедился, что это невозможно. А если и возможно, то только в редких случаях и если у человека есть сила воли. Автор показывает гонцов, устремляющихся в Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищущих не столько денег, а прежде всего возможность пожить в иллюзиях. Автор глубоко проникает в сущность этой проблемы, но все-таки, на мой взгляд, он не показывает всех самых черных красок. Автор пытается понять этих зависимых людей. Он хочет найти способ, как им помочь

Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека. Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устремляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли может помочь наркоманам, хотя он незаурядный по своему духовному складу человек. Этим писатель хочет показать, что для того, чтобы справиться с этой чумой XX века, нужна не одна пара рук. Протянуть руку помощи должны все. В произведении чувствуется призыв писателя: “Эй, вы! Сильные духом. Пора строить лепрозорий” — и в то же время автор показывает, как мало людей, которые протягивают эту руку помощи. Надо честно признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркоманией отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Авдия достойны глубокого уважения, но одного его слишком мало.

 Роман Айтматова — воззвание к совести каждого: не жди, выходи воином на поле боя за правду. Тревога — вот главный мотив романа. Это тревога за утрату веры в высокую мораль, за падение нравов, за рост наркомании, тревога за человека. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь. Наркомания— чума XX века. И с каждым днем больных становится все больше и больше. Каждый день наркотики становятся причиной чьего-то последнего вздоха. Прости их, Господи, “ибо не ведают они, что творят”.

  Роман  основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны - человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны - разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Между ними должны быть установлены отношения родства, гармонии, но на самом деле - всё наоборот. Об этом и говорит Чингиз Айтматов. Дисгармония приводит к трагедии, приводит род человеческий на плаху!.
 Авдий Каллистратов, бывший семинарист, выезжает по заданию молодой редакции в Моюнкумскую саванну за материалом про анашистов, собирающих коноплю. Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из них людей. Его духовности и идеи утверждения добра только добром противостоит "идея" Гришана, вожака анашистов, убежденного в том, что и он помогает людям на их дороге к счастью. "Я - говорит он Авдию, - помогаю людям почувствовать счастье, познать Бога в кайфе. Я даю им то, что вы не можете дать им ни своими проповедями, ни молитвами... У меня к Богу есть свой путь, я вхожу к нему иначе, с черного хода. Не так твой Бог разборчив и недоступен , как тебе мнится...". Гришан не может понять того,
что не в кайфе человек получает наслаждение, теряя контроль над собой и настоящую свободу.
  Но выход из этого зла каждый видит по-своему, и каждый идет на свою плаху: компания Гришана - на лаву подсудимых, а Авдий - не переубедив никого, побитый, летит, выкинут споезда.
  Наивный Авдий воспринимает мир только через "свет добра" и, сам того не замечая, иногда становится орудием в руках зла. Не поняв навязанной ему роли, начинает бороться с этим злом и снова идет на плаху. Так случайно он становится участником "моюнкумской войны" - варварского уничтожения животных во имя выполнения плана мясозаготовки. С огромной силой Ч. Айтматов изображает страшную  картину побоища. "Врезаясь машинами в гущу загнанных, уже бессильных сайгаков, стрелки валили животных направо и налево, ещё больше нагнетая панику."
Этот роман - как крик. Как отчаянный призыв, обращенный к каждому из нас.
 

Заключение

Итак, ход исследования подтвердил выдвинутую в его начале гипотезу: художественная литература емко и в полной мере воплощает действительность: тема наркозависимости реально отображается в художественных образах. Борьба с наркоманией в первую очередь должна быть направлена на профилактику, а лучшей профилактикой может стать чужой пример. Ведь не зря же говорил скифский мудрец Анахарсис: «Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии».

Сопоставительный анализ произведений позволил проследить «путь» героев произведении Льва Толстого ,Михаила Булгакова, Чингиса Айтматова обнаружить причины, подтолкнувшие их к наркотикам. Путь этих литературных героев  – это путь разрушения и распада личности. Если Поляков не может признаться себе в том, что он морфинист, то Анна Каренина  ,не отвергая этого факта , сама уходит из жизни.  Главной причиной зависимости от наркотиков для них  является одиночество и отсутствие любви. Толстой и Булгаков  приводят своих героев к одному концу, к смерти. Прочтя дневник-исповедь наркомана, Бомгард из рассказа "Морфий"  спрашивает себя «…я прочитал эти записки Сергея Полякова. И здесь они полностью, без всяких каких бы то ни было изменений. Я не психиатр, с уверенностью не могу сказать, поучительны ли, нужны ли?» И сам же отвечает «По-моему, нужны».

А романе Айтматова трагический конец героя, пытающегося разобраться в проблеме наркомании и убитого наркосборщиками, звучит как набат: «Люди, опомнитесь! Люди, оглянитесь: мы в опасности!»  Необходимость борьбы с вырвавшимся на свободу наркотическим монстром встала сейчас  как одна из острейших общественных проблем, не терпящей ни малейшего отлагательства,  и перед каждым из нас, кому сейчас16-20лет.

       В ходе своей исследовательской работы, помимо исследования основной темы , я задалась целью проследить ведение здорового образа жизни некоторыми писателями. И была приятно удивлена. Оказывается, М.Ю.Лермонтов знал правила ведения кулачного боя и хорошо фехтовал. А.С.Пушкин увлекался боксом и плаванием. Л.Н.Толстой занимался бегом, плаванием, коньками, гимнастикой на турнике и брусьях. Гиревой спорт, катание на велосипеде, пешие походы, верховая езда – вот неполный перечень занятий, которые укрепляли здоровье писателя. Он прожил долгую жизнь, благодаря занятиям физическими упражнениями и спортом. Об увлечении катанием на коньках Лев Николаевич Толстой написал в своих произведениях «Детство» и «Юность». Наглядный пример значимости ведения здорового образа жизни  можно применить для профилактической работы среди молодежи .

В своей школе мы с учителями пригласили учащихся на демонстрацию  одноименного фильма по рассказу М.Булгакова "Морфий " . Учащиеся , мои сверстники , искренне сопереживали герою фильма Полякову , наглядно увидели все ужасы наркозависимости.

А недавно я узнала , что по решению Министерства здравоохранения Казахстана с 2013 года реализуется трехлетняя научно- исследовательская программа, пилотный проект которой запускается в Павлодаре.

 В эксперименте участвуют десять школ. Суть в том, что за счет точной компьютерной диагностики специалисты выявляют уязвимое звено учащегося, который еще не пробовал наркотики. С ним выстраивают работу таким образом, чтобы выработать устойчивость к предложениям наркоторговцев.

 - Если эксперимент в Павлодаре принесет ожидаемый результат, то мы будем рекомендовать его распространение на всю республику, -говорят в министерстве . - Как бы критично мы ни относились к проделанной работе, от 90 до 100% запланированных мероприятий было реализовано, и их результат тоже видим. И есть отчетливая перспектива, что в обозримом будущем можно обеспечить обратное развитие проблемы.

 Но, надо сказать, специалисты сошлись во мнении, что одними медикаментами решить проблему наркозависимого человека невозможно.

В наших руках будущее Казахстана , на нас лежит ответственность родить и воспитать свободное от наркотиков поколение! И начинать это делать нужно уже сейчас, занимаясь саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием. Я и мои друзья выбираем жизнь! Считаю, что поможет и помогает нам наше культурное наследие, высокая мораль русской литературы!

 




 

 

 


 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Научный проект на тему: Проблема наркомании в художественной литературе.

Научный проект на тему:  Проблема наркомании в художественной литературе.

Доклад на тему :"Проблема наркомании в художественной литературе"

Доклад на тему :"Проблема наркомании в художественной литературе"

Цели и задачи: Исходя из выше изложенного целью данной работы является: проследить особенности раскрытия темы наркозависимости в русской литературе на примере произведении

Цели и задачи: Исходя из выше изложенного целью данной работы является: проследить особенности раскрытия темы наркозависимости в русской литературе на примере произведении

Предмет исследования – наркотики и их последствия

Предмет исследования – наркотики и их последствия

Введение . «Меня часто называют первооткрывателем проблемы наркомании

Введение . «Меня часто называют первооткрывателем проблемы наркомании

Ветхий Завет, Талмуд и другие священные книги также не обходят стороной мак, упоминания о маковых головках и соке, выжатом из маковых зерен, встречаются в них…

Ветхий Завет, Талмуд и другие священные книги также не обходят стороной мак, упоминания о маковых головках и соке, выжатом из маковых зерен, встречаются в них…

Зеленая фея», так называли абсент, приобрела неслыханную популярность среди буржуазии и богемы

Зеленая фея», так называли абсент, приобрела неслыханную популярность среди буржуазии и богемы

Со второй-третьей дозы уже начинают проявляться последствия наркомании: гормоны счастья организму нужны, но он уже привык к большим их количествам, которые не может вырабатывать сам

Со второй-третьей дозы уже начинают проявляться последствия наркомании: гормоны счастья организму нужны, но он уже привык к большим их количествам, которые не может вырабатывать сам

К психологическим причинам наркозависимости относят такие черты личности, которые делают ее уязвимой, неустойчивой к действию наркотических средств

К психологическим причинам наркозависимости относят такие черты личности, которые делают ее уязвимой, неустойчивой к действию наркотических средств

Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно

Наркоманы разрушают себя не только физически, но и духовно

Основная часть. Я учусь в десятом классе

Основная часть. Я учусь в десятом классе

Такова ,на мой взгляд ,роль художественной литературы - реально показать через художественные образы все ужасы наркозависимости , показать пути преодоления наркомании ,

Такова ,на мой взгляд ,роль художественной литературы - реально показать через художественные образы все ужасы наркозависимости , показать пути преодоления наркомании ,

Я не думаю? Нет дня, часа, когда бы я ни думала и не упрекала себя за то, что думаю

Я не думаю? Нет дня, часа, когда бы я ни думала и не упрекала себя за то, что думаю

Великие писатели-классики XIX столетия дают нам наглядный урок трагического исхода приема наркотиков независимо от того, какая причина лежит в основе наркомании

Великие писатели-классики XIX столетия дают нам наглядный урок трагического исхода приема наркотиков независимо от того, какая причина лежит в основе наркомании

В случае, описанном Михаилом Булгаковым, доктор

В случае, описанном Михаилом Булгаковым, доктор

Но вот уже полмесяца, как я ни разу не возвращался мыслью к обманувшей меня женщине»

Но вот уже полмесяца, как я ни разу не возвращался мыслью к обманувшей меня женщине»

Ночью у меня была ссора с Анной

Ночью у меня была ссора с Анной

Поляков пытается отказаться от употребления морфия вообще, но ему это не удается, ломка и последующие галлюцинации берут верх

Поляков пытается отказаться от употребления морфия вообще, но ему это не удается, ломка и последующие галлюцинации берут верх

Е сли смотреть с точки зрения нравственности, все наркоманы — глубоко безнравственные люди

Е сли смотреть с точки зрения нравственности, все наркоманы — глубоко безнравственные люди

Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека

Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного человека

Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из них людей

Им движет не только задание газеты, а и мысль спасти павших и снова сделать из них людей

Сопоставительный анализ произведений позволил проследить «путь» героев произведении

Сопоставительный анализ произведений позволил проследить «путь» героев произведении

Лев Николаевич Толстой написал в своих произведениях «Детство» и «Юность»

Лев Николаевич Толстой написал в своих произведениях «Детство» и «Юность»

Научный проект на тему: Проблема наркомании в художественной литературе.

Научный проект на тему:  Проблема наркомании в художественной литературе.

Научный проект на тему: Проблема наркомании в художественной литературе.

Научный проект на тему:  Проблема наркомании в художественной литературе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017