Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"
Оценка 5

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа +2
9 кл
12.11.2018
Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"
исследование, направленное на изучение проблемы влияния современных игрушек на детей. В последнее время эта тема очень актуальна, т.к. на настоящий момент игрушки и вообще игры, в которые играют современные дети, как средство воспитания и развития ребенка не всегда играют положительную роль.
научный проект.docx
Научный  проект    «Современные игрушки: польза или вред!?                                                  Автор проекта : Карина Мизёва, ученица 9 класса                                                     Руководитель: учитель самопознания, психолог Нина Владимировна Ткач 2018 год Содержание   Аннотация  Введение  Глава 1. Теоретические основы исследования   Глава 2.  Практическая часть исследования. Анализ результатов.  Выводы   Список литературы и интернет­ресурсов Аннотация Цель исследования: Показать достоинства и недостатки современных  игрушек.. В качестве гипотезы выступает предположение о том, что современные  игрушки обладают характеристиками, оказывающими как положительное  влияние на развитие и психику ребенка, так и отрицательное. Отсюда  истекает необходимость правильного выбора игрушек. Процедура исследования состояла из следующих этапов :   подготовительный  ( определение и уточнение темы, постановка цели и  задач исследования, выдвижение гипотезы, подбор литературных  источников и  диагностических методик );   исследовательский  ( изучение теоретических аспектов вопроса,  проведение диагностики, обработка результатов );   заключительный  (обобщение, выводы к работе). В качестве методов исследования  применялись  теоретический метод,   опрос и статистические приёмы. На основании  полученных данных (результатов) авторы пришли к  следующим выводам: необходимо больше пропагандировать игрушки  обладающие выраженным положительным воспитательным эффектом,  безопасные для формирования и развития детской психики.  Область практического использования результатов  работы:  данные  исследования могут быть использованы как для организации досуга  современных детей, так и  в работе с родителями и детьми в урочной и  внеурочной деятельности Введение Одной   из   отличительных   черт   жизни   современного   ребенка   является огромное   количество   игрушек,   которое   окружает   его   с   самого   момента появления   на   свет.   Точнее,   игрушки   не   сами   окружают   ребенка.   Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. В   то   же   время,   многочисленные   исследования   психологов   и   педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для   воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору. Особенно важно это в   отношении   детей,   с   раннего   возраста.     Взрослые   должны   разбираться   в «бездонном океане» игрушечного разнообразия, комплектуя игротеку ребенка такими игрушками, которые бы действительно воспитывали, помогали усваивать социальный   опыт   и   развивать   позитивные   качества   у   детей.  А   для   этого необходимо понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей,   какое   влияние   она   оказывает   на   развитие   психики,   особенностей личности и поведения ребенка.  Современные   игрушки   имеют   зачастую   двойственный   характер. Востребованные   с   одной   стороны   и   оказывающие   не   всегда   положительное влияние на развитие психики ребенка с другой.  Эта проблема нас заинтересовала и этим обозначена тема нашего проекта. Цель : Показать достоинства и недостатки современных игрушек.. Задачи исследования: 1. Выяснить степень разработанности проблемы в литературе. 2.  Исследовать положительные и отрицательные характеристики  современных  игрушек. 3.Выявить определенную категорию игрушек, наиболее интересующую  современных детей.( провести опрос)  4. Сделать определенные выводы о  влиянии  игрушек на развитие и  психологический комфорт детей. Актуальность исследования:       Детство немыслимо без игры. Игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.  Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно  жить. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. В игре  рождается содружество, а, значит, и дружба.  Игра – лучшая сфера общения,  ее процесс всегда удовольствие. Игрушки развивают  и воспитывают.  Но  проблема в том, что в последнее время в отношении игрушек возникает  вопрос, чего в них больше: пользы или вреда? Как правильно подходить к  выбору игрушек? Какие игрушки предпочитают современные дети?  Практическая значимость:         Данные исследования могут быть использованы как для организации  досуга современных детей, так и  в работе с родителями и детьми в урочной и  внеурочной деятельности.  Объект: Игрушки, в которые играют дети. Предмет: характеристика современных игрушек  и их влияние на развитие и  психику ребенка. Методы исследования:  • Знакомство со специальной литературой, информацией в сети интернет по  данной теме;  • Социологический опрос (интервьюирование) детей младшего школьного  возраста;  Гипотеза исследования:  предположение о том, что современные игрушки  обладают характеристиками, оказывающими как положительное влияние на  развитие и психику ребенка, так и отрицательное. Отсюда истекает  необходимость правильного выбора игрушек. Продукт проектной деятельности: буклет для родителей мини­центра и  учащихся младших классов о характеристике современных  игрушек. Глава 1. Теоретические основы исследования  вопроса « Современные  игрушки: вред или польза?»  Что такое игрушка?  Заглянув в толковый словарь, находим: а) Предмет, предназначенный для игры детей. б) перен. То, что находится в полной   зависимости   от   кого­л.,   чего­л.   2)   перен.   То,   к   чему   относятся несерьезно, как к забаве, распоряжаясь по своему усмотрению, не считаясь с чьими­л. интересами или желаниями.3) перен. Что­л. изящное, красивое. Какой должна быть игрушка? Игрушка должна быть культуросообразной и соответствовать принятым В игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребёнка на Игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять   в обществе нормам и духовно­нравственным ценностям;  агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу;   религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым  особенностям и физическим недостаткам людей;    развития способностей ребёнка (творчество, познавательное, физическое и  духовное развитие).   конструкции игрушки, логике игры   Соответствие игрушки указанному в описании возрасту ребёнка; Привлекательность игрушки для ребёнка; Возможность полифункционального использования игрушки для  Эстетичность внешнего вида игрушки и отсутствие ошибок в  Возможность использования игрушки в коллективной игре  Использование экологически чистых материалов Возможности игрушки: её применяют в практике воспитания; в коррекции поведения; в творческом развитии В психологии много пишут  о том, что ребенок в игре моделирует и творит  свою взрослую жизнь, в игре творит самого себя. Задумайтесь, какой будет  взрослая жизнь ребенка играющего «классической бензопилой маньяка»,  вампирами, монстрами и т.п. Вот и получается, что из  игрушки, которая  лечит она, превращается в игрушку, которая калечит. По мнению авторов различных литературных источников, современные   игрушки могут вызывать у детей расстройства психики и делать их злыми, агрессивными.   На   рынке   появилось   много   страшных   игрушек,   которые способны   негативно   повлиять   на   развитие   ребенка.   Взрослым   следует помнить, что игрушка предназначена не только для развлечения. Ребенок на ней обязательно чему­нибудь учится. Поэтому необходимо быть бдительными и   не   покупать   бесполезные,   а   также   вредные   для   ребенка   вещи. У   него обязательно должны быть развивающие игры, соответствующие его возрасту Дети   любят   копировать   действия   взрослых,   поэтому   у   них   должны   быть предметы,   похожие   на   взрослые   Маленьким   деткам   очень   хорошо   иметь мелкие   игрушки,   которые   легко   собираются   и   разбираются,   это   развивает моторику. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда­то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и – надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой­подружкой.    Какие   бывают   игрушки?  Самые   разные,   а   именно:   деревянные, пластмассовые,   фарфоровые,   резиновые,   музыкальные,   механические, электрифицированные и многие другие. Что является главным фактором при их   выборе?   На   первое   место   хочется   поставить   –   развлечение,   ведь   это игрушка,   игра,   забава.  Однако   при   выборе   игрушки   все   возможные приоритеты   желательно   расставить   следующим   образом:   безопасность, развитие детей, обучение, развлечение, лечение. Развитие   богатого   эмоционального   мира   ребенка   немыслимо   без   игрушек. Именно   они   позволяют   ребенку   выразить   свои   чувства,   исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы  и машины. У кого­ то невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребенка­ очень важное   и серьезное дело. Только сам ребенок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.   Что такое «антиигрушка»?  Игрушка особым образом программирует поведение ребенка. И важно помнить,  как   воздействует  игрушка,  и  что  за   программу  она  в себе  несет. Поскольку   есть   добро   и   зло,   идеал   и   антиидеал,   игрушка   может   быть антиигрушкой.   Современные   детские   магазины   завалены   жутковатыми игрушками,  и   родители,   не   думая   о   последствиях,   покупают   их   любимым сыновьям, внучатам, племянникам… Но плохая игрушка – это больше, чем некрасивый, нефункциональный предмет – это антиигрушка, формирующая искажённые ценности в душе ребенка. У   современных   игрушек   зачастую   нет соотнесения   с   реальными жизненными   образами,   ситуациями,   персонажами.   Искажаются   пропорции лица,   частей   тела,   используются   неестественные   цвета   и   формы.   Куклы   с несоразмерно   большими   головами,   глазами   на   пол­лица,   розовые   зайчики, ядовито­зеленые медведи, красные мышки нарушают представление ребенка о реальной   картине   мира.   Игрушка,   не   имеющая   аналогов   в реальном   мире, порождает страхи у ребенка. Не   только   нереалистичность   игрушечных   персонажей   провоцирует тревожность   у   малышей.   Вредит   психике   ребенка   также   перегруженность яркими красками, образами, звуками. Ребенок ощущает, что все вокруг очень изменчиво, а значит, непрочно и нестабильно.  Ребенок,   окруженный   пластмассовыми   Барби,   Бэтманами,   Человеками­ пауками,   киборгами   и   трансформерами,   представляет   собой   человека, заряженного   энергиями   инокультурного   мира.   Если   же   ребенок   с   детства окружен   и   подавлен   представителями   кукольной   «нечистой   силы»,   то способность   к   вере,   состраданию,   сочувствию,   милосердию   будет   в   нем утрачена.   Что же опасного может быть в игрушке?  Любое проигранное ребенком действие способно воспроизвести самое себя   в реальности.   Если   ребенок   в   игре   ведет   себя   гуманно,   милосердно, заботливо,   то   у   него   есть   некий   образец   того,   как   это   нужно   делать.   И наоборот,   если   ребенок   в игре   вынужден   быть   агрессивным,   грубым, жестоким, это обязательно воспроизведет самое себя когда­нибудь в той или иной ситуации.   Чрезмерно детализированные игрушки­ еще одна проблема связанная с  современными игрушками. Детализация ­ это проблема не только монстров,  но и вообще большинства современных игрушек. Раньше детям делали кукол  из носков, с пуговками вместо глаз, и эти игрушки были самыми любимыми –  малыш сам придумывал и представлял себе недостающие детали, характер  куклы и ее историю.     Современных кукол иногда трудно отличить от живых людей – настолько тщательно проработаны их тела, одежда, лица с ярко выраженными  эмоциями. «Додумывать» здесь уже нечего. Если же игрушка – это герой  популярного мультфильма или книги, то и историю придумать не получается.  Часто ребенок, играя, раз за разом повторяет эпизоды из мультфильма, не  внося ничего нового. Это негативно влияет на развитие творческих  способностей: фантазии и воображении малыша.   Почему исчезли из продажи куклы­голыши, которым надо шить одежду,  которых надо лечить, кормить и нянчить? Вместо них в магазинах – реальные  до жути новорожденные младенцы из пластика, абсолютно натуральные.  К сожалению, современные игрушки в своем подавляющем большинстве есть антиигрушки: они ориентируют детей не на позитивные ценности  культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к насилию, ненависти. Эти игрушки могут причинить вред нормальному физическому, психическому и духовно­нравственному развитию детей. Так какие же игрушки нужны, полезны детям? Проанализировав литературные источники, мы пришли к выводу, что: При покупке пушистого друга ребенку, необходимо обращать внимание   на его вид. Также стоить присмотреться и к выражению мимики и глаз  зверушки. Не стоит покупать игрушку со злобным или печальным  выражениями на мордочке, способными вызвать у ребенка отрицательные  эмоции. Пусть это будут добрые и веселые мордочки.  просто попались на глаза или понравились родителям.   безобразии что­то привлекательное, во зле­добро.  Выбирая   игрушки,   изображающие   людей,   обращайте   внимание   на выражение их лиц. Ведь эти игрушки на долгое время станут окружением вашего ребенка и главными героями его игр. Не   следует   также   останавливать   свой   выбор   на   игрушках,   которые Не покупайте игрушки­«чудовища», так как, ребенок начнет видеть в Немного о конкретных игрушках:  Ребенку свойственно идентифицировать себя с игрушкой, с которой он играет: смотреть на мир ее глазами, разговаривать ее голосом и присущими ей репликами, примерять на себя те качества, которыми наделена его игрушка. Немудрено,   что   дети   проявляют   несдержанность,   раздражительность, утрачивают   человечность   и   милосердие.   Примечательно,   что   игрушки­ монстры   не   предполагают   разнообразных   совместных   игр,   лишь   сюжет «охотник и жертва». К чему это может привести, понятно без лишних слов.  Гигантские мишки, зайцы и лошадки, которые вдвое больше малыша, не только не годятся для ролевой игры, но могут элементарно напугать ребенка. Кроме   того,   они   являются   мощными   пылесборниками,   и   при   этом   их чрезвычайно сложно содержать в чистоте. Мягкие игрушки­зверюшки должны быть   соразмерны   ребенку   и   выполнять   те   функции,   которые   на   них возложены: формировать эмоциональные реакции на тактильные ощущения, развивать привязанность и сопереживание.  Современные   лазерные   автоматы   и   прочее   футуристическое   оружие, изобилующее   световыми   и   шумовыми   спецэффектами,   перевозбуждают нервную систему ребенка и подвигают его к проявлению агрессии. Желание стрелять,   играть   в   «войнушку»,   рубиться   на   мечах   свойственно   всем мальчикам, и подавлять его не стоит. Сегодня в продаже достаточно игр и игрушек,   которые   помогут   сформировать   образ   благородного   воина, защитника слабых и обиженных: мечи и сабли, доспехи и прочие аксессуары для рыцарского поединка, наборы для ролевой игры, скажем, в полицейский участок.  В   принципе,   куклы,   изображающие   молодую   женщину   или   девушку­ подростка,   вполне   подходят   для   коллективной   ролевой   игры   девочек младшего школьного возраста. Однако не стоит покупать их дошкольницам, чтобы не вызывать интерес к тем сферам жизни, к которым они еще не готовы. Идеальной   куклой   для   них   будет   кукла   небольших   размеров,   мягкая   или пластмассовая,   у   которой   сгибаются   только   ножки­ручки.   Девочки   такого возраста,   как   правило,   предпочитают   активно   играть   со   всеми   своими куклами:   укачивать,   кормить,   носить   на   руках,   катать   в   колясках, переодевать.  конструктор. Эти игрушки доказали свою занимательность и воспитательную  ценность многими поколениями детей, развивая интеллект,  сообразительность, приучая к терпению, тренируя мелкую моторику руки.  У нас есть хорошие и умные игрушки. В магазинах можно найти любимыми Взять наши добрые кубики со сказками, мозаику, строительный  всеми с детства персонажей “Спокойной ночи, малыши”, которые учат  добру и справедливости, не обманывать и не предавать и многому другому. И все это раскрывается в понятной для детей форме. Они излучают добро  и любовь к каждому зрителю, а те тоже отвечают любовью. Эти герои  могут принести еще одну частичку тепла и нежности и напомнят о тех  темах, которые затрагивались ими.  Для детей постарше можно купить постройки кораблей, самолетов, лодок.  Для девочек красивые наборы для вышивания, бисероплетения, роспись по  ткани и дереву. Эти игры приучают детей к самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Ведь куда приятнее вышить для мамы  салфетку, подарить папе на день рождение модель самолета или  порадовать сестру фенечкой. Любая вещь, изготовленная своими руками  — самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его друзей или  родителей. Глава 2. Практическая часть исследования. Анализ результатов. Опрос ( интервьюирование ) проводилось среди детей 5­9 лет.  Всем  участникам было предложено ответить на один вопрос: « С какими  игрушками  ты любишь играть?» Результаты опроса: 24 % ­ военные игрушки, роботы­ трансформеры 20 % ­ компьютерные игры,  20% ­ машинки ; 16 % детей – куклы, « в домики»;  8  % ­мягкие игрушки; 6  % ­  конструктор; 6  %­ настольные игры; Анализ протокола  опроса  показывает, что сопоставляя результаты со среденестатистическими данными, найденными в литературных источниках, мы находим подтверждение данным , что  «лидерство» среди востребованных игрушек   ,   все   таки   составляют   –   роботы   (трансформеры,   различных вариантов), военные игрушки ( автоматы, мечи, луки, стратегические наборы, военная техника и пр.) компьютерные игры, машинки ( у мальчиков), куклы (у девочек).  Лишь  некоторые  из  опрошенных  предпочитают  настольные  игры, мягкие игрушки, конструкторы.  Хотелось   бы,   при   помощи   взрослых   изменить   ситуацию   в   сторону игрушек, доставляющих радость, удовольствие от общения. Воспитывающих доброту, отзывчивость, бережное отношение к окружающим, трудолюбие и другие положительные нравственные качества.       Вывод:  Для   того,   чтобы   не   подвергать   здоровье   ребенка   опасности,   при выборе   игрушек   следует   учитывать   качество   материалов,   из   которых изготовлена игрушка, а также обращать внимание на безопасность игрушки с точки зрения детской психики.  Всем нам необходимо понимать, что любая игрушка развивает. Вопрос – «что она развивает»? Агрессию, страх, неврозы или   положительные   эмоции,   а   может   интеллектуальные   и   познавательные способности ребенка. Наша цель внести в жизнь ребенка правильный выбор игры и игрушки! Рис.1 Диаграмма результатов опроса  детей 5­9 лет "  С какими игрушками ты любишь играть ?" куклы, 16% " 20% машинки 20% компьютерные игры 8% мягкие игрушки 6% конструктор 6% военные игрушки, роботы­трансформеры  24%

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"

Научный проект ученика " Современные игрушки: польза или вред!?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018