Научный проект "Я легкой жизни не искал"
Оценка 4.6

Научный проект "Я легкой жизни не искал"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
10 кл
16.05.2018
Научный проект "Я легкой жизни не искал"
Публикация является частью публикации:
традиции казахского народа.docx
Воспитание ребенка начинается с клыбели Ребенок ­ это самое дорогое для человека Праздник колыбели Бесік той  (праздник колыбели)  — традиционный казахский обряд, связанный с рождением ребенка. Этот праздник родители устраивали через 3­5 дней после отпадания пуповины новорожденного. Он предназначен только первенцу в семье, а последующему ребенку совершали ритуал «бесыкке салу». По   обычаю,   приданое   для   малыша   готовит   и   привозит   бабушка,   со стороны матери. Она дарит подарки маме и малышу. Для показа приданого малыша, подарков мамы и колыбели  на праздник приглашаются  образцовые опытные, имеющие большой авторитет бабушки и женщины.  Прижигание колыбели Прижигание   колыбели   ­   это   форма   поклонения   огню.Перед   тем   как укладывать ребенка в бесик, проводился обряд «бесік керту» ­ прижигание колыбели. Чаще  всего  его  проводила   бабушка,  которая  брала  раскаленное железо и прижигала все части колыбели, чтобы сгинули сулящие вред ребенку злые духи.   В некоторых частях Казахстана существовала древняя традиция «сватовство   с   момента   прижигигания   колыбели».   В   этом   случае   родители мальчика,  прижигали     колыбель   девочки,   и  повесив     монету,совершали ритуал. Перерезание пуповины  Перерезание пуповины ­ одна из самых важных традиций. С самых ранних времен   казахский   народ   с   ответственностью   подходил   к   перерезанию пуповины ребенка. До рождения ребенка они выбирали достойного человека, который должен был перерезать пуповину. Это обычай исходит из убеждения, что родившийся ребенок будет похож на того человека, кто первый к нему прикоснется.   Следовательно,   он   должен   быть   мудрым,   умелым,   умным, образованным,   авторитетным   человеком.Пуповину   новорожденного перерезают   специальными     чистыми     ножницами   и   ножами.   После   чего женщине вручают положенный презент «кіндік кәделер» Укладывание в колыбель   «Бесикке   салу»   ­   в   переводе   означает   «класть   в   колыбель."   Этот интересный   обычай   сохранился   и   до   современности.  Первый   раз   уложить ребенка в колыбель поручают образцовой, опытной, многодетной, имеющей большой   авторитет,   бабушке   или   женщине.   Это   символизирует   желание   в будущем   видеть   таким   новорожденного. Обряд   сопровождается традиционными   колыбельными   песнями   «Бөбек   бөлеу»,   «Әлди   –әлди,   ақ бөпем».  Колыбельная   песня   или   "бесік   жыры"   занимает   особое   место   в   казахской народной   традиции.   В   древности   мамы   и   бабушки,   папы   и   дедушки   сами Колыбельная песня сочиняли колыбельные песни. Конечной целью которого было, чтобы малыш с колыбели  запоминал  казахские  слова, казахские   мотивы. Но  какими  бы  ни были слова колыбельных, они непременно содержали слово "әлди, әлди", что означает то же, что и "баю­бай". Колыбельную  песню поют, качая колыбель, с целью   уложить   ребенка   спать.   Через   песни   мамы   общались   со   своим ребенком, рассказывали ребенку свои переживания, мечты и ожидания.   Сороковины­  обряд сорокадневия (кыркынан шыгару) Казахский   обряд   "Қырқынан   шығару"   (40   дней   ребенку)   является самым священным обрядом в жизни ребенка. Этот день можно считать днем рождения   ребенка.   т.е   только   после   40   дней   ребенок   полностью приспосабливается к вне утробной, самостоятельной жизни. Ребенка купали в соленой   воде,   и   после   купания   поливали   младенца   сорока   ложками ритуальной воды. В этот же день ребенку в первый раз стригли волосы и ногти, одевали новую одежду. В этих обычаях участвовали только женщины, которые  одаривались  подарками.  Обязательным   ритуалом  была   раздача  40 лепешек,   испеченных   к   этому   событию.  Участниками   обряда   являются уважаемые пожилые и молодые женщины.  Ритуальная рубашка («рубашка для собак»).  Есть еще очень древний обряд «ит койлек» (ит – собака). После проведения ритуала «40 дней ребенка» обязательно на ребенка надевают новое платье и майку. Распашонку,   которую   малыш   носил   до   сорока   дней,  использовали   для специального ритуала. В нее заворачивали сладости и привязывали на шею аульной   собаки,   после   чего   отпускали.   С   нетерпением   ожидавшие   этого момента дети тут же бросались ловить собаку. Они с шумом носились за ней по всему аулу и, поймав ее, делили между собой сладости. При этом если в ауле   имелись   бездетные   женщины,   они   спешили   к   детям,   чтобы   угостить разными   деликатесами,   а   взамен   заполучить   иткөйлек. Существовало поверье, что такая рубашонка приносит удачу, и они тоже вскоре смогут родить ребенка.   Наречение ребенка Для обряда, связанного с наречением ребенка, родители приглашают самого   уважаемого,   авторитетного   человека.   Иногда   при   обоюдном согласии родители сами выбирают имя. Кроме этого  право выбора имени представляется обычно старшим членам семьи (дедушке, бабушке) или мулле, а в некоторых случаях почетному гостю,  которые тут же  и благословляют новорожденного (бата). Этот обычай характеризовал  уважение к старшим и преклонение перед их мудростью и жизненным опытом. Также как и у многих других народов, имя давалось в честь родственников или особо почитаемых, выдающихся   людей,   чтобы   ребенок   вырос   похожим   на   них   и   стал   их достойным преемником.  Как   правило,   родители  стараются  избегать  называть   детей   именами труднопроизносимыми   и   неприятными   на   слух   сочетаниями.   Стараются давать   красивые   имена,   имена   знаменитых   людей,   чтобы   ребенок   хотя   бы немного стал похож на того человека, чьим именем его нарекают. Подарок, за увиденное в первый раз  Көрімдік беру» (вознаграждение, подарок за радость). Это еще одна из особенных традиций казахского народа. Если в казахском ауле женщина или невестка, приносят ребенка к жизни, то для  жителей аула, ее родственников и членов   ее   семьи,   которые   хотят     увидеть   ребенка,   существует   традиция «коримдик».  Коримдик ­ подарок, который полагается давать за увиденных впервые молодую невестку, новорожденного, верблюжонка. "Коримдик" ­ от слова "кору" ­ смотреть, видеть. Значение же обычая не в том, чтобы взять или   дать   подарок.   "Коримдик"   служит   для   выражения   добрых   намерений родственников, близких. Кроме этого, значение этой традиции заключается в том, чтобы  уберечь ребенка от дурного глаза.   Обычаев и традиций, связанных с корымдык,   в   казахской   культуре очень много. Праздник рождения ребенка Той, устраиваемый в честь появления младенца Той "Шілдехана" (Шілделік) – этот праздник устраивается в честь рождения   ребенка.   По   традиции   той,   устраиваемый   в   честь   появления младенца,   проводится   после   сорокадневия.     Особенностью   обряда сорокадневия   (кыркынан   шыгару)   является   срок   его   исполнения:   для мальчиков после 30 дней (чтобы был сильный и смелый), а для девочек — на 10 дней позже (чтобы была прилежная, спокойная и послушная). За это время позвонки и ребра ребенка становились крепкими.  Подаются угощения, поют песни, играют  на  домбре,  исполняются песни «Бесік  жыры» (Колыбельная песня), «Бөбек бөлеу», «Сәби болғым келеді» (Хочу быть ребенком), «Өмір гүлі» (Цветок жизни), «Әке әлдиі» и другие.   Праздник обрезания Сундет ­ той считается важным и радостным событием в жизни мальчика. Сундет  является  доказательством  того, что  мужчина стал по  религиозным поверьям, согласно   мусульманскому вероисповеданию, своим сыновьям обязательно делали обряд обрезания и по этому   поводу   устраивали   сундет   той.   Приглашаются   гости,   готовится угощение,  виновнику торжества дарят коня и  множество других подарков.  мусульманином.   Казахи,   Разрезание пут Из традиционных детских обрядов у казахов наиболее интересным был тусау кесу (разрезание пут). Тұсау кесуші» (разрезающий путы) должен быть человеком положительным во всех отношениях – основательным, мудрым, чей жизненный путь достоин подражания, ибо, по поверью, судьба ребенка будет похожа на судьбу этого человека. Ребенку начинающему ходить перевязывали ноги   черно­белым   шерстяным   шнуром,  который  «тұсау   кесуші»  перерезал. Разрезанный шнур затем сжигали. Этот детский обычай очень символичен: для ребенка как бы открывалась новая жизнь, а черно­белый шнур символизировал жизнь с ее непостоянством, впереди было много испытаний и их надо пройти достойно.  После   окончания   обряда   родители   преподносят   подарок разрезавшему путы.

Научный проект "Я легкой жизни не искал"

Научный проект "Я легкой жизни не искал"

Научный проект "Я легкой жизни не искал"

Научный проект "Я легкой жизни не искал"

Научный проект "Я легкой жизни не искал"

Научный проект "Я легкой жизни не искал"

Научный проект "Я легкой жизни не искал"

Научный проект "Я легкой жизни не искал"
Скачать файл