Тематический блок 7. Наука
1. Ключевые слова
система |
деятельность |
отрасль |
закономерность |
научность |
теория |
развитие |
формирование |
практика |
знание |
объективный |
прогресс |
достояние |
действительность |
бескорыстие |
2. Определение понятия наука
1. Сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, система таких знаний, отдельная отрасль таких знаний.
2. То, что дает опыт, урок, назидание, нечто поучительное.
З. Навыки, знания, получаемые человеком в результате обучения или жизненного опыта.
З. Словарь сочетаний
Наука мировая, русская, советская, российская, зарубежная, передовая, новая, данная, любая...
Общественные, филологические, гуманитарные, естественные, точные, технические, специальные, прикладные, математические, физические... науки.
Наука и техника...
Наука (о чем?) о природе, об обществе, о языке, о законах чего-либо, о свойствах чего-либо.
История, развитие, прогресс, подъем, достижение, будущее, область, отрасль, данные, законы, значение, роль, возможность, люди... науки.
Служение, преданность ... науке. Интерес, любовь ... к науке Заслуги перед наукой.
Развивать, двигать вперед ... науку.
Отдаваться, служить, посвятить себя ... науке.
Заниматься, интересоваться ... наукой.
В науку вносить вклад, верить...
От науки ожидать чего-либо...
Наука служит кому-либо...
Прогресс науки и техники позволяет человеку эффективно использовать богатства и силы прироДы.
4. Проблемы
1) Роль науки.
2) Неизбежность научного и технического прогресса. З) Научный подвиг и радость познания.
4) Человек и наука.
5) Наука и научность.
6) Гуманизация наук.
7) Ответственность ученых.
5. Тезисы
1) Наука является прочной опорой в жизни.
2) Невозможно остановить научно-технический прогресс.
З) Тяжелый труд ученого искупается радостью познания.
4) Человек и научный прогресс всегда находятся в состоянии борьбы.
5) Наука и научность не одно и то же. Научность есть перенесение критериев науки на другие области духовной жизни.
6) В научном мире проявляется все больший интерес к проблемам гуманитарным.
7) На ученых лежит огромная ответственность за последствия научных OTkPbIтий.
6. Афоризмы, крылатые слова, высказывания
1) Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни (АС. Пушкин).
2) Науки юношей питают,
Отраду старым подают (МВ. Ломоносов).
З) Прогресс неизбежен, его нельзя отменить (АД. Сахаров).
4) В науке нет другого способа приобретения, как в поте лица; ни порывы, ни фантазии, ни стремления всем сердцем не заменит труда (АИ. Герцен).
5) Счастлив тот, кто может познать природу вещей (Вергилий).
6) Всякая наука есть предвидение (Герберт Спенсер).
7) Человек, жизнь и наука — стали в положение разлада... то есть борьба кипит
— и что выйдет из этой борьбы — никто на знает! (АИ. Гончаров)
8) Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее (Юрий Бондарев).
9) Никто серьезно не сомневается в ценности науки. Наука и научность совсем разные вещи Наука — неоспоримый факт, нужный человеку.
Научность предполагает существование единого метода (НА. Бердяев).
10) Наука должна расширить наш взгляд, иначе сгруппировать знакомые нам предметы (НА. Добролюбов).
11) Естествоиспытатели открывают всего лишь то, что есть, а гуманитарии даже то, что могло бы быть (Болеслав Пашковский).
12) Кто движется вперед в науках, но отстает в нравствеппости, тот больше идет назад, чем вперед (Аристотель).
13) Научный труд требует общей интеллигентности человека (ДИ. Лихачев).
14) Разумный человек приспосабливается к миру; неразумный — пытается приспособить мир к себе (Бернард Шоу).
7. Аргументы
1) А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума» ставит проблему ума, обучения, образования. В монологе «А судьи кто?» Чацкий утверждает право молодых людей заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным...». Даже такие безобидные занятия в мире Фамусова вызывают страх. Фамусов выступает, охраняя общество, и как любящий отец, и как крупный чиновник. В любом случае его пугает такое направление ума и занятий молодого человека. Он пытается «вразумить», «наставить на путь истинный». Но, получив удар, Чацкий, страдая, переживая личную драму, отстоял своё право быть собой. Тяга к познанию, к развитию в человеке неистребима.
2) Центральный образ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» — Базаров. Герой занимается наукой, медициной, стремиться к полезной деятельности, но бросает вызов вечным законам жизни, бытия, отвергает любовь, искусство, составляющие существенную потребность человека. «Нигилизм», по мнению Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным потребностям жизни. В этом усматривается вина героя, причина его неизбежной гибели.
З) В «Собачьем сердце» Булгаков рассказывает о научном эксперименте профессора Преображенского. Писатель показывает неоднозначность этого явления. С одной стороны, понятно желание учёного улучшить человеческую породу. Но с другой стороны, «очеловечивание» Шарика приводит к трагическим последствиям. Булгаков утверждает мысль об ответственности учёного. Иван Арнольдович Борменталь выступает как представитель нового поколения научного работника. Он первым решается на «преступление» — возвращает Шарику его первоначальный облик. Тем самым утверждается право человека культуры, науки на борьбу за своё право быть.
4) Журнал «В мире науки» опубликовал интересное сообщение. В Москве появилась лаборатория, где синтезируется наука и искусство. Канадский художник, архитектор и физик Николас Ривза представил установку, «переводящую поэзию неба в музыкальную гармонию», которая считывает с помощью лазера физические особенности облаков и превращает процесс в музыкальные звуки. Проект «Небесная арфа» объединяет художников, учёных, журналистов и всех людей, неравнодушных к процессам синтеза науки и искусства, к творческому развитию. Искусство для науки и наука для искусства могут оказаться «телескопами», помогающими открывать новые миры.
8. Текст
(1) Мне кажется неизбежным продолжение и развитие существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. (2) Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.
(З) Рост населения, истощение природных ресурсов — это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человека к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжёлой, часто жестокой и безрадостной), даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. (4) Разные стороны научно-технического прогресса — урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни — теснейшим образом между собой связаны. (5) И в связи с этим нет никакой возможности «отменить» какието направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. (6) Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения — может обратить вспять прогресс, но надо быть безжалостным, чтобы желать такого исхода.
(7)Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. (8) Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. (9) Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом.
(10) Однако я не склонен абсолютизировать одну только материальную сторону прогресса. (11) Я убеждён, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человеке всё человеческое — радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства, но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами.
(12) Уже сейчас граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. (13) И уж во всяком случае, прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.
(14) Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.
(По АД. Сахарову)
9. Задания к тексту
1) Укажите способ образования слова применение. (суффиксальный)
2) Из предложений 4—7 выпишите прилагательное, употреблённое в роли существительного. (безжалостным)
З) Укажите тип связи в словосочетании с сохранением человеческого в предложении. (управление)
4) Среди предложений 1—9 найдите сложное предложение, в состав которого входят односоставные безличные. Напишите номер этого предложения. (6)
5) Среди предложений 10—14 найдите предложение с обособленным определепием, Напишите номер этого предложения. (13)
6) Среди предложений 1—6 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.
7) Среди предложений 9—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
(10)
10. Сочинение
Перед нами — прогноз ближайшего будущего. Прогноз учёного отличается от пророчества гаДалки, провиДения экстрасенса, предсказания астролога. Это научное преДвиДение, основанное на анализе фактов и глубоком разДумье. Сахаров отвечает на труДные вопросы. Способно ли человечество решить проблемы собственного будущего только среДствами научно-технического прогресса без изменения шкалы основных ценностей? Есть ли у человечества основания для уверенности в буДущем?
Учёный, когда-то шагнувший к тайнам энергии атома, становится общественным Деятелем. Исследуя глобальные проблемы современности, связанные с развитием науки и техники, Сахаров с уверенностью смотрит в будущее. Он считает, что прогресс неизбежен, его Не.ЉЬЗЯ «отменить», но решить непростые проблемы нашего времени только средствами науки невозможно,
Автор утверждает, что опасности, угрожающие человечеству, в колоссальной степени усиливаются. Он Даже называет самую главную угрозу — возможность гибели человечества в огне термояДерной катастрофы. Избежать это возможно: люди должны помнить о шкале человеческих ценностей. И тогда основание для уверенности есть: нужно «сохранить человеческое в человеке и природное в природе».
Безусловно, тяга к познанию сильна в человеке. В истории развития человеческого знания известно много великих открытий. Дмитрий Иванович МенДелеев сделал величайшее открытие — периоДический закон. Учёный не только описал и систематизировал известное, но преДсказал неведомое, как оно буДет познано с помощью закона. Таким образом Деятель науки оказал влияние на разные области естествознания. У этой науки много задач. Все эти заДачи еДины — все они сводятся к разгадке тайны вещества, единого во всей Вселенной.
Современный учёный-математик Никита Николаевич Моисеев развивает иДею Вернадского о совместном гармоническом развитии прироДы и общества. Он утвержДает, что в современном мире множество проблем и их нужно изучать в комплексе. Нужно использовать не только математические, физические методы исслеДования, но и метоДы гуманитарных наук. ЕДинство мира преДполагает еДинство наук. Многие учёные утверждают, что наук нет — есть наука. Наука будущего Должна решать проблемы общества.
Велика работа учёных по осознанию мира. Не нами выбран мир, который нам прихоДится изучать. Да, он нестабилен, но это не означает, что не подДаётся научному изучению. Современные учёные пытаются объяснить взаимосвязь между химическими, физическими и Духовными явлениями. Содержание открытий естествоиспытателей помогает нам выработать новое отношение к жизни. Оно Даёт нам силы поДДерживать ответственность перед миром и проявлять «благоговейное» отношение к нему.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.