"Наука"
Оценка 4.8

"Наука"

Оценка 4.8
Лекции
doc
обществознание
21.03.2022
"Наука"
Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по кодификатору
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.doc

1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

 

Наука – вид деятельности человека, обеспечивающий производство знаний об окружающем мире и социуме.

Наука включает в себя следующие элементы

  • знания и носители;
  • научно направленные цели и задачи;
  • наличие специфичных функций;
  • средств познания и специализированных учреждения;
  • методы научного исследования;
  • наличие санкций.

Наука – социальный институт в обществе, который включает в себя: 

  • учёные - деятели науки, осуществляющие действия, направленные на познание окружающего мира, чья научная работа признаётся научным сообществом;
  • специализированные учреждения (научные центры, институты, направленные на изучение всевозможных явлений)
  • оборудование
  • научный язык (формулы, теории, знаки)

Цель науки заключается в получении новых достоверных знаний, лежащих в научной плоскости мира.

Наука включает в себя ряд компонентов:

  • оправданность утверждений;
  • истинность получаемых результатов исследований;
  • комплексность исследований.

Мертон разработал принципы науки в труде «Нормативная структура науки» в 1942:

Универсализм

– истинность научных знаний оценивается независимо от демографических признаков. Природные явления, изучаемые наукой, протекают везде одинаково. Универсализм предполагает проверку и критику научных работ как опытного деятеля науки, так и молодого.

Коллективизм

– полученные научные данные должны носить доступный характер, стать достоянием общественности. Учёный не вправе скрывать полученные знания, хоть и может претендовать на похвалу или премию.

Бескорыстие

– цель учёного заключается в поиске истины, свободной от корыстных целей (премии, награды)

Организованный скептицизм

– научные деятели обязаны проверять факты, в том числе, если используют данные других учёных в своих работах. Не следует доверять авторитетным научным деятелям, сколь известными и выдающимися бы не славились.

В науке выделяют следующие функции:

  • Мировоззренческая – оказывает влияние на формирование научного мировоззрения, которое включает в себя образование и культуру;
  • Объяснительная – предоставление действующих знаний об объективной реальности с точки научного взгляда;
  • Прогностическая – знания используются в качестве предсказывания будущего;

 

 

 

 

Классификация современных наук

Классификация современных наук

Фундаментальные науки призваны необходимостью знания, лежащего в основе мироздания. А прикладные науки направлены на использование полученных данных фундаментальных наук.



Направленность научных исследований

Фундаментальные исследования

–  изучение предмета с целью получения нового, неизведанного знания. Позволяет выяснить закономерности явлений, результаты которого не будут предоставлены промышленности.

Прикладные исследования

– методы научного познания, использующие результаты фундаментальных исследований, направленных на решения практических задач.



Тенденции развития научного знания

Дифференциация – разделение крупной науки на маленькие подразделы (так в физике выделяют ряд разделов – оптика, механика и т.д.)

Интеграция – процесс объединения научных фактов, теорий, концепций об одном исследуемом объекте в единую систему знаний.

Дифференциация и интеграция неотделимые друг от друга тенденции, оказывают взаимодополняющее влияние.

Современная наука представляет собой взаимодействие организаций и учреждений, связанных не только между собой, но и с государством и подсистемами (экономика, культура, политика)

Современной науке присущи следующие характеристики:

  1. Скачок увеличения научных деятелей;
  2. Рост научного знания;
  3. Открытие новых научных дисциплин, взаимодействующих между собой;
  4. Становление исследовательской деятельности профессиями.

Наука объединяет распространённые человеку научные факты в систему знаний, помогая рассмотреть явления окружающего мира во всём многообразии, формируя мировоззрения. Оказывает прогностическую функцию – определение опасных тенденций в обществе и природной среде. Формирует производительную силу социума.

Научно-техническая революция

Научно-техническая революция – период времени, в который произошёл скачок развития науки и технологий, преобразивший производительные силы социума. Начало революции датируется серединой 20 в., в скором времени увеличившая экономический потенциал развитых стран. 

 

Последствия НТР разделились на позитивные и негативные стороны:

 

Позитивные:

  • Увеличение потребности в научных знаниях;
  • Толчок к получению образования;
  • Открытие новых материалов, которыми преобразовывают природную среду;
  • Уменьшение травмоопасности в трудовой деятельности;
  • Повышение квалификации рабочих.

Негативные:

  • Техногенные проблемы, представлены ростом безработицы;
  • Перестройка экономики;
  • Неумение работников осваивать новые знания;
  • Весомый вред экологии.

 


Наука. Основные особенности научного мышления

Наука. Основные особенности научного мышления

Классификация современных наук

Классификация современных наук

Негативные: Техногенные проблемы, представлены ростом безработицы;

Негативные: Техногенные проблемы, представлены ростом безработицы;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2022