Наука и научное познание
Оценка 5

Наука и научное познание

Оценка 5
docx
27.10.2024
Наука и научное познание
ВВедение. Научное познание..docx

Тема 1.1.

Введение. Наука и научное познание

План

1.Введение.

2.Наука,научное познание,научная деятельность.

3.Роль науки в развитиио бщества.

4.Научное исследование как особый вид познавательной деятельности.

2.Наука,научное познание,научная деятельность.

Наука есть ясное познание истины,

просвещение разума, непорочное увесе

ление в жизни, похвала юности, старости подпора,

строительница городов, полков, крепостей, утеха в несчастии,

 в счастии украшение, везде верный и безотлучный спутник.

М. Ломоносов

Каждый  из нас имеет определенное субъективное представление о науке, но далеко не каждый может дать ответ на вопрос: а что же такое наука на самом деле? У одних сформировалось устойчивое мнение, что это нечто непостижимое, доступное лишь кругу избранных; другим, напротив, кажется, что наука — это те сведения, та сумма знаний, которые им преподнесли в готовом виде при получении общего и профессионального образования.

 Так что же такое наука?

Ответ на этот вопрос дает методология науки, или науковедение, - область знаний, где объектом научного исследования стала сама наука.

Слово «наука» произошло от древнерусского слова «наукъ» — навык, научение [5]. В свою очередь, это слово образовано от слова «укь» (учение, наставление), корень которого — ук в последующем трансформировался в уч. Этот корень содержат слова «учитель», «учить», «научный». Собственно, слово «наука» как система знаний отмечается в русском языке с XVIII в., а до этого естествоиспытатели обычно называли свое занятие «натуральной философией».

 

                                                                                                           

Существуют десятки определений науки. Словарь современного русского языка под редакцией С. И. Ожегова определяет:

«Наука — система знаний о закономерностях                                    развития природы, общества и мышления,  а также отрасль таких знаний»

                                                                       
Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности
.

 

Самую многочисленную группу составляют определения науки как системы знаний.

В свое время И. Кант писал: “Наука – это система, то есть произведенная в порядок на основании определенных принципов совокупность знаний.” Можно встретить множество подобных определений науки.

Примеры некоторых из них:

-“Наука в строгом смысле этого слова есть не что иное, как систематизированное знание. Знание ж -это познание истинного свойства и отношения вещей.” (Э. Бернштейн)

-“Наука есть система объективно истинных, проверенных практикой знаний людей о природе, обществе и мышлении, получивших сове выражение в форме понятий, определений,формул и главным образом – законов.” (П.А. Рачков)

 -“Наука является прежде всего знанием; она ищет общие законы, связывающие большое количество частных фактов.” (Б. Рассел)

 Исходя из этих определений, можно сказать, что не всякое знание является наукой.

Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мыш лении.

Задача науки — получение объективных знаний о мире, познание законов, по которым он функционирует и развивается.

Обладая таким знанием, человеку намного легче преобразовывать окружающий мир, делать его более удобным и безопасным для себя.

 

Задачи науки:

·         собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

·         обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

·         систематизация полученных знаний;

·         объяснение сущности явлений и процессов;

·         прогнозирование событий, явлений и процессов;

·         установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

 

Признаки науки

1.    Объективность. Предмет научного исследования — объективная реальность, не зависящая от оценочных суждений исследователя, личных или групповых интересов. Объективность рассматривается как идеал для научных исследований.

2.    Доказательность. Этот принцип основан на многократном получении одного и того же вывода разными исследователями.

3.    Проверяемость (верифицируемость). Научный факт или утверждение должны быть принципиально проверяемы с помощью иных исследований позволяющих подтвердить их или опровергнуть. Непроверяемые, и что важнее, принципиально неопровержимые утверждения, научными по определению не являются.

4.    Системность. Научная теория и практика имеет строгую структуру и причинно-следственные связи[8].

5.    Логичность. Этот принцип предполагает выведение суждений на основе имеющихся фактов и обнаружение связей между этими фактами[9].

6.    Специальные методы. Наука пользуется своими специфическими методами исследования, которые отличают её от других форм духовной деятельности человека (моралирелигииискусства и образования).

7.    Терминология. Учёные в своей деятельности используют специфические термины и понятия, появившиеся в результате научных исследований[10].

 

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

 

Особенности научного познания:

1.     Особые (научные) методы познания окружающего мира.

2.     Стремление к объективности и достоверности: изучить мир таким, какой он есть, независимо от человека.

3.     Подверженность рациональной критике, проверяемость.

4.     Рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Основные аспекты понимания науки: наука как деятельность, как система научных знаний и как социальный институт. Понимание науки как системы знаний означает накопление получаемых данных о природе и обществе, а также их критическую оценку и переоценку.

 

Уровни научного познания

 

Эмпирический

Теоретический

Сущность

Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Формы научного познания

  • Научный факт
  • Эмпирический закон
  • Проблема 
  • Гипотеза
  • Теория

Методы научного познания

  • Наблюдение
  • Эксперимент
  • Измерение
  • Классификация
  • Систематизация
  • Описание
  • Сравнение
  • Единство исторического и логического
  • Восхождение от конкретного к абстрактному
  • Восхождение от абстрактного к конкретному 
  • Формализация
  • Математизация

Общенаучные методы:

  • Анализ
  • Синтез
  • Дедукция
  • Индукция
  • Аналогия
  • Моделирование
  • Абстрагирование
  • Идеализация

Основные формы эмпирического познания:

Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Основные формы теоретического познания:

Проблема (от греч. problema — задача) — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Гипотеза (от греч. hypothesis — основа, предположение) — это научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. Любая гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и призвана, в первую очередь, объяснить факты, противоречащие существующей научной теории.

Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов.

Наиболее распространенными эмпирическими методами являются:

  • Наблюдение — это целенаправленное и организованное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Наблюдение опирается на чувственное познание. Объектом наблюдения являются не только предметы внешнего мира. Наблюдения должны приводить к результатам, не зависящим от воли, чувств и желаний субъекта; они должны давать объективную информацию.
  • Эксперимент — обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемые явления и процессы. Экспериментатор сознательно и целенаправленно вмешивается в естественный ход их протекания. Эксперимент осуществляется или непосредственным воздействием на изучаемый процесс, или изменением условий его протекания. Результаты эксперимента строго фиксируются и контролируются. Повторение эксперимента обеспечивает возможность сравнения полученных учёным результатов.

Универсальными (общенаучными) методами исследования являются:

1.     Анализ — метод, основанный на разделении изучаемого объекта на составные части с целью их изучения;

2.     Синтез — противоположный анализу метод, заключающийся в объединении ранее выделенных составных частей в единое целое. Синтез используется для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют составные части в одно целое;

3.     Дедукция — метод, основанный на переходе от общего знания к частному;

4.     Индукция — метод, основанный на переходе от частного знания к общему;

5.     Аналогия — метод, с помощью которого на основе сходства объектов по некоторым признакам, свойствам и отношениям выдвигается гипотеза об их сходстве и в других отношениях;

6.     Моделирование — метод, с помощью которого характеристики исследуемого объекта воспроизводятся на другой, специально созданной модели;

7.     Абстрагирование — метод мысленного выделения отдельных признаков, свойств и отношений конкретного предмета или явления и одновременное отвлечение от других свойств, признаков и отношений, которые ученый считает несущественными;

8.     Идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности.

Теоретическими методами являются:

  • Исторический метод — связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления.
  • Логический метод — связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса.

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

  • Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
  • Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Она включает в себя:

1.     Фундаментальные научные исследования — экспериментальную или теоретическую деятельность, направленную на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей среды.

2.     Прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

3.     Поисковые научные исследования — исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения или на применение новых знаний

Научное исследование — это особый вид познавательной деятельности, отличающийся от стихийного житейски-эмпирического познания, от диагностики и от познания в искусстве.

Научное исследование, особая форма процесса познания, системное и целенаправленное изучение объектов, в котором используют средства и методы наук, а результатом является формирование знаний об изучаемых объектах.

Для научного познания характерны специальные методы исследования, точность получаемых данных, воспроизводимость  полученных результатов, их новизна. Охарактеризуем эти особенности.

Специальные методы исследования. Это основной признак научного подхода. В отличие от житейски-эмпирического познания, которое стихийно, не организовано, научное познание основано на норме деятельности — научном методе.

Точность получаемых данных. Если познание в искусстве опирается на опыт и интуицию субъекта познания, то научное знание основывается на точно установленных фактах, открытие которых становится возможным благодаря использованию специальных методов исследования.

Воспроизводимость полученных результатов. Это возможность повторно получить установленные данные (факты, закономерности) другими людьми в сходных условиях, т.е. по той же методике, какой уже пользовался исследователь, получивший эти данные. Если при одних и тех же условиях установленный факт не воспроизводится другими исследователями, его нельзя признать научным.

Новизна получаемых результатов. Она предполагается не для отдельного человека, осуществляющего познавательный акт, а для общества. Иначе говоря, в исследовании должны быть получены такие данные, которые ранее обществу не были известны.

Направлениями в исследовании для получения нового знания могут быть:

— изучение всем известного на житейски-эмпирическом уровне явления с помощью специальных научных методов и превращение в научно установленный факт;

—изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале, когда новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых. Выполняя исследование на особой выборке, мы получаем новые данные. Новизна в этом случае будет заключаться в том, что известная ранее закономерность распространяется и на новую выборку испытуемых;

—переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике;

—изучение известного в науке психического явления более совершенными методами.

Если в исследовании не получают новых данных, оно бесплодно.

 

Прикладные исследования всегда опираются на фундаментальные исследования, которые вооружают теорией, логическими знаниями.

 

Искать истину – и легко и трудно, ибо очевидно,

что никто не может ни целиком ее постигнуть,

 ни полностью ее заменить, но каждый добавляет

 понемногу к нашему познанию природы,

 и из совокупности всех этих фактов

 складывается величественная картина.

Аристотель

3.Роль науки в развитиио бщества.

 

Тенденция формирования современного общества свидетельствуют о нарастании роли науки в процессе развитя экономики и материлизация её достижений. Новыми напрвлениями исследований и разработок стали авиационно- технические технологии, микроэлектроника, биотехнологии и фармацевтика, информационно-коммуникационные технологии, искусственный интеллект и виртуальная реальность, робототехника, вычислительная математика, беспилотники и передовые системы вооружений. Большое внимание уделяется медико-биологическим исследованиям в области генетики, биотехнологий, биоинженерном деле, фармацевтике.

      Сегодня российская наука переживает этап своего реформирования и обновления, а руководство Российской Федерации принимает ряд мер по сохранению научных школ, включая воспроизводство кадров и пополнение научного сообщества молодыми учеными. Согласно Указу Президента Российской Федерации, 2022— 2031 гг. объявлены Десятилетием науки и технологий, целью которого является создание новых знаний и технологий, применимых на практике. «Основными задачами Десятилетия являются привлечение талантливой молодежи в область исследований, содействие вовлечению исследователей и разработчиков в решение важнейших задач развития общества и страны, а также повышение доступности информации о достижениях и перспективах науки» [3]. В частности, в рамках инициативы «Научное волонтерство» к 2025 г. планируется привлечь к реализации научных проектов более 100 тыс. молодых исследователей.

Российская наука ,несмотря на сложность международных отношений,продолжает развиваться. При этом отмечаются следующие тенденции:

1.Усиление внимания государства к инновациям и научно- техническому развитию.

2. Возрастание роли науки,как производительной силы.

3. Более интенсивное практическое примнение научных знаний.

4. Применене науки для решения разнообразных проблем.

Приоритетными направлениями науки являются энергетика ,машины и механизмы,новые материалы и вещества,медицинские технологии,инновации в сфере продовольственной безопасноти,математика,физка, новые приборы, электроника,изменения а сфере экологии,природопользования.важной сферой ,особеннон в последние несколько летстала обороноспособность и нацинальная безопасность. Приоритетными направлениями остаются генетика, комбинаторная химия,компьютерные технологии и робототехника.

В Росси делаются уникальные открытия,влияющие  на мировую науку. Среди них открытие 114го элемента таблицы Менделеева,запуск источника нейтронов,начало испытаний термоядерной эектростанции на рубежетысячелетия.


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема 1.1. Введение. Наука и научное познание

Тема 1.1. Введение. Наука и научное познание

Примеры некоторых из них: -“Наука в строгом смысле этого слова есть не что иное, как систематизированное знание

Примеры некоторых из них: -“Наука в строгом смысле этого слова есть не что иное, как систематизированное знание

Непроверяемые, и что важнее, принципиально неопровержимые утверждения, научными по определению не являются

Непроверяемые, и что важнее, принципиально неопровержимые утверждения, научными по определению не являются

Сущность Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей

Сущность Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей

Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов

Научное познание осуществляется при помощи целой совокупности различных научных методов

Идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности

Идеализация — метод, с помощью которого учёный мысленно создает абстрактные объекты, не существующие в действительности

Поисковые научные исследования — исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения или на применение новых знаний

Поисковые научные исследования — исследования, направленные на получение новых знаний в целях их последующего практического применения или на применение новых знаний

Если в исследовании не получают новых данных, оно бесплодно

Если в исследовании не получают новых данных, оно бесплодно

Возрастание роли науки,как производительной силы

Возрастание роли науки,как производительной силы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.10.2024