«Наука со школьной скамьи»
В деревне школа — ось, вокруг которой все движется. Свой, особенный мир, в котором живется более органично, в соответствии со здравым смыслом. В маленькой школе есть соразмерность жизни, то, что называется лад. И в ужас приходишь, когда кто-то приезжает и с пореформенных позиций говорит: вы делаете неправильно. А ему, этому учителю маленькой сельской школы, сама жизнь доказала, что правильно. Большая школа — стена, отделяющая от жизни. А в маленькой стены нет. Я считаю, величайшая ошибка — ликвидация маленьких школ. Детей мало, дорого — ликвидируем школу. Так болота осушают, а они реки питают. И озера исчезают… Страна снова стоит перед опасностью «осушения болот и поворота рек». На этот раз — в области образования. Опять маленькие школы кому-то покоя не дают — заговорили об укрупнении. Наверное, в пику Европе, где обратная тенденция — разукрупнение. Все аргументы, кажется, исчерпаны — отрыв от корней, гибель деревни, дети в интернате, низкое качество образования в крупной, организованной по выхолощенному образцу школе…
Хотя можно же иначе…О том, что Россия богата талантливыми детьми, отмечал ещё Михайло Ломоносов: «… может собственных Платонов и быстрых разумов Невтонов российская земля рождать!». А вот заметить росточек таланта в ребёнке, взрастить его и сохранить – трудная и первостепенная задача педагогов и родителей. По словам Галилея, «мы ничему не можем научить человека, мы можем только помочь ему открыть это в себе». И чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.
Реальную возможность развития таких видов одаренности, как интеллектуальная и творческая предоставляет организация участия детей в исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся. Здесь научно-исследовательская деятельность имеет творчески-продуктивный, экспериментальный характер и является одним из важных инструментов повышения качества образования.
В Введенской средней общеобразовательной школе Лотошинского муниципального района с 2004 года существует научное общество учеников «Исследователь». Наши ученики были участниками и лауреатами, а так же победителями многих районных, областных, Всероссийских и даже Международных конференций и форумов. Основной целью нашей работы является: развитие интеллектуальных умений учащихся, развитие личностных структур их сознания, стремление к самосовершенствованию. Конечными критериями оценки творческой деятельности должны быть знания и умения, собственные идеи, позволяющие ученику продолжить свою деятельность на более высоком уровне.
Ребята знакомились с азами астрономии, физики, изучали карту звёздного неба, вопросы астрофизики, спектральный анализ и многие другие вопросы. Сначала ребята делали самые простые реферативные работы. Конечно, прежде чем написать работу, необходимо прочитать очень много литературы, многое они узнавали, работая с поисковыми программами в Интернете.
Время шло, и, пройдя теоретическую подготовку, наши ребята приступили к практике. В 2008 году ребята нашего научного общества были приглашены в город Железнодорожный для прохождения межобластного астрономического практикума в астрономическом центре «Вега». Сочетание теории и практики сразу же дало результат- участие в новых конференциях и форумах, таких как «Космический патруль», «Созвездие», «Шаг в будущее», «Объединяемся знаниями» но самое главное – участие в Крымской астрономической экспедиции. Рассказывать про экспедицию - это отдельный вопрос, скажем только, что такими методами нужно и важно воспитывать и учить нашу молодёжь! Ребята не только узнали много нового и полезного, но ещё и работали на огромных телескопах, астрографах, теперь наши ребята умеют работать с веб-камерой и спектрографом, умеют гидировать звёзды и наблюдать иридиумы. Ребятами освоены такие программы как… REGISTAX, Maxim DL, Iris, Star calc и другие. Мы участвуем в экспедиции уже одиннадцатый год год, восемь из них я являюсь руководителем этой экспедиции, каждый раз с нетерпением ждём когда же мы вновь увидим это незабываемое небо над Научным. Экспедиция является одновременно как итоговым этапом, так и этапом постановки новых научно-исследовательских работ школьников. Помимо этого, летняя экспедиция представляет собой ключевой момент в досуговой программе работы с детьми, в которую включены вопросы поддержания их здоровья при занятиях спортом, интереса к истории, культуре России при занятиях краеведением и археологией.
Наиболее показательными с точки зрения качества реализации программы являются результаты участия детей в конкурсах и олимпиадах Международного и Всероссийского уровней: Всероссийская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее», международная научно-практическая конференция «SCIENTIA UNESCAMUS», Всероссийская Олимпиада научно-исследовательских и учебно-исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек – Земля – Космос», более известной как Олимпиада «Созвездие», «Юниор»(МИФИ), «Космодис» и многие другие.
Работа нашего научного общества заключается не только в написании научных работ, но и в пропагандировании знаний, с которыми ребята познакомились. Руководитель областного астрономического практикума Михаил Прохорович Татарников довёл до сведения всех ребят, о том, что на базе АШ «Вега» образуется инновационная площадка, которую курирует РНИИ «Космическое приборостроение». Фантастика? Перед ребятами из сельской малокомплектной школы теперь открыты двери самых престижных ВУЗов Москвы и работа в РНИИ «Космическое приборостроение». Нет, это не фантастика, успех в любом деле ждет того, кто несет в себе заряд оптимизма, терпения, кто выносил и выстрадал свою позицию, свои взгляды, свой стиль. Учителями славится Россия, приносят славу ей ученики. Я могу гордиться своими учениками, ведь за 10 лет мои дети принесли нашему району: 2 медали, более 35 дипломов первой степени, 48 дипломов 2 степени, 60 дипломов 3 степени, 15 из моих учеников учатся по данной программе в ведущих Вузах Москвы и Твери, таких как :МГУ, МФТУ им. Баумана, МИСИ, МЭИ, МГПУ и многие другие. Премия Президента, 3 премии Губернатора Московской области…разве этого мало?
Секрет педагогики прост: сколько ты тратишь на учеников времени, души, здоровья, жизни - столько получишь в результате.
Учитель, работающий с одаренными детьми, должен обладать широкой эрудицией, нести интеллигентность, обладать высокой культурой поведения в школе и за ее пределами, иметь высокую потребность в обогащении общеобразовательного кругозора сельских школьников, их родителей, сельской общественности.
Наши ученики... Они такие разные, но одно они знают точно - я их люблю!!!
Я хочу подарить им жадность до знаний, впечатлений, событий, до всего передового. Хочу, чтобы они смотрели на мир широко раскрытыми глазами, хотим, чтобы они ненавидели невежество, подлость, лицемерие, хочу чтобы они были искренними с собой, с другими, хочу чтобы они были отзывчивыми, не проходили рядом с чужой болью. Если явсе это им подарю, значит, они будут иметь богатство, богатство и широту души!! А значитя состоялась как учитель!!!
Приложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.