Наука о живой природе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: Наука о живой природе. Тип урока : урок открытия нового знания. Цели урока: Деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с одноклассниками при обсуждении. Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах, биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества. Задачи: Образовательная: Систематизировать знания учащихся о живой природе, полученные ими при изучении предмета "Окружающий мир" в начальной школе; познакомить с разнообразием живых организмов и предметом науки биологии; показать связь человека с другими живыми организмами; охарактеризовать содержание курса "Биология. 5класс". Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую природу. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слышать и слушать друг друга. Воспитательные: формировать экологическую грамотность, установить необходимость ответственного отношения к окружающей среде.
Иконка файла материала конспект 2.docx
Урок №1: Биология­наука о живой природе. Тип урока : урок открытия нового знания.                                                                                                      Цели урока:  Деятельностная: создание условий для формирования у обучающихся способности к открытию  новых знаний через работу с текстом учебника, иллюстрациями, знакомства с учебником и его  методическим аппаратом, поиска решений проблемных вопросов, через сотрудничество с  одноклассниками при обсуждении. Образовательная: формирование представлений о биологии как науки, биологических дисциплинах,  биосфере, экологии, роли биологической науки в жизни общества. Задачи: Образовательная: Систематизировать знания учащихся о живой природе, полученные ими при  изучении предмета "Окружающий мир" в начальной школе; познакомить с разнообразием живых  организмов и предметом науки биологии; показать связь человека с другими живыми организмами;  охарактеризовать содержание курса "Биология. 5класс". Развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний, развивать представление о многообразии живых организмов и биологических дисциплин, изучающих живую  природу. Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с  задачами и условиями коммуникации; слышать и слушать друг друга. Воспитательные: формировать экологическую грамотность, установить необходимость  ответственного отношения к окружающей среде.  Планируемые результаты обучения: Предметные: знать определение науки биология, биологических наук; понимать значение природы в  жизни человека; называть основные принципы и правила отношения к живой природе; называть задачи, стоящие перед учеными­биологами; давать сравнительную характеристику как природа влияла на  древних и современных людей. Метапредметные:      Познавательные: устанавливать причинно­ следственные связи. Анализировать, сравнивать. Регулятивные: формулировать цель урока; ставить задачи, необходимые для ее достижения;  планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; работать па плану.  Коммуникативные:   строить речевые высказывания в устной форме; аргументировать свою точку  зрения. Личностные: формирование познавательного интереса к изучению природы и истории развития  знаний о природе; понимание значимости живых организмов в жизни человека; формирование  эстетического восприятия объектов природы. 1Методы: Основной: наглядные (работа с учебником, рисунками, таблицами), словесные (беседа,  диалог, рассказ), практические (поиск информации, работа с рисунками) Дополнительные: частично  – поисковый. . Средства обучения: Учебник И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А. Корнилова   Биология. 5 класс. М.: Вентана­ Граф, 2015; Оценочный лист. Рабочая тетрадь. 1. 2. 3. Ход урока  I. Организационный момент. Знакомство (учитель знакомится с классом, беседует, рассказывает о кабинете и правилах поведения  в нем) II Актуализация знаний. О живой природе, о разнообразии живых организмов, об использовании  человеком живых организмов в своей жизнедеятельности. Знакомство учащихся с методическим  аппаратом учебника "Биология. 5 класс" и правилами работы с ним. Сообщает какие учебные принадлежности необходимы для работы на  уроках биологии. Физкульт­минутка в ходе которой можно проверить готовность к уроку: 1. Встаньте, возьмите учебник, поднимите его высоко над головой и потянитесь заним! Положите его  на стол. 2. Возьмите тетрадь, вытяните руки с тетрадью перед собой и присядьте 3 раза!Положите тетрадь на  стол. 3. Крепко обнимите дневник и попрыгайте! положите его на стол. 4. А теперь возьмите ручку в одну руку, карандаши в другую руку, вытяните руки в стороны и  двигайте их, скрещивая перед собой. Выполните 3 раза и положите ручку и карандаши на стол. 5. Сядьте за парты, закройте глаза, выровняйте дыхание и сосчитайте до 7! III Изучение нового материала. Постановка проблемы: Может ли современный человек прожить без живых организмов?  (обсуждение гипотез) Беседа, работа по учебнику. Давно, тысячи лет назад, человек был совсем не похож на нас. внешний вид, поведение, ежедневные  занятия­ все отличало его от нас свами. В суровых условиях жили древние люди (каких)?Холод, жара, голод, ядовитые растения, нападение хищников, болезни и многие другие факторы влияли на жизнь  человека, но в то же время природа кормила и одевала его, закаляла и давала новые полезные знания.  Откройте учебник на странице 5, рассмотрите рис 1 и сравните людей, изображенных на рисунках  между собой и современным человеком.(кченики дают сравнительную характеристику) Итак, мы  2видим , что древние люди отличаются от нас с вами. А сможем ли мы определить, кто ближе к  природе, Почему вы так считаете? Игра: Сейчас я буду называть признаки и действия. Если речь идет о современных людях, руку  поднимают девочки, если о древних­ мальчики: 1. Одеваются в шкуры животных (д.л)                                                                                        2. Ездят на  велосипеде (с.л)                                                                                                          3. Охотятся при  помощи копья (д.л)                                                                                                     4. Сушат варежки на  теплых печках (с.л)                                                                                                    5. Собирают ягоды (д. и с. л)                                                                                                        6. Мусорят (с.л)                                    7. Живут в пещерах (д.л)                                                                                                                                8.  Приручили диких собаку и лошадь (д.л)                                                                                                    9.  Сажают сады и леса (с.ч)                                                                                                                             10.  Ловят рыбу (д. и с. л)                                                                                                                                  11  (Внешне похожи на обезьян (д.л) Молодцы!!!Ребята, вы заметили, что некоторые признаки и действия присущи древнему и  современному человеку. Древние люди­наши предки, как тогда, так и сейчас мы остаемся частью  природы, и чтобы лучше приспособиться, жить комфортнее,мы должны дружить с природой, любить  ее, оберегать и изучать. На наших уроках мы будем изучать природу! Так что же такое биология? Это слово произошло от греческих слов биос­ "жизнь" и логос­" учение".  Значит биология­наука о природе, изучающая строение, жизнедеятельность живых организмов, их  многообразие, происхождение и развитие. Записываем определение понятию биология в тетрадь. Современная "биология"­ семья, состоящая из множества биологических наук. Самые крупные­ ботаника (изучает растения), зоология (изуч. животных), микология (изуч грибы), микробиология  (изуч бактерии). Как и в любой другой комплексной науке, в биологии есть множество подразделов. Каждым из них сконцентрирована на разных аспектах природы: Ботаника – наука о растениях; Зоология – наука о животных; Генетика – наука о наследственности и генах; Физиология – наука о жизнедеятельности целостного организма; Цитология – наука о клетках, изучается их строение,      функционирование, размножение;  Анатомия – наука о внутреннем строении живых организмов, расположении и взаимодействии внутренних органов; Морфология – наука о форме и строении организмов; Микробиология – наука о микроскопических веществах (микробах);    Биология относится к теоретическим наукам, однако результаты исследований биологов часто имеют  прикладной характер. Где же могут использоваться биологические открытия? 3­ Сельское хозяйство – с целью увеличения уровня сбора урожая, роста продуктивности  животноводства, изобретение способов борьбы с вредителями. ­ Медицина – изучение полезных свойств объектов живой и неживой природы помогает изобретать  новые лекарственные средства. ­ Охрана окружающей среды – биология показывает, в каких направлениях человек разрушает  существующий в природе порядок вещей и помогает находить способы борьбы с этими явлениями. IV Закрепление знаний Вопросы для закрепления: Влияла ли природа на жизнь людей в древности, как именно она влияла?  ­Какие источники пищи использовали древние люди? ­ В чем вы видите преимущества земледелия  перед собирательством? ­Охарактеризуйте разнообразие живых организмов. ­ Приведите примеры  культурных растений и домашних животных? ­Как современный человек связан с живой природой? ­  Что такое биология и что изучает эта наука? V Рефлексия ­Понравился/не понравился урок? Я усвоил/не усвоил материал урока? ­Материал урока  мне показался... ­Трудности возникли у меня с... VI Домашнее задание. Изучить внимательно текст ПАР1 учебника, ответить на вопросы в конце  учебника. 4