Назначение и классификация МСА и их применение

  • docx
  • 06.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Назначение и классификация МСА и их применение.docx

Назначение и классификация МСА, их применение

 

Назначение международных аудиторских стандартов, как и национальных стандартов, заключается в следующем:

•                 они обеспечивают определенные гарантии качества подготовки аудиторов, проведения аудита и определенный уровень надежности результатов аудиторской проверки;

•                 стандарты способствуют внедрению в практику работы аудиторов новых научных достижений и создают достойный общественный имидж профессии аудитора;

•                 с их помощью обеспечивается связь отдельных элементов процесса аудиторской проверки и создается возможность контроля качества работы аудитора;

•                 их последовательное применение является решающим доказательством и аргументом в пользу аудитора при возникновении претензионных дел, судебных разбирательств на основе исков клиента.

Первые международные аудиторские стандарты появились в 1937—1939 гг. К 1994 г. было разработано сорок пять стандартов, включая и положения по международной аудиторской практике (ПМАП). К концу XX столетия ряд стандартов был пересмотрен. Одновременно их состав значительно расширился и теперь насчитывает пятьдесят один стандарт.

В самом общем виде международные стандарты аудита можно подразделить на две большие группы: общепринятые аудиторские стандарты и специальные стандарты (этики, прогнозов, аттестационные стандарты). Первая группа самая многочисленная и в свою очередь делится на следующие подгруппы: общие стандарты, рабочие стандарты, стандарты отчетности. В основе построения каждого стандарта лежит концепция и постулат, что отражено в табл. 1.2.

Таблица 1.2. Основы построения общепринятых аудиторских стандартов

 

Подгруппы общепринятых МСА

Концепция стандартов

Постулаты стандартов

Общие стандарты

1.  Этика поведения

2.   Независимость

3.   Профессинализм

1.  Вероятное столкновение интересов аудитора и руководства клиента

2.  Ограничения на другие виды деятельности, которыми может заниматься аудитор

3.  Профессиональные обязательст ва перед клиентом и третьими лицами

Рабочие стандарты

1. Доказательность

2.  Планирование

1.  Возможностьверификации, т.е. способ проверки на стадиях сбора и оценки информации

2.   Ввнутренний контроль и его эффективность

3.   Ценность предыдущей информации

Стандарты отчетности

Точность представления

Связь учета и аудита в процессе передачи информации

 

В 2002 г. в России впервые опубликован официальный перевод международных стандартов аудита и положений по международной аудиторской практике. Стандарты имеют  цифровые  коды  от  100  до 1000, а положения — от 1000 до 1100. В общем виде структура опубликованных стандартов представлена в табл. 1.3.

Международные стандарты аудита применяются при аудите фи- нансовой  отчетности,  но  их  можно  адаптировать  и  для  аудита  другой финансовой информации.

В помощь странам-членам МФБ,  изъявившим  желание  принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления, который может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов  и  возможности  их  приме- нения в конкретной стране. Если отдельные  положения  и  рекомендации, содержащиеся  в  МСА,  отличаются  от  нормативных  положений,  принятых  в  данной  стране,  в   пояснения   к   стандарту включаются соответствующие ссылки, согласно которым спорное положение решается в пользу национального законодательства. Кроме того, разрешается разрабатывать дополнительные стандарты по тем аспектам, которые не отражены в МСА.

Таблица 1.3. Структура опубликованных международных стандартов аудита

 

Код

Название   группы  стандартов

100 - 199

Предисловие, глоссарий, концептуальная основа МСА

200 - 299

Обязанности

300 - 399

Планирование

400 - 499

Система внутреннего контроля

500 - 599

Аудиторские доказательства

600 - 699

Использование результатов работы третьих лиц

700 - 799

Аудиторские выводы и заключения

800 - 899

Специальные области аудита

900 - 999

Сопутствующие услуги

1000 - 1100

Положения по международной аудиторской практике

 

Однако, несмотря на несомненные достижения в области создания международных стандартов аудита, подлинного единообразия достичь пока не удалось. Поэтому современные МСА можно рассматривать как совокупность национальных и региональных стандартов, оказывающих взаимное влияние, поскольку национальное законодательство в этой области в разных странах значительно различается. Применение МСА может осуществляться в следующих вариантах:

•                 в качестве национальных аудиторских стандартов (такая практика характерна для Кипра, Малайзии, Нигерии и др.);

•                 как основа для разработки собственных аудиторских стандартов (Россия, Австралия, Голландия, Бразилия др.);

•                 принятие к сведению и руководству в странах, имеющих национальные стандарты, при отсутствии регулирования каких-либо аспектов в собственных аудиторских стандартах (США);

•                 как основа регулирования профессиональной деятельности при проведении аудита транснациональных корпораций (международные аудиторские организации).

В отличие от зарубежных стран, где некоторые стандарты аудиторской деятельности разработаны  еще  в  начале  XX  в.,  а  комплексные системы стандартов - в 1960—1970 гг., в России подобные  наработки появились совсем недавно: по существу с 1993 г.

Анализируя различия между международными и российскими стандартами (приложение 1), следует отметить, что они  не  являются более значительными, чем различия между международными и национальными стандартами, например, Германии, Франции  и  других стран.

Различия между российскими и международными стандартами обусловлены в основном тремя причинами:

•                 наши правила  основываются  на  действующем  законодательстве,             соответствующем                особенностям     функционирования российской экономики;

•                 многие  положения  МСА  основаны  на  западной  «общепринятой системе бухгалтерских  принципов»,  что  иногда  противоречит действующим российским правилам учета, которые начинают адаптироваться к международным стандартам  финансовой отчетности (МСФО);

•                 отдельные   положения   МСА  основываются   на   малоизвестных у нас понятиях; например, в нашей стране отсутствуют нормативные документы, регламентирующие требования, предъявляемые к системе внутреннего контроля.

Следуя отечественным стандартам, российские аудиторы имеют возможность приблизиться по качеству и характеру своей работы к международным требованиям.

Современный этап развития аудиторской деятельности в  России берет свое начало с августа 2001 г., когда созрели объективные предпосылки для формирования полноценной отечественной аудиторской среды: реализованы основные положения Программы по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, созданы основы на- логовой системы и сформирован основной пакет законодательно-нормативных актов, регулирующих хозяйственную деятельность различных субъектов в рыночной  среде.  Принятие  закона «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ явилось подтверждением  окончательного  становления  аудита  в  России.  Этот  же  Закон  определил   и  основные  задачи   развития   аудита на современном этапе. В ст. 9 данного  Федерального  закона  установлена  обязательность  применения  правил   (стандартов)   аудиторской деятельности (за исключением  тех  положений,  где  указано,  что они носят рекомендательный характер), повышен их статус в части разработки и утверждения, что позволяет выделить два этапа в использовании отечественных аудиторских стандартов:

•                 на первом этапе (с 1996 до 2002 г.) применялись российские правила (стандарты), одобренные протоколами Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ;

•                 на втором этапе (с 2002 г. по настоящее время) используются федеральные правила (стандарты), утвержденные постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 (в ред. постановлений от 4 июля 2003 г. № 405, 7 октября 2004 г.

№ 532, 16 апреля 2005 г. № 228). Работа по пересмотру ранее одобренных аудиторских стандартов продолжается и до момента утверждения соответствующего федерального правила, они входят в общий пакет отечественных стандартов.

Федеральные правила (стандарты) отличаются от  ранее  принятых российских аудиторских стандартов не только по механизму разработки и утверждения, но и по своей сути. Они разработаны с учетом основных положений МСА, имеют сквозную нумерацию, ориентированы на практику аудита в рыночной экономике. В на- стоящее время в соответствии   с   принципами   МСА  разработаны 23 федеральных правила (стандарта) аудита. Приближение национальных стандартов к международным создаст условия нормальной конкуренции на рынке аудиторских услуг российских и международных фирм; поддержит деловую репутацию российских аудиторских фирм; обеспечит рост доверия иностранных инвесторов; позволит применять экономические методы борьбы с  недобросовестным («черным») аудитом.