НЕ с прилагательными и существительными

  • Документация
  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «НЕ с прилагательными и существительными»
Иконка файла материала Не с прилагательными и существительными.docx

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему:

«НЕ с прилагательными и существительными»

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Цели и задачи урока: формирование лингвистической и коммуникативных компетенций.

1) образовательная:

  1. Сформировать умение правильно применять правило правописания не с именами прилагательными
  2. Закрепить правила правописания не с именами существительными, не с глаголами

2) развивающая:

  1. Постановка и формулирование проблемы;
  2. Извлечение необходимой информации;
  3. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  4. Выбор наиболее эффективных способов решения орфографических задач.

3) воспитательная:

  1. Воспитывать стабильность положительной самооценки учащихся, активную позицию на уроке;
  2. Воспитание стремления к успеху, саморазвитию, любознательности, познавательных интересов.

Ход урока:

    1. Организационный момент
    2. Проверка домашнего задания
    3. Актуализация опорных знаний.

Блиц - опрос по контрольным вопросам. (Монологические ответы учащихся)

  1. Что такое имя прилагательное?( Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.)
  2. Как изменяются имена прилагательные? ( Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.)
  3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные в предложении?( Имена прилагательные в предложении могут быть определениями или сказуемыми.)
  4. Какие бывают степени сравнения у прилагательных?( Сравнительная и превосходная.)
  5. Какие разряды имен прилагательных по значению вы знаете? ( Качественные, относительные, притяжательные.)
  6. Какие прилагательные называются качественными? ( Прилагательные, которые обозначают признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или в меньшей степени называются качественными прилагательными.)
  7. Какие прилагательные называются относительными? ( Прилагательные, которые обозначают признак предмета, который не может в предмете быть в большей или меньшей степени называются относительными.)
  8. Какие прилагательные называются притяжательными? ( Прилагательные, которые обозначают принадлежность чего - либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чьё?)

4. Работа по теме урока

-На доске опорная таблица. Поработаем с ней.

Не с существительными

Не с прилагательными

1.Неряха

1.Неряшливый

2.Нерешительность

2.Нерешительный

3.Не правда,а ложь.

3.Не правдивый, а лживый

 

4.Вовсе не вкусный

 

5.Пруд неширокий,а рыбный.

-Что общего между написанием не с существительными и прилагательными?

В чем разница? Сделаем вывод.

Запись в тетрадях и на доске.

НЕ с прилагательными

Слитно, если:

Раздельно, если:

- без не не употребляется (нерадивый, небрежный)

- можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением (недобрый - злой, нехороший - плохой)

- есть противопоставление с союзом а (не правдивый, а лживый);

- есть слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не (нисколько не интересная книга);

5. Закрепление изученного

Работа с учебником

Упр.№361 (выполняется устно, по цепочке)

К прилагательным с приставкой –не подобрать синонимы без этой приставки. Цель: уметь подбирать синонимы – прилагательные.

Невнимательный – рассеянный, несерьезный – шутливый, неглубокий – мелкий, неширокий – узкий, невысокий – низкий, нездоровый – больной, невежливый - грубый, несмелый – трусливый, нездоров – болен, неумен – глуп, несчастливый – грустный.

Закрепление правила. Детям предлагаются прилагательные, с которыми нужно составить предложения:

I вариант: нехороший; не хороший;

II вариант: нежаркий; вовсе не жаркий (Взаимопроверка)

 

Работа с предложениями, раскрыть скобки. (Предложения распечатаны и спроецированы с помощью проектора).

Комната была (не)большая, но уютная. Собирать грибы – дело (не)легкое. На уроке ученики проявили (не)поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко (не) легкое задание. Сумка была (не)тяжелая, а легкая. Эта речка (не)большая, но очень бурная. Это сок (не)лимонный. По дну оврага протекала (не)быстрая речка.

 

Проверь себя.(Самопроверка)

Комната была небольшая, но уютная. Собирать грибы – дело нелегкое. На уроке ученики проявили не поддельный, а искренний интерес. Эта задача имеет далеко не легкое задание. Сумка была не тяжелая, а легкая. Эта речка небольшая, но очень бурная. Это сок не лимонный. По дну оврага протекала небыстрая речка.

 

6. Подведение итогов.

Итак, ребята, когда мы напишем не с прилагательными слитно, а когда раздельно? Оценки за урок.

7. Домашнее задание

§62, упражнение 363