Не убивайте первоцветы

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие рассчитано на ребят 5-7 классов, может быть организовано как в классе, так и в стенах образовательного учреждения по собранным и обобщенным материалам. Цель занятия: определить значение первоцветов в природе и жизни человека; изучить многообразие и биологические особенности первоцветов на территории урочища Орешник; разработать меры по охране первоцветов.
Иконка файла материала конспект 2.docx
Экологическое занятие «Не убивайте первоцветы!»Содержание. I. Введение (актуальность занятия, цели и задачи) …………………………….....2 II. Содержание занятия……………………………………….…..……. ………..….5 III. Заключение…………………………………………………………..…….. …. 11 IV. Литература………………………………………………………... ………….. .12 V.Приложение (Экологический проект «Не убивайте первоцветы!»)..………..13 2I. Введение (актуальность занятия, цели и задачи, ожидаемые результаты) Зачем лесу подснежники? Ранней весной, когда природа не окончательно пробудилась от долгого сна, на прогреваемых солнцем 3проталинках появляются первые цветы - подснежники. Подснежниками называют целую группу растений - первоцветов, цветущих до распускания полога древесной листвы. Это ярко-желтые цветки первоцвета весеннего, похожего на связки ключей, душистые и красивые хохлатки, целые поляны желтых ветрениц, мать-и-мачехи и гусиного лука, разноцветная медуница, ландыш майский и другие. Цветут они ранней весной, когда еще лесной полог не перекрывает яркого потока солнечных лучей. Подснежники первыми пользуются весенним изобилием света и питательных веществ в почве. И они вовсе не безразличны природе, эти маленькие и довольно беззащитные создания, гибнущие из-за своей яркой красоты. Цветут цветы не только для того, чтобы радовать людей, но чтобы служить заметным ориентиром для насекомых. При этом подснежникам, открывающим сезон цветения, принадлежит особая экологическая роль. Одновременно с подснежниками просыпаются и наши первые насекомые, которым после долгого зимнего сна и истощения необходима питательная белково-витаминная подкормка. А получить они её могут на весенних первоцветах. Потом неутомимые крылатые труженики будут все лето преумножать урожай в лесах, садах, на лугах и полях, опыляя растения и уничтожая вредных насекомых. Большую пользу приносят подснежники и лесу. Ранней весной из почвы талыми водами легко вымываются и выносятся многие растворимые минеральные соединения, составляющие основу питания растений. Вегетирующие в 4это время подснежники активно накапливают в своем теле эти соединения, сохраняя их для леса. Первый закон экологии по Коммонеру гласит: «Все связано со всем». В природе все взаимосвязано. Срывая первоцветы, мы уничтожаем цветочный ковер нашей Родины, лишаем возможности наслаждаться красотой этих цветов других людей. Но стоит ли уничтожать их ради быстро увядающих однодневных букетов? Наша инициативная группа решила сохранить и преумножить эти прекрасные создания. В нашей школе стало доброй традицией проведение экологического занятия «Не убивайте первоцветы!». Это занятие проводится не в стенах классной комнаты, а в природе – на территории, где произрастает много первоцветов. Эта территория находится в 2 км от нашей школы: урочище Орешник. 50 лет назад территория была заселена людьми, в настоящее время она стала нашей исследуемой территорией. Именно на ней знакомим детей с многообразием раннецветущих растений, их красотой, уникальностью каждого первоцвета, значением, разрабатываем меры по их охране. Занятие рассчитано на ребят 5-7 классов, может быть организовано как в классе, так и в стенах образовательного учреждения по собранным и обобщенным материалам. Цель занятия: 5 определить значение первоцветов в природе и жизни человека;  изучить многообразие и биологические особенности первоцветов на территории урочища Орешник;  разработать меры по охране первоцветов. Задачи:  Воспитание ответственного отношения к раннецветущим растениям.  Формирование экологической культуры и экологического мировоззрения. II. Содержание занятия. Экскурсия в природу. Необходимое оборудование для экскурсии: фотоаппарат, бинокль, определители растений, блокноты для записей. Перед началом экскурсии провожу инструктаж по правилам поведения в природе. К экскурсии готовимся заранее: изучаем биологические особенности первоцветов и места их произрастания в природе. Но ведь это в литературе, а как здорово познакомиться с подснежником на его территории! 6Начинаем наш путь к месту произрастания первоцветов от школы. Обычно экскурсия проходит 4-5 мая. Сегодня наше занятие проходит в природе, тема занятия весенняя. Тема о первоцветах. Мы спешим на свидание с вестниками весны! 1. Беседа о первоцветах Во время следования на исследуемую территорию мы ведем разговор о первоцветах…  Почему эти цветы называют первоцветами?  Первоцветами принято называть растения, которые цветут рано весной и выходят почти из–под снега.  Какие первоцветы вы знаете?  Это мать - и - мачеха, ландыш, хохлатки, гусиный лук, медуница, примула и др.  Как вы думаете, почему подснежники цветут так рано?  Они очень светолюбивые. Ранней весной в лесу много света.  Пройдет совсем немного времени, раскинут деревья свой зеленый шатер из листьев, заслонят солнышко. Вот и пользуются первоцветы моментом, вовсю торопятся листочки выбросить и цветки распустить. За свое кратковременное существование на поверхности земли эфемероидов. эти растения получили название Эфемероиды – многолетние травянистые растения, для которых характерен осенне – зимне – весенний рост. Начинают они расти еще под снегом. Цветут рано весной. 7Летом надземные побеги полностью отмирают, остаются лишь подземные запасающие органы с почками – луковицы (как у гусиного лука), клубни (как у хохлатки), корневища (у ветреницы, медуницы). Первоцветы цветут целыми полянками. Их видно издалека.  А замечали вы, что подснежники имеют яркие крупные цветки или соцветия? Почему они редко растут в одиночку?  Да. Цветки у них яркие – привлекают внимание насекомых – опылителей. Яркой окраской, запахом, скоплением растений они привлекают опылителей. Например: ветреница дубравная имеет белую окраску венчика, а лютиковая желтую, цветки медуницы при раскрывании венчика имеют розовую окраску, а затем фиолетовую, потом синюю. Пестрота еще больше привлекает насекомых.  Подумайте, какова роль первоцветов в природе? Чем полезны эти маленькие беззащитные создания, гибнущие из-за своей яркой красоты?  Цветут они не только для того, чтобы радовать людей. Роль их в природе огромна. Они служат источником питания для летних насекомых, которым после зимнего сна необходима белково-питательная подкормка. А получить её они могут только от первоцветов! Большую пользу подснежники приносят и лесу. Ранней весной из почвы талыми водами легко вымываются и выносятся многие растворимые минеральные соединения, а первоцветы их задерживают. 8 Подумайте, какие связи могут нарушаться в природном сообществе леса, если погибнут первоцветы?  В первую очередь – пищевые цепи питания. Первоцветы – насекомые - птицы. Всё связано со всем! Первый закон экологии по Б.Коммонеру.  Ребята! А как вы думаете, почему первоцветов появляется сразу несколько видов, а не один?  Ответ очень простой: большое разнообразие дает гарантию того, что даже если один вид погибнет, то другие заменят его. Вот такие замечательные растения – первоцветы. Каждое из них неповторимо.  К сожалению, каждый год весной сотни и тысячи первоцветов обрываются ради сомнительной радости людей - видеть их в домах. Тысячи идут на продажу. А ведь сорванный цветок уже не дает семян. Часто цветки выдираются вместе с корневищем. Первоцветы сорванные, очень быстро вянут и уже не радуют глаз. Через пару дней их уже выбрасывают. 2. Изучение видового разнообразия первоцветов на исследуемой территории. А сейчас давайте поближе познакомимся с первоцветами! На данной территории мы познакомимся с медуницей, первоцветом весенним, хохлатками, гусиным луком, фиалкой, ветреницей лютиковой, чистяком весенним, ландышем майским, мать - и - мачехой. 9 Сегодня на экскурсии мы многое узнали о первоцветах, как мы можем защитить эти давайте подумаем, замечательные цветы? Ваши предложения! Предложения детей самые разные: это призывы к взрослым и детям через листовки с различным содержанием. Например:  «Их домой не понесу, пусть они растут в лесу!»  «Не уничтожайте первых вестников весны!»  «Не убивайте первоцветы!»  «Не губите красоту!» 4. Домашнее задание. Сегодня мы побывали в гостях у первоцветов! Домашнее задание будет не совсем обычным. Написать сочинение о подснежниках на тему «Жил был я…» и нарисовать листовку или плакат с призывом к людям «Не убивайте первоцветы!» Лучшие сочинения, стихотворения, листовки детей прилагаются в проекте «Не убивайте первоцветы!» III. Заключение Ребята нашей школы заинтересовались проблемой охраны первоцветов и создали экологический проект «Не убивайте первоцветы!» 10Каждый год (в течение восьми лет) в школе реализуется природоохранный проект «Не убивайте первоцветы». 11IV. Литература 1. Биологический энциклопедический словарь. – Москва: Издательство «Советская энциклопедия», 1986 год. - 832 cтр. 2. Новиков В.С. Школьный атлас определитель высших растений. –Москва: Издательство « Просвещение», 1985 год. – 240 стр. 3. Р.Д.Хабибуллин, Л.А. Каюмов, Л.М. Чубарова, Ф.Ф.Крылов «Детское экологическое движение»,Нижний Новгород, 1998 год, 137 стр. 4. Энциклопедический словарь юного биолога. – Москва: Педагогика, 1986 год – 352 стр. 12