Некоторые аспекты по развитию активности, самостоятельности и сознательности учащихся в процессе обучения
Оценка 4.6

Некоторые аспекты по развитию активности, самостоятельности и сознательности учащихся в процессе обучения

Оценка 4.6
doc
21.04.2020
Некоторые аспекты по развитию активности, самостоятельности и сознательности учащихся в процессе обучения
активность.doc

                                          Преподаватель  Шевченко Е.В.

 

Некоторые аспекты по развитию активности, самостоятельности и сознательности учащихся в процессе обучения

 

Проблема формирования творческой активности и самостоятельности учащихся издавна была в центре внимания педагогов и методистов различных специальностей. В наши дни нужно признать, что, несмотря на значительный подъем среднего уровня учащихся различных ступеней музыкальных учреждений (детских музыкальных школ, музыкальных колледжей, консерваторий), это положение пока не может осуществиться в той полной мере. Для того чтобы такое положение вступило в действие, нужен очень большой труд как со стороны педагога, так и со стороны учащегося. Этот труд требует много времени, причем хочется отметить, что работа должна начаться с самых первых шагов обучения музыке.

Только при активной и самостоятельной работе учащегося его умственное развитие происходит наиболее интенсивно и дает полноценные результаты. Самостоятельная работа - это, прежде всего, сознательная работа. И сознание здесь играет самую активную роль и организационную, и управляющую, и контролирующую.

Самостоятельно работать - значит уметь без посторонней помощи ориентироваться в незнакомом музыкальном материале, правильно расшифровать авторский текст, самостоятельно чувствовать, мыслить, понимать музыку, создавать свой дополнительный замысел, ясно представлять себе цель и уметь сосредоточить на ней внимание. Также под самостоятельностью имеется в виду умение ученика применить все те навыки и знания, которые были получены на уроке, находить свои технические приемы для достижения поставленной цели.

Развитию самостоятельности учащегося немало способствует исполнение музыкального произведения, выученного без помощи педагога.

Это произведение должно быть более легким, чем те, которые имеются в учебном плане учащегося. В этом случае ученик сможет быть более свободным во многих вопросах исполнения пьесы. Он быстрее найдет те способы осуществления своей работы, которые ему нужны.

Формы этой работы могут быть самыми различными. Но наиболее рациональной является, форма концерта, на котором присутствуют все учащиеся класса во главе с педагогом, можно пригласить также учащихся из других классов. Сначала происходит проигрывание самостоятельно выученных пьес, а затем после концерта устраивается обсуждение игры каждого исполнителя индивидуально. Учащиеся по очереди высказывают свое мнение: что им понравилось в исполнении данного ученика, какие отрицательные моменты были в игре и каким образом нужно поработать, чтобы их исправить. Затем своим мнением делится педагог. Он отмечает положительные и отрицательные стороны в исполнении, обязательно должен указать, какие верные, на его взгляд, а какие не совсем правильные были высказаны замечания по игре обсуждаемого ученика.

Затем переходят к разбору игры следующего исполнителя. Такая форма работы оказывает большое влияние на формирование аналитического музыкального мышления учащихся, учит их ясно выражать свои мысли, искать и предлагать способы улучшения качества исполнения, воспитывать грамотное, профессиональное отношение к музыкальному произведению.

 

Педагог обязан руководить самостоятельными занятиями ученика, выбирать учебный материал, объяснять в меру необходимости и целесообразности способы работы над ним, ставить определенные задачи, требующие от учащегося значительных усилий и предусматривающие проявление инициативы. Организовать работу надо так, чтобы дать возможность ученику максимально проявить себя в самостоятельном решении учебных задач, чтобы его домашняя работа была продолжением поиска пути, начатого в классе. Ученик должен уходить с урока, имея ясное представление о цели своей домашней работы. Задание на дом должно быть точным, конкретным.

            Для активизации интереса учеников к занятиям немаловажное значение имеет личность педагога. «Основное качество учителя, в какой бы области он ни работал, заключается в умении расположить к себе ученика, и… без дара снискать любовь последнего все остальные его таланты окажутся бесполезными». (А.Гретри) Педагог должен влюбить в себя ученика, приобрести его доверие, узнать его, уметь на него воздействовать. Об умении педагога научить ученика работать с интересом высказывалась талантливый профессор  Б.Рейнгбальд: « Залог успехов учеников- их интерес к занятиям. Этот интерес нужно поддерживать всегда…настоящий педагог исходит не из своих приемов и привычек, а приспосабливается к данным каждого ученика и раскрывает его индивидуальность».

             В чем же должно выразиться участие педагога в общей задаче развития учащегося? Прежде всего преподавание должно быть творческим, педагог должен стараться понять индивидуальность ученика, его духовный мир. Даже на начальном этапе занятий нужно, чтобы ученик играл, понимая смысл, следил за ходом развития музыки, переживал ее эмоциональное содержание. Уже с первых уроков ознакомления с музыкой необходимо подбирать несложные, доступные пониманию ребенка произведения, направлять его внимание на характер и образы произведения. Педагоги прибегают к рассказам, ассоциациям для лучшего раскрытия эмоционального содержания музыки. После того как дети научатся петь чисто, ритмически точно и выразительно, педагог обращает внимание на повторность мелодических фраз, развитие их, длительность звуков. Таким образом накапливаются и создаются слуховые представления

          Важным аспектом в занятиях с учеником является развитие умения сосредоточенно, внимательно слушать музыку. Педагог может по-разному исполнить пьесы, а ученик сопоставляет исполненные педагогом пьесы, определяет характер каждой из них. Таким образом, учащийся приучается внимательно слушать и следить за ходом развития музыки. Например, показать, в каком голосе проходит мотив; в других пьесах- отметить, чем отличаются партии аккомпанемента, послушать и определить начало и конец каждой фразы; указать, в каком голосе звучит мелодия.

          Постепенно закладываются у ученика определенные навыки и знания, и он может проявлять самостоятельность в музыкальных занятиях. Предлагается самому определить размер, затем поставить тактовые черты, заменить в предложенном тексте вопросительные знаки соответствующими паузами; назвать без инструмента ноты, расставить аппликатуру, определить темп и характер пьесы.

          Такого рода задания позволяют развивать умение воспринимать музыку осознанно и с интересом. Во главу угла в музыкальных занятиях необходимо ставить развитие ученика, что поможет ему преодолевать все трудности, даст возможность получать удовлетворение от работы. Мыслить и чувствовать- главные компоненты творческой работы.

 

 


Преподаватель Шевченко Е.В.

Преподаватель Шевченко Е.В.

Затем своим мнением делится педагог

Затем своим мнением делится педагог

После того как дети научатся петь чисто, ритмически точно и выразительно, педагог обращает внимание на повторность мелодических фраз, развитие их, длительность звуков

После того как дети научатся петь чисто, ритмически точно и выразительно, педагог обращает внимание на повторность мелодических фраз, развитие их, длительность звуков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020