Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ
Оценка 4.9

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Оценка 4.9
Лекции
doc
дефектология
Детсад
27.11.2017
Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ
Статья посвящена раскрытию некоторых аспектов формирования готовности к школе дошкольников с ОВЗ в ходе образовательного процесса дошкольной организации, организованного как корректировка внешних действий на специально организованной ориентировочной основе и постепенный её перевод во внутренний план с использованием дидактических игр и игровых образовательных ситуаций.Подготовка к школе детей с ОВЗ
Бондаренко Ткачук Федоровский.doc
УДК Ткачук Виктория Владимировна учитель­логопед Ларида Суридиновна Кожакарь воспитатель Ольга Владимировна Бондаренко учитель­дефектолог МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Белочка" п.г.т. Федоровский  Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ  Аннотация.  Статья   посвящена   раскрытию   некоторых   аспектов формирования   готовности   к   школе   дошкольников   с   ОВЗ   в   ходе образовательного   процесса   дошкольной   организации,   организованного   как корректировка   внешних   действий   на   специально   организованной ориентировочной   основе   и   постепенный   её   перевод   во   внутренний   план   с использованием дидактических игр и игровых образовательных ситуаций.  Ключевые слова: графическая готовность, дети с ОВЗ, коррекционное образование, старшие дошкольники. В   современных   условиях   проблема   формирования   графической готовности   к   овладению   навыками   письма   у   детей   дошкольного   возраста   с нарушением   интеллекта   особенно   актуальна,   так   как   в   Федеральном образовательном стандарте образования лиц с ОВЗ обозначена главная задача – обеспечение   современного   качества   образования   на   основе   соответствия актуальным и перспективным потребностям ребёнка, общества и государства. На   современном   этапе   концепция   интегрированного   обучения   и   воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране,   что   означает   равноправное   включение   развивающейся   в   условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные   и   необходимые   сферы   жизни   социума,   ее   достойный   социальный статус и самореализацию в обществе [3, с.28]. Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться   в   среду   здоровых   сверстников.   Поэтому   на   первый   план выдвигаются   задачи   создания   условий   для   становления   личности   каждого дошкольника в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями [5, с.11]. 1 Проблеме формирования графической готовности к овладению навыками письма   у   детей   дошкольного   возраста   посвящены   фундаментальные   и прикладные исследования С.П.Ефимовой, Людмилы Ивановны Солнцевой, Н. Д. Соколовой, Людмилы Борисовны Баряевой, Елены Анатольевны Стребелевой, Ольги   Петровны   Гаврилушкиной,   Марьяны   Михайловны   Безруких,   и   др.   [5, с.61]. В   практике   работы   образовательных   организаций   сложилось противоречие:   с   одной   стороны,   между   наличием   проблемы   формирования графической готовности к овладению навыками письма у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта и недостаточной разработанностью методики коррекционно­педагогической работы по данному направлению. Таким   образом,   научные   исследования   свидетельствуют   о   важности   и необходимости   поиска   путей   и   педагогических   средств     повышения эффективности, процесса формирования графической готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта [2, с.44]. В   рамках   исследования,   проводимого   под   руководством   Коротовских Татьяны   Владимировны,   к.пс.наук,   доцента   Сургутского   государственного педагогического университета группе для детей с тяжелыми нарушениями речи на первый план вышли задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого­педагогическую литературу по проблеме формирования графической готовности к овладению навыками письма у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. 2. Выявить особенности и уровень графической готовности к овладению навыками письма у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.  3.   Разработать   план­программу   деятельности   по   формированию графической   готовности   к   овладению   навыками   письма   у   дошкольников   с нарушением интеллекта лёгкой степени с использованием дидактических игр и упражнений. Значимыми   для   нашей   работы   стали   положения   о   единстве   речевого   и психического развития, комплексном подходе к их изучению (Льва Семеновича Выготского, Aлексея Aлексеевича Леонтьева, Алексея Николаевича Леонтьева, Александра Романовича Лурия, Сергея Леонидовича Рубинштейн); положения о роли деятельности и теория о ведущей деятельности в развитии ребенка (Льва Семеновича   Выготского,   Александра Владимировича Запорожца, Даниила Борисовича Эльконина); теория поэтапного формирования умственных действий (Петра Яковлевича Гальперина); научные представления   о   пространстве   и   генезисе   пространственных   представлений   у детей (Бориса Герасимовича Ананьева, Александра Леонидовича Венгер, Анны Михайловны Леушиной, Анны Александровны Люблинской).    Галины   Ивановны   Вергелес, Под   термином   «графическая   готовность»   понимается   сложный психофизиологический процесс, который связан с работой различных участков коры   головного   мозга,   органами   слуха,   зрения,   артикуляционного   аппарата, позволяющий овладевать навыками письма [3, с.79]. 2 Несформированная графическая готовность создает комплекс трудностей письма.   Исследования   А.Р.   Лурия,   А.Ю.   Потанина,   А.Р.   Сиротюк   и   других доказали,   что   процесс   формирования   графической   готовности   к   овладению навыками   письма   подчиняется   закономерностям   выработки   двигательных   и речевых интеллектуальных действий, своеобразие её в том, что с самого начала формирования   с   определённым   двигательным   образом   ассоциируется определённое смысловое значение букв, изображаемых рукой [2, с.52]. Отечественные   учёные   и   специалисты     интеллектуальные   нарушения понимают   как   нарушения   развития   психической   деятельности   ребёнка, сопровождающиеся   специфическими   трудностями   в   обучении,   темповое отставание   развития   и   незрелость   эмоционально­волевой   сферы   у   детей, которые   потенциально   могут   быть   преодолены   с   помощью   специально организованного обучения и воспитания [2, с.49]. Анализ психолого ­ педагогической литературы ряда печатных изданий даёт   нам   понять,   что     формирование   графической   готовности   у   детей   с интеллектуальными нарушениями  происходит замедлено, своеобразно и имеет свои   специфические   особенности.     Теоретический   аспект   изучения   данной проблемы показал, что успешность коррекционно­педагогического процесса с такими   детьми   обусловлена   использованием   в   его   построении   комплексного подхода, дидактических игр и упражнений  [6, с.83]. Для   выявления   особенностей   и   исходного   уровня   сформированности графической   готовности   у   детей   старшего   дошкольного   возраста   с интеллектуальными  нарушениями  в диагностическую  схему оценки включают основные   параметры,   определяющие   формирование   графической   готовности: зрительное восприятие и динамический праксис.   Оцениваеся   уровень   развития   зрительного   восприятия   детей,   уровень   возможность   наличие   персевераций, усвоения   заданной   структуры, автоматизации действия. Моторные персеверации ­ навязчивое воспроизведение ­ одних и тех же движений   ­   или   их   элементов   букв.   Различают   элементарную   персеверацию, которая   проявляется   в   многократном   повторении   отдельных   элементов движения   и   возникает   при   поражении   премоторных   отделов   коры   мозга   и нижележащих подкорковых структур; и системную моторную персеверацию ­ многократное повторение целых программ движений и возникает при поражении префронтальных отделов коры мозга [6, с.83]. По   результатам   первой   серии   заданий   ­   Методике   оценки   зрительного восприятия   детей   автор   Марьяна   Михайловна   Безруких,   высокий   уровень отсутствовал у детей с нарушением интеллекта; средний уровень выявлен у 3х детей. Практически все дошкольники с нарушением интеллекта лёгкой степени допускали   большое   количество   ошибок   и   выполняли   задания   в   замедленном темпе, действуя инертно [2, с.91]. Проанализировав   результаты   выполненных   диагностических   заданий   по второй серии в Графических пробах А.Р. Лурия и Н.И. Озерецкого, высокий 3 уровень получил 1 ребёнок, средний уровень ­ 5 детей, низкий уровень   ­ 4 ребенка, был сделан вывод, что у детей с нарушением интеллекта  неразвито внимание и контроль за собственными действиями. Таким   образом,   что   для   детей   с интеллектуальными   нарушениями   характерна   устойчивая   тенденция   к   более низкому   уровню   проявления   параметров   сформированности   графомоторных навыков.   исследование   показало, Изучение   особенностей   формирования   графической   готовности   детей данной категории и анализ полученных экспериментальных данных привели нас к мысли о необходимости пересмотра подходов к подготовке дошкольников к обучению   грамоте.   На   этой   основе   нами   были   разработаны   методические рекомендации ­ программа по формированию графической готовности детей с интеллектуальными   нарушениями   лёгкой   степени.   За   основу   были   взяты Программа дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушением интеллекта   «Коррекционно­развивающее   обучение   и   воспитание»   Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой, Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, ред. Л.Б.Баряева, О.П. Гаврилушкина, Н.Д.Соколова, модифицированные игры и упражнения по методике  Е.А. Кинаш [1, с.46]. Целенаправленная   коррекционная   работа   по   развитию   графической готовности   детей   данной   категории   является   важным   начальным   этапом подготовки к обучению грамоте.   Мы считаем, что формирование графической готовности дошкольников с нарушением   интеллекта   будет   проходить   более   эффективно,   если     данный процесс будет организован как корректировка внешних действий на специально организованной   ориентировочной   основе   и   постепенный   её   перевод   во внутренний план с использованием дидактических игр и игровых упражнений. Нами   предполагается,   что   комплексная   систематическая   работа   по формированию   графической   готовности   дошкольников   позволит   добиться кардинальных изменений в структуре готовности к школьному обучению, а в частности ­ к овладению грамотой детей с интеллектуальными нарушениями, сгладить и преодолеть специфические особенности деятельности.   Индивидуальный   образовательный   маршрут   должен   предполагать постепенное   включение   таких   детей   в   коллектив   сверстников   с   помощью взрослого,   что   требует   от   педагога   новых   психологических   установок   на формирование умения взаимодействовать в едином детском коллективе.  Дети с нарушением интеллекта могут реализовать свой потенциал лишь при   условии   вовремя   начатого   и   адекватно   организованного   процесса воспитания   и   обучения,   удовлетворения   как   общих   с   нормально развивающимися   детьми,   так   и   их   особых   образовательных   потребностей, заданных характером нарушения их психического развития [4, с.23]. Организационно­педагогические   особенности   обучения   детей   с нарушением   интеллекта   позволяют   определить   общие   подходы   в   работе: 4 обогащение   знаниями   об   окружающем   мире,   индивидуальный   подход, предотвращение   наступления   утомляемости;   активизация   познавательной деятельности,   особое   внимание   ­   коррекции   всех   видов   деятельности, проявление педагогического такта. Эффективная   динамика   развития   детей   с   нарушением   интеллекта намечается   тогда,   когда   своевременно   реализуется   необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и   обучение   ведутся   с   учетом   всей   сложности,   неравномерности   и дисгармоничности   развития   интеллекта   и   личности   этой   категории   детей  [1, с.65]. Графические   навыки   письма   относятся   к   сенсомоторным   навыкам человека. Но, в отличие от большинства навыков, которые включаются либо в трудовую деятельность (шитье, выпиливание, работа с инструментом), либо в спортивную   деятельность   (катание   на   коньках,   танцы,   игры   в   мяч   и   т.д.), графические   навыки   письма   связаны   с   учебной   деятельностью   человека   и обслуживают   процесс   письменной   речи.   В   этом   специфика   и   трудность   их формирования [2, с.89]. Среди многих видов учебной деятельности овладение навыками письма является   наиболее   сложным.   Необходимость   развития   активных   движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение   функции   руки.   Так,   С.О.   Филиппова   и   др.   утверждают,   что несовершенная   нервная   регуляция   движений,   слабое   развитие   мелких   мышц руки, низкая выносливость по, отношению к статическим нагрузкам у детей с нарушением   интеллекта   определяет   чрезвычайную   сложность   овладения навыком письма [5, с.34]. У   многих   детей   с   нарушением   интеллекта   при   неврологическом   и нейропсихологическом   исследовании   обнаруживаются   легкие   и   латентные формы   двигательных   нарушений,   которые   являются   следствием   раннего органического поражения головного мозга (Ю.И. Дауленскене; Ю.Г.Демьянов; И.Ф. Марковская).  Иногда   даже   негрубая   дисфункция   двигательной   сферы   без своевременных   и   целенаправленных   коррекционных   воздействий   может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма,   рисования,   конструирования   и   других   форм   ручной   деятельности ребенка.  И.Ф.   Марковская,   Е.А.   Екжанова   утверждают,   что   недостаточная дифференцированность   иннервации   мышц   пальцев   и   кистей   рук   делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Поэтому ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания   утомления   его   движения   становятся   неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими [2, с.85]. 5 У   детей   со   сниженной   познавательной   активностью   наблюдаются следующие   трудности   при   формировании   графической   готовности: несовершенна   нервная   регуляция   движений;   слабо   развиты   мелкие   мышцы кистей   рук;   низкий   уровень   выносливости   к   статическим   нагрузкам;   не сформированы   пространственное   восприятие   и   память,   зрительно­моторная координации [1, с.6]. При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует   учитывать,   что   личностная   незрелость   ребенка   с   нарушением интеллекта  проявляется в несформированности  учебной мотивации, слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести   нужное   движение   или   действие   могут   привести   к   отказу   от занятий.  Поэтому любое задание надо предлагать детям в игровой форме, которая не   только   вызовет   интерес,   но   и   за   счет   положительной   эмоциональной стимуляции   будет   способствовать   повышению   психического   тонуса,   а, следовательно, и улучшению работоспособности в целом. Содержание   коррекционно­педагогической   работы   по   формированию графической   готовности   к   овладению   навыками   письма   у   дошкольников   с интеллектуальными нарушениями легкой степени через использование системы игр и игровых обучающих ситуаций включает следующие основные направления: 1.   Развитие   ручной   и   мелкой   моторики   рук,   зрительно­двигательной координации. 2. Формирование зрительного внимания и зрительного восприятия. 3. Формирование и развитие пространственной ориентировки. 4. Развитие слухового внимания и слухомоторной координации. 5. Формирование элементарных базовых графомоторных навыков. 6. Активизация познавательной деятельности. Обучение   строится   поэтапно.   Прохождение   всех   этапов   является обязательным   условием   для   всех   детей,   так   как   только   в   этом   случае обеспечивается системность усвоения знаний и навыков.  Использование приобретённых умений должно закрепляться в новых более сложных   заданиях,   развиваться   на   занятиях   по   рисованию,   в   свободной деятельности дома [3, с.92]. Процесс формирования и совершенствования графической готовности и обучения   графическим   навыкам   определяется   многими   факторами.   Время, которое необходимо затратить каждому ребенку на обучение, зависит от ряда условий   и   причин:   первоначального   уровня   развития   тонкой   моторики, сенсомоторной   координации   и   графомоторных   умений;   общего   уровня психического   развития,   в   том   числе   особенностей   обучаемости;   частоты посещения   ребенком   коррекционно­развивающих   занятий,   в   том   числе   и   от наличия помощи ребенку со стороны семьи. Занятия строятся с учетом общих закономерностей психического развития детей и современных принципов коррекционно­развивающей работы.  6 На занятиях соблюдается охранительный режим: проведение физминуток; соответствие мебели возрасту детей; соответствие дидактического материала по размеру и цвету; соответствие учебной нагрузки возрасту ребенка; соблюдение санитарно­гигиенических требований. Поэтапное   планирование   коррекционной   работы   по   формированию графической готовности к овладению навыками письма у детей с нарушением интеллекта   обеспечит   последовательность,   системность   усвоения   детьми программного материала и подготовку воспитанников к школьному обучению. На   каждом   этапе   коррекционной   работы   с   детьми   с   отставанием   в развитии должны быть определены и реализованы конкретные задачи, которые решаются   при   использовании   дидактических   игр   и   игровых   обучающих ситуаций. Этапы   формирования   графической   готовности   к   овладению   навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта включают: 1. Развитие ручной и мелкой моторики: игровые ситуации с пальчиковой гимнастикой;   игры   на   активизацию   внимания,   формирование   правильного захвата, увеличения силы и координации пальцев, игры с мелкими и сыпучими материалами. 2.   Развитие   пространственной   ориентировки:   игры   на   ориентировку   во внешнем пространстве; в схеме собственного тела; на альбомном и тетрадном листе бумаги. 3.   Формирование   зрительно­предметного   гнозиса   и   зрительно­моторной координации: игры на развитие способности в узнавании предметов, сравнении изображений   реальных   предметов   по   размеру,   величине,   цвету,   форме, пространственному   расположению,   в   нахождении   сходств   и   отличий; формирование зрительного слежения в различных направлениях; подкрепление навыка зрительного слежения движениями руки в различных направлениях. 4.   Формирование   элементарного   графического   навыка:   развитие правильного захвата и действий с пишущими предметами; отработка навыков обводки,   дорисовки,   штриховки   изображений,   безотрывного   проведения различных линий в заданных направлениях. Помимо решения основных задач, на занятиях обращается внимание на формирование интереса к выполнению игровых графических заданий, умение работать   по   образцу,   сравнивать,   анализировать   и   оценивать   графические задания, активизацию речевой деятельности.  Таким   образом,   учитывая   игровой   способ   развития   пространственного воображения,   мелкой   моторики   пальцев   рук,   координации   движений   при специально организованной коррекционной работе, предполагается, что уровень подготовленности   к   овладению   письмом   у   детей   с   ОВЗ   повысится.   Помимо этого,   дети   расширят   кругозор,   увеличив   словарный   запас,   научатся ориентироваться   в  тетради,  познакомятся  с  разными  способами   изображения предметов. 7 Аксенова,   Л.И.   Специальная   педагогика.   [Текст]/   Л.И.Аксенова, Астапов,   В.М.   Введение   в   дефектологию   с   основами   нейро­   и Баряева, Л.Б. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно­ Список литературы: 1. Б.А.Архипов, Л.И.Белякова.– М.: Академия, 2012. – 400 с.  2. патопсихологии. [Текст]/ В.М. Астапов – М.: Дрофа, 2014.­168 с.  3. развивающей среде [Текст]/ Л.Б. Баряева.­ СПб.: КАРО, 2011. ­ 207 с.  4. Т.А.Власовой, М.С. Певзнер. М.: Педагогика, 2011.­ 189 с.  5. Е.А. Стребелева.— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 208 с. Дети   с   временными   задержками   развития.   [Текст]/   Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]/ А.А. Катаева,   Под   ред. 8

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ

Некоторые аспекты подготовки к школьному обучению дошкольников с ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017