Делюсь опытом своей работы со студентами многопрофильного колледжа. Описываю приемы и методы работы на уроках физики и математики. Учащиеся приходят в колледж слабо подготовленные, но дать им знания-это наша обязанность. Поэтому приходится искать различные приемы работы с такими детьми, заинтересовывать их и вовлекать в учебную деятельность, учитывая их уровень и индивидуальные способности.
«Некоторые методические приёмы формирования ОУУН
на уроках математики»
преподаватель физики и математики КГУ «Риддерский многопрофильный
колледж» Чуевская М.А , Казахстан
Академик А, В, Погорелов, автор известного учебника геометрии, отмечает:
«…очень немногие из оканчивающих школу будут математиками. Однако вряд
ли найдётся хотя бы один, которому не придётся рассуждать, анализировать,
доказывать.»
Ещё Т. А. Эдисон говорил, что основная задача цивилизации – научить
человека мыслить.
Я стараюсь на своих уроках сформировать у своих учеников культуру
мышления. В своей работе я использую уже известные приёмы и технологии.
На своих уроках я применяю элементы методики уровневой дифференциации
(моя проблемная тема), веду тематический учёт знаний и умений своих
учеников, что позволяет мне подбирать материал урока целесообразно, с
учётом пробелов в знаниях отдельных учеников, проводить индивидуальную
работу.
В начале учебного года провожу диагностику уровня сформированности ОУУ
учащихся 1 курса, в виде тестирования или письменной контрольной работы.
По результатам диагностики начинается работа по формированию или
совершенствованию определённых ОУУН.
Применяю приёмы НОТ ( научной организации труда ) прежде всего, в работе
с учебником, справочниками, таблицами. Это:
- конспектирование;
-выделение главного;
-работа с иллюстрациями, графиками, диаграммами;
-составление опорных конспектов;
-составление памяток – инструкций, памяток – подсказок для определённого
алгоритма;
-создание компьютерных презентаций на основании текстов учебника,
дополнительной литературы, ресурсов Интернета;
-работа с текстом в парах
-составление сообщений, докладов, рефератов.
Для развития учебно – интеллектуальных ОУУН применяю метод
«многокомпонентного задания», который позволяет научить обобщению,
оперированию в логической практике содержательно более ёмкими
понятиями
-решение обычной « готовой» задачи;
- составление аналогичной задачи по данной формуле или уравнению и
решение её;
-составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей.
Согласно научным данным всякая информация, воспринятая человеком,
«циркулирует в оперативной памяти 15-20 минут, и эта фаза оптимальна для
всевозможных перекодировок информации, которая потом « уходит» в
долговременную память.
Следующий прием обобщение- классификация.
На 1 курсе темы «Показательная функция» и «Логарифмическая функция»
обобщаю вместе, увязывая их с темой «Степень и её свойства».
На 2 курсе, с целью развития навыка обобщения, при изучении темы «
Производная» в комплексе даю задания типа «Описать свойства функции спомощью производной и построить график функции.», «Описать свойства
функции с помощью графика производной», «Описать свойства производной
функции по готовому графику функции», «Построить график функции по
описанию её свойств и свойств производной данной функции».
Успешно использую прием экспериментов.
На 1 курсе при изучении темы «Комбинаторика и вероятность» студенты с
удовольствием проводили эксперименты по подбрасыванию монеты, кубика,
двух монет, двух кубиков, подсчитывая число исходов и проверяя формулу
вероятности.
Кроме того, при организации работы учитывается очень важный параметр,
определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы
учащихся - канал приёма информации (визуальный, аудиальный,
кинестетический).
Если ребёнку - визуалу достаточно увидеть чертёж на классной доске и
решить геометрическую задачу, то кинестетику необходимо прикаснуться
руками к модели и только после этого решить задачу. Это может быть
развёртка геометрического тела (многогранник, цилиндр, конус), каркасные
модели ( использую на уроках геометрии)
На своих уроках пытаюсь развивать коммуникативную культуру учащихся и
организационные навыки, хотя для нашего контингента учащихся дается это
с трудом.
Прежде, чем учить школьника говорить и общаться, я пытаюсь научить…
молчать. Вернее, слушать и слышать собеседника. Только тогда
коммуникация, а проще говоря, диалог пройдёт успешно. На уроке речь идёт
об учебном диалоге, но эти навыки, конечно, пригодятся и в дальнейшей
жизни, но чаще всего учебный диалог сводится к монологу учителя, в
частности вопрос-ответ.
Развитию коммуникативных умений способствуют и другие виды работы на
уроке.
Это – работа в парах, когда учащиеся
а) решают разные, но однотипные задачи, а потом проводят взаимоконтроль;
б) решают задачи разных типов, а потом обмениваются информацией по их
решению;
в) изучают текст учебника по частям, а затем обмениваются информацией;
г) проводят совместную работу практического или исследовательского
характера;
д) работают в режиме практикума – « цунами», когда тот, кто справляется с
заданием быстрее, представляет решению учителю и помогает решить тому,
кто затрудняется.
Вопрос формирования общеучебных умений и навыков имеет много аспектов.
Работа над ними продолжается и после уроков и на переменах, т.е учащиеся
не успевшие выполнить задание на уроке, выполняют его на следующей паре
или перемене после чего сдают свою работу.
Совместные усилия преподавателей направлены на то, чтобы приблизить
качество образования студента к уровню, отражающему его готовность к
самостоятельной жизни, сопровождающейся высокой успешностью,
благополучностью, позитивным настроем, социальной адаптированностью.