Статья руководителя школьного литературного клуба "ПЕГАС" " Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми" рассказывает об опыте успешной работы по организации литературного клуба любителей поэзии и самодеятельного школьного компьютерного издательства детского журнала, в котором 1 раз в четверть публикуются лучшие стихи.Статья руководителя школьного литературного клуба "ПЕГАС" " Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми" рассказывает об опыте успешной работы по организации литературного клуба любителей поэзии и самодеятельного школьного компьютерного издательства детского журнала, в котором 1 раз в четверть публикуются лучшие стихи.
Некоторые методы работы с литературно
одаренными детьми.
Трегубов Сергей Леонидович,
учитель истории и обществознания в\к
МБОУ СОШ №7 Дзержинского района
г. Новосибирска, Лауреат Всероссийского
конкурса 2010 года «Учитель, перед
именем твоим…», Лауреат Областного
поэтического фестиваля «Солнце поэзии –
одно для всех народов!» 2011 года,
участник II Всероссийской конференции
«Системы обучения интеллектуально
одаренных детей в российской школе»
(октябрь 2011 г.)
Современные условия жизни в обществе показывают, что
успешно выживать и строить свое будущее может только
творческая личность с активной жизненной позицией, поэтому
задача школы сегодня: выявлять и развивать в разных сферах
человеческой деятельности одаренных учащихся, развивать их
творческие способности, повышая тем самым их статус в обществе.
Исходя из этого тезиса, мы сформулировали цели и задачи
литературного клуба учащихся «Пегас», который работает в школе
с 2003 года:1. Развивать творческие способности одаренных учащихся в
литературной и изобразительной (художественной) сферах через
публикацию лучших произведений на страницах альманаха
« Пегас».
2.Формировать высокие нравственные,
политические и
патриотические качества учащихся школы через произведения
авторов, откликающихся на исторические, политические и
нравственные проблемы современности в своих произведениях.
3. Пропагандировать здоровый образ жизни в ежегодном
традиционном конкурсе стихов и плакатов по теме: «Мы против
наркотиков, алкоголя и курения!»
4. Развивать творчество и активную жизненную позицию авторов и
учащихся через
традиционные встречи с лучшими
представителями Союза Писателей РФ, Ветеранами Великой
Отечественной Войны, лучшими людьми города.
5. Через сотрудничество с музеями школ и архивами формировать и
развивать историческую память учащихся.
6. Найти спонсоров (родителей, депутатов, предпринимателей) для
расширения издательской деятельности литклуба «Пегас».
7. Активно участвовать во всех конкурсах и проектах районного,
городского, областного и Всероссийского масштабов.
Мы используем с литературно одаренными детьми следующие
формы работы:
1.Личностноориентированный урок.
2. Индивидуальная консультация или беседа.
3. Различные виды внеклассной деятельности:
а) олимпиады;
б) участие в научных ученических обществах;
в) литературные конкурсы разных уровней;
г) интеллектуальные игры ;
д) публикации в печатных изданиях.
Часто оказывается, что выдающиеся достижения возможны и
при среднем уровне развития интеллекта и одаренности. По
данным американского психолога Е. Торренса, около 30% детей,
2отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными
детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой
одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.
Первый этап работы – это выявление одаренных детей в
области литературы. Для этого мы используем общие признаки
одаренных детей:
интеллект выше среднего;
умение принимать решения;
чувство ответственности;
обостренное чувство справедливости;
настойчивость;
терпимость и терпение в работе с людьми;
энтузиазм;
умением ясно выражать мысли в устной и/или письменной
форме;
живость и любознательность;
независимость в действиях;
инициатива, стремление участвовать во всем новом;
использование воображения в мышлении;
гибкость в подходах к проблемам;
разнообразные интересы;
чувство юмора;
трудности в нахождении близких по духу друзей;
проблемы участия в играх сверстников, которые им
неинтересны;
нежелание быть таким, как все;
трудности в школе,
где отсутствует стимуляция
интеллектуального развития;
ранний интерес к проблемам мироздания.
Кроме учета этих особенностей я провожу тестирование по
выявлению сугубо литературных способностей. Ученик должен
ответить на вопросы, что такое рифма и ритм стиха, какие виды
рифм он знает, но, самое главное, может ли он написать стих на
заданную тему. Чаще всего толчком к выполнению такого
задания служит личный пример учителя. Первые работы
учащихся, как правило, носят подражательный характер, но
затем многие создают свои маленькие, а иногда и большие
шедевры. Поскольку литературно одаренная личность мыслит
3образами, я часто прошу авторов нарисовать иллюстрации к
своим стихам, а также привлекаю к иллюстративному
оформлению детей, обладающими одаренностью в области
изобразительного искусства. Очень часто мы в этом достигаем
большого успеха.
Достижения в деятельности литературного детского
клуба «Пегас»:
Литературный альманах «Пегас» издается в школе № 7 с
октября 2003 года. Периодичность издания – 1 раз в четверть.
Тираж 15 – 20 экземпляров.
За год до начала издания в школе было создано
литературное объединение учащихся старших классов.
Позднее в объединение вошли учащиеся 5 – 7 классов.
Первые два номера альманаха назывались
«Первый блин» и «Колобок», а начиная с №3, члены клуба
«Пегас» решили этим же именем назвать свой альманах, где
стали публиковать не только стихи, но и рассказы, статьи,
школьный юмор.
В 2003 году члены клуба стали победителями районного и
городского конкурсов поэтовшкольников. Заев Роман завоевал
титул «Король сибирской поэзии –2003» (1е место), а Лобода Катя
– 3е место.
В 2004 – 2006 г.г. наш литклуб прочно удерживал призовые
места в литературных конкурсах школ района. Заев Роман – 1е
место, Ерастова Оксана – 2е.
Мы тесно работаем с Союзом Писателей России,
представители которого были членами жюри всех конкурсов.
Кроме того Заев Р. и Ерастова О. являлись до 2006 года членами
редколлегии
районной межшкольной литературной газеты
«Дар», редактором которой является член Союза Писателей
России Романов В.П.
4В последующие годы обновленный состав литклуба
успешно участвовал во всех районных и городских конкурсах и
проектах.
При участии клуба проводились следующие
мероприятия в 20082011 уч. г.г. :
а) творческие встречи с поэтом В. П.Романовым –
членом Союза Писателей России;
б) встречи с поэтессой В. В. Жбановой;
в) юбилейный вечер поэта Н. Шевякова – члена
Союза Писателей России;
г) литературный вечер, посвященный 100летию
со дня рождения Елизаветы Стюарт;
д) традиционные ежегодные конкуры на лучшие стихи,
плакаты и рисунки по теме: «Мы против наркотиков, алкоголя и
табака»;
е) участие в конкурсе «Золотое перо памяти», посвященном
40летию родной школы;
ж) участие в городском конкурсе литературного
творчества детей,
проводимом Городской Избирательной
Комисиией в период выборов Президента РФ и мэра г.
Новосибирска;
з) участие в городских конкурсах детского литературного
творчества «Золотое перышко»;
5Победители и участники городского поэтического конкурса
2003 года. Слева направо (стоят): Ерастова Оксана (вып.2006
г.), Лобода Екатерина – 2е место (вып. 2007 г.), Заев Роман – 1е
место (вып. 2006 г.). Слева направо (сидят): член жюри – поэт В.
Светлосанов – член СП России, руководитель клуба и редактор
альманаха «Пегас» С. Л. Трегубов.
и) участие в Международной АкцииПроекте
«Мы – Наследники Победы!», посвященной 300летию победы
русской армии в Полтавской битве. Все авторы юбилейного
литературного альманаха «Пегас № 19» награждены памятными
медалями и грамотами Центрального штаба;
к) участие в празднике Дня Соседей совместно с ТОС
«Лада» на жилмассиве;
л) выпуск литературного альманаха к выбоам в Городской
Совет (14 марта 2010 г.);
м) активное участие и публикация стихов при подготовке
к празднику 65ой годовщины Победы в Великой Отечественной
Войны;
н) в 2010 году руководитель клуба «Пегас» представил
материалы о его работе на Всероссийский конкурс «Учитель,
перед именем твоим…» и получил диплом лауреата в номинации:
«содержательный досуг», а так же был представлен на
Всероссийский конкурс «Байконур», посвященный 50летию
полета Ю. А. Гагарина, юбилейный номер альманаха «Пегас» с
лучшими стихами учащихся школы;
о) 25 сентября 2011 года Министерство культуры
Новосибирской области и Дом национальных культур им. Г.
Заволокина проводили Областной поэтический фестиваль. 6
участников из 80 получили дипломы лауреатов , в том числе и
автор этих строк;
п) в октябре 2011 года в Издательском доме
«Вертикаль» вышла антология поэзии школы №7, где собраны
лучшие стихи авторов литературного клуба «Пегас» за восемь
лет его работы. Составитель антологии С.Л. Трегубов.
6В заключении следует сказать, что каждый год из школы
уходят авторы, но с новым учебным годом работа продолжается,
и больших успехов можно достичь только тогда, когда весь
коллектив участвует в этой работе, а публикации ребят на таком
высоком уровне дают им большой стимул в их дальнейшей
деятельности, даже если она и не будет связана с литературой.
Список литературы
1. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные
движения и социальная активность молодежи / Материалы
Всесоюзной научной конференции «Человек в системе
общенаучных отношений». М., 1991. С.149159.
2. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской,
В.А.Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376с.
3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред.
Н.С.Лейтеса. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. 416 с.
7