Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми.
Оценка 4.7
Культурные мероприятия +4
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
17.05.2017
Статья руководителя школьного литературного клуба "ПЕГАС" " Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми" рассказывает об опыте успешной работы по организации литературного клуба любителей поэзии и самодеятельного школьного компьютерного издательства детского журнала, в котором 1 раз в четверть публикуются лучшие стихи.Статья руководителя школьного литературного клуба "ПЕГАС" " Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми" рассказывает об опыте успешной работы по организации литературного клуба любителей поэзии и самодеятельного школьного компьютерного издательства детского журнала, в котором 1 раз в четверть публикуются лучшие стихи.
Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми..docx
Некоторые методы работы с литературно
одаренными детьми.
Трегубов Сергей Леонидович,
учитель истории и обществознания в\к
МБОУ СОШ №7 Дзержинского района
г. Новосибирска, Лауреат Всероссийского
конкурса 2010 года «Учитель, перед
именем твоим…», Лауреат Областного
поэтического фестиваля «Солнце поэзии –
одно для всех народов!» 2011 года,
участник II Всероссийской конференции
«Системы обучения интеллектуально
одаренных детей в российской школе»
(октябрь 2011 г.)
Современные условия жизни в обществе показывают, что
успешно выживать и строить свое будущее может только
творческая личность с активной жизненной позицией, поэтому
задача школы сегодня: выявлять и развивать в разных сферах
человеческой деятельности одаренных учащихся, развивать их
творческие способности, повышая тем самым их статус в обществе.
Исходя из этого тезиса, мы сформулировали цели и задачи
литературного клуба учащихся «Пегас», который работает в школе
с 2003 года: 1. Развивать творческие способности одаренных учащихся в
литературной и изобразительной (художественной) сферах через
публикацию лучших произведений на страницах альманаха
« Пегас».
2.Формировать высокие нравственные,
политические и
патриотические качества учащихся школы через произведения
авторов, откликающихся на исторические, политические и
нравственные проблемы современности в своих произведениях.
3. Пропагандировать здоровый образ жизни в ежегодном
традиционном конкурсе стихов и плакатов по теме: «Мы против
наркотиков, алкоголя и курения!»
4. Развивать творчество и активную жизненную позицию авторов и
учащихся через
традиционные встречи с лучшими
представителями Союза Писателей РФ, Ветеранами Великой
Отечественной Войны, лучшими людьми города.
5. Через сотрудничество с музеями школ и архивами формировать и
развивать историческую память учащихся.
6. Найти спонсоров (родителей, депутатов, предпринимателей) для
расширения издательской деятельности литклуба «Пегас».
7. Активно участвовать во всех конкурсах и проектах районного,
городского, областного и Всероссийского масштабов.
Мы используем с литературно одаренными детьми следующие
формы работы:
1.Личностноориентированный урок.
2. Индивидуальная консультация или беседа.
3. Различные виды внеклассной деятельности:
а) олимпиады;
б) участие в научных ученических обществах;
в) литературные конкурсы разных уровней;
г) интеллектуальные игры ;
д) публикации в печатных изданиях.
Часто оказывается, что выдающиеся достижения возможны и
при среднем уровне развития интеллекта и одаренности. По
данным американского психолога Е. Торренса, около 30% детей,
2 отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными
детьми. Поэтому нельзя забывать, что детей со скрытой
одаренностью значительно больше, чем с явной одаренностью.
Первый этап работы – это выявление одаренных детей в
области литературы. Для этого мы используем общие признаки
одаренных детей:
интеллект выше среднего;
умение принимать решения;
чувство ответственности;
обостренное чувство справедливости;
настойчивость;
терпимость и терпение в работе с людьми;
энтузиазм;
умением ясно выражать мысли в устной и/или письменной
форме;
живость и любознательность;
независимость в действиях;
инициатива, стремление участвовать во всем новом;
использование воображения в мышлении;
гибкость в подходах к проблемам;
разнообразные интересы;
чувство юмора;
трудности в нахождении близких по духу друзей;
проблемы участия в играх сверстников, которые им
неинтересны;
нежелание быть таким, как все;
трудности в школе,
где отсутствует стимуляция
интеллектуального развития;
ранний интерес к проблемам мироздания.
Кроме учета этих особенностей я провожу тестирование по
выявлению сугубо литературных способностей. Ученик должен
ответить на вопросы, что такое рифма и ритм стиха, какие виды
рифм он знает, но, самое главное, может ли он написать стих на
заданную тему. Чаще всего толчком к выполнению такого
задания служит личный пример учителя. Первые работы
учащихся, как правило, носят подражательный характер, но
затем многие создают свои маленькие, а иногда и большие
шедевры. Поскольку литературно одаренная личность мыслит
3 образами, я часто прошу авторов нарисовать иллюстрации к
своим стихам, а также привлекаю к иллюстративному
оформлению детей, обладающими одаренностью в области
изобразительного искусства. Очень часто мы в этом достигаем
большого успеха.
Достижения в деятельности литературного детского
клуба «Пегас»:
Литературный альманах «Пегас» издается в школе № 7 с
октября 2003 года. Периодичность издания – 1 раз в четверть.
Тираж 15 – 20 экземпляров.
За год до начала издания в школе было создано
литературное объединение учащихся старших классов.
Позднее в объединение вошли учащиеся 5 – 7 классов.
Первые два номера альманаха назывались
«Первый блин» и «Колобок», а начиная с №3, члены клуба
«Пегас» решили этим же именем назвать свой альманах, где
стали публиковать не только стихи, но и рассказы, статьи,
школьный юмор.
В 2003 году члены клуба стали победителями районного и
городского конкурсов поэтовшкольников. Заев Роман завоевал
титул «Король сибирской поэзии –2003» (1е место), а Лобода Катя
– 3е место.
В 2004 – 2006 г.г. наш литклуб прочно удерживал призовые
места в литературных конкурсах школ района. Заев Роман – 1е
место, Ерастова Оксана – 2е.
Мы тесно работаем с Союзом Писателей России,
представители которого были членами жюри всех конкурсов.
Кроме того Заев Р. и Ерастова О. являлись до 2006 года членами
редколлегии
районной межшкольной литературной газеты
«Дар», редактором которой является член Союза Писателей
России Романов В.П.
4 В последующие годы обновленный состав литклуба
успешно участвовал во всех районных и городских конкурсах и
проектах.
При участии клуба проводились следующие
мероприятия в 20082011 уч. г.г. :
а) творческие встречи с поэтом В. П.Романовым –
членом Союза Писателей России;
б) встречи с поэтессой В. В. Жбановой;
в) юбилейный вечер поэта Н. Шевякова – члена
Союза Писателей России;
г) литературный вечер, посвященный 100летию
со дня рождения Елизаветы Стюарт;
д) традиционные ежегодные конкуры на лучшие стихи,
плакаты и рисунки по теме: «Мы против наркотиков, алкоголя и
табака»;
е) участие в конкурсе «Золотое перо памяти», посвященном
40летию родной школы;
ж) участие в городском конкурсе литературного
творчества детей,
проводимом Городской Избирательной
Комисиией в период выборов Президента РФ и мэра г.
Новосибирска;
з) участие в городских конкурсах детского литературного
творчества «Золотое перышко»;
5 Победители и участники городского поэтического конкурса
2003 года. Слева направо (стоят): Ерастова Оксана (вып.2006
г.), Лобода Екатерина – 2е место (вып. 2007 г.), Заев Роман – 1е
место (вып. 2006 г.). Слева направо (сидят): член жюри – поэт В.
Светлосанов – член СП России, руководитель клуба и редактор
альманаха «Пегас» С. Л. Трегубов.
и) участие в Международной АкцииПроекте
«Мы – Наследники Победы!», посвященной 300летию победы
русской армии в Полтавской битве. Все авторы юбилейного
литературного альманаха «Пегас № 19» награждены памятными
медалями и грамотами Центрального штаба;
к) участие в празднике Дня Соседей совместно с ТОС
«Лада» на жилмассиве;
л) выпуск литературного альманаха к выбоам в Городской
Совет (14 марта 2010 г.);
м) активное участие и публикация стихов при подготовке
к празднику 65ой годовщины Победы в Великой Отечественной
Войны;
н) в 2010 году руководитель клуба «Пегас» представил
материалы о его работе на Всероссийский конкурс «Учитель,
перед именем твоим…» и получил диплом лауреата в номинации:
«содержательный досуг», а так же был представлен на
Всероссийский конкурс «Байконур», посвященный 50летию
полета Ю. А. Гагарина, юбилейный номер альманаха «Пегас» с
лучшими стихами учащихся школы;
о) 25 сентября 2011 года Министерство культуры
Новосибирской области и Дом национальных культур им. Г.
Заволокина проводили Областной поэтический фестиваль. 6
участников из 80 получили дипломы лауреатов , в том числе и
автор этих строк;
п) в октябре 2011 года в Издательском доме
«Вертикаль» вышла антология поэзии школы №7, где собраны
лучшие стихи авторов литературного клуба «Пегас» за восемь
лет его работы. Составитель антологии С.Л. Трегубов.
6 В заключении следует сказать, что каждый год из школы
уходят авторы, но с новым учебным годом работа продолжается,
и больших успехов можно достичь только тогда, когда весь
коллектив участвует в этой работе, а публикации ребят на таком
высоком уровне дают им большой стимул в их дальнейшей
деятельности, даже если она и не будет связана с литературой.
Список литературы
1. Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Общественные
движения и социальная активность молодежи / Материалы
Всесоюзной научной конференции «Человек в системе
общенаучных отношений». М., 1991. С.149159.
2. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В.Бурменской,
В.А.Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. 376с.
3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред.
Н.С.Лейтеса. М.: Изд. Центр «Академия», 1996. 416 с.
7
Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми.
Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми.
Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми.
Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми.
Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми.
Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми.
Некоторые методы работы с литературно одаренными детьми.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.