Урок по русской литературе в 10 классе
Тема: «Исповедальная лирика Н.А.Некрасова»
Цели: дать понятие поэтической исповеди; ответить на вопросы: 1)В чём исповедуется поэт Некрасов в своих стихах? 2)Каков лейтмотив «Последних песен» (1877 г.) Некрасова? 3)В чём особенности исповедальной поэтики?
Задачи: завершить изучение творчества Некрасова, познакомившись с циклом «Последние песни».
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Ход урока
Оргмомент.
I. Вызов интереса.
Вступительное слово учителя:
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Ни знаменитый венский хирург Бильрот, ни мучительная операция не могли приостановить смертельной болезни - рак спинного мозга. Вести о ней вызвали поток писем, телеграмм, приветствий и адресов со всей России. Общенародная поддержка укрепляла слабеющие с каждым днем физические и духовные силы поэта. И в мучительной болезни своей, превозмогая боль, он продолжает работать и создает книгу стихов под названием "Последние песни". Приходит время подведения итогов.
Некрасов понимает, что своим творчеством он прокладывал новые пути в поэтическом искусстве, необыкновенно расширив сферу поэтического, включив в нее такие явления жизни, которые предшественники и современники считали уделом "прозы". Он обогатил отзывчивый на чужое несчастье, на чужую радость и чужую боль авторский голос поэтической стихией многоголосия, присвоив себе народную точку зрения на жизнь, создавая произведения, которые народ признавал за свои, которые превращались в знаменитые народные песни, в популярные романсы. Он создал новую лирику любви, новый тип поэтической сатиры.
Только он решался на недопустимую в прошлом стилистическую дерзость, на смелое сочетание элегических, лирических и сатирических мотивов в пределах одного стихотворения, как в "Размышлениях у парадного подъезда" или "Железной дороге". Некрасов понимал, как он расширил возможности поэтического языка, включая в лирику сюжетно-повествовательное начало. Именно он, как никто другой из его современников, творчески освоил русский фольклор: склонность к песенным ритмам и интонациям, использование параллелизмов, повторов, "тягучих" трехсложных размеров (дактиля и анапеста) с глагольными рифмами. В "Кому на Руси жить хорошо" он поэтически осмыслил пословицы, поговорки, народную мифологию, но главное - он творчески перерабатывал фольклорные тексты, раскрывая потенциально заложенный в них революционный, освободительный смысл.
Необычайно раздвинул Некрасов и стилистический диапазон русской поэзии, используя разговорную речь, народную фразеологию, диалектизмы, смело включая в произведение разные речевые стили - от бытового до публицистического, от народного просторечия до фольклорно-поэтической лексики, от ораторско-патетического до пародийно-сатирического.
Но главный вопрос, который мучил Некрасова на протяжении всей жизни и особенно остро в последние дни, заключался не в формальных проблемах "мастерства". Как русский писатель, он был верен русскому пониманию искусства слова, подмеченному французским писателем Проспером Мериме в разговоре с Тургеневым: "Ваша поэзия ищет прежде всего правды, а красота потом является сама собою; наши поэты, напротив, идут совершенно противоположной дорогой: они хлопочут прежде всего об эффекте, остроумии, блеске..." Русская дорога ставила перед Некрасовым один, главный вопрос: насколько его поэзия способна изменить окружающую жизнь и получить приветный отклик в народе. Мотивы сомнения, разочарования, порою отчаяния и хандры сменяются в "Последних песнях" жизнеутверждающими стихами. Самоотверженной помощницей умирающего Некрасова является Зина (Ф. Н. Викторова), жена поэта, к которой обращены лучшие его помыслы.
— Однажды знаменитому русскому художнику И. А. Крамскому (1837-1887г.) был заказан портрет самим Третьяковым, основателем всем известной галереи. Крамской волновался. Ему предстояло написать портрет поэта, который был кумиром всего его поколения. Но сложность состояла в том, что Николай Алексеевич Некрасов был смертельно болен. Но разве можно было, как считал Крамской, показать потомкам слабость и немощность в облике знаменитого поэта? В ходе работы Крамской заметил, что болезнь отступала перед силой духа: Некрасов, одетый в сюртук, со скрещенными руками во взгляде – скорбная задумчивость и непреходящая грусть.
Некрасов продолжал писать. Знаменитые строки его стихотворения «Баюшки-баю» воодушевляли художника: «Где ты, о муза! Пой как и прежде!»
Крамской возвращается к своему первоначальному замыслу – теперь это другая картина: Некрасов в постели, но не лежит неподвижно, а полусидит, прислонившись к подушкам. В одной руке – лист бумаги, в другой – карандаш. Поэт сочиняет, муза не покидает его.
II. Осмысление. 1. Проблемная беседа с учащимся о сути поэтической исповеди. — Чтение учителем стихотворения «Музе» (1876 г.)
Вопрос: Какую родственную связь можно обнаружить в стихотворении? (Поэт, его сестра – муза, их брат – народ).
Вопрос: Являются ли эти слова ключевыми для поэзии Некрасова? (Да)
— К сожалению, поэт осознаёт, что их песня спета. И вся поэзия последних лет звучит как поэтическая исповедь. Его последний сборник стихов так и называется «Последние песни» (1877 г.).
Вопрос: Что вы понимаете под словом исповедь? откровение исповедь признание в грехах рассказ о себе вера, покаяние.
Вопросы: Кому может исповедоваться человек? (Священнику, другу, близкому человеку, самому себе). А в чём можно исповедоваться? (в своих грехах, поступках, преступлении).
— Ю. Айхенвальд назвал Н. А. Некрасова «поэтом покаяния». Поэтому сегодня мы рассмотрим стихотворения из его «Последних песен», когда умирающий Некрасов, желая излить свою душу, пытается разобраться с теми обстоятельствами, с какими ему пришлось столкнуться.
— В чём исповедуется нам поэт; в чём сущность и художественные особенности его поэтики; каков лейтмотив его «Последних песен»? – на эти и другие вопросы нам и предстоит сегодня ответить.
2. Чтение и анализ стихотворения Н. Некрасова «Рыцарь на час» с целью исследования исповедальной поэтики Некрасова.
Жизнь не баловала Николая Некрасова с самого рождения. Он появился на свет в семье отставного офицера, который отличался особой жестокостью и тиранил домочадцев. Поэтому будущий поэт еще подростком покинул отчий дом и долгие годы вынужден был влачить полунищенское существование, часто не имея денег на еду и ночлег. Суровые испытания настолько закалили Некрасова, что он неоднократно признавался: именно пройденная школа жизни дала ему силы стать поэтом с четкой и непоколебимой гражданской позицией, который в своих произведениях отстаивал интересы низших сословий.
Однако с годами Некрасов расстался со своими юношескими идеалами и понял, что даже самый талантливый поэт уже не в состоянии повлиять на развитие общества. Автор осознал, что его идеи изменить мир является если и не утопическими, то весьма далекими от реализации. Переосмысливая собственную жизнь, в 1862 году поэт написалстихотворение «Рыцарь на час», в котором попытался понять, почему же с возрастом он разочаровался в том, во что верил долгие годы. Это произведение начинается с описания ночной прогулки по заснеженному полю, поэтому поначалу создается обманчивое впечатление, что стихотворение «Рыцарь на час» является редким образцом пейзажной лирики этого удивительного поэта. Однако по мере повествования в описание «окружающей бодрой природы» вплетаются мысли и чувства автора, который испытывает глубокое раскаяние, отмечая, что «совесть песню свою запевает».
В эту морозную ночь мысли поэта возвращают его в родное имение, где на кладбище возле полуразвалившейся убогой церквушки находится могила его матери. Только сейчас Некрасов начинает осознавать, что именно эта хрупкая и постоянно унижаемая мужем женщина научила своих детей превыше всего в жизни ценить собственную свободу и независимость, верить в справедливость и выбирать благородные жизненные цели. Однако по прошествии многих лет поэт изменил своим идеалам и, по его утверждению, погрузился «тину нечистую мелких помыслов, мелких страстей». Подчиняясь непонятному душевному порыву, Некрасов просит Всевышнего даровать ему встречу с матерью, чтобы покаяться перед ней в своих грехах и попросить совета о том, как исправить собственную жизнь, наполнить ее тем самым благородным смыслом, которого автор лишился в круговерти ежедневной суеты, никчемных дел и пагубных увлечений. Некрасов отмечает, что он настолько привык к размеренности и спокойному существованию, что разучился ходить по тернистой дороге, рисковать собственной жизнью ради других и отстаивать свои взгляды, даже если со стороны это может показаться кому-то безрассудством. Однако больше всего на свете Некрасов сожалеет о том, что не сумел сохранить в своем сердце любовь к единственной женщине, которая была его подлинной музой. И сейчас, в это морозную звездную ночь, автор убеждает сам себя, что именно ради любви он готов отдать свою жизнь, доказав тем самым, что она была прожита не напрасно.
Это стихотворение Некрасов, состоящее из нескольких разрозненных частей, создавал на протяжении двух лет. Поэтому у него было достаточно много времени на то, чтобы дать оценку собственным чувствам, стремлениям и желаниям. И неудивительно, что эпилог произведения наполнен сарказмом и некоторым презрением к самому себе. Поэт приходит к печальному выводу, что душевное очищение, которое он испытал зимней ночью, лишило его последних физических сил. А предательский внутренний голос, не лишенный сарказма и злорадства, нашептывает о том, что «суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано». Таким образом, автор считает себя рыцарем на час, который лишь в мыслях и на словах готов к подвигам, а на деле предпочитает нежиться в теплой постели, рассуждая о своих ночных приключениях в патриотическом ключе.
Рефлексия: — В чём же видит свою греховность поэт? (В неосуществимых мечтах, в неготовности его к трудной борьбе, в невозможности осуществления благих порывов).
Для анализа особенностей исповедальной поэтики Некрасова учащимся предлагается стихотворение из сборника «Последние песни» — «Скоро стану добычею тленья» (1876 г.).
Чтение стихотворения учителем. Учащиеся осуществляют анализ стихотворения.
— Внимательно вчитайтесь в текст.
— Выделите ключевые слова в каждой строфе.
— Условно разделите стихотворение на композиционные части. Назовите их.
— Определите основную мысль каждой строфы и общий тон стихотворения, его лейтмотив.
Ключевые слова. 1-ая строфа – добыча тленья, не вызывающая сожаленья. 2-ая строфа – чуждый народу и дворянскому роду. 3-ая строфа – всё порвалось. 4-ая строфа – жертвы злобы, измен. 3 композиционные части: I ч. — I строфа – чувства и размышления лирического героя перед наступлением смерти. II ч. – II, III строфа – исповедь поэта о судьбах людей, павших в борьбе, и их отношение к нему.
Рефлексия: — Каковы особенности исповедальной поэтики Некрасова? Каков он лирический герой – исповедующийся? Лирический герой. Его своеобразие определяется позицией автора, выраженной в форме элегической грусти, создающей ведущий лейтмотив произведения. «Покаяние» — через признание своего «одиночества».
— Кому исповедуется поэт? (Нам, потомкам).
— Можно ли оправдать поэта? (Да, если черпать известные факты его биографии).
— Прав ли поэт, обвиняющий себя в грехах? матери Исповедь Родине народу друзьям потомкам IV. Итоги урока. Работа над цитатой. П. М. Ковалевский, современник Некрасова, писал: «Притворялся Некрасов не в жизни, притворялся он гораздо хуже: в искусстве, в деле, на которое природа благословила его особым даром… Никуда не годные сатиры писал он смело. А лучшие лирические вещи украдкой, вроде того, как ученики сочиняют стихи под классной доской».
— Согласны ли вы с утверждением П. М. Ковалевского?
— Какой Некрасов дорог вам? «Притворяющийся», как пишет Ковалевский, или «исповедующийся?»
Домашнее задание: дайте письменный ответ на вопрос «Какой Некрасов дорог мне? »
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.