БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Статья на тему:
«Необходимость формирования коммуникативных навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями».
Речь в своём предназначении как средство общения и познания, служит одним из важнейших инструментов социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов (всей личности ребёнка), а именно его мышления, воли. Личность любого человека формируется в деятельности и общении с другими людьми, поэтому развитие вербальной коммуникации у младших школьников с интеллектуальными нарушениями являются актуальной проблемой в инклюзивном образовании и образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Не умение использовать все компоненты речи, как средства общения, является характерной и отличительной особенностью младших школьников с интеллектуальными нарушениями (О.К. Агавелян). Прежде всего, это можно объяснить феноменом интеллектуального нарушения, а также низким уровнем сформированности коммуникативных навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Из чего вытекает сложность при организации общения, речемыслительной и познавательной деятельности, в социализации младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Современная практическая педагогика основывается на психолого – педагогических исследованиях, которые теоретически обосновывают сущность и значимость формирования коммуникативных навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Речевое развитие ребёнка, как способа общения, развитие его коммуникативных навыков является важным звеном в психическом развитии детей с интеллектуальными нарушениями (А.А. Бодалев).
Вопросы обучения и воспитания младших школьников с интеллектуальными нарушениями, необходимость формирования коммуникативных навыков общения, развитие коррекции речевых умений и навыков, данные вопросы раскрываются и освещаются в специальной литературе (А.К. Аксенова).
Проблемы формирования коммуникативных навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями, являются малоизученными и исследованными в специальной педагогике и психологии. Не сформированы критерии и показатели развития коммуникативных навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Речевое взаимодействие, речевая коммуникация младших школьников с интеллектуальными нарушениями в процессе взаимодействия отображает в своих работах Д.И. Байков.
Принято выделить два вида коммуникации, в зависимости от используемых знаковых систем: вербальную и невербальную. Коммуникативные навыки с позиции деятельностного подхода следует соотносить не с операциями, а с действиями общения. Навыки, необходимые для личности и для осуществления коммуникации – коммуникативно – речевые.
Коммуникативный навык – это коммуникативное действие, достигшее степени совершенства это: понимание обращённой речи, навыки оформления высказываний, внешнее оформление, процесс слушания.
Младшие школьники с интеллектуальными нарушениями фактически ограниченны в возможностях словесный коммуникации, так как усвоены ими речевые средства не рассчитана на удовлетворение потребностей в общении. Это обстоятельство создаёт дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.
Написала студентка группы М – 1112
Ирина Сергеевна Трунова
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.