Необычный ребёнок и нестандартные приёмы и формы его обучения на уроках чтения.

  • doc
  • 14.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. На всех занятиях детям с РАС нужны не формальные знания, а их связь с его реальной жизнью. Необходимо медленное, тщательное, эмоционально насыщенное освоение заложенных в детских произведениях художественных образов, осознание неоднозначности внутренних и внешних проявлений, отношений между людьми.
Иконка файла материала Необычный ребёнок.doc

children1Необычный ребёнок

и нестандартные приёмы и формы его обучения

на уроках чтения.

 

 Работа  с аутичным ребенком требуют от учителя не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии. Кроме того, занятия с аутичным ребенком требуют большого терпения, интуиции и любви. Чтобы понять поведение аутичного ребёнка, которое нередко выглядит неадекватным, хаотичным, лишённым какого – либо смысла, надо на время занятия как бы раствориться в ребёнке, постараться понять, что он чувствует и проникнуть в логику его действий. Если  удаётся понять мир его чувств и переживаний, то появляется возможность помочь ребёнку избавиться от всевозможных страхов, ввести его в мир познаний и открытий, научить быть более самостоятельным.

 При ведении урока от учителя требуется  постоянный педагогический поиск, гибкость в применении различных методов и форм, как в обучении, так и в воспитании. Весь урок  педагог, стараясь придерживаться своего плана, может в любой момент отступить от своего конспекта.  Он должен тонко чувствовать и понимать своего необычного ученика, и в зависимости от ситуации учитель может опустить определённый этап урока, изменить форму урока или подобрать такой приём, который на  данный момент для ученика наиболее комфортен. Учителю надо быть более чутким к реакциям ребёнка и нередко сам ребёнок предложит форму возможного и на данный момент более эффективного взаимодействия. Порой стоит принять его правила, но при этом не надо забывать о своих целях работы. Если ребёнок видит в учителе союзника, доверяет ему, только в этом случае можно постепенно через различные педагогические приёмы поэтапно решить поставленные задачи.

  Поведение и настроение ребенка может неоднократно меняться в короткий промежуток времени. На уроке эмоции могут быть разными, порой неадекватными: он может смеяться и веселиться, вспоминая фразы из любимой телепередачи, то вдруг становится плаксивым или даже агрессивным, но в любом случае следует сохранять спокойствие, не ругать, а постараться понять, чего он хочет, помочь ему выйти из состояния дискомфорта.

  Очень важно постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие  деятельности невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе. Одним из показателей активности учащегося является его положительный настрой. Если ребенок с высокой истощаемостью, то нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не демонстрирует, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т.п.). Лучше вставить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше.

  Уроки должны проходить в атмосфере доброжелательности. Всё, что происходит на занятии должно сопровождаться эмоциональным комментарием,   учитель должен проговаривать все действия и ситуации, стараясь представлять их неизменно положительными.

 Одним из основных проявлений синдрома раннею детского аутизма являются особые отклонения в речевом развитии, прежде всего - её коммуникативной функции.

  Дети с РДА имеют ограниченные возможности формирования навыков общения и взаимодействия с социальным окружением. У него затруднено формирование фразовой  и связной речи.   Слово привязано к конкретной бытовой ситуации, а вне ситуации теряет для ребёнка своё значение. Устная речь, играющая главную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка и являющаяся основой социального взаимодействия, в большинстве случаев недоступна таким детям. Поэтому необходимо предоставить в их распоряжение различные  коммуникативные системы, которые помогут облегчить общение, улучшить развитие ребенка, а также активизировать его участие в педагогическом процессе и тем самым способствовать интеграции таких детей в социуме.

    Урок чтения – ступенька к расширению познания об окружающем мире, а коррекция речевых нарушений представляется одной из важнейших составляющих комплексной коррекционной работы. Правильно организовав поэтапное восприятие содержания нового текста,  можно преодолеть ограничения, обусловленные трудностями ребенка.

Для того чтобы приступить к работе с аутичным ребёнком, необходимо чётко представлять реальную картину интеллектуального и речевого развития ребёнка, уровень развития его универсальных учебных действий.

  При описании  характеристики развития речи и чтения аутичных детей  ярко просматриваются все их специфические особенности.   Нередко чтение таких детей механическое, монотонное, неосознанное, без соблюдения интонационных пауз. Фактическое содержание после первичного ознакомления с текстом  воспроизвести с помощью наводящих вопросов  ребёнок затрудняется, слабо ориентируется в тексте, не может найти нужный материал, используя выборочное чтение. Ребёнок не способен выделить главную мысль, найти заголовок, который наиболее точно отражает тему текста. Прослушивание текстов так же неосознанное, крайне низкое восприятие фактического содержания.   Помимо коммуникативных нарушений возникают трудности в самостоятельном построении речевого высказывания. Вместо этого ребенок использует речевые штампы, себя называет во втором или в третьем лице. Речь окружающих  понимают ситуативно на обиходно – бытовом уровне. 

  Могучим и действенным средством разностороннего воспитания детей служит художественная литература, оказывающая огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка. Подбор материала к уроку имеет важное значение, так как надо обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.   Текст должен быть небольшим, но ёмким, раскрывающий основную тему урока. Учителю надо продумывать приёмы, формы и методы работы, которые смогли  бы помочь ребёнку в понимании той или иной темы, могли стимулировать речевую деятельность через создание предпосылок,     включающих регуляцию эмоционального состояния.

  Для преодоления своих трудностей каждому ребёнку с РАС нужна своя опора.

Необходимо стараться к каждому уроку подбирать (создавать) наглядные материалы, представленные на слуховое, зрительное и тактильное восприятие (услышать, увидеть, написать). Поэтому при закреплении и расширении новых представлений, надо использовать разнообразные приёмы и возможности: просмотры видеосюжетов и презентаций, использование тематических картинок, рисование вместе с ребёнком, цветом передавая эмоциональное настроение. Эффективно использовать на уроке работу с маркерами, выделяя нужные и важные отрывки в тексте.

  Наибольшую трудность представляют задания, требующие от ребёнка словесно-логического мышления, такие, как понимание несложных текстов, содержащих те или иные зависимости – временные, причинные и т.п. Здесь важно продумывать каждую речевую инструкцию, которая должна быть дозирована и упрощена и содержать только самые существенные указания к действию. Учитель должен задавать конкретные упрощённые вопросы и помогать находить или выбирать правильные ответы из ряда предложенных, объяснять в ходе беседы причинно-следственные связи, логику событий, педагог должен уметь заражать ребёнка своим положительным эмоциональным настроением.

 Тесное взаимодействие с семьёй ребёнка позволяет определить как порядок прохождения тем, так и состав активной лексики.  Родители должны понимать, что для расширения активного словаря, нужно сосредоточить внимание ребенка не на заучивании новых слов, а ставить его в ситуации мыслительных задач, когда надо производить осознанный выбор речевых форм. Работа сначала должна проводиться в условиях узких микротем, которые постепенно расширяются и объединяются. Это приводит к осознанию ребёнком собственной речевой продукции и речи других.

  Ниже приводится пример  памятки для родителей перед изучением большой темы «Зима» на уроках чтения.

 

На прогулке понаблюдайте с ребёнком за зимними изменениями в природе.

Ø Помогите ребёнку запомнить приметы зимы.

                     Приметы зимы:

1) Земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом.  На прогулке рассмотрите формы снежинок. Понаблюдайте с ребёнком, как лежит снег на земле, на траве, на кустах и деревьях.  Цитируйте строчки  из стихотворений, которые  ярко и образно показывают значение и красоту этого явления природы.

 «Тёмный лес что шапкой 
   Принакрылся  чудной»

Проведите опыт: заморозьте в холодильнике воду, рассмотрите кусочек льда, обратите внимание во что превращается лёд в руках ребёнка, почему это происходит.

2) Иней на деревьях – это явление природы, когда   тонкий слой кристалликов льда  покрывает  поверхность разных предметов  при их резком охлаждении.

 Согрейте в руках кусочек веточки, обратите внимание, что на руках появилась вода, а веточка вновь стала обычной. Почему это происходит?

3) Стало холодно, на улице мороз.

4) Дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады.

5) Ночи стоят длинные, а дни  — короткие.

6) Люди  надели тёплую зимнюю одежду.

7) Дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят  снежные горки и крепости.

 Нужно учитывать, что отработанные формы речевого взаимодействия будут для ребенка набором стереотипов на протяжении довольно длительного времени. Каждый вводимый речевой стереотип должен стимулировать необходимое на данном этапе общение и быть нацеленным на усложнение ситуации в будущем, т. е. заключать в себе возможность для расширения речевого взаимодействия. По мере формирования коммуникативных умений происходит также автоматизация грамматических структур. Только в случае успешного овладения предметно-словесными комбинациями можно переходить к работе над рассказами и пересказами, что позволяет значительно обогатить пассивную и активную лексику ребенка.

 Структура урока чтения для ребёнка должна быть постоянной и отработанной, введение чего – то нового должно проводиться осторожно, так как аутичный ребёнок не способен преодолевать трудности. Неудача может провоцировать возникновение поведенческих проблем — углубление аутизма, проявление негативизма, агрессии, самоагрессии. При изучении нового материала или при введении какого-то нового вида чтения учитель должен обязательно помочь ребёнку выполнить новое задание и постоянно поддерживать впечатление успеха, убеждать его в том, что он уже может это делать хорошо сам. Когда тревожность и страх перед новым уменьшится, тогда можно приступать к отработке нового навыка, но представляется это как совершенствование того, что ребенок уже может делать.

На уроках чтения дети аутисты медленно, но вполне успешно могут овладеть разнообразными видами работ с текстом.

 

Все виды работы над текстом для  детей с РАС выполняются с постоянной направляющей помощью учителя:


 1. Чтение цепочкой по предложению, отстукивая конец предложения.
 2. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

 3. Чтение по ролям чаще приходится осуществлять с выделенными словами, так как самостоятельно ребёнок не сможет прочитать нужный отрывок.

4. Чтение, пометка непонятных слов.
5.
Выборочное чтение отрывка, который помогает ответить на вопрос по содержанию текста.

6.  Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.

7.  Чтение «Буксир».

  Дети читают вместе с учителем, стараясь читать в том же темпе, что и учитель, то убыстряясь, то замедляясь, то по слогам распевно, подражая учителю (длинные и сложные слова).  Останавливаясь, учитель просит продолжить чтение  отрывка или предложения того ученика, чьё имя называет учитель (или  чьё плечо затронет учитель). Если учитель вновь  начинает читать вслух,  дети опять  продолжают читать все вместе (хором).

10.Чтение стихотворений, расстановка пауз.

11. Чтение стихотворений цепочкой, заканчивая каждый раз на паузах .

12. Чтение и выписывание слов для практического словаря, например, к теме  «Осень», «Зима».

13. Комбинированное чтение (ученик-учитель).

14. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено для сказки.

15. Текст  со  «скважинами».

 На  листе  записан  текст  с  отсутствующими  словами. Слова  недостающие  в  тексте  записаны под текстом. Необходимо найти пропущенное слово  и  вставить  его  в  нужное  место  по  тексту.

   Это один из самых сложных видов работы для аутичных детей. Такие упражнения лучше проводить на  этапе  закрепления, после тщательного разбора содержания текста.

 

Первичное знакомство с текстом – целостное эмоциональное художественное восприятие детьми.

 

Перед знакомством с содержанием нового произведения учитель может дать   2-3  разрезные  картинки. Попросить  их  сложить.  Прослушав текст, ребёнок должен  выбрать  ту,  на  которой  изображён  герой,  о  котором только что прочитал учитель.

                      Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо».

В  тематическом планировании рассказ Валентины Осеевой «Плохо» вводится на третьем уроке. На предыдущих уроках детально разбирались  понятия, что в нашей жизни хорошо, а что плохо.

Ø Первичное  эмоциональное  чтение учителем.

Вопрос перед чтением:  - Кто в рассказе поступает плохо?

ü  Основными трудностями, с которыми сталкивается педагог – это то, что ребёнку с РАС сложно выражать собственные эмоциональные переживания и понимать состояния других. После первичного прослушивания чаще дети ответить на этот вопрос  осознанно и правильно не могут, поэтому этот вопрос становится проблемой урока, над которой мы будем работать весь урок, поэтапно разбирая содержание каждого предложения.

http://900igr.net/datai/literatura/Oseeva-Volshebnoe-slovo/0009-008-Valentina-Aleksandrovna-Oseeva-rodilas-v-1902-godu-v-Kieve-detstvo.jpg

Валентина Осеева

ПЛОХО

http://ped-kopilka.ru/images/2(106).jpgСобака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

 В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.

- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.

 

- О ком говорится в рассказе?     Зачеркните  лишнее слово.
 
  1. О  собаке    2.О  котёнке    3.О девочках    4. О мальчика х   5. О женщине
ü      Нередко приходится давать алгоритм действий и рассуждений:
- В рассказе говорится о собаке? Если «ДА», то не зачёркиваем. Если  «нет» - зачёркиваем.

Ø      Поэтапное выборочное чтение. Свои  ответы  дети выделяют маркером.

Чтение первого  предложения.                                                          

Яростно лаяла. Это как?                        Злобно       тихо          громко

    (обратить внимание на рисунок к тексту)

 

     Чтение  второго  предложения.

- На кого лаяла собака?   ________            на  мальчиков         на котёнка

 

- Котёнок испугался?      _________                   да                       нет

(подтвердить ответ словами из текста, важно повторное эмоциональное чтение учителем)

- Что делали мальчики?   _________    стояли,     сидели,     ждали,   спасали

 

- Кто отогнал собаку?      _________              мальчики              женщина

 

- Гневно ответила женщина. Это как?        Сердито,        весело,     спокойно

 

ü Здесь очень важен развёрнутый эмоциональный подробный комментарий учителя, чтобы донести информацию о собственных переживаниях, дающих возможность ввести ребенка во внутренний мир другого человека. 

    - Какая эмоция женщины  определяет отношение к поступку мальчиков?

http://www.distedu.ru/mirror/_nach/nsc.1september.ru/2003/33/15.gifhttp://www.distedu.ru/mirror/_nach/nsc.1september.ru/2003/33/15.gifhttp://www.distedu.ru/mirror/_nach/nsc.1september.ru/2003/33/15.gif              

                            

                                Радость        грусть          злость

                               _________    ________    __________

 

 - Выбрать и подписать слова близкие по значению под определённой эмоцией.

 

                                         ГНЕВ      ВЕСЕЛЬЕ      ТОСКА

 

- Стыдно было мальчикам?  ______                        да                     нет

 

 

                                                                          Смотрели и ждали

- Что бы вы сделали?                                   Взяли котёнка на руки,                                                                                                                                     

                                                                          Отогнали собаку

ü Полезно  создать особую общую заботу, попробовать обыграть ситуацию, пожалеть и взять на руки котёнка (игрушку), которому грозила опасность.

Ø      Второй отрывок прочитать по ролям: автор (слова автора подчёркнуты),  женщина (слова женщины выделены курсивом),  мальчики (жирным шрифтом).

-  Кто в этом рассказе поступил ПЛОХО? (зачеркни)

-  А кто поступил ХОРОШО? (выдели маркером)

                    Мальчики       собака       женщина       котёнок

 

v   Работа с текстом описательного характера.

Цели урока: 

§    уточнить и расширить представления детей о диких животных;    совершенствовать умение описывать волка, указывать его существенные признаки, узнавать его  по описанию;

§  развивать умение видеть признаки сходства и различия на основе сравнения;

§  воспитывать желание познавать окружающий мир, бережное отношение к животным.

 

Ø Первичное чтение учителем.

- Какой заголовок подходит к этому тексту.

«Волк»           «Лесные жители»        «Собака – друг человека»                                           _____________________

(Запись заголовка может быть возможна только в конце урока, после тщательного разбора текста, так как ответы могут быть неосознанными и неправильными)

Ø http://content.foto.mail.ru/mail/viz07/_answers/i-49.jpgЧтение по «цепочке», отстукивая конец предложения.                

Волк – лесной  житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Морда у волка шире, чем у собаки, лоб выпуклее, а хвост обычно опущен. У волка очень острый слух и прекрасное зрение, он хорошо видит даже в сумерках.

- Где живёт волк?        Волк живёт в _________  .(подписать)

  Рассуждаем.   Жить – живёт, то есть житель леса.

                                              какой?

Живёт в  лесу - значит  лес______  житель. ( выделяем ответ в тексте маркером)

                                               ной   (подписывают дети)                          

 

- На кого внешне  похож волк? Выделить ответ маркером в тексте.

- Вставь нужное слово:   Волк (по размеру)______________ собаки?

                                                                         (крупнее или мельче)

 

Сравни волка и собаку.

                                     (домашнее или дикое животное)

 

Волк - ______________ животное.  Собака- _________________животное.

Морда у волка________________, чем _____________________

Лоб ________________________ , чем _____________________

Хвост _______________________ , а у собаки _______________

- Какой слух у волка? (выделяем признак маркером с направляющей помощью учителя)

- Подчеркни нужное слово.    

                                Острый слух – хороший или плохой.

 


 СУМЕРКИ – период плавного перехода от дневного света к ночной                темноте и  обратно.

 

  - Зачеркни и исправь неверное слово в утверждении.

                     Волк плохо видит в сумерках.

 

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/7/96/743/96743012_danchurova_21.jpg  Волк очень хитрый и умный зверь.  Узнав о грозящей опасности, волчица может увести волчат в другое место и надежно спрятать их. К осени волчата подрастут и вместе со взрослыми волками отправятся в зимние походы.                        

                         Волчья семья.

  Папа - ________________

  Мама - _______________  

  Дети – _______________

https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcTR5hmVOZYEbxMHLKbGTwiYYxBDzsf35Yvm9V_zVhw6nZbz_NYT 


  Жилище волка, волчья нора – ЛОГОВО.

ü  Для развития и воспитания речевых умений важно, не допускать только механических тренировок, надо стараться для осознания связей, смысла больше внимания уделять анализу, учить наблюдать, обобщать языковой материал. Работая на уроке чтения с текстом, зрительно выделенные грамматические и морфологические особенности слова значительно облегчают ребенку практическое освоение наиболее частотных моделей словообразования. Словообразование представляет собой  особый путь развития словаря, одно из средств пополнения словарного состава языка.

 

 В зимнюю пору волки сбиваются в стаю. Вожак стаи – самый сильный и опытный волк. Именно он выводит «своих» на охоту. В лесу добыча волков – это лоси, косули, кабаны, олени. Они съедают всё на своём пути – зайца, птицу, птичье яйцо. Волк очень умён – всегда ловко уходит от опасности, искусен в охоте.

 

СТАЯ группа животных одного вида.

- Кто такой вожак стаи?                                          

- Кто является добычей (пищей) волков в лес.     (Выделение ответов  маркером)

Ø После работы над содержанием текста предлагается повторное комбинированное чтение (ученик-учитель).

 

v Практическая направленность урока.

Беседа о вежливости.

Ø Рассмотри картинки и расскажи, с кем и как здоровается Петя.

 

 

                        - Здравствуй, Маша!             - Добрый день, Ирина Ивановна!

            

                            - Привет, Петя!                            - Салют,  Лёха!

 

- Кому ты можешь сказать при встрече просто «Привет!», а кому надо говорить «Здравствуйте»  или «Добрый день!». Выдели нужное слово маркером.

 

    - Привет!             -       другу         учителю        бабушке      однокласснице 

    -Здравствуй!       -       другу          учителю        бабушке      однокласснице

   - Добрый день!     -      другу          учителю        бабушке      однокласснице 

 

Ø Практическая направленность  в виде игр- … , 

- зайди в класс и поздоровайся с учителем и с одноклассниками.

 

 

Здороваться можно по – разному

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                             3.                                                   4.

 

 

 

 

                                                                                        (дети записывают это слово) 

                                                                 Жители России –

 

 

 

1.     Мы пожимаем друг другу руки.            ________________  (россияне)

2.     Японцы кланяются друг другу.

3.     Индусы наклоняют голову, складывая руки лодочкой.

4.     А китайцы при встрече пожимают руки… сами себе.

 

Ø Практические упражнения.

- Мы – это кто? Как называют жителей России?

- Как здороваются россияне? Покажите. Какое слово говорят россияне при встрече?

                               Здравствуй - здоровье, здравие

- Что желают при встрече друг другу люди, когда здороваются? ___Здоровья__

- Прочитайте и покажите, как здороваются индусы, китайцы, японцы.

 

 На каждом уроке учитель должен стремиться, чтобы  урок приносил ребёнку только положительные эмоции, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно. Все виды деятельности ребёнка, все формы и методы, применяемые учителем,  должны помогать каждому ученику успешно решать познавательные задачи и находить свои пути для компенсации слабых сторон развития.