Неподготовленная речь

  • Разработки уроков
  • doc
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (О том, что при общении надо учитывать, кто твой адресат, обдумывать, с какой целью ты говоришь.) – А бывает ли так, что мы не имеем возможности обдумать свою речь, и поэтому нам приходится говорить почти без подготовки? – Приведите примеры таких ситуаций. (Учитель задаёт неожиданный вопрос, на который сразу надо ответить. Надо поздравить учительницу с днём рождения, о чём мы не знали заранее, и было невозможно подготовиться, и т.д.) Задание 31. Неподготовленная речь прозвучит в ситуациях, изображённых на рис. 2 и 3. Речь пожарного и экскурсовода подготовлена.
Иконка файла материала konsp_rit_3kl_ur5_+.doc
Риторика УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ Урок 5. Тема: Неподготовленная речь Цель: – Знакомим учащихся с понятием «неподготовленная устная речь». – Формируем установку на учёт компонентов речевой ситуации, а также на самоконтроль за тем, что и как произносит говорящий. Этапы урока Ход урока Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Ι . Актуализация  знаний.  Постановка  учебной задачи. 3 3 3  Беседа.  – Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (О том, что при общении надо учитывать, кто твой адресат, обдумывать, с какой целью ты говоришь.) –  А бывает ли так, что мы не имеем возможности обдумать свою речь, и поэтому нам приходится говорить почти без подготовки? – Приведите примеры таких ситуаций. (Учитель задаёт неожиданный вопрос,   на   который   сразу   надо   ответить.   Надо   поздравить учительницу с днём рождения, о чём мы не знали заранее, и было невозможно подготовиться, и т.д.) Задание   31.  Неподготовленная   речь   прозвучит   в   ситуациях, Познавательные УУД 1. Развиваем умения  извлекать информацию из  схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию  в виде схемы. 3. Выявлять сущность,  особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и  классифицировать по  © ООО «Баласс», 2013ΙI. Открытие  новых знаний. изображённых   на   рис.   2   и   3.   Речь   пожарного   и   экскурсовода подготовлена. – Итак, тема нашего урока...  32. Примерные ответы учеников: 1. Работа в учебнике. Задание    Речь   Алисы   не   подготовлена.   Не   следовало   в   компании   птиц говорить о своей любимице – кошке Дине. Поэтому лишними в её речи являются следующие предложения: «Вы даже представить себе не   можете,   как   она   ловит   мышей.   А   птиц   как   хватает!   Раз   –   и проглотила, даже косточек не оставила!» – Какое впечатление произвела речь Алисы на собравшихся? (Всем стало неприятно и даже страшно: птицы под разными предлогами заторопились по домам. Сорока сказала, что ночной воздух вреден её горлу, канарейка вдруг заторопилась укладывать детишек в постель.) –  Как   в   тексте   показано,   что   птицам   страшно?   (Сорока   начала кутаться в шаль, а канарейка – звать детишек дрожащим голосом.) –  Почему заплакала Алиса? (Потому что она осталась одна, решив, что она никому здесь не нравится. Ей стало грустно и одиноко.) –  Кто   в   этом   виноват?   (Виновата   сама   Алиса:   она   неправильно повела себя, не подумала о том, можно ли было говорить в этой компании о кошке и её пристрастии к мышам и птицам.) признакам. 6. Ориентироваться на  развороте учебника. 7. Находить ответы на  вопросы в иллюстрации.   Регулятивные УУД 1. Развиваем умение  высказывать своё  предположение на основе  работы с материалом  учебника. 2. Оценивать учебные  действия в соответствии с  поставленной задачей. 3. Прогнозировать  предстоящую работу  (составлять план). 4. Осуществлять  познавательную и личностную рефлексию. © ООО «Баласс», 2013–  Верно. Вот что значит понимать, где и с кем ты говоришь; что можно сказать одному – неуместно говорить другому. Задание 33. –  Помогите   Алисе,   дайте   ей   совет.   Чтобы   ваш   совет   был   более убедительным, включите в него одну из пословиц. (Алиса! Не расстраивайся оттого, что ты осталась одна: ведь ты не права; не желая того, оттолкнула от себя своих друзей, испугав и обидев их. И всё это произошло потому, что ты не подумала, что им можно   сказать.   Разве   можно   было   птицам   рассказывать   о   кошке, которая любит ими лакомиться?! Так   что   позволь   дать   тебе   совет:   сначала   подумай,   с   кем   ты говоришь, что собеседнику будет приятно услышать от тебя, а что – не совсем. Одним словом, «семь раз отмерь, один раз отрежь». Не зря гласит   мудрая   пословица:   «Слово   не   воробей,   вылетит   –   не поймаешь».) –  Найдите   в   учебнике   сведения   (в   розовой   рамке),   которые подтверждают, что ваш совет – правильный.                                                                     1. Работа по учебнику. Задания 34, 35.  –  Как   вы   догадались,   что   прощальное   слово   Иа   –   это неподготовленная   речь?   (Иа   постоянно   сбивается   с   мысли,   часто останавливается – в процессе речи это произошло 7 раз, не может чётко выразить свою мысль, ищет нужное слово – это наблюдается III. Развитие  умений.  Применение  знаний. © ООО «Баласс», 2013 Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое  высказывание в соответствии  с поставленными задачами.3. Оформлять свои мысли в  устной форме. 4. Умение работать в паре. 4раза. А закончил речь он совсем неудачно – обидел собравшихся животных:   «Весь   Лес   тут   собрался!   В   жизни   не   видел   такой бессмысленной   толпы   животных,  и   главное,   все  не   там,  где   надо. Неужели вы не понимаете, что Кристоферу Робину хочется побыть одному?») – О чём говорит такая речь Иа? (Он не подготовился к прощанию с другом и очень сильно волновался.) – Что хотел сказать ослик собравшимся? (Он хотел сказать, что все очень   любят   Кристофера   Робина   и   им   очень   жаль   с   ним расставаться.) Задание 36. Возможное окончание прощальной речи: Дорогой Кристофер Робин! Мы очень любим тебя, и нам очень жаль расставаться с тобой. Мы хотим пожелать тебе самого доброго и хорошего! Надеемся, что ещё не раз увидимся! Удачи тебе! Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать?  – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей­то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. © ООО «Баласс», 2013ΙV. Итог урока. – Какие выводы для себя ты можешь сделать после изучения темы «Неподготовленная речь»? Если ученики недостаточно полно ответят на этот вопрос, можно обратить их внимание на сведения на с. 36, 38 (в рамках). Личностные результаты 1. Развиваем умения  выказывать своё отношение к  героям, выражать свои  эмоции. 2. Оценивать поступки в  соответствии с определённой  ситуацией. 3. Формируем мотивацию к  обучению и целенаправленной  познавательной деятельности. V. Домашнее  задание. По усмотрению учителя. © ООО «Баласс», 2013

Посмотрите также