Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям
Оценка 5

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

Оценка 5
Документация
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
10.02.2017
Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям
Практически в каждом детском коллективе, в школе или в детском саду, есть хотя бы один ребенок, который отличается повышенной двигательной активностью и отвлекаемостью внимания. Ему сложно усидеть на одном месте, трудно выполнять требования педагогов. Он отвлекается сам и мешает другим детям. И часто никакие наказания, ограничения, угрозы или увещевания не помогают взрослым остановить неуемную энергию такого ребенка и направить ее в мирное русло. Откуда берутся непоседы? Какие воспитательные воздействия наиболее эффективны в общении с такими детьми? Как помочь им справиться со своими проблемами, которые мешают не только окружающим, но и самим детям, т. к. сказываются на их школьной успеваемости и отношениях со сверстниками и взрослыми?
Он подвижен как ртуть.docx
Он подвижен как ртуть. Не уследили – и он где-то наверху, откуда его можно снять только с помощью пожарной лест- ницы. Проникая во все щели, проваливаясь во все ямы, лазая по всем закоулкам, исследуя все чердаки и подвалы, за все за- девая и все опрокидывая, набивая себе синяки и шишки, носит- ся он день-деньской по квартире, по двору, а без надлежащего надзора – и по улицам… Его руки в постоянном движении: что-то мнут, обрывают, вертят пуговицы, отко- выривают краску на стене. На месте ему не усидеть. Он даже стоит, переминаясь с ноги на ногу, и кажется, что еще миг – и он со- рвется с места, умчится на край света. Ест он стоя, на стуле ему не усидеть. Он весь из- вертится, даже играя, слушая сказку, глядя на экран телевизора…О них говорят: «Хоро- ший, когда спит!» И родители переводят дух и чувствуют себя спокойно, лишь уложив такого ребенка и убедившись, что он наконец угомонился… У него все на коротком замы- кании: увидел – схватил – побежал. Действу- ет он, не задумываясь о последствиях… Наказания переносит легко… не помнит обиды, не держит зла… От избытка чувств не говорит, а кричит, доказывая, оправды- ваясь, споря… Головка у него, как флюгер на ветру: то поворот в одну сторону, где что- то ненадолго привлекло внимание, то в дру- гую. Заинтересовавшись чем-то, он забыва- ет о предыдущем, ни одно дело до конца не доводит1 . 1 Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990. С. 96–97. «Вечный двигатель», или Особенности поведения гиперактивных детей 4 В.П. Арсланьян С таким ребенком хотя бы раз в жизни встречался каждый из нас. Это описание особенностей поведения детей с синдро- мом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Гиперактивный ребенок не идет, а как-бы бежит рядом впри- прыжку. Уследить за ним очень сложно. Как правило, бабушки не справляются, не успевают догнать, снять такого малыша с горки или с дерева. Для такого ребенка сложно найти няню, только завидев непоседу, няня спешит уйти, понимая, какая беспокойная и ответственная работа ей предстоит. Мама не знает покоя ни на минуту ни дома, ни на улице. Как правило, таких детей родители долго не рискуют выпускать одних на балкон, т.к. совершенно обоснованно боятся, что они куда-нибудь залезут и свалятся. Гиперактивного ребенка опас- но оставлять одного в квартире, потому что никогда не угада- ешь, что он на себя свалит. Так, мама, уходя из дома на 10– 15 минут в магазин, который находился в том же доме, дала все необходимые инструкции своему подвижному сыну: это не брать, туда не лезть и т.п. Не успела она закрыть за собой дверь, как услышала плач – ребенок свалил на себя цветочный горшок с подоконника. На вопрос: «Зачем ты его потянул?», мальчик ответил, что ему было интересно посмотреть, что там на улице. Настав- ления мамы он выслушал, но тут же забыл. Гиперактивные дети слушают инструкции, но не слышат или сразу забывают. Наказывать их бесполезно. Обиды они не помнят, зла не держат, расстраиваются всего на несколько минут и тут же переключаются на другие дела, увлекаются каким- то интересным занятием, игрой. Их эмоции также под- вижны, как и действия, они легко переходят из одного состоя- ния в другое: плачут, ссорятся и через минуту уже смеются и мирятся. В любой момент их внимание может быть привлечено каким- то предметом или звуком. Поэтому таким детям бесполезно рассказывать, что на улице нужно играть только возле подъ- езда и никуда не уходить с чужими людьми. Завидев что-то интересное, они забывают все предостережения и без оглядки бегут вслед за новыми впечатлениями. Достаточно на мгно- 5 «Вечный двигатель», или особенности поведения... вение потерять бдительность или отвернуться в сторону, и вы уже не будете знать, куда девался ваш ребенок. Необходимость постоянно быть в тонусе и контролировать все действия гиперактивных детей изматывает взрослых. Мама гиперактивной девочки, расплачиваясь в магазине с продавцом, просила кого-нибудь подержать дочь за руку, что- бы та не убежала. Такие дети имеют много позитивных черт характера. Они «заряжены» положительными эмоциями, у них почти всегда солнечное, приподнятое настроение, они легко идут на контакт, поэтому с ними весело и приятно общаться. Гиперактивные дети быстро находят друзей, открыты для общения, позитив- но настроены к людям. Они обладают харизмой, способностью заряжать окружающих позитивом и умением притягивать к себе детей и взрослых. Выделяют три основных признака синдрома гиперактив- ности с дефицитом внимания: z повышенная двигательная активность, z импульсивность, z отвлекаемость внимания. Впервые отмеченные признаки СДВГ начинают появляться у детей в возрасте 3–4 лет, но пик динамичности в поведении и эмоциях у таких детей приходится на возраст 6–7 лет. Именно с поступлением в школу наиболее ярко проявляют- ся все проблемы, т.к. появляются дополнительные требования к поведению и выполнению учебных заданий. Ребенок теперь должен достаточно длительное время сидеть на уроке, следуя указаниям учителя, не отвлекаясь и не мешая одноклассникам. А подвижному ребенку это очень сложно, а иногда просто не- возможно. Такие дети часто производят впечатление невос- питанных, хотя им для того, чтобы выполнять все установлен- ные правила, требуется значительно больше усилий, чем другим ученикам. В этот период у педагогов и родителей воз- никает много трудностей во взаимодействии с таким ребенком. Как привлечь их внимание к учебному материалу? Как удер- жать их на месте на протяжении всего урока? Как использовать их повышенную активность на перемене, чтобы она не при- несла вреда ни самому ребенку, ни окружающим его детям? 6 В.П. Арсланьян Вот далеко не все вопросы, которые возникают у взрослых в этот период. К концу начальной школы (где-то к 9 годам) проблемы таких детей часто решаются сами собой, т.к. созревают лобные от- делы головного мозга, которые берут под контроль неуемную энергию этих детей. Но так происходит не всегда. Нередко требуются еще и усилия родителей и педагогов, направленные на развитие у школьников с СДВГ волевой сферы и навыков контроля. К подростковому возрасту повышенная двигательная актив- ность чаще всего исчезает, но импульсивность и дефицит вни- мания остаются. Существует ошибочное мнение, что гиперактивность – это поведенческая проблема, которая проявляется в распущен- ности, невоспитанности ребенка. Однако решающую роль в ее возникновении играют причины биологического характе- ра – особенности функционирования мозговых структур. За общую активность человека отвечает такой отдел мозга, как ретикулярная формация. Повышенная функция этой структу- ры приводит к общей возбудимости, подвижности, отвлекае- мости, импульсивности, эмоциональности ребенка. Почему у детей с СДВГ таким образом функционирует мозг, откуда берется эта повышенная активность ретикулярной формации? Существует несколько причин, среди которых спе- циалисты отметают особенности протекания беременности, родов, инфекции и др. Но являются ли такие физиологические особенности развития ребенка залогом неблагоприятного развития? Есть ли у родите- лей и педагогов возможность каким-то образом повлиять на формирование личности взрослеющего человека? Конечно, есть. Ведь ребенок растет в социуме, он усваивает те нормы поведения, которые транслируют ему окружающие, действует в соответствии с теми правилами, которые формируют взрослые. Поэтому от психолого-педагогических воздействий родите- лей и педагогов будет зависеть, по какому пути пойдет развитие ребенка. Можно научить его управлять своими эмоциями и поведением, а можно пустить все на самотек, сказав себе, что «я ничего не могу изменить, такой уж он у меня уродился», или «от меня ничего не зависит, его плохо воспитали в семье». 7 «Вечный двигатель», или особенности поведения... Другое дело, что, если ребенок имеет уравновешенный тип нервной системы, он не требует столько внимания и энергии, сколько приходится затрачивать на гиперактивного малыша. Но в этом и прелесть многообразия жизни, что вокруг нас разные дети, имеющие свои индивидуальные особенности. Одни дети спокойные и рассудительные, другие – веселые, позитивные, активные. Трудности обучения в школе Как было отмечено ранее, обычно проблемы детей с СДВГ наиболее ярко проявляются с поступлением в школу. Имея хорошие способности, они достаточно сообразительны, все схватывают на лету, но неусидчивость, отвлекаемость, недис- циплинированность мешают им быть успешными учениками. Учатся они неровно, то блеснут пятерками, то «нахватают» двоек. Такие ученики получают много нареканий со стороны педагогов. А импульсивность поведения может приводить к неустойчивым дружеским отношениям со сверстниками, что сильно огорчает, ранит таких детей. Значит ли это, что до школы все было хорошо? Конечно, нет. Просто до школы не было необходимости строго следовать установленным правилам и требованиям (сидеть тихо на уро- ке, не крутиться, не отвлекаться и т.д.). Кроме этого, в школе нужно уже показывать результат в учебе, который выражается в оценках. И если ребенок доста- точно способный, а учится пло- хо из-за своей неусидчивости, родители и учителя предъявля- ют к нему много претензий. Рассмотрим основные труд- ности, возникающие у гиперак- тивных детей в процессе обуче- ния, и возможные пути их преодоления. У гиперактивных детей суще- ствуют трудности в закрепле- 8 В.П. Арсланьян нии новых знаний и навыков, которые, для того чтобы быть усвоенными, нуждаются в отработке и фиксации. Поэтому учителя нередко отмечают, что школьник быстро понял способ решения задачи, на уроке легко справлялся с заданиями, а че- рез неделю не может воспроизвести усвоенный метод решения. Это связано с нестойкостью следов восприятия информации, то есть информация как бы не фиксируется в памяти, а «уле- тучивается». Поэтому для лучшего закрепления учебного ма- териала полезно возвращаться к уже освоенной теме для ее повторения. Если страдает внимание и усидчивость, то все, что ребенок слышит на уроке, «в одно ухо влетает, а в другое вылетает». И в сухом остатке откладывается в памяти неболь- шое количество информации. Поэтому дети с СДВГ для закре- пления пройденного на уроке нуждаются в дополнительной проработке учебного материала дома. Эффект обучения будет зависеть от совместных усилий пе- дагога и родителей, от их готовности вложить свои силы и время в то, чтобы помочь такому ученику. Если мама сможет дома вместе с ребенком проработать наиболее сложные темы, это поможет ученику закрепить учебный материал. Однако не всегда так получается, многие родители просто не умеют обу- чать, ведь для этого необходимо владеть определенными ме- тодическими знаниями. Либо могут объяснить, но у них не хватает терпения, они эмоционально реагируют, когда не по- лучается что-то «вложить в голову» своему отпрыску, начина- ют злиться, обзывать ребенка всякими нелестными словами. И, наконец, родители тоже работают, а иногда очень много, и не всегда их график работы совпадает с расписанием учебы ребенка. В этом случае мама просто не имеет возможности сидеть дома и заниматься с сыном или дочерью. Но в любом случае необходимо привлекать родителей к решению пробле- мы, брать их в союзники, рассказывать, как можно помочь ребенку дома. Возникают особые трудности и при выполнении моно- тонной работы, требующей концентрации внимания и усид- чивости. Через некоторое время ученик с СДВГ начинает от- влекаться сам и отвлекать всех детей вокруг. Можно, конечно, делать ему много замечаний и призывать к тому, чтобы он сконцентрировался, не мешал одноклассникам, но, как пра- 9 «Вечный двигатель», или особенности поведения... вило, такие увещевания оказываются безрезультатными. Поэтому педагогу, если он видит, что ребенок начал сильно отвлекаться, не- обходимо дать ученику возможность сделать паузу. Лучше попросить его вытереть доску, помыть тряпку, принести что-нибудь, пройтись по классу и собрать тетради и т.п. Следующая трудность в обучении гиперактивных детей связана с тем, что у них речь опережает мысль, то есть они сначала говорят, делают, а потом думают. Чтобы снизить количество импульсивных, необдуманных ответов на уроке, можно заранее предупредить, что следующим будет отвечать этот ученик. Кроме этого, необходимо сделать паузу перед тем, как ребенок начнет отвечать. Можно использовать описанную ниже игру «Говори!»2 . Повышенная отвлекаемость на уроках не только сказывается на успехах в освоении учебного материала, но и формирует нега- тивное отношение педагогов к детям с СДВГ. Хотя такие школьни- ки очень бы хотели хорошо учиться и получать похвалу от взрослых за хорошее поведение и высокие показатели в учебе, но часто им это не удается. Детям с СДВГ трудно делать домашние задания, т.к. многое их отвлекает: лай собаки за окном, включенный телевизор, разговор мамы по телефону и т.д. Поэтому важно создать для них максималь- но спокойную и тихую обстановку и ни в коему случае не отвлекать. Если уж он начал делать уроки, не надо звать его обедать, задавать какие-либо вопросы, предлагать сходить в магазин за хлебом, т.к. потом ему сложно будет снова включиться в работу. От особенностей эмоционально-волевой сферы страдают не толь- ко окружающие, но и сами дети. Из-за импульсивности и гиперак- тивности им сложно выстраивать отношения со сверстниками, т.к. любую игру они могут превратить в беготню, борьбу, толкание, что другие дети часто воспринимают как драку и проявление агрес- сии. В связи с этим необходимо уделять дополнительное внимание обучению детей с СДВГ навыкам общения и взаимодействия со сверстниками, обращая внимание на то, что привлечь к себе вни- мание или включиться в игру с другими детьми можно и иными, более миролюбивыми способами. Какой прогноз развития детей с СДВГ? От 25 до 50% из них «пе- рерастают» этот синдром. Вместе с тем, около 50% имеют те или 2 Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с деть- ми. СПб.: Речь, 2000. С. 30–31. 10 В.П. Арсланьян иные проблемы в повседневной жизни. Их сопровождает чув- ство «нетерпеливости, и неугомонности», импульсивность, чувство низкой самооценки и др.3 . Однако не стоит надеяться на то, что такой ребенок пере- растет и все нормализуется само собой. Необходимо на ранних этапах, еще в дошкольный период, включаться в решение во- просов адаптации и коррекции поведения детей с СДВГ. Со- вершенно очевидно, что к ним не могут быть применены стан- дартные методы воспитания, здесь необходим особый подход с учетом их индивидуальных особенностей. И эти методы вос- питания должны способствовать тому, чтобы снизить негатив- ные последствия в будущем.

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям

Непоседы, или Как помочь гиперактивным детям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017