Конспект для подготовительной группы. Цель ОД: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство; домашняя утварь, орудия труда) .
Задачи:
Образовательная: приобщение детей к истокам русской народной культуры;
Развивающая: развитие любознательности, наблюдательности, речи детей,
обогащение словарного запаса детей. Слова: ухват, сруб, образа, чугунок.
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к истокам русской народной культуры.
Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно
бытовой культуре русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство;
домашняя утварь, орудия труда) .
Задачи:
Образовательная: приобщение детей к истокам русской народной
культуры;
Развивающая: развитие любознательности, наблюдательности, речи детей,
обогащение словарного запаса детей. Слова: ухват, сруб, образа, чугунок.
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к истокам русской
народной культуры.
Интеграция видов деятельности: социализация, познание, коммуникация,
художественное творчество.
Материалы и оборудование: презентация с изображением русской избы,
макет русской печи, цветные карандаши, восковые мелки.
Предварительная работа: чтение русских сказок («Гусилебеди», «Баба яга
костяная нога»), рассматривание иллюстраций к ним.Ход занятия
Деятельность детей
Кланяются, прижав руку к сердцу.
Дом.
Изба.
Потому что их рубили топорами.
Деятельность воспитателя
Ребята, посмотрите, сколько гостей
к нам сегодня пришло. Давайте
поздороваемся по русскому
старинному обычаю.
Ребята, сегодня мы отправимся в
путешествие и посмотрим, как в
старину жили люди на Руси.
Внимательно посмотрите на
картинки, и скажите о чём дальше
мы будем говорить.
Верно, это дом!
А как ещё можно назвать дом?
Правильно, изба! Это старинное
название деревенского дома. Избы
называли срубами.
Как вы думаете, почему?
Правильно. Делали избы из
сосновых иногда дубовых, цельных
брёвен. Складывали брёвна с
большим умением так, что они
плотно держались между собой, а
для теплоты обивали мхом.
Существовал обычай под углы
дома класть деньги (для богатства),
шерсть (для тепла). Народные
умельцы строили дома без пил,
гвоздей, без сложных измерительных
приборов и чертежей, только с
помощью топора.
Как называли людей, занимающихся
этим ремеслом?
Плотник. Чем покрывали крышу у избы?
А ещё крышу крыли и дранкой
колотыми сосновыми дощечками, и
тёсом досками, которые рубили
топором, а не пилили, так как они
были прочнее.
Вот мы построили дом!
А без чего нельзя обойтись в доме?
Верно, без окон! Окна называли
«глазами дома ».
Почему, как вы думаете?
Соломой.
Без окон.
Потому что в него хорошо видно
все, что происходит во дворе; окно
от слова «око» глаза.
Выполняют вместе с воспитателем.
Мало построить дом прочным и
удобным. Хочется, чтобы он был ещё
и красивым. Для этого его украшали
резными досками с орнаментом. Эти
украшения считались ещё и
оберегами. (Защищали от молнии,
нечистой силы и т. д.) На крыше
дома плотник крепил (рубил) голову
лошади – «конёк дома» (оберег,
который защищал домочадцев от
нечистой силы).
А сейчас давайте немножечко
отдохнем и выполним пальчиковую
гимнастику «Домик»
Под грибом шалашикдомик,
Там живет веселый гномик,
Мы тихонько постучим,
В колокольчик позвоним.
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашикдомик.
В домике дощатый пол, а на нем
дубовый стол.
Рядом стул с высокой спинкой.
На столе тарелка с вилкой.
И блины горой стоят.
Угощение для ребят.
Пора и в дом заглянуть! Светлица, горница, светёлка.
Печь.
Чтобы греть дом.
Слушают.
Ребята, а вы знаете как называли
внутреннее помещение избы?
Посмотрите, вот мы с вами
оказались в светлице!
И что же мы там видим? Что
бросилось вам в глаза?
Правильно, печь! Стоит девица в
избе,
Коса на дворе (печь) .
А зачем нужна была печь в доме?
Правильно. Она обогревала
жилище (от натопленной печи в доме
становилось тепло и уютно, даже в
самую лютую зимнюю стужу);
В ней пекли хлеб, готовили еду,
сушили продукты, грели воду; на ней
спали старики и дети;
Она выполняла роль бани;
Печь служила связью поколений.
Хлопотав около неё, мать передавала
своё умение дочерям. Работа около
печи требовала определённого
умения. Конечно, навыки
прививались с детства. И если
хозяйка была неумелая это сразу
можно было заметить, когда она
работала у печи;
Печь объединяла всю семью;
зимними вечерами возле неё
собирались все домочадцы, и кто
нибудь рассказывал сказку или
историю, приключившуюся с ним или
услышанную от коголибо; пели
протяжные крестьянские песни.
Одновременно продолжали делать
несложные домашние дела: женщины
занимались рукоделием, мужчины
чтонибудь чинили; печь нужна была
в любом возрасте.
Какие присказки, поговорки,
выражения вы знаете о русской
печке? «Уж лучше хлебом не корми, но с
печи не гони»;
«Добрая то речь, коль в избе есть
печь»;
«Печь нам мать родная»;
«На печи всё красно лето»
Чугунках, горшках.
Щи, кашу, запекали картофель.
Главным назначением печи всегда
было приготовление пищи.
В какой посуде готовили еду?
Какие блюда готовили в горшках,
чугунках?
Голыми руками чугунок из
раскалённой печи не вытащишь! Что
же нам поможет?
А это мы узнаем, когда вы отгадаете
загадку:
Рогат да не бык,
Хватает да не сыт,
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт.
Ухват это предмет, с помощью
которого ставят в печь и достают из
неё горшки, чугунки. Ухват похож на
вилы.
Ухват.
Ребята, давайте поиграем в игру
«Собери правильно»
Ребята, а вы знаете где собиралась
вся семя в русской избе?
Молодцы, и это вы знаете. Стол в
русской избе был большой
(дубовый), т.к. семьи у крестьян
были большими. Их численность
достигала 20 –ти человек. Во главе
стола сизел отец – хозяин дома.
Ребята, на этом наше путешествие
заканчивается. Вам оно
понравилось?
А вот что именно вам понравилось
мне хотелось бы увидеть в ваших
рисунках. Давайте попробуем
Собирают картинки – пазлы с
изображением избы.
За столом.
Рассматривают картины с
изображением крестьянской семьи за
столом.
Да!нарисовать свои впечатления о
путешествии.
Рисуют.
( Организовывается выставка
детских работ).
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 65»
Непосредственно образовательная деятельность развитие речи в
подготовительной группе
«В горнице моей светло».
Выполнила:
воспитатель
подготовительной группы –
Шарова Ирина ЮрьевнаДзержинск
2015 год