Самостоятельная работа № 3.
Непрерывное повышение профессионального мастерства учителя изобразительного искусства.
На уроке изобразительного искусства очень многое зависит от учителя. Педагог сам должен быть личностью творческой, владеть современными педагогическими технологиями, иметь высокий уровень психолого-педагогической подготовки. Учитель изобразительного искусства – это, прежде всего педагог-художник, и он должен обладать особой способностью – видеть прекрасное там, где его не видит взгляд обыкновенного человека. Безусловное владение основами рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна, знаниями теории и истории изобразительного искусства в совокупности с готовностью к организации и управлению учебным процессом, стремление к самосовершенствованию, высокая результативность деятельности – определяет качества творческого учителя, педагога-профессионала.
Педагогическое мастерство учителя – это синтез определенных профессиональных, деловых и личностных качеств, определяющих высокую эффективность педагогического процесса. Педагогическое мастерство включает в себя следующие компоненты:
1. Профессионально-педагогическая направленность личности (стабильный интерес к педагогической деятельности, любовь к детям).
2. Профессионально необходимые знания.
3. Профессионально необходимые способности, умения, навыки (организаторские, коммуникативные, дидактические, актерские).
4. Профессиональное творчество (решение педагогических ситуаций, поиск методов и средств, технология их применения).
Педагог – это всегда великий труженик. Однако, это невозможно без наличия у него таких личных качеств, как трудолюбие, настойчивость, творческий подход к работе, ответственность за ее результаты, стремление постоянно повышать качество своего труда.
Повышение уровня художественно-педагогического мастерства целесообразно осуществлять на основе разработанных педагогических направлений:
1) совершенствование художественного мастерства учителя: освоение теории и методики изобразительной деятельности с учетом приоритетного использования когнитивной деятельности творческого характера; практическое освоение образного языка изобразительного искусства, его видов и жанров; исследовательская деятельность учителя в выбранную им области художественного познания;
2) совершенствование педагогического мастерства учителя: изучение педагогических технологий, форм и методов педагогического процесса; знакомство с творческим прочтением педагогом программы по изобразительному искусству; изучение подходов к экспериментальной и инновационной деятельности по проблемам обучения предметной области «Изобразительное искусство»; развитие интереса к художественно-педагогической деятельности;
3) активизация творческого потенциала учителя: оценка результатов художественно-педагогической компетенции; формирование художественно-педагогической активности на основе обогащения эмоциональной сферы учителя средствами искусства, использование индивидуальных, коллективных и проектных форм обучения, способствующих общению и творческому самовыражению обучающихся.
Совершенствование педагогического мастерства учителя изобразительного искусства может осуществляться различными методами и способами и пользоваться ими нужно регулярно, непрерывно, целенаправленно.
Пути совершенствования педагогического мастерства
Этапы работы |
Деятельность педагога |
Диагностико – концептуальный |
Изучение специальной литературы. Ознакомление с опытом коллег, посещение уроков и воспитательных мероприятий. Посещение выставок художественного направления, виртуального лектория на базе библиотеки им. Розанова. Проведение мониторинга личных профессиональных качеств. Выработка педагогического кредо. Согласование потребностей и мотивов, постановка целей. |
Организационный |
Создание модели творческого учителя, педагога-мастера. Создание своего кабинета на сайте Создание банка инновационных технологий. Разработка портфолио творческого и профессионального роста. Использование средств массовой информации, изучение новых стандартов образования, новинок научно-педагогической и методической литературы. |
Практический |
Руководитель ШМО учителей художественно-эстетического цикла. Курсы повышения квалификации. Самообразовательная деятельность. Выступление с докладами на занятиях РМО, ШМО, педсоветах. Организация предметных месяцев в рамках ШМО. Участие в конференциях, семинарах, мастер-классах, творческих отчетах. Публикация своих разработок в кабинете на сайте Использование средств и условий, созданных в школе: методические дни, методические объединения, педагогические чтения, наставничество. Использование современных информационных технологий. Создание авторских программ. Презентация деятельности (открытые уроки, выступления, мастер-классы) Организация работы с одарёнными детьми и принятие участия в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, фестивалях, олимпиадах. Изучение опыта работы лучших учителей своей школы, района, через Интернет. Создание собственной базы лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроках и внеклассных мероприятиях. Мониторинг учебно-воспитательного процесса. Обобщение педагогического опыта. Аттестация. |
Все эти пути взаимосвязаны, использовать их нужно регулярно, непрерывно, целенаправленно.
Профессионально необходимыми качествами учителя изобразительного искусства должны стать изобретательность, широта взглядов, выдержка, душевная чуткость, справедливость и требовательность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.