В условиях модернизации образования значительно вырастает роль массовой физической культуры и спорта в деле воспитания: молодого пополнения. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статистические напряжения, кроме того, возрастает необходимость усвоение и переработка разнообразной информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.). Малоподвижность существенно ухудшает функциональное состояние сердца (работа его становиться неэкономной, менее стабильной), происходит нарушение осанки (сутулостиВ условиях модернизации образования значительно вырастает роль массовой физической культуры и спорта в деле воспитания: молодого пополнения. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статистические напряжения, кроме того, возрастает необходимость усвоение и переработка разнообразной информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.). Малоподвижность существенно ухудшает функциональное состояние сердца (работа его становиться неэкономной, менее стабильной), происходит нарушение осанки (сутулости
Нестандартное спортивное оборудование для физического развития
обучающихся
В условиях модернизации образования значительно вырастает роль
массовой физической культуры и спорта в деле воспитания: молодого
пополнения. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка.
Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит
мышечной деятельности и увеличиваются статистические напряжения, кроме
того, возрастает необходимость усвоение и переработка разнообразной
информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение,
письмо, рисование и т. д.). Малоподвижность существенно ухудшает
функциональное состояние сердца (работа его становиться неэкономной,
менее стабильной), происходит нарушение осанки (сутулости, ассиметрии
плеч, крыловидных лопаток, сколиозов), способствует возникновению
гипокинезии (плохой координации движения, неподготовленности к
самостраховке).
В месте с тем в период обучения в школе происходит интенсивное
развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные
факторы, ухудшающие здоровье, так и на оздоравливающие меры. В
частности, систематическая мышечная деятельность усиливает импульсы,
несущие сигналы в кору и подкорковые образования головного мозга (обо
всех изменениях), протекающие в организме. Эти сигналы воспринимаются
нервными окончаниями
рецепторами, заложенными в мышцах, сухожилиях, во внутренних органах
(интерорецепторах), в органах слуха, зрения и вестибулярного лабиринта
(экстерорецепторах).
Они являются естественными стимуляторами,
активизирующими деятельность всех физиологических систем организма.
Рациональное занятие физическими упражнениями на спортивных снарядах не
только повышает здоровье школьников, но н развивает такие качества как
повышение выносливости, силы, гибкости, быстроты, а также воспитание
волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных
и умственных напряжений,
с которыми связаны творческий и
высокотфонзводительньш труд ученика на занятиях Е школе.
школе
Опыт работы в
полного дня показывает, что одними
общеразвивающими упражнениями и легкой атлетикой, на занятиях
физкультуры, нельзя достичь высокого физического совершенства учеников.
В отсутствии специальных спортивных снарядов (тренажеров), спортивного
оборудования в спортзале и на спортплощадках школы, пропадает желание и
интерес у детей к занятию спортом и к физкультуре, кате к уроку.
Но где взять разные спортивные снаряды, тренажеры и оборудование ,
цены которых состоят из трехчетырехзначных цифр? Не каждая школа
может иметь такую «роскошь». Таким образом, проявляя свой жизненный
опыт и способности, подключая учеников на уроках труда, за 1,52 года вшколе изготовлены разнообразные, самодельные, нестандартные спортивные
снаряды и оборудование как в спортзале, так и на спортгородоке школы.
Основным назначением этих приспособлений является:
укрепление здоровья и улучшение физического развития;
расширение диапазона функциональных возможностей систем организма;
повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
воспитание моральноволевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным
занятиям физической культурой.
Основные требования к нестандартному спортивному оборудованию:
обеспечение безопасности учащихся при эксплуатации спортивных снарядов:
установка и уборка спортивного сооружения в максимально короткое время (24
мин.)
трудозатраты на сборку и разборку снаряда малыми силами (46 человек, 78 лет)
комплектность оборудования в условиях спортзала;
возможность дозирования нагрузки на обучающихся.
Чередование занятий с общеразвивающими упражнениями на нестандартных
спортивных снарядах, положительно выражается в развитии доброты,
жизнерадостности, энергичности, собранности и уверенности в себе.
Нестандартные спортивные снаряды в зале:
1. "Рельсы здоровья"
состоит из 5 частей:
одинаковые стальные трубы (фбсм., длина8м.) 2пгт.
фиксирующие деревянные подставки для труб(6рус10*10см., длина 90см., с
ячейками под трубы) Зпгг.
Для установки спортивного сооружения необходимо 2Зт мин. и усилие 56
учеников (78 дет.)
Занятие на спортивном снаряде определено для учеников 14 классов.
Упражнения на «Рельсах здоровья».
«Прохождение стоя» с разве денными ногами;
«Прохождение на четвереньках» (23 варианта упражнения)
1.
По двум параллельно уложенным трубам, расстояние между ними 70 см.,
ученики проходят стоя, форма туловища прямой. Имеется 45 вариантов
выполнения упражнения. Нагрузка регулируется скоростью прохождения,
дополнительных движений руками, чередованием различных способов
выполнением (на носках, по сигналам, подуприсядь и т.д.)
2.
При выполнении этого упражнения, необходимо обращать внимание учеников на
правильное положение тела, постановку ног и движение рук.
3.
Перед прохождением подбираются пары одного роста, которые при движении
шагом, каждый по своей трубе, поддерживают другдруга и контролируют
партнера и себя лично держать тела в правильном положении («осанка»).
4.
«Параллельное прохождение в парах» передом.
«Движение в парах» боком.Пары одного роста, двигаются боком лицом друг к другу, приставными шагами,
держась за руки, каждый по своей трубе с элементами «Равновесия».
Положительные воздействия «Рельсы здоровья»:
вырабатываются координация движения тела;
формируется правильная осанка ученика;
участвуют большие мышечные группы, благодаря чем)? усиливается
деятельность дыхательной и сердечнососудистой системы;
растягиваются икроножные мышцы и сухожилия стопы (предупреждения
плоскостопия);
развитие мышц передней и задней поверхности бедра;
укрепляются опорные функции ног, положение таза и позвоночника;
вырабатывается взатшопомощь, собранность, дружба, уверенность в себе.
2. Полоса препятствия в зале: состоит из 6ти препятствий (барьеров),
сделанных на уроке труда.
малые барьеры (высота 50см. ширина1м) 4шт.
большие барьеры (высота 80 см. ширина1 м) 2шт.
Занятие представляет собой ряд физических упражнении, следующих одно за
другим Е определенной последовательности: перепрыгивание через барьер с одной
ноги на другую, пролезание под барьером, стоящий на мате, пролезание в окно
больщого барьера и гладкий бег 1618 метров в обратном направлении. Обучение
этим упражнениям проводится вначале изолировано, а по мере овладения учапп
гмися отдельными движениями постепенно пристушгть к преодолению всей полосы.
При обучении уделить внимание наиболее правильным, рациональным способам
преодоления препятствий. Полоса препятствий состоит из 2х дорожек с целью
эстафетного занятия для учеников (14 класса)
Система оценки: на время (каждая ошибка + 2 сек) по баллам 10 баллов за 1е
место (каждая ошибка 1 балл.)
Положительное воздействие «Полосы препятствия»
активизирует развитие дыхательную систему;
развивают координацию движения тела;
совершенствует наблюдательность, внимание, восприятие и умственную
работоспособность;
способствует укреплению здоровья, уверенность в свои силы, выдержки и
дисциплинированности.
3. Спортивный тренажер «Альпинист»
Предназначен для обучения приемам лазания по канату в условиях постепенной
нагрузки на учащихся за счет изменения угла наклона скамейки. Состоит из 5ти
ОСНОЕНЫХ частей:
обычной скамейки (20*5*500 см.) стоящей в зале 1 шт.
металлических насадок с держателям для каната 2шт.
канат для лазания (гимнастический 6 ти метровый) = 1шт.
подвижная тележка (на 4х подшипниках) с боковыми ограничителями(25*10*70 см) 1шт.
Тренажер «Альпинист» собирается в течении 23 мин. учениками (89 лет) в
количестве 56 чел., устанавливается верхней частью, скобами, за рейку
вертикальной лестницы в зале, а нижней, на деревянные подставки для жесткости
сооружения. Безопасен во всех отношениях при эксплуатации. Тренажер
соответствует принципу обучения перехода «от простого к сложному». Снаряд
очень популярен на занятиях по теме «лазание» и оказывает большую помощь
учащимся в деле освоения приемов лазания по канату. Увеличивает физические
показатели в «лазании в три приема» до 90100% в классе.
Положительное воздействие «Альпиниста»
способствует условиям овладения приемов лазания:
широкий диапазон нагрузок за счет изменения наклона снаряда:
развитие ловкости и силы обучаемых;
придает уверенность в своих силах, развивает интерес к занятию спортом.
4. Спортивное оборудование «Гимнастическая доска».
Деревянное изделие, выполненные на уроках труда, представляет собой: доска
(22*3* 150см.), двух реек для рук и ног (брус 4*4*50см.) закрепленных неподвижно
одна у основания доски, вторая от верхней кромки доски 35см., с обратной стороны
доски и в конце верхней части закреплен брусоккрючек (6*3*22) для фиксации за
решетку лестницы у стены зала.
«Гимнастическая доска» предназначена для развития атлетической гимнастики.
Освоение техники большого количества упражнений на доске, в значительной
степени обогащает содержание урока, делает его наиболее интересным и
увлекательным, предоставляет возможность учащимся использовать «на деле» свою
силу, гибкость и координацию. Наиболее популярен, Е силу своей доступности, не
только на уроках физкультуры, но и Е часы утренней гимнастики (до начала занятий
Е школе), во время физкультминуток (на переменах), в часы спортивных секций Е
школе. Наибольшим спросом пользуется у школьников среднего звена 57 класса.
Выполняемые упражнения на доске:
1. «Наклон туловища вперед», сидя на доске, зафиксированные ноги в коленях
и в стопе (руки за головой)
2. {{Подъем ног» (прямых) лежа на доске, (1012 вариантов)
3. {{Подъем туловища вперед» лежа на доске (34 варианта)
4. {{Подъем тяжести» упражнения в парах с использованием веса партнера
сидящего на доске (34 варианта)
С помощью доски можно осуществить избирательное (локальное)
Бездействие на мышцы детей, позволяет легко дозировать нагрузку за счет
изменения количества повторений (мало, много), режима мышечной работы
(быстро, медленно), а также выбора варианта исполнения упражнения: (простой,
сложный) в зависимости от подготовки и самочувствия учеников. К£юме того,
нагрузку можно регулировать дополнительно углом наклона доски к лестнице.
Учителя физкультуры, которые намерены использовать данный снаряд, должны
обязательно учитывать тип телосложения занимающихся и их физическое
состояние при определении задаваемых нагрузок.Положительные воздействия «Гимнастическая доска»:
гармоничное и пропорциональное развитие тела;
формирование мышц пояса, спины, бедер, рук;
развитие силы и выносливости, быстроты и ловкости.
4. «Гимнастическое бревно»
Состоит из деревянных сооружений (разборных)
бревно (брус 18*10*500см.) 1шт.
подставка с ножками 2щт.
Сборка спортивного снаряда составляет 23 минуты усилиями 56 человек (89
лет. Высота от пола до верхней части бревна 60 см. При использовании на
занятиях безопасен для учащихся (надежно закрепляется.
Выполняемые упражнения:
прелезание через бревно (45 вариантов)
равновесие на бревне (68 вариантов)
лазание по бревну (34 варианта)
Особой популярностью пользуется у девочек (810 лет)
Служат для развития вестибулярного аппарата, координации движения,
ловкости, самостраховки.
5. Самодельные «съемные перекладины»
Представляют собой сварное сооружение из труб (ф2,5смю) Гобразной формы
с креплением на шведскую лестницу. Позволяет менять высоту перекладины в
зависимости от роста и возраста обучаемых. Используется для развития силы,
выносливости, формирование строения тела. Популярен у детей старших классов
школы.
2шт.
6, Самодельная (подвесная) «Гимнастическая жердь»=
Состоит из металлической трубы (ф7см.) длинна 5м.; для безопасности,
подвешена на цепь рядом с капотом и для удобства фиксации результатов имеет по
длине размешу. В нерабочем состоянии закрепляется вместе с канатом в стороне от
игровой площадки. Предназначена жердь, как дополнительный • спортивный снаряд
и вместе сданатом обеспечивают упражнения по теме: «Лазание».
7. Самодельные резиновые «Амортизаторы».
Из крепежных
багажных резинок длинной 1,5м. (в свободном состоянии) и в растянутом виде
длина2,5м. имеющие на концах, заводского изготовления, крючки делаем
спортивный снаряд («тренажер»). 3акренляем прочно к стеной лестнице один конец
резинки, а к другому концу (в крючке) приделываем круглую палочку (Ф1,5см.
длина7см.) для удобства захвата ладонью и регулируем нагрузку на мышцы плеча,
рук, спины величиной расстояния от стены (лестницы) до обучаемого.
В зависимости от положения ученика к лестнице, можно осуществить
избирательное действие на мышцы обучаемого.
8. Дополнительное спортивное оборудование: «ходули» разных размеров в зависимости от возраста 12 пар.
«настольный теннис» и «ракетки»('самодельные)
хоккейные «клюшки» силами учеников на трудах.
«городки»5 (биты8шт.(ФЗсм * 100см.) (200*Ф40мм.)
Нестандартное спортивное оборудование на спортивном городке (занятие
на воздухе).
9, Полоса препятствий на спортгородоке.(«колесная»).
Сооружение из резиновых колес разных размеров, закопанных частично в
землю, в определенных направлениях, обеспечивают не только физическое развитие,
но и безопасность здоровья от травм и увечий. Полоса рассчитана на детей
начальных классов и обеспечивает у школьников быстроту, выносливость,
координацию движения, закаливание организма от простудных заболеваний.
Для учащихся старших классов имеется «дорожка» из более крупных колес и
закопанная на удалении друг от друга в соответствии возраста учеников (1метр
между колесами) (89 класс)
10. «Каскад перекладин» и металлическая «горка».
Сооружения из стальных труб (Ф3 см) сваренные и вкопанные в землю
предназначены для развития оздоровительной, атлетической гимнастики. Доступны
для занятий любого возраста и в разное время суток и года. Основное назначение
указанного оборудования:
это укрепление здоровья, закаливание организма школьников и содействие их
гармоническому
развитию.
физическому