Нестандартное спортивное оборудование для физического развития обучающихся

  • Разработки уроков
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В условиях модернизации образования значительно вырастает роль массовой физической культуры и спорта в деле воспитания: молодого пополнения. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статистические напряжения, кроме того, возрастает необходимость усвоение и переработка разнообразной информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.). Малоподвижность существенно ухудшает функциональное состояние сердца (работа его становиться неэкономной, менее стабильной), происходит нарушение осанки (сутулостиВ условиях модернизации образования значительно вырастает роль массовой физической культуры и спорта в деле воспитания: молодого пополнения. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статистические напряжения, кроме того, возрастает необходимость усвоение и переработка разнообразной информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо, рисование и т. д.). Малоподвижность существенно ухудшает функциональное состояние сердца (работа его становиться неэкономной, менее стабильной), происходит нарушение осанки (сутулости
Иконка файла материала bakumenko_nestandartnoe_oborudovanie.doc
Нестандартное спортивное оборудование для физического развития обучающихся  В   условиях   модернизации   образования   значительно   вырастает   роль массовой   физической   культуры   и   спорта   в   деле   воспитания:   молодого пополнения. Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются, больше сидят, вследствие чего возникает   дефицит мышечной деятельности и увеличиваются статистические напряжения, кроме того,   возрастает   необходимость   усвоение   и   переработка   разнообразной информации, а следовательно, и напряжение зрительного аппарата (чтение, письмо,   рисование   и   т.   д.).   Малоподвижность   существенно   ухудшает функциональное   состояние   сердца   (работа   его   становиться   неэкономной, менее   стабильной),   происходит   нарушение   осанки   (сутулости,   ассиметрии плеч,   крыловидных   лопаток,   сколиозов),   способствует   возникновению гипокинезии   (плохой   координации   движения,   неподготовленности   к самостраховке). В месте с тем в период обучения       в школе происходит интенсивное развитие   организма,   который   чутко   реагирует   как   на   неблагоприятные факторы,   ухудшающие   здоровье,   так   и   на   оздоравливающие   меры.   В частности,   систематическая   мышечная   деятельность   усиливает   импульсы, несущие сигналы в кору и подкорковые образования головного мозга (обо всех изменениях), протекающие в организме. Эти сигналы воспринимаются нервными окончаниями ­ рецепторами, заложенными в мышцах, сухожилиях, во внутренних органах (интерорецепторах),   в   органах   слуха,   зрения   и   вестибулярного   лабиринта (экстерорецепторах).   Они   являются   естественными   стимуляторами, активизирующими   деятельность   всех   физиологических   систем   организма. Рациональное занятие физическими упражнениями на спортивных снарядах не только повышает здоровье школьников, но н развивает такие качества  как повышение   выносливости,   силы,   гибкости,   быстроты,   а   также   воспитание волевых качеств, необходимых для преодоления физических, эмоциональных и   умственных   напряжений,   с   которыми   связаны   творческий   и высокотфонзводительньш труд ученика на занятиях Е школе.   школе   Опыт   работы   в     полного   дня   показывает,   что   одними общеразвивающими   упражнениями   и   легкой   атлетикой,   на   занятиях физкультуры, нельзя достичь высокого физического совершенства учеников. В отсутствии специальных спортивных снарядов (тренажеров), спортивного оборудования в спортзале и на спортплощадках школы, пропадает желание и интерес у детей к занятию спортом и к физкультуре, кате к уроку. Но где взять разные спортивные снаряды, тренажеры и оборудование , цены   которых   состоят   из   трех­четырехзначных   цифр?   Не   каждая   школа может   иметь   такую   «роскошь».  Таким   образом,  проявляя   свой   жизненный опыт и способности, подключая учеников на уроках труда, за 1,5­2 года вшколе изготовлены разнообразные, самодельные, нестандартные спортивные снаряды и оборудование как в спортзале, так и на спортгородоке школы. Основным назначением этих приспособлений является: ­ укрепление здоровья и улучшение физического развития; ­ расширение диапазона функциональных возможностей систем организма; ­ повышение защитных сил организма и его сопротивляемости; ­ воспитание морально­волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой. Основные требования к нестандартному спортивному оборудованию:   ­ обеспечение безопасности учащихся при эксплуатации спортивных снарядов: ­ установка и уборка спортивного сооружения в максимально короткое время (2­4 мин.) ­ трудозатраты на сборку и разборку  снаряда малыми силами (4­6 человек, 7­8 лет) ­ комплектность оборудования  в условиях спортзала; ­ возможность дозирования нагрузки на обучающихся. Чередование занятий с общеразвивающими упражнениями на нестандартных спортивных   снарядах,   положительно   выражается   в   развитии   доброты, жизнерадостности, энергичности, собранности и уверенности в себе. Нестандартные спортивные снаряды в зале: 1. "Рельсы здоровья"   ­   состоит из 5 частей:     ­ одинаковые стальные трубы (ф­бсм., длина­8м.) ­2пгт. ­ фиксирующие деревянные подставки для труб(6рус­10*10см., длина 90см., с ячейками под трубы) ­Зпгг. Для установки спортивного сооружения необходимо 2­Зт мин. и усилие 5­6 учеников (7­8 дет.) Занятие на спортивном снаряде определено для учеников 1­4 классов. Упражнения на «Рельсах здоровья». «Прохождение стоя» с разве денными ногами; «Прохождение на четвереньках» (2­3 варианта упражнения) 1. По двум параллельно уложенным трубам, расстояние между ними 70 см., ученики проходят стоя, форма туловища прямой. Имеется 4­5 вариантов выполнения упражнения. Нагрузка регулируется скоростью прохождения, дополнительных   движений   руками,   чередованием   различных   способов выполнением (на носках, по сигналам, подуприсядь и т.д.) 2. При выполнении этого упражнения, необходимо обращать внимание учеников на правильное положение тела, постановку ног и движение рук. 3. Перед прохождением подбираются пары одного роста, которые при движении шагом,   каждый   по   своей   трубе,   поддерживают   друг­друга   и   контролируют партнера и себя лично держать тела в правильном положении («осанка»). 4. «Параллельное прохождение в парах»­ передом. «Движение в парах»­ боком.Пары одного роста, двигаются боком лицом друг к другу, приставными шагами, держась   за   руки,   каждый   по   своей   трубе   с   элементами   «Равновесия». Положительные воздействия «Рельсы здоровья»: ­ вырабатываются координация движения тела; ­ формируется правильная осанка ученика; ­ участвуют большие мышечные группы, благодаря чем)? усиливается деятельность дыхательной и сердечнососудистой системы; ­ растягиваются   икроножные   мышцы   и   сухожилия   стопы   (предупреждения плоскостопия); ­ развитие мышц передней и задней поверхности бедра; ­ укрепляются опорные функции ног, положение таза и позвоночника; ­ вырабатывается взатшопомощь, собранность, дружба, уверенность в себе. 2. Полоса препятствия в зале: состоит из 6­ти препятствий (барьеров), сделанных  на уроке труда. ­ малые барьеры (высота 50см. ширина­1м)­ 4шт. ­ большие барьеры (высота 80 см. ширина­1 м) ­ 2шт. Занятие   представляет   собой   ряд   физических   упражнении,   следующих   одно   за другим Е определенной последовательности: перепрыгивание через барьер с одной ноги на другую, пролезание под барьером, стоящий на мате, пролезание в  окно больщого барьера и гладкий бег 16­18 метров в обратном направлении. Обучение этим упражнениям проводится вначале изолировано, а по мере  овладения учапп­ гмися отдельными движениями постепенно пристуш­гть к преодолению всей полосы. При обучении уделить внимание наиболее правильным, рациональным способам преодоления препятствий. Полоса  препятствий состоит из 2­х дорожек с целью эстафетного занятия для учеников (1­4 класса) Система оценки: на время (каждая ошибка + 2 сек)   по баллам­ 10 баллов  за 1­е место (каждая ошибка ­1 балл.) Положительное воздействие «Полосы препятствия»   ­ активизирует развитие дыхательную систему; ­ развивают координацию движения тела; ­ совершенствует   наблюдательность,   внимание,   восприятие   и   умственную работоспособность; ­ способствует укреплению здоровья, уверенность в свои силы, выдержки и дисциплинированности. 3. Спортивный тренажер «Альпинист» Предназначен для обучения приемам лазания по канату в условиях постепенной нагрузки на учащихся за счет изменения угла наклона скамейки. Состоит из 5­ти ОСНОЕНЫХ частей: ­ обычной скамейки (20*5*500 см.) стоящей в зале ­1 шт. ­ металлических насадок с держателям для каната ­ 2шт. ­ канат для лазания (гимнастический 6 ­ти метровый) ­= 1шт. ­ подвижная   тележка   (на   4­х   подшипниках)   с   боковыми   ограничителями(25*10*70 см)­ 1шт. Тренажер   «Альпинист»   собирается   в   течении   2­3   мин.   учениками   (8­9   лет)   в количестве   5­6   чел.,   устанавливается   верхней   частью,   скобами,   за   рейку вертикальной лестницы в зале, а нижней, на деревянные подставки для жесткости сооружения.   Безопасен   во   всех   отношениях   при   эксплуатации.   Тренажер соответствует принципу обучения перехода «от простого к сложному». Снаряд очень популярен на занятиях по теме «лазание» и оказывает большую помощь учащимся в деле освоения приемов лазания по канату. Увеличивает физические показатели в «лазании в три приема» до 90­100% в классе. Положительное воздействие «Альпиниста»   ­способствует условиям овладения приемов лазания: ­широкий диапазон нагрузок за счет изменения наклона снаряда: ­развитие ловкости и силы обучаемых; ­придает уверенность в своих силах, развивает интерес к занятию спортом. 4. Спортивное оборудование «Гимнастическая доска».   Деревянное изделие, выполненные на уроках труда, представляет собой: доска (22*3* 150см.), двух реек для рук и ног (брус 4*4*50см.) закрепленных неподвижно одна у основания доски, вторая от верхней кромки доски 35см., с обратной стороны доски и в конце верхней части закреплен брусок­крючек (6*3*22) для фиксации за решетку лестницы у стены зала. «Гимнастическая доска» предназначена для развития атлетической гимнастики. Освоение   техники   большого   количества   упражнений   на   доске,   в   значительной степени   обогащает   содержание   урока,   делает   его   наиболее   интересным   и увлекательным, предоставляет возможность учащимся использовать «на деле» свою силу, гибкость и координацию. Наиболее популярен, Е силу своей доступности, не только на уроках физкультуры, но и Е часы утренней гимнастики (до начала занятий Е школе), во время физкультминуток (на переменах), в часы спортивных секций Е школе. Наибольшим спросом пользуется у школьников среднего звена 5­7 класса. Выполняемые упражнения на доске: 1. «Наклон туловища  вперед», сидя на доске, зафиксированные ноги в коленях и в стопе (руки за головой) 2. {{Подъем ног» (прямых) лежа на доске, (10­12 вариантов) 3. {{Подъем туловища вперед»  лежа на доске (3­4 варианта) 4. {{Подъем тяжести»   упражнения в парах с использованием веса партнера сидящего на доске (3­4 варианта) С   помощью   доски   можно   осуществить   избирательное   (локальное) Бездействие  на  мышцы  детей,  позволяет  легко  дозировать  нагрузку  за счет изменения   количества   повторений   (мало,   много),   режима   мышечной   работы (быстро, медленно), а также выбора варианта исполнения упражнения: (простой, сложный) в зависимости от подготовки и самочувствия учеников. К£юме того, нагрузку можно регулировать дополнительно углом наклона доски к лестнице. Учителя физкультуры, которые намерены использовать данный снаряд, должны обязательно   учитывать   тип   телосложения   занимающихся   и   их   физическое состояние при определении задаваемых нагрузок.Положительные воздействия  «Гимнастическая доска»: ­ гармоничное и пропорциональное развитие тела; ­ формирование мышц пояса, спины, бедер, рук; ­ развитие силы и выносливости, быстроты и ловкости. 4. «Гимнастическое бревно»   Состоит из деревянных сооружений (разборных) ­ бревно (брус 18*10*500см.) ­1шт. ­ подставка с ножками ­2щт. Сборка спортивного снаряда составляет 2­3 минуты усилиями 5­6 человек (8­9 лет.   Высота   от   пола   до   верхней   части   бревна   ­60   см.   При   использовании   на занятиях безопасен для учащихся (надежно закрепляется. Выполняемые упражнения: ­ прелезание через бревно (4­5 вариантов) ­ равновесие на бревне (6­8 вариантов) ­ лазание по бревну (3­4 варианта) Особой популярностью пользуется у девочек (8­10 лет) Служат для развития вестибулярного аппарата, координации движения, ловкости, самостраховки. 5. Самодельные «съемные перекладины»    Представляют собой сварное сооружение из труб (ф­2,5смю) Г­образной формы с креплением на шведскую лестницу. Позволяет менять высоту перекладины в зависимости от роста и возраста обучаемых. Используется для  развития силы, выносливости, формирование строения тела. Популярен у детей старших классов школы.  ­2шт. 6, Самодельная (подвесная) «Гимнастическая жердь»= Состоит   из   металлической   трубы   (ф­7см.)   длинна   5м.;   для   безопасности, подвешена на цепь рядом с капотом и для удобства фиксации результатов имеет по длине размешу. В нерабочем состоянии закрепляется вместе с канатом в стороне от игровой площадки. Предназначена жердь, как дополнительный • спортивный снаряд и вместе сданатом обеспечивают упражнения по теме: «Лазание». 7.   Самодельные   резиновые   «Амортизаторы».  Из   крепежных багажных резинок длинной ­ 1,5м. (в свободном состоянии) и в растянутом виде длина­2,5м.   имеющие   на   концах,   заводского   изготовления,   крючки   делаем спортивный снаряд («тренажер»). 3акренляем прочно к стеной лестнице один конец резинки, а к другому концу (в крючке) приделываем  круглую палочку (Ф­1,5см. длина­7см.)   для удобства захвата ладонью и регулируем нагрузку на мышцы плеча, рук, спины ­ величиной  расстояния от стены (лестницы) до обучаемого. В зависимости от положения ученика к лестнице, можно осуществить избирательное действие на мышцы обучаемого. 8. Дополнительное спортивное оборудование:­ «ходули»­ разных размеров в зависимости от возраста ­12 пар. ­ «настольный теннис» и «ракетки»('самодельные) ­ хоккейные «клюшки»­ силами учеников на трудах. ­ «городки»­5 (биты­8шт.(Ф­Зсм * 100см.) (200*Ф­40мм.)  Нестандартное спортивное оборудование на спортивном городке (занятие   на воздухе).   9, Полоса препятствий на спортгородоке.(«колесная»).   Сооружение из резиновых колес разных размеров, закопанных частично в землю, в определенных направлениях, обеспечивают не только физическое развитие, но   и   безопасность   здоровья   от   травм   и   увечий.   Полоса   рассчитана   на   детей начальных   классов   и   обеспечивает   у   школьников   быстроту,   выносливость, координацию движения, закаливание организма от простудных заболеваний. Для учащихся старших классов имеется «дорожка» из более крупных колес и закопанная на удалении друг от друга в соответствии возраста учеников (1метр между колесами) (8­9 класс) 10. «Каскад перекладин» и металлическая «горка».   Сооружения из стальных труб (Ф­3 см) сваренные и вкопанные в землю предназначены для развития оздоровительной, атлетической гимнастики. Доступны для занятий любого возраста и в разное время суток и года. Основное назначение указанного оборудования: ­ это укрепление здоровья, закаливание организма школьников и содействие их гармоническому развитию. физическому