Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы как фактор, способствующий социализации личности в современном обществе.
Оценка 5

Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы как фактор, способствующий социализации личности в современном обществе.

Оценка 5
Педсоветы +1
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
25.03.2021
Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы как фактор, способствующий социализации личности  в современном обществе.
Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы как фактор, способствующий социализации личности в современном обществе.
Выступление на педсовете.docx

Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы как фактор, способствующий социализации личности  в современном обществе.

         В современном обществе к образованию предъявляются требования, связанные не только со знаниевой сферой, но и с социализацией выпускника, то есть его готовностью и возможностями состояться как личность, быть востребованным, адаптированным к запросам социума.

     На сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования.
Социализация – двусторонний процесс: с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путём вхождения в социальную среду, т.е. воздействие среды на человека; с другой – воздействие человека на среду через его деятельность. Понятие «социализация» тесно связано с такими понятиями, как «воспитание», «обучение». В школе социализация происходит как на уроках, так и после них. Социализация на уроке начинается с отношения к предмету, проявления самостоятельности, толерантности, а также готовности к диалогу и работе в группе.
    Организация учебного процесса будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися, и только в том случае, если обучающиеся будут испытывать успех в познании окружающей действительности. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Использование ситуации успеха способствует повышению рабочего тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помогает учащимся осознать себя полноценной социализированной личностью.
   Прием «Настроение»

Урок желательно начинать с создания благоприятной обстановки на удачу. Вот примеры:

-Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!

Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

-Здравствуйте, кто, может быть, не выспался. Здравствуйте те, у кого плохое настроение. Здравствуйте те, кто с нетерпением ждет каникул. Здравствуйте те, кто сегодня будет хорошо, активно работать на уроке.

Прием «Снятие страха»

Для того чтобы ученик готовился к урокам изо дня в день, зная, что обязательно будет опрос в виде тестирования, он должен знать изученный материал. Следовательно, у ученика будет тяга к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Снятие страха - особая операция, необходимая для каждого ребенка, жаждущего успеха и пугающегося неудачи. Эта поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы: «хорошо», «очень хорошо» и «молодец», «Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!», «Уже намного лучше! Старайся и дальше!» и т.д.

Прием «Эмоциональный всплеск», или «Ты так высоко взлетел!» Какой огромный эмоциональный заряд скрывается в добром слове учителя, всем сердцем желающего успеха своему воспитаннику! Формируем веру в себя, веру в успех.
      Проявляя доброе, уважительное отношение к учащимся, формирую у них стремление к самообразованию, самовоспитанию, самоопределению, а значит и социализации, так как социализация учащегося предполагает включение обучающегося в систему общественных взаимоотношений, поддерживающих ценностные нормы и установки общества, а также самостоятельное осознанное воспроизводство школьником усвоенного в своем поведении.   

     Уроки литературы дают детям колоссальный опыт жизни. Они призваны воспитать в ребятах интеллигентность, развивать в них не только чувство прекрасного, но, прежде всего, понимание жизни, всех ее сложностей.

   Именно на уроках литературы учащимся дается возможность осуществлять свой нравственный выбор, отстаивать свои жизненные позиции, учиться воспитывать в себе стремление к самосовершенствованию, заботится о чистоте душевной, научиться сохранять истинную порядочность, достоинство, узнать, что такое дружба и отеческая любовь.

     Путь к социализации личности на уроках литературы и русского языка может проходить через игру, нетрадиционные уроки, исследовательскую и творческую деятельность, внеклассную деятельность. Игра на уроке русского языка и литературы помогает вхождению ребёнка в общество. Через игру ученик знакомится с отношениями людей, различными профессиями, пробует себя в разных социальных ролях. Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей, а способности к творчеству в целом. При этом происходит включение ребёнка в систему общественных отношений, усвоение и отработка норм поведения и человеческого общежития.

            Развитие речи учащихся происходит через систему заданий, которые с каждым годом все более усложняются. Сначала это письменный ответ на вопрос, рассказ о герое, словесное рисование, выборочный пересказ, чтение по ролям, рассказ по плану. Затем составление своих вопросов по произведению, работа со словарями, дискуссия, отзыв, пересказ от другого лица, инсценированное чтение, составление плана, подбор эпиграфов, творческая мастерская, составление тезисов, написание рефератов, докладов, изложений и сочинений .

Н-Р: Театрализация – использование средств театра в педагогическом процессе.(А.П.Чехов Рассказ «Лошадиная фамилия») Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит, понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет.

Рекомендация для чтения прочитанной книги (Ж.Верн «Таинственный остров» роман-робинзонада).

При изучении стихотворения «Три пальмы» в 6 классе  М.Ю. Лермонтова автор предлагает подумать о милосердии и жестокости и участи слабого человека в этом мире. Отвечая на эти вопросы, мы размышляем с ребятами о современной жизни, в которой тоже много несправедливости, лжи, жестокости, и пытаемся найти пути решения этих проблем. Конечно, рассуждения шестиклассников наивны, порой примитивны, но радует даже такая попытка ответить на сложные вопросы человеческой жизни.

       Художественное произведение обращено к сознанию другого человека, и чтобы оно достигло цели, необходимо опираться на небольшой, но личный опыт ребенка, заставить его сопереживать, сочувствовать, проживать вместе жизнь литературного героя, ставить себя на его место и решать для себя проблемы, поднятые в произведении. Например я использую вопросы: «Способны ли вы отличить хорошее от плохого, добро от зла? Напишите слова, которые ассоциируются у вас со словосочетанием «хороший человек». «Если бы речь шла о вас, о вашей судьбе, вы бы предпочли довериться бесстрастному закону либо человеческому милосердию? Объясните свою точку зрения».

В результате формируются умения и навыки, направленные на социализацию личности:

·        навык целенаправленного поиска информации в справочной литературе, периодике, на телевидении и в ресурсах Интернета;

·        умение выражать свое отношение к прочитанному, писать рецензии;

·        участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

·        выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

·        строить устные и письменные высказывания;

·        определять свой круг чтения и оценки литературных произведений;

Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, научить свободно говорить и писать. В соответствии с этой целью в программе М.М. Разумовской усилена речевая направленность курса. Теория приближена к потребностям практики.

Для каждого года обучения выделяются умения, связанные с различными видами речевой деятельности, способствующие социализации выпускника.

В 6 классе ребята учатся составлять рассуждения на дискуссионную тему о поступках людей, писать аннотацию, отзыв, строить устное определение научное понятие, а также совершенствовать содержание, логику и язык своего высказывания. Получают навык произношения причастий и деепричастий, учатся нормам употребления в речи числительных, местоимений, правильному построению предложений с причастными и деепричастными оборотами.

  Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Это кажется невероятным, но это так. Задача состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит – научить жить.
       Привлечь детей к игре можно, целенаправленно создавая игровые ситуации. Они одновременно являются и педагогическими, так как ставят ребёнка в новые условия, изменяющие привычный ход его жизнедеятельности, требуют от него новой модели поведения. Социализация личности на уроках проходит через
индивидуальную и групповую формы обучения.

Учащиеся любят также игру «Чистый лист», которую тоже можно проводить на этапах повторения.C последних парт передается лист бумаги, на котором ученики записывают, например, разносклоняемые существительные. Основная задача: как можно быстрее передать лист на первую парту. Самое главное, что эта игра позволяет привлечь всех учеников.

Приведу  примеры.  При закреплении раздела «Лексика» в 6 классе проведена дидактическая игра  « В мире слов», в ходе которой ученики , работая в группе и парах, не только узнали слова – профессионализмы, но и получили некоторые знания о профессиях, выяснили, что слова – сленги ( Лексика, распространенная среди различных групп населения. Нестандартные слова и выражения присутствуют в речи молодежи, подростков, людей отдельных профессий и социальных слоев; моложённый сленг: телек, бабки, точняк, днюха…) не  уместны в речи и не являются литературным языком.   На уроке в этом же классе по теме  «Фразеологизмы»  использовалась игра « Знаток фразеологизмов». Ученики узнавали значение фразеологизмов и  выбирали те, которыми можно характеризовать человека в той или иной ситуации, а также вспоминали фразеологизмы.

В последние годы в обучение активно включается метод проектов. При использовании этой технологии учитель не дает готовые знания, а направляет деятельность ученика, который самостоятельно добывает их, выполняя при этом познавательную, исследовательскую работу по заданной теме

         Суть таких заданий – в возможности реализации познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся. Современная школа должна готовить ученика-социального исследователя, организатора и участника коммуникаций, субъекта принятия решений, т.е. ученика социализированного.   

          В процессе участия в таких уроках дети учатся общению, такту в речи и поведении, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, проходят через ситуации, которые могут им помочь во взрослой жизни.

        Моделирование взрослой жизни в игровых ситуациях на уроках русского языка стимулирует у сегодняшних детей и подростков гражданственность, гибкость мышления и поведения, принятие норм и правил поведения в социуме.

                В результате такой работы ученики приобретают навыки коллективной работы, подготовки и презентации публичного выступления, демонстрации опыта, исследовательской работы с текстом произведения, они учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать мнение других участников проекта.

                Главное в работе учителя - не ограждать ученика от трудностей жизни, а готовить к ним.

Уважаемые коллеги, безусловно, вы все в той или иной форме проводите подобные уроки и согласитесь, что они требуют особенно тщательной подготовки, проявления творческой активности самого учителя. Но все это оправдано, так как наша с вами главная цель — помочь детям ориентироваться и адаптироваться в современной, такой непростой жизни.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Памятка для работающих в паре (группе)

1.Будьте доброжелательны и терпеливы друг к другу.

2.Не перебивайте своих товарищей, учитесь слушать и слышать друг друга.

3.Будьте внимательны к высказываниям других.

4.Принимайте участие в обсуждении проблемы.

Требования к ответам

1.Отвечать громко, чётко, с соблюдением пауз и правильной интонации.

2.Говорить на тему, обозначенную в задании.

3.Излагать материал логично и последовательно с необходимыми обобщениями и выводами.

4.Ясно формулировать основную мысль высказывания



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы как фактор, способствующий социализации личности в современном обществе

Нестандартные формы проведения уроков русского языка и литературы как фактор, способствующий социализации личности в современном обществе

Уроки литературы дают детям колоссальный опыт жизни

Уроки литературы дают детям колоссальный опыт жизни

Напишите слова, которые ассоциируются у вас со словосочетанием «хороший человек»

Напишите слова, которые ассоциируются у вас со словосочетанием «хороший человек»

На уроке в этом же классе по те ме «Фразеологизмы» использовалась игра «

На уроке в этом же классе по те ме «Фразеологизмы» использовалась игра «

Памятка для работающих в паре (группе) 1

Памятка для работающих в паре (группе) 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.03.2021