«Нестандартные приёмы развития устной и письменной речи учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности»
Будущее школы определяется не президентом…,
не министром образования и даже не учителем.
Но каждый участник образовательного процесса
сам решает, идти в ногу с будущим или
вышагивать пятками вперёд.
А. Гин.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе.
Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников.
Задача воспитания интереса к предмету тоже очень важна и актуальна.
Передо мной стоит задача способствовать формированию самооценки личности через развитие стремления к самопознанию. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания постепенно развивает определенные мыслительные операции, в частности, логическое и аналитическое мышление, тем самым повышая результативность обучения, сохраняя при этом у учеников интерес к предмету.
Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным приемам на уроках, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда. Такие уроки создают атмосферу сотрудничества и коллективизма, активизируют творческие силы учеников, расширяют его кругозор, ставят перед ситуацией выбора принятия самостоятельного решения.
Для развития творческих способностей детей необходимо создать ряд условий:
Такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.
Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для него и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Для реализации этой цели требуется:
Очень важен на каждом уроке этап мотивации. Приведу дидактические приемы, используемые на уроках русского языка и литературы из опыта работы.
Существует немало приемов, которые можно удачно применить на данном этапе. Рассмотрим некоторые из них.
Приёмы работы:
· учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);
· учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются.
Включение в коррекционную деятельность проходит успешнее, если учащиеся понимают, что работа над собой, над своими ошибками действительно является неотъемлемым условием развития человека и необходима каждому из нас. Наглядно и просто донести эту необходимость до учащихся, наряду с другими приёмами, мне помогают, например, высказывания известных мудрых людей, философов, учёных.
Ознакомиться с такими высказываниями я предлагаю и вам.
1. Человек может допустить ошибку. Признание её облагораживает его, но дважды облагораживает, если человек исправит ошибку. А.Навои.
2. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок. Конфуций
3.Совершить ошибку и осознать её – в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её – это и есть честность. Цзи Юнь.
4.Умение мужественно преодолевать самого себя – вот что всегда является одним из величайших достижений, которыми может гордиться человек. П.Бомарше.
Можно начать урок с притчи, пословицы.
Например: Китайская пословица гласит: Человек может стать умным тремя путями: путём подражания, путём опыта, путём размышления.
Учитель предлагает поразмышлять, какой же путь самый трудный.
Выслушав всех, учитель воспроизводит
Человек может стать умным тремя путями:
путём подражания – это самый лёгкий путь,
путём опыта – это самый трудный путь,
и путём размышления – это самый благородный путь.
Приём «Перепутанные логические цепочки».
Я бы хотела начать урок с известных вам строк, но они рассыпались. Кто поможет мне? «начинается» «С» «успех!» « удачи» « малой»
«С малой удачи начинается успех!»- Как вы понимаете эти слова?- Я вам желаю, чтобы вам сегодня сопутствовала удача, которая поможет нашему уроку быть успешным!
На этом этапе можно также использовать приём «Удивляй!» Сообщение интересных фактов о каком – либо грамматическом явлении, о стилях речи. Вот пример такого текста:
Есть науки древние, возраст которых определяется даже не веками, а тысячелетиями. Например, медицина, астрономия, геометрия. У них есть богатый опыт, традиции, которые берут свое начало с древности, развиваются и действуют в наше время. Так, обычай выпускников медицинских институтов давать клятву Гиппократа родился три тысячи лет назад и носит имя великого греческого врача, жившего в 460-356 гг. до н. э. на острове Коса.
Есть науки совсем молодые, которые родились только в прошлом веке. Например, экология.
Но есть и такие науки, чей возраст определить очень трудно. К таким наукам относится стилистика. С одной стороны наука как предмет сформировалась в начале нашего века. Но в то же время человек очень давно стал задумываться, что мы говорим и как говорим. А этим и занимается стилистика – наука о стилях. Кроме того, на “древность” указывает и сам термин, – так древние называли заостренную палочку, которой писали на восковых дощечках.
Обратите внимание на эпиграф к уроку. «Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями». (Г.Солганик)
Прием “Нестандартный вход в урок”. Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например, записано сложное предложение с союзом и с общим второстепенным членом (запятая не стоит). - Предлагаем ученикам подумать, почему предложение сложное, а запятая не стоит?
Интеллектуальная разминка
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.
Разминку можно проводить по-разному:
· Что лишнее?
· Обобщить – что это?
· Какое слово скрывается (фотамсеар - атмосфера) и так далее.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
Приём «З-Х-У». Графическая форма приема отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Знаю |
Хочу знать на уроке |
Узнал |
Заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.
Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний.
Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) или поисков ответов на поставленные вопросы в тексте учебника в течение урока (если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
На этапе актуализации и пробного учебного действия эффективны следующие приёмы.
Заполнение (создание) кластера.
Предлагается разноуровневый кластер для детей с повышенной мотивацией и слабых (для слабых заполнен частично). Это отличный приём систематизации материала. Наиболее часто кластеры применяются на стадии рефлексии, но и на стадии осмысления их применение эффективно. На уроках повторения и обобщения кластеры целесообразно использовать и на стадии вызова. Плюсы данного приёма: стопроцентная активность класса, быстрое воспроизведение изученного материала, чёткость изложения, возможность проявить творческую фантазию.
Использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:
o актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
o стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
o запомнить теоретический материал по теме;
o проявить свои творческие способности, фантазию;
o совершенствовать навыки работы с компьютером.
Приём «Фишбоун» позволяет учащимся разбить общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние – суть понятия, хвост – ответ на вопрос.
Приём «Пропорции»
Когда ребята выполняют задание, у них есть и образец, и поле для самостоятельной работы, направленной как на отработку определённого навыка, так и для творчества. Данная работа может стать мини-проверочной или послужить дидактическим материалом для работы в парах. Например, урок русского языка при изучении раздела «Лексика» по теме «Фразеологизмы»:
(спит) как убитый = ____?_____ = сломя голову = ?
Крепко темно ? ?
Приём «Нарисуй правило».
Творческая работа, эмоциональный отклик на совместную работу на уроке, требует определенной самоорганизации, дисциплинированности, воображения, творческой самостоятельности. Данный приём можно предложить использовать в домашнем задании.
Универсальный
прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной
деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в
мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Формирует:
Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: согласен – «+», не согласен – «-».
1. Слово, имеющее одно лексическое значение, — однозначное.
2. Слова разные по звучанию, но сходные по своему лексическому значению — это омонимы.
3. Словарный состав языка — лексика.
4. Слово, имеющее несколько лексических значений, — многозначное.
5. Слово сходство по отношению к слову различие — антоним.
Приём «Морфологический ящик»
Данный дидактический приём является замечательным средством для повторения разных видом орфограмм и переходом к изучению новой темы. Важно, что при использовании этого приёма даётся не готовый дидактический материал, а его ребятам приходится «добывать» самим.
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
А |
∩ |
-медл- |
-двиг- |
-крик- |
-ех- |
-уч- |
-хорош- |
-пуг- |
-уклюж- |
Б |
¬ |
ис- |
не- |
за- |
у- |
на- |
пере- |
вс- |
без- |
В |
^ |
-а- |
-ся- |
-о- |
-л- |
-н- |
-енн- |
-нн- |
-е- |
Г |
|
-и |
-ет |
-а |
-о |
-ит |
|
-ы |
-ть |
1) «Соберите» словосочетание и объясните известные вам орфограммы.
2) Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание
Текст с пропусками
Заполните пропуски.
Различают три типа речи:__________________________
В _________________________ рассказывается о каком-либо событии, последовательно перечисляются действия героев.
В________________________ изображается, рисуется какой-либо предмет (природа, люди, животные и т. д.).
В ______________________________ что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно выдвигается мысль, которую надо доказать — _______________________. Затем приводятся доказательства —___________________.
В конце рассуждения делается _____________________.
Решение лингвистической задачи
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд.
Су…фикс, сл…восочетание, соглас…ные, па…но, пр…дложение, син…аксис, глас…ные, ол…цетворение, транс…рипция, уд…рение.
Какое слово лишнее почему? (панно – не термин)
Подчеркните слова, которые будут нужны для повторения и изучение темы?
По выделенным словам расскажите, что вы знаете о «Фонетике».
Суффикс, словосочетание, согласные, панно, предложение, синтаксис, гласные, олицетворение, транскрипция, ударение.
Блицопрос
1. Часть речи, обозначающая название предмета. (Имя существительное.)
2. Постоянный признак имен существительных. (Род.)
3. Часть слова без окончания. (Основа.)
Прием РАФТ
Название приёма представляет собой сокращение: роль, аудитория, форма, тема. Ребёнок выбирает для себя некую роль, т.е. пишет или составляет устно текст не от своего лица. Затем решает, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (рассказ, доклад, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор происходит индивидуально, но иногда такая работа проходить в парах.
Например, задание для учащегося 9 класса при подготовке к ГИА. Представь себе, что ты – запятая. Расскажи о своей жизни в стране Обособленных Членов Предложения. Задание для учеников 5,6 класса: представь, что ты – Имя Существительное. Расскажи о себе.
На начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у учеников опыта и знаний, приём «Корзина» идей, понятий, имен… очень эффективен. Это приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся, позволяющий выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать корзину, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по предложенному вопросу (строго индивидуальная работа, продолжительность 2 - 3 минуты). Затем происходит обмен информацией в парах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 1-2 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия. Далее каждый ученик называет какое-то одно сведение или факт, при этом ранее сказанное нельзя повторять! Все сведения кратко, в виде тезисов, записываются учителем в «корзинке» (без комментариев). В корзину можно «сбрасывать» все понятия, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка понятия будут связаны в логические цепи. Данный приём активизирует деятельность учеников, каждый стремится «бросить» в «корзину» свой ответ.
Приём очень напоминает традиционное фронтальное повторение, но есть и существенная разница: работа индивидуальная – групповая – коллективная. Элемент игры – все сведения помещаются в корзину. Работа проходит быстро, живо, активно. И результат виден сразу у каждого ученика: кто-то доверху наполнил корзину, а кто-то ничего не вспомнил сам, воспользовался подсказкой. Исходя из этого, и строится урок, и с учётом пробелов можно дать индивидуальное домашнее задание.
Предложим ребятам поместить в корзину только слова с приставкой при- со значением «неполное действие». Таким образом, повышается внимание, они более сосредоточены: важно правильно вставить буквы и определить значение приставки.
Пр…милый, пр…неприятный, пр…спокойно, пр…града, препятствие, пресечь, пр…опасный, пр…скучный, пр…бивать, пр…ближаться, пр…байкальский, пр…бежище, пр…бавлять, пр…брежный, пр…вивать, пр…валиться, пр…вести, пр…вертеть, пр…вязать, пр…вокзальный, пр…тормозить, пр…гибаться, пр…двинуться, пр…землиться, пр…дорожный, пр…дираться, пр…ехавший, пр…задуматься, пр…жечь, пр…кладывать, пр…каспийский, пр…нарядиться, пр…одеться, пр…писать, пр…открыть, пр…поднять, пр…прыгивать, пр…соединиться, пр…ютить, пр…тихнуть.
В «корзину» поместили несколько слов, а работу проделали большую.
Можно предложить ребятам заполнить сразу две «корзины», выписывая слова с разными значениями приставок.
Добиваясь осознанного усвоения каждой темы, а затем её чёткого воспроизведения, можно усложнить приём «корзина», не меняя его сути. Предложим детям самим определить, сколько корзин им понадобится, чтобы распределить такие слова:
Задач, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, стричь, пригож, речь, меч, могуч.
Возможны следующие варианты ответов:
- Мне понадобилась одна «корзина», потому что все эти слова на орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
- Я бы поделил эти слова на две «корзины». 1-я: делаешь, молодежь, беречь, стричь, речь. Эти слова пишутся с ь; 2-я: задач, с крыш, из-за туч, пригож, шалаш, хорош, меч, могуч (без ь).
- Я бы поделил эти слова на три «корзины», так как эта орфограмма встретилась нам в глаголах, существительных и кратких прилагательных.
- Я бы поделил эти слова на четыре «корзины»: 1-я: глаголы делаешь, стричь, беречь (пишутся с ь); 2-я: существительные 3-го склонения молодежь, речь (пишутся с ь); 3-я: существительные 1 и 2 склонений задач, из-за туч, шалаш, с крыш, меч (пишутся без ь); 4-я: краткие прилагательные пригож, хорош, могуч (без ь). И уж совсем замечательно, если кто-то из учащихся скажет, что задач, из-за туч, с крыш – отдельная «корзина». Активно работают абсолютно все ученики, мыслят, рассуждают, доказывают. Используемый при этом элемент игры не превращает урок в игру!
Плюсы такой работы ещё и в том, что здесь присутствует «дух» соревнования: каждому хочется высказаться, быть активным. Дети не боятся ошибаться (их поправят или с ними поспорят). А учитель добился цели на данном этапе урока: в работу включился весь класс, несколько важных орфограмм повторили, закрепили навыки бесконфликтного общения, над развитием речи поработали.
Приём формула ПОПС
Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
П – позиция
О – объяснение (или обоснование)
П – пример
С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Я считаю, что…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Я могу это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Для пробного действия необходимо предъявить одинаковое для всех учащихся индивидуальное задание. Учащиеся самостоятельно выполняют пробное действие и соотносят его с готовым образцом без исправления ошибок. Завершение этапа связано с организацией выхода в рефлексию пробного действия. Выполняя пробные учебные действия в системе, обучающиеся приходят к выводу, что ошибка в учении не является «криминалом», а лишь поводом подумать, что не получается и исправить свою ошибку.
«Звуковые ассоциации». Задание, связанное с ударением в словах, нередко бывает камнем преткновения и на уроках, и на олимпиадах, да и при подготовке к ЕГЭ ребятам предложен весьма значительный список слов, ударение в которых следует знать, а задание №4 как раз и нацелено на то, чтобы проверить, насколько грамотен выпускник в орфоэпии!
У каждого учителя есть свои хитринки, которые они предлагают, дабЫ облегчИть запоминание этих слов!
Еще со школьной скамьи помню стишок, который знают теперь и мои ученики:
Выполняя договОры, инженЕры и шофЁры,
СтолярЫ и малярЫ - потрудились все на славу,
Чтоб для будущей зимы возвести домов квартАлы
Для народа, для страны!
Есть еще и такой способ: для того, чтобы запомнить, на какой слог поставить ударение в том или ином слове, нужно подобрать созвучное ему слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Например, чтобы ударение в слове «туфля», можно представить такую картинку: «похожая на ТУфлю ТУча». Как только соберетесь произнести слово «вероисповедание», вспомните, что индусы о своём вероиспоВЕДании рассказали в священных книгах «ВЕДы». В этом случае проблем с ударением не возникает, так как сразу определяется ударный слог. Если вы будете «подавать хоДАтайство» с твердой уверенностью получить на него ответ «ДА», то и ударение в слове у вас не вызовет больше сомнений.
Хорошим подспорьем служат и орфоэпические запоминалочки-рифмовки: слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог. Для запоминания, например, того, что в слове «торты» ударение падает на "О", можно использовать рифму: «Долго ели тОрты — не налезли шОрты". Вот еще рифмовочка: «Зуб решил я полечИть, чтоб страданье облегчИть».
Перед вами слова, в которых часто допускаются ошибки в ударениях и фразы, которые могут помочь запомнить, где его правильно ставить. Посмотрите, быть может, среди них есть слова, постановка ударения в которых вызывает затруднения и у вас. Запомните, как правильно произносить эти слова. Можете придумать свои созвучия или рифмы.
АлфавИт
- Заучив весь алфаВИт, он имел усталый ВИд
ЗвонИт - Добрый доктор АйболИТ спрашивает: "Кто
звонИТ?"
ШассИ - Пилот потратил много СИл, но все равн убрал шасСИ
Кухонный - Полотенцем кУХОнным сУХО вытер УХО.
СтолЯр - На ЯРмарку пришел столЯР
КоклЮш - КЛЮШка в углу отдыхает, а мальчик коКЛЮШем
страдает.
Сочинение может быть исполнено в самых разнообразных формах: в виде эссе, рассуждения, описания, письма другу. Каждое письменное задание закрепляет какие–то знания учащихся в области литературы и развивает определенные умения: понимание темы произведения, оценивание поступков героя, установление связи между поступками героя, умение рассуждать. Так, в 7 классе при изучении сказки М. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» предлагаю ученикам задание составить по сказке сценарий. Эта форма работы требует подготовки и знания текста, рассказа об особенностях написания сценария, о роли ремарок, о текстовом оформлении. Например:
Сценарий фильма «Необитаемый остров»
Крупный план.
Эпизод 1.
Вокруг расстилается море. В центре кадра – остров. На нем под деревом – два генерала. Они в ночных рубашках, колпаках и с орденами.
(Звучит музыка.)
Кадр 1.
1-й генерал. Мне приснилось, что мы на необитаемом остове!
• 2-й генерал (удивленно) Где это мы?
• 1-й генерал (всплеснув руками) Что же делать?
Приём «Шаг за шагом» Используется для активизации полученных ранее знаний: ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала. Например, урок русского языка: Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают перечислением морфологических признаков глагола. Урок литературы: Каждый шаг сопровождают перечислением фактов биографии писателя из домашней статьи, конспекта или иного источника.
Приём «Диктант значений» Интересный способ словарного диктанта. Учитель диктует не слова, а их значения. Учащиеся должны по значениям определить слова и написать их. Урок русского языка: Учитель в диктанте по удвоенным согласным диктует: «Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь», а ученики пишут «Корреспондент», учитель: «Совокупность всех притоков реки, озера», ученики: «Бассейн», учитель: «Система взглядов, воззрений на жизнь, природу и общество», ученики: «Мировоззрение».
Приемы, используемые для проведения рефлексии. Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.
Синквейны – превосходный способ контроля.
Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Остап Мужественный, цельный, Сражается, мучается, погибает, Достойный сын своего отца. Патриот. |
Андрий Красивый и слабый, Храбрится, влюбляется, предаёт. Нельзя уважать таких людей. Предатель.
|
Если классы разного уровня, разного возраста (5 класс или 10 класс), то структуру синквейна можно варьировать: 1. Существительное. 2. Прилагательных два (допускаются причастия). 3. Глаголов три (допускаются пояснения). 4. Предложение из четырех слов. 5. Существительное (вывод, обобщение).
Например, урок литературы в 5 классе по теме «Былинные герои»:
Богатырь.
Бесстрашный, смелый.
Сражается, побеждает, не боится.
Смелый, не испугается врагов. Герой.
Урок русского языка в 5 классе при изучении раздела «Лексика»:
Паронимы
Разные, но близкие
Обогащают, используются, запутывают
Иногда неправильно употребляются в речи
Коварные слова
Еще один прием «Расскажи по схеме: Я знаю, я запомнил, я смог»
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Для оценивания
учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить ребятам
на листочке условно отмечать свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный
«0» - не ответил.
Любой урок, а урок русского языка особенно довольно труден для детей, поэтому важно прибегать к различным способам познания. Перечисленные мною приёмы не только помогают сменить вид деятельности, но продолжают обучать в более захватывающей форме. Урок – это работа, она не должна быть лёгкой, но почему не сделать работу на уроке интересной и посильной всем? Современный урок требует больших умственных и физических затрат от учителя и от ученика, но только добытое трудом и желанием усваивается на всю жизнь и особенно ценится. «Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше» - писал Э.Золя. И то, что на уроке способно создать ситуацию успеха, в жизни поможет стать успешным человеком.
Таким образом, существует бесконечное множество современных дидактических приемов. Используя разнообразные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, можно добиться определенных результатов в развитии их устной и письменной речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.