Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.
Оценка 4.9

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
обществознание
Взрослым
08.04.2018
Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.
В данной статье описаны методы запоминания информации по предметам, поможет студентам запомнить информацию как на занятиях в образовательном учреждении, так и при самостоятельном обучении. Материал собран из личного наблюдения и изучения литературы по теме, исходя из психолого-педагогических особенностей обучающихся учебных заведений.
методическая копилка Кутуевой.docx
Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию. (рубрика «методическая копилка») «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне действовать  самому, и я пойму»  (Конфуций) 1 Наблюдая за деятельностью каждого студента и сравнивая уровень усвоения   я   пришла   к   выводу,   что   каждая учебной   дисциплины   на   занятиях,   информация,   полученная   ими   на   занятиях,   забывается   уже   на   следующем уроке.   В последствие я поставила перед собой задачу: как научить студентов так, чтобы они запомнили теорию надолго? Известно, что   чтобы запомнить, нужно понимать теорию. Проанализировав литературу по психологии   в сфере обучения, я наткнулась на материал об использовании ментальных карт. Собственно, о них я и хочу   рассказать, о том как ввела в практику обучения данную методику. Известный американский психолог Тони Бьюзен предлагает вести свои записи так, чтобы они были созвучны со способом мышления каждого из нас именно с помощью ментальных карт (“карт   ума”) появляется возможность отображать   смысловые   связи   и   это   очень   хорошо   помогает   запомнить информацию. Так что же такое ментальные карты? Это схема, т.е. визуальный способ представить информацию так, чтобы отобразить различные связи с понятиями. Таким образом, мы получаем нечто вроде корневой системы, паутины. Рисовать её можно на листке бумаги – психологи говорят, что  это помогает отлично запоминать содержание.    В начале у нас тема (сердце) – ядро, а потом справа от верхнего угла по часовой   стрелке   от   ядра   мы   рисуем   веточки   разными   цветами.  Везде,  где возможно   добавляем   рисунки,   символы,   которые   будут   ассоциироваться   с ключевыми словами.     У   меня   разработано   большое   количество   ментальных   карт   (по разделам курса «Обществознание»), которые я сделала для своих учеников . ( Приложение 1). В   своей   деятельности   стараюсь   меньше   прибегать   к   конспектам   и предпочитаю информацию изображать в виде ментальных карт. Это позволяет видеть все взаимосвязи конкретной темы ( Приложение 2). Я исхожу из того, что большинство из студентов являются визуалами и такая   подача   информации   помогает   запомнить   наиболее   глубоко,   ярко, осознанно, нежели, мы это будем делать, используя традиционный конспект. Ментальные карты  позволяют раз и навсегда разобраться с темой. Всё чётко, ярко и понятно! Готовиться по таким карточкам одно удовольствие. Таким образом, студент не просто открывает конспект и пытается над ним не уснуть, а «совершает прогулку по лабиринту знаний» (Приложение 3) Так в чём же преимущества ментальных карт? ­   они   очень   удобны   в   использовании   (показывают   связи   между явлениями   и   саму   логику   мышления,   способствуют   лучшему   запоминанию информации); ­ собирают воедино большое количество данных, развивают мышление. Запоминание и воспроизведение смыслового материала тесно связано с процессами мышления каждого из нас. Связано это с умственным развитием человека и его запасом знаний. А это я к тому, что форма воспроизведения мыслей напрямую зависит от уровня речевого развития обучающегося. Кроме всего этого, на практике, я столкнулась с еще немало важной проблемой – запоминание терминов и понятий. Перебрав   большое   количество   информации,   по   данной   теме,   разных источников,   я   наткнулась   на   интересные   работы   немецкого   комментатора и популизатора науки Себастьяна Лейтнера. В   своей   работе   он   описывает   нестандартный   метод   заучивания иностранных слов.  Каким же образом появилась система Лейтнера и что это такое? Немного исторической справки. Немецкий ученый Эббингауз проводил  эксперименты в области психологии. Он вел наблюдения за человеческим восприятием и памятью. Ему принадлежат такие открытия, как «правило 7»,  иллюзия луны (луна при восходе кажется больше, чем когда находится  высоко в небе). Одним из его открытий было то, что при забывании память  человека теряет 75% от всей выученной информации уже через сутки­двое (48 часов). В течение 20 минут после занятий с иностранными словами забывается 42%. А по прошествии 8 суток в памяти остается всего 20% начальной  информации, но этот небольшой процент позволяет человеку не забыть всю  информацию в целом и является ключом к стертым знаниям. Таким образом,  Себастьян Лейтнер изучил работы Эббингауза и сделал вывод, что память  хранит информацию не с одинаковой степенью забывания. Что­то  запоминается легче, что­то сложнее.  На основе этого вывода, Лейтнер разработал систему флеш­карточек для  эффективного заучивания иностранных слов.  Данный метод я решила использовать на занятиях для заучивания студентами обществоведческих понятий и исторических терминов. Что такое карточки Лейтнера и как ими пользоваться для достижения  желаемого эффекта? Это небольшие карточки небольшого прямоугольного размера (визитки). Психологи утверждают, что лучше использовать  разные цвета . как бумаги,  так и ручек для оформления карточек, так как это помогает ассоциативной  памяти. С одной стороны карточек пишем термины, а с другой их определение. Метод заключается в повторении слов через разные промежутки времени. Система Лейтнера предпологает использование 3 – 5 коробок по карты с  терминами. Я использую в своей деятельности 3 коробки. В первую коробку  кладем карточки с новыми терминами, которые изучаются на занятии, во  вторую – карточки с которыми имеются затруднения в запоминании. Третья  заполняется уже запомнившимися терминами и понятиями. Таким образом, карты из 1 коробки используем один раз в занятие, из 2 с  перерывами, скажем, через пару занятий, а 3 заполняется хорошо заученными  словами из первых двух коробок. Если слова из 3 коробки подвергнулись  забыванию, тогда их следует переместить уже во 2. Данная методика повысила мотивацию и повысила интерес студентов к  обучению исторических и обществоведческих дисциплин. Эффективность представленных мной методов, я проверила через результаты  проведенных мной опросов среди студентов и путем наблюдения. Для этого, я на протяжении года наблюдала за деятельностью студентов,  обучающихся по вышеназванным методикам, и не пользующихся данными  методами. Сравнив между собой, выяснила, что методы использования  ментальных карт и метод Лейтнера, значительно, повышают уровень освоения  материала, прививают  интерес и мотивацию к обучению, учат  самостоятельному подходу к проблеме. Кроме того, повысил уровень  успеваемости среди ранее отстающих студентов.  Благодаря данным методикам у студентов появилась возможность отсеивания лишней информации и более глубокое изучение интересующей темы. Как  выяснилось, на практике, такой метод не только сокращает усилия  человеческой памяти, но и экономит время на изучения.  Дальнейшим моим стимулом, для введения в учебную деятельность данных  методик, стал опрос обучающихся. Анализ результата опроса показал,  позитивное отношение и положительное решение продолжения ведения этих  методик. Но при применении методик можно столкнуться с рядом недостатков: 1) ограниченная масштабируемость; 2) сфокусированность только на одной центральной идее. Таким образом, работая с большими объёмами информации, в разы можно  облегчить работу.  К тому же, главными  стимулами применения методик  являются: структурированность информации и наглядность . Список литературы 1. Бьюзен Тони Усовершенствуйте свою память. – 2003г. 2. Фоер Д. Эйнштейн гуляет по Луне: Наука и искусство запоминания ­ Moonwalking   with   Einstein.  The   Art   and   Science   of   Remembering Everything. — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 270 с. 3. Speed Memory (January 27, 1977) ISBN 0­7153­7365­X 4. Make the Most of Your Mind (February 1984) ISBN 0­671­49519­4 Приложение  №1 Ментальные карты по разделам курса «Обществознание» Приложение №2 Примеры конкретных тем ( разработка студента) Приложение №3 Фрагмент занятия с применением ментальных карт

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.

Нестандартный метод запоминания информации на занятиях по обществознанию.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2018