Нестандартный урок русского языка
Оценка 4.9

Нестандартный урок русского языка

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
русский язык
9 кл
22.01.2018
Нестандартный урок русского языка
Урок русского языка проходил в игровой форме «Чудеса вокруг слова», где каждый играл за себя, где у каждого есть возможность показать себя. В конце урока подвели итоги, узнали, кто самый умный, находчивый и остроумный любитель русского языка! Девиз интеллектуальной игры дерзайте, думайте, размышляйте! Разнообразие заданий требовало от детей показать различные умения и знания.
Нестандартный урок русского языка.doc
Интеллектуальная игра «Чудеса вокруг слова» Итак, друзья, начнем урок! Затей у нас большой запас. А для кого? Для нас! Урок русского языка пройдет в игровой форме «Чудеса вокруг слова», где каждый играет за себя, где у каждого есть возможность показать себя. В конце урока подведем итоги, узнаем, кто самый умный, находчивый и остроумный любитель русского языка! Итак, дерзайте, думайте, размышляйте! Вед. Л.Н.Толстой считает: «Русский язык – это настоящий, сильный, где нужно, нежный, трогательный, где нужно, строгий, серьезный, где нужно, страстный, где нужно, бойкий и живой язык народа» Ученик: Великий русский критик В.Г.Белинский говорил о русском языке, что он «чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых естественных понятий» Ученик:  Известный   писатель   К.Г.Паустовский   утверждает:   «нам   во   владение   дан   самый   богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» Вед.: Послушайте, как можно с юмором говорить о языке. Если у вас язык заплетается, не можете ясно сказать что­либо, то лучше держать язык за зубами. Иначе потом будете корить себя? Черт дернул меня за язык.  Если кто­то будет чесать языком о вашем друге, то следует наступить ему на язык. И вы тут же увидите, что их как корова языком слизала. Если же вы сами попадетесь на язык злым языкам, то не бегайте от них, высунув язык. Лучше скажите им прямо в глаза: типун вам на язык. Когда вы захотите найти общий язык с незнакомым человеком, то не надо тянуть его за язык. Может быть, у него язык на плече, лучше прикусить язык и дать человеку отдохнуть. Итак, начнем нашу интеллектуальную игру. 1 тур. Разминка «Разное» Синоним к слову работа: труд, дело. Какое число часто встречается в сказках? Три Сколько звуков в слове тень? Почему? Три Что праздновал Казахстан 1 декабря? День Первого Президента Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять.  Снегирь Продолжи пословицу: «С книгой поведешься ­….» (ума наберешься) 2 тур.  «По алфавиту» Все присутствующие построятся согласно своим именам по алфавиту.  (Аким,   Виктор,   Владимир,   Данияр,   Кульшайра,   Максим,   Михаил   В.,   Михаил   П.,   Рагна,   Станислав, Татьяна, Юрий) ­ Сколько букв в русском алфавите? 33; в казахском алфавите? 42; в немецком ­ ?   3 тур. Игра «Найди место»  Вставить пропущенную букву, определить слова по группам. Подобрать проверочное слово. Огород                 парк                       море                  школа                 столовая Доро.ки, петру.ка, ло.ки, книжки, хле., остро.ки, реди.ка, гря.ки, ду.ки, ли.ки, бере.ки, пло.цы, фла.ки, обло.ки, тетра.ки, пиро., сли.ки, голу.цы, руч(?)ки. 4 тур. Картинный диктант. Показать рисунок, написать это слово во множ.числе в Р.П., затем перевести на казахский, немецкий языки Дерево, стул, тетрадь, картина,  дом, книга, ручка, школа, столовая, цветок,  мел, …   5 тур. Конструирование предложений. Составить и записать СПП, подобрав к главной части подходящую по смыслу придаточную часть Главная часть 1. Надо упорно учиться, 2. Яблони не зацвели, 3.Он добрался до города, 4.Мы знаем, 5. Будет теплая метель, 1­г, 2­д, 3­ а, 4­ в, 5­ б 6 тур.  Огромна страна русского языка. Красив в нем мир фразеологизмов. Вспомнив фразеологизм, ответьте на вопрос. Придаточная часть А….когда уже стемнело. Б….если воробьи чирикают. В…..как красива наша Земля. Г…..чтобы познать себя. Д….потому что было холодно. 1. Чего не надо делать после драки? После драки кулаками не машут. 2. Что нужно делать, заварив кашу?  Заварил кашу – расхлебывай. 3 Какое насекомое помогает определить добрый характер человека? Мухи не обидит. 3. Что мы говорим о человеке, который хорошо знает свое дело? Золотые руки. 7 тур. Игра «Третий лишний» Найти лишнее слово, объяснить свой выбор. Мак, ромашка, роза. Кошка, собака, воробей. Малина, дуб, береза. Лиса, корова, волк. Определение, дополнение, подлежащее. Восклицательное, невосклицательное, односоставное. …………………………….  8 тур. «Полиглот» Кого называют полиглотом? Будут даны загадки, предложения, пословицы. Ответы, пропущенные слова, назвать на трех языках  1 Что это? Бегут по дорожке доски да ножки? 2 Ярко светит яркое ……. 3 Кто любит…., того люди чтут. 4 Вот и наступила снежная …. 5 Не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком, разговаривает с нами терпеливым языком?   9 тур «В мире сказок» Закончите предложения. 1) Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет». 2) Князь им вымолвил тогда: «В добрый путь вам, господа.» 3) Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 4) Ей старик с поклоном отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка»  Назовите сказку и автора. 10 тур. Реконструкция.  Подобрать к данным схемам предложения. 1.  (        ), [       ]. 2.  [          ],  (         ). 3.  [ , (         ), ]. А. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Б. Когда дверь была закрыта на ключ, Арина Петровна приступила к делу. В. Стоит он тяжко и вздыхает, пока не озарится восток. 11 тур. «Закодированное слово» Если правильно переведете слова на русский язык и запишите их по вертикали, то в первой строчке прочтете имя казахской поэтессы. 1 2 3 4 5 6 1.Алжапқыш ­ фартук 2.Лампаның қалпағы ­ абажур 3 .Жұмыс ­ работа 4.Шындық ­ истина 5.Білім ­ знание 6.Әліппе – азбука    (Фариза)    Фариза   Онгарсынова   известна   в   нашей   стране   как   народная   писательница,   поэтесса,   лауреат Государственной   премии   и   известный   общественный   деятель.   Автор   многочисленных   стихотворений, очерков, рассказов и повестей, известных далеко за пределами нашей страны, она начала свое творчество более пятидесяти лет назад и до сих пор верна своему выбору. 12 тур. «В мире фразеологизмов» Во фразеологизмах ошибочно заменены слова. Нужно исправить ошибку. 1. Человек был семи пядей в плечах (во лбу, (умный)). 2. Он был упрямый, хоть палку на голове теши  (кол (упрямство)). 3. Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (пера (удачи)). 4. Она с детства узнала,  почём кило лиха (фунт (горе)). 5. Ребята решили вывести его на свежую воду (чистую (уличить в  обмане)). 6. Нам грозили показать, где раки ночуют (зимуют (наказать)). 13 тур «Почему мы так говорим? » Выражение... "зарыть талант в землю" Первоначально талантом называлась самая крупная весовая и денежно­счётная единица в Древней  Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. Из евангельской притчи о человеке, который  получил деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, произошло выражение "зарыть талант в землю". В современном русском языке это выражение приобрело переносный оттенок в связи с новым значением  слова талант и употребляется, когда человек не заботится о развитии своих способностей. Откуда произошло слово тютелька? Тютелька ­ это уменьшительное от диалектного тютя ("удар, попадание") название точного попадания  топором в одно и то же место при столярной работе. Сегодня для обозначения высокой точности  употребляется выражение "тютелька в тютельку". Выражение... "семь пятниц на неделе" Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С  тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: "У него семь пятниц на неделе".* Выражения ..."зарубить на носу" и "остаться с носом" Откуда взялись выражения "зарубить на носу" и "остаться с носом"? *Раньше носом помимо части лица  называли бирку, которую носили на себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т.п.  Благодаря этому возникло выражение "зарубить на носу". В другом значении носом называлась взятка, подношение. Выражение "остаться с носом" значило уйти с непринятым подношением, не договорившись. Выражение..."типун тебе на язык" Небольшой роговой бугорок на кончике языка у птиц, который помогает им склёвывать пищу, называется типун. Разрастание такого бугорка может быть признаком болезни. Твёрдые прыщики на языке человека  названы типунами по аналогии с этими птичьими бугорками. По суеверным представлениям, типун  обычно появляется у лживых людей. Отсюда и недоброе пожелание "типун тебе на язык".  Выражение... "бить баклуши" В старину отколотые от полена чурки ­ заготовки для деревянной посуды ­ называли баклушами. Их  изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем  выражение "бить баклуши" для обозначения безделья. Выражение... "дело в шляпе" В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги,  или "дела", чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение "дело в шляпе". 14 тур. «Посчитай» Сколько запятых в предложении? 1. Прошла любовь явилась муза и прояснился темный луч. А) 1 Б) 2 В) 3 2. В возок боярский их впрягают Готовят завтрак повара Горой кибитки нагружают  Бранятся бабы кучера. А) 3 Б) 4 В) 5 15 тур.  Игра «Соедините» На листках бумаги даны фразеологизмы и слова, которыми можно эти фразеологизмы заменить одним словом. Ваша задача найти и соединить фразеологизм с тем словом, которым можно его заменить Сидеть сложа руки                                                           мало Повесить нос                                                                    рано На ночь глядя                                                                    бездельничать Негде яблоку упасть                                                        загрустить Капля в море                                                                     поздно Ни свет, ни заря                                                                много 17 тур. «Определи» Определите синтаксическую роль выделенных слов в предложениях. А. Пришли друзья Ивана. Б. Меня попросили приехать на работу пораньше. В. Он побежал отыскивать Ольгу. Обстоятельство Сказуемое Дополнение  На этом интеллектуальная игра «Чудеса вокруг слова» заканчивается.  Любой язык по­своему велик, Бесценное наследство вековое. Так берегите свой родной язык, Как самое на свете дорогое. Подведем итоги. Спасибо за внимание, участие!

Нестандартный урок русского языка

Нестандартный урок русского языка

Нестандартный урок русского языка

Нестандартный урок русского языка

Нестандартный урок русского языка

Нестандартный урок русского языка

Нестандартный урок русского языка

Нестандартный урок русского языка

Нестандартный урок русского языка

Нестандартный урок русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018